Введение. В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросу изучения широкого круга особенностей взаимоотношений матери и ребенка раннего возраста, а также матери и двойни раннего возраста. Материнская позиция является центральным феноменом, рассматриваемом в статье через призму факторов, влияющих на материнское поведение и исполнение материнских функций.
Материалы и методы. Осуществлен анализ 124 статей, опубликованных в базах данных Scopus, Semantic Scholar, PubMed, Bielefeld Academic Search Engine, РИНЦ и Crossref преимущественно с 2000 по 2023 год, в которых использованы ключевые слова, отражающие материнско-детское взаимодействие в семьях с одним ребенком или двойней раннего возраста.
Результаты. В обзоре внимание сфокусировано на материнской сфере женщины, осуществляется анализ влияния ценностно-смысловых аспектов материнства, актуального психоэмоционального состояния, а также параметров чувствительности и отзывчивости матери на психическое здоровье и развитие одного ребенка и двойни раннего возраста. Раскрывается понятие материнской позиции у женщин, воспитывающих одного ребенка и двойню раннего возраста. Данная позиция проявляется в конкретном поведении женщины, которое обусловлено ее ценностным отношением к роли матери, чувствительностью к состоянию ребенка, пониманием его индивидуальных особенностей, а также отражает ее оценочное отношение к выполнению своих функций. Материнская позиция женщины, воспитывающей двойню раннего возраста, претерпевает изменения ввиду того, что мать одновременно является частью двух диад «мать - дитя». Обзор показывает, что матери близнецов раннего возраста склонны обобщенно фокусировать свое внимание на двойню и выстраивать единое взаимодействие с детьми, не уделяя достаточного внимания характеристикам и потребностям каждого ребенка в отдельности. Исследования показывают снижение чувствительности и отзывчивости матерей близнецов, что влияет на качество взаимодействия с ними и удовлетворения потребностей детей.
Заключение. Материнская позиция как система отношений матери к ребенку, проявляющаяся в определенном материнском поведении и качестве выполнения материнских функций, является многокомпонентным конструктом и имеет свои специфические различия в ситуации воспитания одного ребенка или двойни раннего возраста. Она тесно связана с чувствительностью и отзывчивостью матери и может быть сопоставлена с параметрами адаптации к материнской роли. Обзор показал необходимость проведения эмпирических исследований материнской позиции женщин, воспитывающих детей раннего возраста, в том числе имеющих различные нарушения в развитии.
Introduction. The article presents an overview of Russian and foreign studies devoted to a wide range of issues in the relationship between a mother and a single infant or twin infants. Materials and Methods. We analyzed 124 articles which are available in the databases Scopus, Semantic Scholar, PubMed, Bielefeld Academic Search Engine, RSCI and Crossref and contain keywords reflecting mother-child interaction in families with one infant or twin infants. Most of the articles were published from 2000 to 2023. Results. The review focuses on the maternal sphere of a woman. The authors analyze the influence of the value-semantic aspects of motherhood, the mother’s actual psycho-emotional state and her sensitivity and responsiveness on the mental health and development of a single infant and twin infants. The article describes the concept of the maternal position in women raising a single infant or twin infants. The maternal position is manifested in the specific behavior of a woman, which depends on her value attitude to the role of the mother, her sensitivity to the condition of the child, and her understanding of the child’s individual characteristics. The maternal position also reflects the mother’s evaluative attitude to the performance of her functions. The maternal position of women raising twin infants is undergoing changes due to the fact that the mother is simultaneously a part of two mother-child dyads. The review shows that mothers of twin infants tend to pay attention to the twins in general and build a unified interaction with the children, without paying sufficient attention to the characteristics and needs of each individual child.
Conclusions. The maternal position is a system of mother-to-child relationships which is manifested in a certain maternal behavior and the quality of performance of maternal functions. The maternal position is closely related to the sensitivity and responsiveness of the mother and can be compared with the parameters of adaptation to the maternal role. The review showed the need for empirical studies of the maternal position of women raising infants, including infants with various developmental disorders.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/2686-9527-2024-6-1-18-32
- eLIBRARY ID
- 67349194
Совершенствование системы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста, имеющим различные нарушения в развитии или имеющим риск развития таковых нарушений, актуализирует необходимость глубокого изучения факторов, влияющих на их психическое здоровье. Наряду с клиническими факторами, связанными с состоянием здоровья ребенка, в исследованиях большое значение отводится раннему детскому опыту взаимодействия с матерью или другим близким ухаживающим взрослым, особенностям привязанности и специфике функционирования диады «мать — дитя» (Аникина 2022; Шматова, Разварина 2022; Clark et al. 2019). Последние зарубежные и отечественные исследования привязанности свидетельствуют о негативных изменениях распределения паттернов привязанности у детей в обстоятельствах социального риска и важности социально-экономических условий для формирования моделей воспитания детей (Мухамедрахимов, Туманьян 2022).
