В статье анализируются особенности налогового регулирования экономического роста в условиях постконфликтного восстановления экономики ДНР (Донецкой Народной Республики). Выявлены особенности налоговой системы ДНР и ее ресурсной базы с позиций влияния налогов на экономический рост. Указаны риски фискальной консолидации с учетом технологического фак-тора и обосновано, что приоритет в политике должен быть отдан не росту налоговых поступ-лений, а обеспечению дальнейшего «бесшовного» вхождения налоговой системы ДНР в российское правовое поле и формированию благоприятной институциональной среды для результативного использования налоговых стимулов и преференций внедрению новой техники и технологий.
Идентификаторы и классификаторы
Задача обеспечения экономического роста, в том числе с использова-нием регуляторного потенциала налогов, имеет особое значение для ДНР. Несмотря на то, что на ее территории идет специальная военная операция (СВО) народное хо-зяйство продолжает функционировать и развиваться. При этом принципиально важно, чтобы оно демонстрировало устойчивую положительную динамику. Такая динамика означает рост занятости и благосостояния граждан, повышение которого до общероссийского уровня является одной из стратегических задач Программы со-циально-экономического развития ДНР. Но не менее важное значение имеют поли-тико-институциональные аспекты хозяйственной динамики – демонстрация высо-кого хозяйственного потенциала республики, ее способности восстановить эконо-мику и финансы, вывести их на новый уровень на базе новой техники и технологий, продолжая многолетние традиции трудового Донбасса.
Список литературы
1. Богачев С.В., Вишневский В.П. Налоговое стимулирование экономического роста в России: анализ с пози-ций налоговой динамичности // Terra Economicus. 2024. № 22 (2). С. 22–38. DOI: 10.18522/2073-6606-2024-22-2-22-38. [Bogachov S.V., Vishnevsky V.P. Impact of Taxation on Economic Growth in Russia: The Tax Buoy-ancy Approach. Terra Economicus. 2024. No. 22 (2). Pp.22–38. (In Russ.)]
2. Alinaghi N., Reed W.R. Taxes and Economic Growth in OECD Countries: A Meta-analysis, Public Finance Re-view. 2020. No. 49 (1). Pp. 3–40. DOI: 10.1177/1091142120961775.
3. Leibfritz W., Thornton J., Bibbee A. Taxation and economic performance. Organization for Economic Co-opera-tion and Development, 1997. Working Paper. No. 176. 141 p. DOI: 10.1787/668811115745.
4. Myles G. Taxation and economic growth // Fiscal Studies. 2000. No. 21 (1). Pp. 141–168.
5. Johansson Å, Heady С., Arnold J., Brys B., Vartia L. Taxation and Economic Growth. OECD. Economics Depart-ment. 2008. Working Paper. No. 620. 82 p. DOI: 10.1787/241216205486.
6. Corden W. Max, The Theory of the Fiscal Stimulus: How Will a Debt-Financed Stimulus Affect the Future? Oxford Review of Economic Policy. 2010. Vol. 26. Issue 1. Pp. 38-47. URL: http://dx.doi.org/grq001
7. Del Castillo G. Rebuilding War-Torn States: The Challenge of Post-Conflict Economic Reconstruction (Ox-ford. 2008; online edn., Oxford Academic 1 Jan. 2009). DOI: 10.1093/acprof:oso/9780199237739.001.0001.
8. Del Castillo G. Economic Reconstruction and Reforms in Post-Conflict Countries. Centre for Research on Peace and Development (CRPD). 2015. Working Paper. No. 25. 28 p.
9. Абакумова И.В., Рядинская Е.Н. Особенности постконфликтного восстановления: отечественный и за-рубежный опыт // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 208–214. [Abakumova I.V., Rya-dinskaya E.N. Peculiarities of post-conflict reconstruction: domestic and foreign experience // Vestnik KGPU im. V.P. Astaf’eva. 2016. No. 4 (38). Pp. 208–214. (In Russ.)]
10. Rodrik D. Institutions for High-Quality Growth: What They Are and How to Acquire Them. Cambridge, Massa-chusetts: National Bureau of Economic Research (NBER), 2000. Working Paper. No. 7540. URL: https://www.nber.org/system/files/working_ papers/w7540/w7540.pdf
11. Gupta S., Clements B., Bhattacharyaand R., Chakravarti S. The Elusive Peace Dividend // Finance and Develop-ment. 2002. Vol. 39. No. 4. Pp. 49–51.
