Архив статей журнала

АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОГО СОСТОЯНИЯ СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 6 № 1 (2024)
Авторы: Волкова Евгения Сергеевна, Капцов Александр Васильевич

Введение. Актуальность профориентационных мероприятий в настоящее время обусловлена экономическими и социальными особенностями развития российского общества. Такие мероприятия влияют на эффективное профессиональное самоопределение учащихся, а также на другие психологические явления. Важным моментом в образовательном процессе является становление стадий субъектности (по экопсихологической (онтологической) модели В. И. Панова), связанное с развитием гибкой компетенции «умение учиться», влияющей и на профессиональное становление учащихся, вследствие чего была выдвинута гипотеза о влиянии тренинга профессионального самоопределения на актуализацию возможного состояния стадий становления субъектности, то есть переход от потенциальных способностей к актуальным навыкам и умениям.

Материалы и методы. Для помощи в профессиональном самоопределении учащихся был создан тренинг (автор-составитель Е. С. Волкова), состоящий из 15 групповых еженедельных занятий. Цель тренинга заключалась в поддержке учащихся в выборе профессии и помощи в определении образовательного маршрута после 9-го класса. В качестве диагностической методики для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности использована проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Капцов, Волкова 2022). Выборка, состоящая из учащихся 9-х классов (n = 54, из них 56 % юноши), была поделена на экспериментальную группу, которая участвовала в тренинге, и контрольную группу, которая не подвергалась воздействию. Диагностика проводилась до и после тренинга, разница во времени составила 19 недель.

Результаты исследования. Тренинг профессионального самоопределения показал положительное влияние на уровень актуального состояния стадий становления субъектности в сторону его увеличения. В результате диагностики после прохождения тренинга обнаружены статистически значимые различия в уровне актуального состояния стадий «субъект мотивации» и «ученик», что говорит о значимом влиянии тренинга на мотивацию учащихся и их самостоятельность в учебной деятельности.

Заключение. Проведенное исследование говорит о важности применения профориентационных тренингов не только для помощи учащимся в профессиональном самоопределении, но и об их влиянии на другие психологические явления, такие как становление субъектности.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВОВ АФФИЛИАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ОБУЧЕНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 6 № 1 (2024)
Авторы: Евстратова Елена Юрьевна, Малаховская Евгения Сергеевна, Асипчик Никита Николаевич

Введение. В настоящее время констатируется дефицит исследований, посвященных анализу особенностей мотивов аффилиации и социально-психологических установок у студентов с различными стилями обучения.

Цель исследования, представленного в статье, заключалась в изучении взаимосвязи аффилиативного поведения, стилевых параметров обучения и социальных установок студентов-психологов. Гипотеза исследования: социально-психологические установки и аффилиация взаимосвязаны со стилевыми параметрами обучения студентов-психологов. Исследование проведено с опорой на положения теории поколений.

Материалы и методы. Для исследования были выбраны: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, методика диагностики мотивов аффилиации А. Мехрабиана, методика диагностики стилевых параметров обучения Б. Соломан и Р. Фелдера. Выборку исследования составили студенты института психологии БГПУ им. М. Танка в следующем составе: 16 студентов первого курса очного отделения (средний возраст - 18,5 лет) и 17 студентов третьего курса заочного отделения (средний возраст - 30 лет). Для определения взаимосвязей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования. У студентов дневного отделения, имеющих предпочтения в достижении результата, а не ориентирующихся на процесс, страх отвержения менее выражен, чем у студентов, которые предпочитают процесс результату (r = -0,7 при p ≤ 0,05). Также у студентов дневного отделения между показателями «эгоизм» и «страх отвержения» присутствует обратная корреляция (r = -0,5 при p ≤ 0,05) . У студентов заочного отделения между показателями «эгоизм» и «стремление к принятию» была выявлена обратная корреляция (r = -0,56 при p ≤ 0,05). Для всей выборки были выявлены обратные корреляции между стилем обучения «визуальный/вербальный» и ориентацией на эгоизм (r = -0,4 и при p ≤ 0,05). Разница в результатах объяснима возрастом: студенты дневного отделения стремятся получить признание и занять свое место в социуме, тогда как студенты заочного отделения рассматривают себя состоявшимися личностями и не стремятся доказывать собственную состоятельность.