Список литературы
1. Аникина, В. (ред.). (2022) Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет. СПб.: Скифия, 456 с.
2. Бармина, Т. В. (2006) Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Хабаровск, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 22 с. EDN: NNSAAZ
3. Валитова, И. Е. (2021) Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии. Национальный психологический журнал, № 1 (41), с. 91-102. EDN: FDLUTO
4. Галасюк, И. Н., Митина, О. В. (2020) Взаимодействие родителя с ребенком раннего возраста: структура и динамика родительской отзывчивости. Культурно-историческая психология, т. 16, № 4, с. 72-86. DOI: 10.17759/chp.2020160408 EDN: EEGNVV
5. Гладкова, К. А., Сичинава, Л. Г., Радзинский, В. Е. и др. (2021) Многоплодная беременность. Клинические рекомендации. [Электронный источник]. URL: https://www.arfpoint.ru/wp-content/uploads/2021/06/klinicheskie_rekomendacii_mnogoplodnaja_beremennost.pdf (дата обращения 25.07.2023).
6. Демографический ежегодник России 2021: Статистический сборник. (2021) M.: Росстат, 256 c.
7. Добряков, И. В. (2009) Психоанализ и перинатальная психотерапия. Российский психиатрический журнал, № 6, с. 81-86. EDN: KZIBAZ
8. Захарова, Е. И. (2015) Освоение родительской позиции как траектория возрастно-психологического развития в зрелом возрасте. Педагогическое образование в России, № 11, с. 151-156. EDN: VHOFRP
9. Зиммель, Г. (1909) Социальная дифференциация: Социологические и психологические исследования. М.: М. и С. Сабашниковы, 323 с.
10. Киселева, М. Г. (2016) Особенности родительской позиции у матерей детей раннего возраста с врожденным пороком сердца. Международный научно-исследовательский журнал, № 11 (53), с. 106-109. DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.215 EDN: XBDVRJ
11. Князева, А. П. (2012) Материнская позиция женщин, воспитывающих детей-инвалидов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 24 с. EDN: QFVACZ
12. Косякова, О. В., Беспалова, О. Н. (2018) Сложности и перспективы прогнозирования преждевременных родов при многоплодной беременности. Журнал акушерства и женских болезней, т. 67, № 4, с. 48-59. DOI: 10.17816/JOWD67448-59 EDN: SIDHCH
13. Кузнецов, П. А., Джохадзе, Л. С., Кравцова, О. М., Савостина, Г. В. (2022) К вопросу о сроках и методах родоразрешения при многоплодной беременности при различных типах плацентации. Актуальные вопросы женского здоровья, № 1, с. 20-25. EDN: NLWWLK
14. Куражова, А. В., Ляксо, Е. Е. (2020) Речевое взаимодействие в триадах “мать -дизиготные близнецы” в 4-6-летнем возрасте детей. Экспериментальная психология, т. 13, № 2, с. 40-56. DOI: 10.17759/exppsy.2020130204 EDN: MVYZEB
15. Морозова, Ф. А., Александрова, Л. А. (2023) Психологические ресурсы и родительская позиция матерей, воспитывающих детей с инвалидностью. В кн.: Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: Бахрах-М, с. 232-236. EDN: UJLIHX
16. Мухамедрахимов, Р. Ж., Туманьян, К. (2022) Привязанность у детей в различные периоды современного Российского общества. Психологический журнал, т. 43, № 4, с. 27-35. DOI: 10.31857/S020595920021477-0 EDN: HHCWRP
17. Мясищев, В. Н. (2011) Психология отношений: избранные психологические труды. 4-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 398 с.