12. Gupta S., Tareq S., Clements B.J., Segura-Ubiergo A., Bhattacharya R. Postconflict Countries: Strategy for Re-building Fiscal Institutions, World Institute for Development Economic Research (UNU-WIDER). 2007. WIDER Working Paper. Research Paper. 2007. No. 41.
13. Van den Boogaard V., Wilson P., Benson M., Milicic N. Tax Revenue Mobilization in Conflict-affected Developing Countries // Journal of International Development, John Wiley & Sons, Ltd. 2018. Vol. 30 (2). Pp. 345–364. DOI: 10.1002/jid.3352.
14. Addison T., Murshed S. Mansoob. The fiscal dimensions of conflict and reconstruction, The United Nations Uni-versity World Institute for Development Economics Research (UNU-WIDER). Helsinki. 2001. WIDER Discussion Paper. 2001. No. 49.
15. Stewart F., Brown G., Cobham A. Promoting Group Justice: Fiscal Policies in Post Countries. Political Economy Research Institute, University of Massachusetts, Amherst 2007. Working Paper. No. 155.
16. Fox W.F. Fiscal Decentralization in Post-Conflict Countries. Washington, DC, USAID, Fiscal Reform and Eco-nomic Governance Project. 2007. URL: https://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PNADK909.pdf
17. Kaiser K. Decentralization reforms. Analyzing the Distributional Impact of Reforms: A practitioner’s guide to pension, health, labor markets, public sector downsizing, taxation, decentralization, and macroeconomic model-ing, Washington. World Bank. 2006. Pp. 313–353.
18. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., «Дело ЛТД». 1993. 192 с. [Coase R. The Firm, the Market, and the Law. M., «Delo LTD». 1993. 192 p. (In Russ.)]
19. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: коллективная монография / колл. авторов ГБУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна; ГБУ «Институт экономических исследований». Донецк. 2023. 420 с. [The Economy of the Donetsk People’s Republic: State, Problems, Solutions: A Collective Monograph / collective of authors SBI «Institute of Economic Research»; under the sc. ed. of A.V. Polovyan; SBI «Institute of Economic Research». Donetsk. 2023. 420 p. (In Russ.)]
20. Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Промышленный суверенитет и развитие новых регионов России // Проблемы прогнозирования. 2024. № 2 (203). С. 61–72. DOI: 10.47711/0868-6351-203-61-72. [A.V. Polo-vyan, R.N. Lepa and S.N. Grinevskaya. Industrial Sovereignty and Development of New Regions in Russia // Prob-lemy Prognozirovaniya. 2024. No. 2 (203). Pp. 61–72. (In Russ.)]
21. Balatsky E.V., Ekimova N.A. Evaluation of Russian Economic Sectors’ Sensitivity to Tax Burden // Journal of Tax Reform. 2020. No. 6 (2). Pp. 157–179. DOI: 10.15826/jtr.2020.6.2.080.
22. Ордынская Е.В., Черковец М.В. К вопросу об эффективности применения отдельных налоговых льгот российскими предприятиями // Проблемы прогнозирования. 2023. № 5 (200). С. 32–44. DOI: 10.47711/0868-6351-200-32-44. [Ordynskaya E.V., Cherkovets M.V. On the Issue of Effectiveness of Application of Certain Tax Incentives by Russian Enterprises // Problemy Prognozirovaniya. 2023. No. 5 (200). Pp. 32–44. (In Russ.)]
23. Верников А.В., Курышева А.А. Правда ли, что национальные экономические традиции тормозят разви-тие? (институциональный подход) // Экономическое возрождение России. 2024. № 2 (80). С. 122–140. DOI: 10.37930/1990-9780-2024-2-80-122-140. [Vernikov A.V., Kurysheva A.A. Is It True That National Eco-nomic Traditions Hinder Development? (Institutional Approach) // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2024. No. 2 (80). Pp. 122–140. (In Russ.)]
