EISSN 2686-9527
Языки: ru · en

Статья: АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОГО СОСТОЯНИЯ СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (2024)

Читать онлайн

Введение. Актуальность профориентационных мероприятий в настоящее время обусловлена экономическими и социальными особенностями развития российского общества. Такие мероприятия влияют на эффективное профессиональное самоопределение учащихся, а также на другие психологические явления. Важным моментом в образовательном процессе является становление стадий субъектности (по экопсихологической (онтологической) модели В. И. Панова), связанное с развитием гибкой компетенции «умение учиться», влияющей и на профессиональное становление учащихся, вследствие чего была выдвинута гипотеза о влиянии тренинга профессионального самоопределения на актуализацию возможного состояния стадий становления субъектности, то есть переход от потенциальных способностей к актуальным навыкам и умениям.

Материалы и методы. Для помощи в профессиональном самоопределении учащихся был создан тренинг (автор-составитель Е. С. Волкова), состоящий из 15 групповых еженедельных занятий. Цель тренинга заключалась в поддержке учащихся в выборе профессии и помощи в определении образовательного маршрута после 9-го класса. В качестве диагностической методики для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности использована проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Капцов, Волкова 2022). Выборка, состоящая из учащихся 9-х классов (n = 54, из них 56 % юноши), была поделена на экспериментальную группу, которая участвовала в тренинге, и контрольную группу, которая не подвергалась воздействию. Диагностика проводилась до и после тренинга, разница во времени составила 19 недель.

Результаты исследования. Тренинг профессионального самоопределения показал положительное влияние на уровень актуального состояния стадий становления субъектности в сторону его увеличения. В результате диагностики после прохождения тренинга обнаружены статистически значимые различия в уровне актуального состояния стадий «субъект мотивации» и «ученик», что говорит о значимом влиянии тренинга на мотивацию учащихся и их самостоятельность в учебной деятельности.

Заключение. Проведенное исследование говорит о важности применения профориентационных тренингов не только для помощи учащимся в профессиональном самоопределении, но и об их влиянии на другие психологические явления, такие как становление субъектности.

Introduction. The economic and social features of the development of Russian society make career guidance activities an important part of the educational process. Such activities enhance the effectiveness of professional self-determination of students, as well as other psychological phenomena. Development of the stages of agency is another important part of the educational process that helps students become professionals (according to the ecopsychological (ontological) model of V. I. Panov), associated with the development of flexible competence ‘the ability to learn’. We put forward a hypothesis that training of professional self-determination impacts the actualization of the potential state of agency development stages, that is, the transition from potential abilities to actual skills and abilities. Materials and Methods. We created a training aimed at helping students with professional self-determination (author E. S. Volkova). The training consists of 15 group lessons taking place once a week. The purpose of the training was to support students in choosing a profession and to help them determine the educational route after the 9th grade. We used a projective method of assessing the states of the stages of students’ agency development to measure the actual, potential and ideal states of the stages. The sample included middle school students, the 9th grade (n = 54, 56 % of them are boys) and was divided into the experimental group, which participated in the training, and the control group, which did not. The measurements were carried out before and after the training, the time difference between the measurements was 19 weeks. Results. The training of professional self-determination increased the level of the actual state of the stages of agency development. The measurements carried out after the training revealed statistically significant differences in the level of the actual state of the ‘subject of motivation’ and ‘student’ stages, which indicates a significant influence of the training on the students’ motivation and independence in educational activities.

Conclusions. The study not only highlights the importance of using career guidance trainings to help students in professional self-determination, but also establishes the impact of such trainings on other psychological phenomena such as the development of agency.

Ключевые фразы: тренинг профессионального самоопределения, СУБЪЕКТНОСТЬ, стадии становления субъектности, модальности (состояния) стадий субъектности, СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ
Автор (ы): Волкова Евгения Сергеевна
Соавтор (ы): Капцов Александр Васильевич
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.33910/2686-9527-2024-6-1-48-58
eLIBRARY ID
67349196
Для цитирования:
ВОЛКОВА Е. С., КАПЦОВ А. В. АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОГО СОСТОЯНИЯ СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ // ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ. 2024. Т. 6 № 1
Текстовый фрагмент статьи