18. Посысоев, Н. Н. (2017) Родительская позиция как система отношений. Ярославский педагогический вестник, № 6, с. 248-251. EDN: ZXYZRZ
19. Савенышева, С. С., Аникина, В. О., Блох, М. Е. (2022) Перевод и адаптация методики “Пренатальная привязанность матери к ребенку” (MAAS). Консультативная психология и психотерапия, т. 30, № 3, с. 92-111. DOI: 10.17759/cpp.2022300306 EDN: LGIVUE
20. Скобло, Г. В., Трушкина, С. В. (2022) Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет. Вопросы психического здоровья детей и подростков, т. 22, № 4, с. 107-110. EDN: QGMVXU
21. Спиваковская, А. С. (1986) Как быть родителями. М.: Педагогика, 160 с.
22. Ткаченко, Г. А. (2021) Эмоциональное состояние родителя как определяющий фактор родительской позиции. Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки, педагогические науки, т. 4, №2 (11), с. 85-92. DOI: 10.54072/26586568_2021_4_2_85 EDN: ALILIX
23. Трушкина, С. В. (2021) Содержание нормативных представлений о материнстве у женщин, имеющих детей раннего возраста. Актуальные проблемы психологического знания, № 4 (57), с. 189-198. DOI: 10.51944/2073-8544_2021_4_189 EDN: FJRRUK
24. Филиппова, Г. Г. (2018) Психология материнства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 212 с.
25. Чистякова, Ю. С. (2021) Аксиологические основания формирования внутренней материнской позиции. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, № 199, с. 181-188. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-199-181-188 EDN: OCXZFS
26. Шматова, Ю. Е., Разварина, И. Н. (2022) Основные тренды детского здоровья в федеральных округах и регионах России в последнее десятилетие. Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология, педагогика и психология, т. 8 (74), № 1, с. 10-23.
27. Якупова, В. А. (2017) Психологические условия успешного освоения материнской роли. Консультативная психология и психотерапия, т. 25, № 1, с. 59-71. DOI: 10.17759/cpp.2017250105 EDN: YFSXIV
28. Ainsworth, M. D. S., Blehar, M. C., Waters, E., Wall, S. N. (2015) Patterns of Attachment. A psychological study of the strange situation. New York: Psychology Press, 466 p. DOI: 10.4324/9780203758045
29. Alvarenga, P., Kuchirko, Y., Cerezo, M. A. et al. (2021) An intervention focused on maternal sensitivity enhanced mothers’ verbal responsiveness to infants. Journal of Applied Developmental Psychology, vol. 76, article 101313. DOI: 10.1016/j.appdev.2021.101313 EDN: SPKGOE
30. Beer, C., Israel, C., Johnson, S. et al. (2013) Twin birth: An additional risk factor for poorer quality maternal interactions with very preterm infants? Early Human Development, vol. 89, no. 8, pp. 555-559. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2013.02.006
31. Benute, G. R. G., Nozzella, D. C. R., Prohaska, C. et al. (2013) Twin pregnancies: Evaluation of major depression, stress, and social support. Twin Research and Human Genetics, vol. 16, no. 2, pp. 629-633. DOI: 10.1017/thg.2012.153
32. Bigelow, A. E., Power, M., Dadgar, H. (2023) Maternal mind-mindedness over infants’ first three months. Infant Behavior and Development, vol. 72, article 101864. DOI: 10.1016/j.infbeh.2023.101864
33. Brophy-Herb, H. E., Choi, H. H., Senehi, N. et al. (2022) Stressed mothers receiving infant mental health-based early head start increase in mind-mindedness. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 897881. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.897881
34. Brophy-Herb, H. E., Lawler, J. M., Stacks, A. M. et al. (2023) Longitudinal associations between parental reflective functioning and maternal mind-mindedness. Journal of Family Psychology, vol. 37, no. 6, pp. 830-840. DOI: 10.1037/fam0001106 EDN: QVSXRH