Выпуск
Другие статьи выпуска
Одной из глобальных задач, стоящих перед мировым сообществом, является переход к устой-чивой энергетике. Китай, являясь одной из крупнейших экономик в мире с развитой энергетиче-ской отраслью, также встал на путь развития зеленой генерации, отвечающей принципам устойчивого развития. В то же время Китай продолжает активно развивать традиционные энергетические системы. В статье исследуются политические и экономические драйверы, опре-деляющие текущую энергетическую политику Китая в области развития зеленой энергетики и объясняющие кажущуюся противоречивость китайской энергетической политики. Сделан вы-вод о том, что геополитические цели и экономические задачи, стоящие перед правительством Китая, будут и дальше влиять на формирование его энергетической политики, сохраняя и под-держивая текущий тренд параллельного развития традиционной и зеленой энергетики.
Анализируются формируемые в цифровой экономике механизмы координации действий участников рынка. Показывается, каким образом ценовые сигналы видоизменяются под дей-ствием цифровых картелей. Использование алгоритмического ценообразования, опора на созна-тельный параллелизм цифровых платформ, скрытые договоренности специалистов – таковы но-вые формы картелизации. Особые инструменты цифровой экономики – анализ агрегированных данных с помощью специальных программ, машинное обучение, нацеленное на выявление моно-польных тенденций рынка, использование цифровых нерегулируемых контактов третьих лиц по-могают поддерживать картельную дисциплину в отрасли даже без формальных переговоров и тайных договоренностей.
Высокотехнологичные и наукоемкие компании, яркими представителями которых являются ИТ-компании, играют особую роль в повышении эффективности и конкурентоспособности эко-номики. В данной статье на основе результатов опроса, проведенного Министерством цифро-вого развития и связи Новосибирской области, анализируется состояние развития ИТ-сектора в регионе. В ходе анализа ИТ-компании Новосибирской области были разбиты на две группы с уче-том выявленной зависимости между видами специализации и использованием ими мер государ-ственной поддержки, членством в ассоциациях, аккредитацией. Различия между выделенными группами существенны: доказано, что экономическое поведение компаний из двух групп различа-ется, что свидетельствует о необходимости использования диверсифицированного подхода к ор-ганизации поддержки.
В статье приведены результаты исследования рождаемости в регионах Южного федерального округа в период с 1989 по 2022 гг. В фокусе внимания авторов – откладывание деторождений на более поздний срок, а также влияние данного процесса на динамику суммарного коэффициента рождаемо-сти и трансформацию возрастного профиля рождаемости. Авторами установлено, что на всем ис-следованном временном интервале возрастная модель рождаемости в регионах Южного федераль-ного округа была более молодой по сравнению с общероссийской. К 2022 г. средний возраст начала материнства в регионах составлял от 24,9 (Республика Адыгея) до 26,0 лет (Краснодарский край).
Статья посвящена оценке прямых и косвенных эффектов санкционного давления на россий-скую экономику. Оценка прямых эффектов санкционного давления проводится на основе исследо-вания влияния санкций на уровень потребления конкретных видов предлагаемой продукции и, как следствие, на формирование ресурсного потенциала, необходимого для импортозамещения. Для оценки косвенных эффектов санкционного давления предлагается использовать значение мульти-пликатора инвестиций, так как мультипликативный эффект от санкций, снижающих объемы производства, как и мультипликативный эффект от инвестиций в формирование ресурсного по-тенциала, необходимого для импортозамещения, распространяется на достаточно широкий круг отраслей российской экономики. Основой объединения подходов к оценке влияния санкций на потребление и результаты мультипликативного эффекта является взаимодействие спроса и предложения продукции в российской экономике.
Данные из открытых источников позволили оценить прямое влияние санкций в рамках объема потребления конкретных товарных групп в российской экономике. Для оценки косвенного влияния санкций произведен расчет влияния производства отдельных видов продукции на величину регио-нального мультипликатора инвестиций (на примере Рязанской области).
В статье рассматриваются особенности развития нефтегазовых компаний в условиях пере-хода к углеродной нейтральности, проведен сравнительный анализ подходов для оценки ценового риска и предложена имитационная модель Монте-Карло на основе модификации сценарного под-хода со встроенными инструментами управления рисками. Апробация модели проведена на примере ПАО «Лукойл». Прогноз показал, что введение трансграничного углеродного налога значительно ухудшает финансовое положение компании в среднесрочном периоде, вызывая снижение показате-лей рентабельности собственного капитала и активов, увеличение ценового риска.
