Архив статей

Психологическая травма в разные периоды детства (2025)
Выпуск: № 2, Том 6 (2025)
Авторы: Кочетова Юлия Андреевна, Климакова Мария Вячеславовна, Емельянова Елизавета Андреевна

Контекст и актуальность. Психологическая травма в разные периоды детства оказывает долгосрочное влияние на развитие личности ребенка, социальную адаптацию и психическое здоровье в целом. Тема исследования является актуальной по причине большого количества психотравмирующих событий в современном мире, таких как: насилие, катастрофы, трагедии, неблагоприятные социальные условия развития, события, связанные с детско-родительскими отношениями. Цель — изучение особенностей психологической травмы на разных этапах детского возраста (ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый), в том числе у детей с ОВЗ; выявление ее механизмов и последствий в разном возрасте. Методы и материалы. В данной статье применялся метод теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Результаты. Анализ выявил возрастные особенности травматизации: младенчество и ранний возраст — расстройство привязанности, замедление развития эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка; регрессия, двигательное возбуждение или заторможенность; дошкольный возраст — симптомы интернализации (самообвинение, социальная замкнутость, низкая самооценка) и экстернализации (агрессия, гиперактивность), появление специфических страхов, сепарационной тревоги, обидчивости и раздражительности, физиологические проявления (нарушения сна, расстройства ЖКТ, головные боли, энурез); школьный возраст отмечается снижением успеваемости, мотивации, избеганием, агрессией; подростковый возраст — депрессией, рискованным поведением, самоповреждением. Выводы. Переживание психологической травмы в детстве — это динамический процесс, последствия которого зависят от возраста, типа травмы и социального контекста. Независимо от возраста, травма нарушает базовое чувство безопасности, искажает самооценку и затрудняет социальную адаптацию, провоцирует тревожность, страхи, чувство вины и депрессивные состояния. Также отмечаются когнитивные последствия (снижение познавательной активности, нарушения памяти и внимания, пессимистическое мышление). Однако механизмы и последствия травматизации различаются на разных этапах развития. Эффективная помощь требует не только работы с ребенком, но и изменения семейной системы, а также создания поддерживающей среды в образовательных учреждениях. Раннее вмешательство и учет возрастных особенностей позволяют минимизировать долгосрочные негативные эффекты и способствовать посттравматическому росту.

Сохранить в закладках