35. Brown, M. P., Ng, R., Lisle, J. et al. (2023) Mind-mindedness in a high-risk sample: Differential benefits for developmental outcomes based on child maltreatment. Developmental Psychology, vol. 59, no. 6, pp. 1126-1135. DOI: 10.1037/dev0001506 EDN: KQBKTY
36. Busuito, A., Quigley, K. M., Moore, G. A. et al. (2019) In sync: Physiological correlates of behavioral synchrony in infants and mothers. Developmental Psychology, vol. 55, no. 5, pp. 1034-1045. DOI: 10.1037/dev0000689 EDN: KEUBHJ
37. Çakmak Tolan, Ö., Bolluk Uğur, G. (2023) The relation between psychological resilience and parental attitudes in adolescents: A systematic review. Current Psychology. [Online]. Available at: 10.1007/s12144-023-04966-7 (accessed 17.08.2023). DOI: 10.1007/s12144-023-04966-7(accessed17.08.2023)
38. Cerezo, M. A., Abdelmaseh, M., Trenado, R. M. et al. (2021) The temporal dimension in the understanding of maternal sensitivity in caregiver-infant interactions: The ‘Early Mother-Child Interaction Coding System’. Infant Behaviour and Development, vol. 63, article 101563. DOI: 10.1016/j.infbeh.2021.101563 EDN: KPBZYD
39. Clark, R., Tluczek, А., Moore, Е. С., Evenson, A. L. (2019) Theoretical and empirical foundations for early relationship assessment in evaluating infant and toddler mental health. In: R. DelCarmen-Wiggins, A. S. Carter (eds.). The Oxford handbook of infant, toddler, and preschool mental health assessment. Oxford: Oxford University Press, pp. 29-50. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199837182.013.2
40. Deans, C. L. (2020) Maternal sensitivity, its relationship with child outcomes, and interventions that address it: A systematic literature review. Early Child Development and Care, vol. 190, no. 2, pp. 252-275. DOI: 10.1080/03004430.2018.1465415 EDN: CNDIZI
41. De Roose, M., Beeckman, D., Eggermont, K. et al. (2018) Level of parenting stress in mothers of singletons and mothers of twins until one year postpartum: A cross-sectional study. Women and Birth, vol. 31, no. 3, pp. e197-e203. DOI: 10.1016/j.wombi.2017.09.003
42. Egmose, I., Skou, M., Madsen, E. B. et al. (2023) Reliability and validity of representational mind-mindedness in mothers of infants. European Journal of Developmental Psychology, vol. 20, no. 5, pp. 889-902. DOI: 10.1080/17405629.2023.2209714 EDN: OZUQVE
43. Egotubov, A., Atzaba-Poria, N., Meiri, G. et al. (2020) Neonatal risk, maternal sensitive-responsiveness and infants’ joint attention: Moderation by stressful contexts. Journal of Abnormal Child Psychology, vol. 48, no. 3, pp. 453-466. DOI: 10.1007/s10802-019-00598-3 EDN: HUQOMU
44. Emde, R. (2012) Emotional availability: Critical questions and research horizons. Development and Psychopathology, vol. 24, no. 1, pp. 125-129. DOI: 10.1017/S095457941100071X
45. Foley, S., Devine, R. T., Hughes, C. (2023) Mind-mindedness in new mothers and fathers: Stability and discontinuity from pregnancy to toddlerhood. Developmental Psychology, vol. 59, no. 1, pp. 128-140. DOI: 10.1037/dev0001468 EDN: GNTBFQ
46. Fonagy, P., Gergely, G., Jurist, E. L. (eds.). (2002) Affect regulation, mentalization and the development of the self. London: Routledge Publ., 592 p. DOI: 10.4324/9780429471643
47. Gavidia-payne, S., Denny, B., Davis, K. et al. (2015) Parental resilience: A neglected construct in resilience research. Clinical Psychologist, vol. 19, no. 3, pp. 111-121. DOI: 10.1111/cp.12053
48. Ionio, C., Mascheroni, E., Lista, G. et al. (2022) Monochorionic twins and the early mother-infant relationship: An exploratory observational study of mother-infant interaction in the post-partum period.International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 19, no. 5, article 2821. DOI: 10.3390/ijerph19052821 EDN: ZKDRMW