Заключение. Полученные результаты определяют направления дальнейших исследований мотивов аффилиации и развития профессионально-важных качеств студентов профиля «Психология». Рассматривая полученные результаты с учетом теории поколений, важно отметить следующее: выраженной эгоистичной установки, отсутствия аффилиативного поведения у студентов поколения Z обнаружено не было.

Сохранить в закладках
ПРЕДМЕТНЫЙ ФОКУС ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (2024)
Выпуск: Т. 6 № 1 (2024)
Авторы: Цветкова Лариса Александровна

Мы рады представить вашему вниманию новый выпуск журнала «Психология человека в образовании», большинство статей которого посвящены проблемам благополучия человека в различных социальных контекстах его жизнеосуществления.

Сохранить в закладках
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ И НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ У ВРАЧЕЙ-ОРДИНАТОРОВ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО И НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ (2024)
Выпуск: Т. 6 № 2 (2024)
Авторы: Билецкая Мария Викторовна

Введение. Актуальность исследования обусловлена значительным ростом показателей уровня и распространенности перфекционизма среди молодого населения и его связью с различными показателями психического неблагополучия. Врачи-ординаторы психиатрического и неврологического профилей могут быть подвержены развитию негативных психоэмоциональных состояний под влиянием характерных для студентов трудностей и профессиональных дистресс-факторов и рисков, а также в связи со специфическими трудностями, обусловленными особенностями специальности. Цель исследования заключается в изучении перфекционизма и невротических состояний у врачей-ординаторов психиатрического и неврологического профилей.

Материалы и методы. Выборка состояла из врачей-ординаторов (N = 100) по специальностям «Психиатрия» и «Неврология» в возрасте от 22 до 29 лет (М = 25; SD = 1,3). Для сбора эмпирических данных использованы «Трехфакторный опросник перфекционизма» Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой, «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» К. К. Яхина и Д. М. Менделевича. Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического критерия Манна - Уитни и корреляционного анализа Спирмена (SPSS-26). Выборка была поделена на группы: с высоким (n = 37), средним (n = 33) и низким (n = 30) уровнем перфекционизма.

Результаты. У врачей-ординаторов с высоким уровнем перфекционизма значимо более выражены невротические состояния (тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические и вегетативные нарушения) в сравнении с врачами-ординаторами со средним (p≤0,001) и низким (p < 0,001) уровнем перфекционизма. У врачей-ординаторов с низким уровнем перфекционизма социально предписываемый перфекционизм связан с тревогой, астенией и истерическим типом реагирования, Я-адресованный перфекционизм связан с меньшим уровнем тревоги и истерического типа реагирования. У врачей-ординаторов со средним уровнем перфекционизма перфекционистский когнитивный стиль связан с большей выраженностью невротической депрессии, при этом Я-адресованный перфекционизм - с меньшей. У врачей-ординаторов с высоким уровнем перфекционизма общая выраженность перфекционизма связана с тревогой и обсессивно-фобическими нарушениями, перфекционистский когнитивный стиль и Я-адресованный перфекционизм - с тревогой, Я-адресованный перфекционизм - с истерическим типом реагирования и обсессивно-фобическими нарушениями.

Заключение. Результаты могут быть положены в основу разработки программ психологической профилактики для молодых врачей с учетом выраженности дезадаптивного перфекционизма и риска возникновения негативных психоэмоциональных состояний.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 6 № 2 (2024)
Авторы: Цветкова Лариса Александровна

В современном мире здоровье детей, подростков и молодежи выступает в качестве одного из важнейших приоритетов общественного развития, а образовательное пространство, будь то пространство формального, неформального или информального образования, рассматривается как существенный фактор сохранения и укрепления здоровья, а также трансляции ценностей здорового образа жизни. Благодаря этому психология здоровья как область научного психологического знания, сфокусированная на применении психологических теорий и методов для решения задач, связанных с повышением эффективности работы по охране здоровья населения, сегодня обращает все более пристальное внимание на различные проблемы, возникающие в образовательной сфере, в контексте анализа факторов риска и защиты здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Сохранить в закладках