Статья посвящена анализу поставок автомобилей на внутренний рынок по основным сегмен-там, в ретроспективе и в настоящее время. Выделяются четыре основных сегмента: производ-ство отечественных марок, локализованное производство иностранных марок, импорт новых ав-томобилей и импорт подержанных автомобилей. Анализируются пути развития этих сегментов и их дальнейшие перспективы. На основе анализа дефицита и способов его закрытия в настоящее время сформулирован инерционный сценарий развития автомобильного рынка России в перспек-тиве до 2035 г. Ожидается, что дефицит в низкоценовом сегменте даст возможности для про-изводства отечественных марок, а в среднеценовом – для постепенной локализации китайских брендов. Сформулирован сценарий 2, учитывающий состояние мирового рынка в перспективе до 2035 г., при этом акцент сделан на возможности производства автомобилей на новых источни-ках энергии (гибриды и электромобили). Оцениваются объемы продаж по сегментам в сценарии 1 и объемы внутреннего производства по видам используемой энергии в сценарии 2.
В статье представлен анализ развития международных грузовых перевозок. Наибольшие объемы в физическом выражении (в тоннах) перевозятся морским торговым флотом. Наибо-лее крупные потоки грузов – нефть, жидкие нефтепродукты, железная руда, уголь, зерно. Не-смотря на заявления и попытки сократить потребление ископаемых энергоносителей, что должно было бы отразиться на объемах их перевозки, пока отмечается их рост. Увеличива-ются поставки готовой продукции в контейнерах. После определенного снижения объемов пе-ревозимых грузов в период пандемии в 2023 г. ситуация постепенно стала возвращаться к до-ковидному уровню. В статье также рассматриваются грузоперевозки железнодорожным транспортом. Хотя их объемы в международном сообщении не столь велики, как морским пу-тем, однако этот вид транспорта играет заметную роль во внутриконтинентальных пере-возках. В контексте международных перевозок рассматриваются также материалы, связан-ные с развитием автомобильного транспорта.
В данной работе на основе стохастической модели общего равновесия для малой открытой экономики, ориентированной на экспорт, изучаются два вопроса. Во-первых, анализируется действие глубинных потребительских привычек в такой экономике. В представленной модели формулировка глубинных привычек отличается от общепринятой с учетом импорта в потреблении. Во-вторых, сравниваются между собой различные варианты финансирования роста государственных расходов.
Роль глубинных привычек при экономических шоках выражается в торможении сдвигов кривой спроса домохозяйств. Впервые показано, что глубинные привычки приводят к меньшей волатильности выпуска и потребления и к большей волатильности инфляции. Также в работе показано, что продолжительный шок государственных расходов создает эффект вытеснения в потреблении и выпуске, а быстро затухающий шок – эффект накопления.
Рассмотренное в работе среднесрочное увеличение государственных расходов в силу последующей необходимости балансировки уровня государственного долга приводит к снижению государственного потребления в долгосрочном периоде. По двум критериям (максимизации благосостояния и государственного потребления в долгосрочном периоде) наиболее предпочтительным вариантом финансирования роста государственных расходов оказывается использование национального фонда, инвестированного в иностранные активы, или внешнего долгового рынка.
Государственные инвестиции являются одним из важнейших источников средств для реализа-ции проектов, которые смогут выступить в качестве драйверов роста экономики в настоящее время. В данном исследовании анализируются возможности применения различных способов финан-сирования государственных инвестиций. Сделан вывод о том, что на современном этапе большой потенциал имеет применение различных налоговых льгот и иных преференций (ЛиП) при условии их эффективного администрирования. Представлены результаты оценок применения ЛиП и их влия-ния на инвестиционную активность и доходы бюджетной системы. Определены направления ра-ционализации налоговой системы, позволяющие повысить устойчивость доходной части бюджета. Акцентированы проблемы оценки экономических эффектов инвестиционных расходов бюджета.