49. Leite Ongilio, F., Gaspardo, C. M., Linhares, M. B. M. (2022) Maternal history of adversity and subsequent mother-child interactions at early ages: A systematic review. Trauma, Violence, & Abuse, vol. 24, no. 5, pp. 3412-3432. DOI: 10.1177/15248380221130355 EDN: PNRNGB
50. Letourneau, N., Tryphonopoulos, P., Giesbrecht, G. et al. (2015) Narrative and meta-analytic review of interventions aiming to improve maternal-child attachment security. Infant Mental Health Journal, vol. 36, no. 4, pp. 366-387. DOI: 10.1002/imhj.21525
51. Mahoney, G., Nam, S.-H. (2011) Chapter three - The parenting model of developmental intervention.International Review of Research in Developmental Disabilities, vol. 41, pp. 73-125. DOI: 10.1016/B978-0-12-386495-6.00003-5
52. Mann, M., Harary, D., Shirley, L. et al. (2023) Association of parent-child interactions with parental psychological distress and resilience during the COVID-19 pandemic. Frontiers in Pediatrics, vol. 11, article 1150216. DOI: 10.3389/fped.2023.1150216
53. Manning, L. B. (2023) The predictive relation of maternal sensitivity over time and child characteristics on early attachment. Early Child Development and Care, vol. 193, no. 3, pp. 447-461. DOI: 10.1080/03004430.2022.2106978 EDN: NTBSMN
54. Marquis-Brideau, C., Bernier, A., Cimon-Paquet, C., Sirois, M.-S. (2023) Trajectory of quality of mother-child interactions: Prospective links with child socioemotional functioning. Social Development, vol. 32, no. 2, pp. 566-580. DOI: 10.1111/sode.12644 EDN: OEPSGI
55. Masten, A. S. (2001) Ordinary magic: Resilience processes in development. American Psychologist, vol. 56, no. 3, pp. 227-238. DOI: 10.1037/0003-066X.56.3.227 EDN: GSGLUN
56. Masten, A. S, Barnes, A. J. (2018) Resilience in children: Developmental perspectives. Children, vol. 5, no. 7, article 98. DOI: 10.3390/children5070098
57. McMahon, C. A., Bernier, A. (2017) Twenty years of research on parental mind-mindedness: Empirical findings, theoretical and methodological challenges, and new directions. Developmental Review, vol. 46, pp. 54-80. DOI: 10.1016/j.dr.2017.07.001
58. Meins, E., Bureau, J.-F., Fernyhough, C. (2018) Mother-child attachment from infancy to the preschool years: Predicting security and stability. Child Development, vol. 89, no. 3, pp. 1022-1038. DOI: 10.1111/cdev.12778
59. Meins, E., Fernyhough, C., Wainwright, R. et al. (2002) Maternal mind-mindedness and attachment security as predictors of theory of mind understanding. Child Development, vol. 73, no. 6, pp. 1715-1726. DOI: 10.1111/1467-8624.00501
60. Milligan, K., Khoury, J. E., Benoit, D., Atkinson, L. (2015) Maternal attachment and mind-mindedness: The role of emotional specificity. Attachment and Human Development, vol. 17, no. 3, pp. 302-318. DOI: 10.1080/14616734.2014.996573
61. Olhaberry, M. P., León, M. J., Coo, S. et al. (2022) An explanatory model of parental sensitivity in the mother- father-infant triad. Infant Mental Health Journal, vol. 43, no. 5, pp. 714-729. DOI: 10.1002/imhj.22007 EDN: UFQKWZ
62. Opie, J. E., McIntosh, J. R., Esler, T. B. et al. (2021) Early childhood attachment stability and change: A meta-analysis. Attachment and Human Development, vol. 23, no. 6, pp. 897-930. DOI: 10.1080/14616734.2020.1800769 EDN: SBZBBU
63. Osterman, M. J. K., Hamilton, B. E., Martin, J. A. et al. (2023) Births: Final data for 2021. National Vital Statistics Reports, vol. 72, no. 1. [Online]. Available at: https://dx.doi.org/10.15620/cdc:122047 (accessed 17.08.2023).