В статье рассмотрены международный опыт приоритизации развития технологий в целях достижения технологического суверенитета страны, подходы международных аналитических центров к оценке влияния технологий на экономику и инновационную политику. Предложены вза-имосвязь потребностей человека по пирамиде Маслоу и задач государства, подход к определению приоритетов технологического развития и построению национальной модели суверенного тех-нологического развития. Рассмотрена оценка степени владения технологиями. Результаты ис-следования позволили сформировать модель суверенного технологического развития, которая может применяться в различных странах.
В мировой практике оценки экономических эффектов изменения климата активно использу-ются модели комплексной оценки (IAM). На основе четырех адаптированных авторами IAM рас-считан экономический эффект изменения климата в России до 2060 г. Согласно полученным мо-дельным расчетам, величина этого эффекта варьирует в широком диапазоне: от –1,3 трлн до +200 млрд руб. к 2040 г.; от – 3 трлн до +300 млрд руб. – к 2060 г. (в ценах 2021 г.). Упрощенный характер методологии IAM, обусловливающий предрасположенность к воспроизведению нели-нейно возрастающих ущербов, означает существенно огрубленные величины вышеупомянутого экономического эффекта изменения климата. В связи с этим, их следует воспринимать и трак-товать, в первую очередь, с точки зрения знака возникающих эффектов (ущерб или выгода) и рас-сматривать их как порядок масштаба ожидаемого ущерба или выгод, соответственно, при от-сутствии мер адаптации населения и экономики к изменениям климата.
В статье анализируется сложившаяся накануне 2022 г. модель экономического роста Респуб-лики Беларусь. Определены вклады труда и капитала с учетом их разного влияния на уровне от-дельных отраслей экономики и обрабатывающей промышленности. Показаны ведущая роль структурных изменений, взаимосвязь с ориентированностью на конечные рынки сбыта и ключе-вые внешнеторговые направления, различия в эффективности цепочек производства и реализации продукции, особенности инвестирования в разных отраслях, результаты наращивания реальной производительности труда. С учетом новых реалий, оказавших сильное влияние на источники этой модели роста, ставятся вопросы о дальнейшей стратегии Республики Беларусь, исходя из взаимодействия с основным внешнеторговым партнером, которым на сегодняшний день вы-ступает Российская Федерация, в контексте разработки совместного прогноза социально-эко-номического развития Союзного государства России и Беларуси.
Происходящие в мире события требуют существенной перестройки экономической системы, формирования более тесных социально-экономических взаимодействий с партнерами России, прежде всего, в рамках евразийских объединений. Развитие и углубление интеграционных связей может способствовать росту экономик стран-союзников, расширению национальных рынков труда, что особенно важно в условиях усиления ограничений со стороны трудовых ресурсов в от-дельных странах. В статье рассматриваются основные характеристики рынков труда стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выделяются общие черты и различия. На основе раз-работанной авторами методики (с использованием методов корреляционно-регрессионного ана-лиза) оценивается рост производительности труда в долгосрочной перспективе для каждой страны Союза. В соответствии с демографическими прогнозными расчетами приводится оценка роста численности занятого населения на национальных рынках труда, а также возмож-ности прироста трудовой миграции. В результате сведения полученных прогнозных оценок опре-деляются возможности экономического роста союзных стран.
В статье рассматриваются понятия экономической силы и многополярности, при этом выде-ляется категория «восходящих стран», с активно перестраивающейся, конкурирующей и растущей экономикой. Использование прогнозных оценок ОЭСР, ООН, отечественных источников и дополни-тельные расчеты позволили проанализировать траектории экономического развития России, США и ряда других стран, на интервале 1960-2060 гг. Предложено графическое представление траекто-рий развития в виде «ростковых» диаграмм, которые показывают позиции стран по объему ВВП и влияние на траектории их развития численности населения в трудоспособном возрасте. Сопостав-лены характеристики эффективности и производительности, определяемые отношением ВВП к численности населения в трудоспособном возрасте. Приведены количественные оценки численно-сти этой группы населения, а также эффективности и производительности в рамках рассматри-ваемого периода для России и ряда других стран относительно США. Сформулированы выводы, касающиеся долгосрочных тенденций развития мировой экономики.
Издательство
- Издательство
- ИНП РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- Юр. адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- ФИО
- Широв Александр Александрович (Директор)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1293633
- Сайт
- https:/ecfor.ru