64. Pauphilet, V., Goffinet, F., Korb, D. et al. (2023) Mother-child separation after twin birth in a maternity unit with an appropriate level of neonatal care. Gynecology & Obstetrics, vol. 163, no. 2, pp. 563-571. DOI: 10.1002/ijgo.14851 EDN: VBXQVK
65. Perea-Velasco, L. P., Martínez-Fuentes, M. T., Pérez-López, J. (2023) Changes in patterns of Early Mother-Child Interaction: A longitudinal study of the first 18 months of life. Infant Behavior and Development, vol. 72, article 101858. DOI: 10.1016/j.infbeh.2023.101858
66. Prino, L. E, Rollè, L., Sechi, C. et al. (2016) Parental relationship with twins from pregnancy to 3 months: The relation among parenting stress, infant temperament, and well-being. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 1628. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01628
67. Riva Crugnola, C., Ierardi, E., Prino, L. E. et al. (2020) Early styles of interaction in mother-twin infant dyads and maternal mental health. Archives of Women’s Mental Health, vol. 23, no. 5, pp. 665-671. DOI: 10.1007/s00737-020-01037-9 EDN: DHIUIP
68. Rodrigues, M., Sokolovic, N., Madigan, S. et al. (2021) Paternal sensitivity and children’s cognitive and socioemotional outcomes: A meta-analytic review. Child Development, vol. 92, no. 2, pp. 554-577. DOI: 10.1111/cdev.13545 EDN: JMVDTD
69. Shrestha, S., Adachi, K., Petrini, M., Shrestha, S. (2019) Maternal role: A concept analysis. Journal of Midwifery and Reproductive Health, vol. 7, no. 3, pp. 1742-1751. DOI: 10.22038/JMRH.2019.31797.1344
70. Verhage, M. L., Schuengel, C., Madigan, S. et al. (2016) Narrowing the transmission gap: A synthesis of three decades of research on intergenerational transmission of attachment. Psychological Bulletin, vol. 142, no. 4, pp. 337-366. DOI: 10.1037/bul0000038
71. Walker, L. O, Montgomery, E. (1994) Maternal identity and role attainment: Long-term relations to children’s development. Nursing Research, vol. 43, no. 2, pp. 105-110. PMID: 8152934. PMID: 8152934
72. Warsiti, W. (2020) The effect of maternal role intervention with increased maternal role identity attainment in pregnancy and infant growth: A meta-analysis. Open Access Macedonian Journal of Medical Sciences, vol. 8, no. F, pp. 287-292. DOI: 10.3889/oamjms.2020.5442 EDN: EDUXIE
73. Zeegers, M. A. J., Colonnesi, C., Stams, G.-J. M., Meins, E. (2017) Mind matters: A meta-analysis on parental mentalization and sensitivity as predictors of infant-parent attachment. Psychological Bulletin, vol. 143, no. 12, pp. 1245-1272. DOI: 10.1037/bul0000114
74. Zeegers, M. A. J., Potharst, E. S., Veringa-Skiba, I. K. et al. (2019) Evaluating mindful with your baby/toddler: Observational changes in maternal sensitivity, acceptance, mind-mindedness, and dyadic synchrony. Frontiers in Psychology, vol. 10, article 753. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00753
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В статье представлены материалы ключевого доклада секции «Психология инклюзивного образования» VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, которая состоялась 25-26 октября 2023 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В докладе был представлен опыт международного сотрудничества Узбекистана по проекту Центра обмена знаниями и инновациями (KIX) в области развития инклюзивной образовательной политики. Материалы и методы. Тематическое исследование успешных практик инклюзивного образования в пяти странах - участницах проекта (Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Киргизия, Молдова), включающее региональный опрос, полуструктурированные интервью, перекрестный опрос субъектов образования. Результаты. Сформирован консорциум из пяти стран: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Молдова и Грузия. Консорциум занимается вопросами обеспечения доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями в начальной школе. Каждая страна - участник проекта имеет национальную политику инклюзивного образования и находится на этапе разработки эффективных решений и их продвижения. В настоящее время Узбекистан принимает меры по реформированию системы инклюзивного образования при поддержке международных организаций по вопросам его развития, работает над внедрением услуг, обеспечивающих инклюзивность и равенство образовательных возможностей для детей с инвалидностью и детей с нормативным развитием. Заключение. Для решения проблем, связанных с инклюзивным образованием в Узбекистане, необходимо, с одной стороны, уделять внимание исследованиям, учитывающим многообразие факторов и культуроспецифичность контекста в понимании текущих ценностей и динамики образовательной культуры, и, с другой стороны, повышать прозрачность действующей системы инклюзивного образования и привлекать некоммерческие организации и родителей детей с инвалидностью к разработке, реализации и мониторингу дальнейших шагов реформы. Помимо этого, большое значение имеют инвестиции в развитие системы подготовки вспомогательных специалистов инклюзивного образования, таких как тьютор, логопед, эрготерапевт и др.
Введение. Научное наследие Евгения Павловича Ильина как ученого, педагога и наставника представляет целую эпоху развития и становления Ленинградской психологической школы. В рамках круглого стола VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, состоялась научная дискуссия учеников и коллег Е. П. Ильина о его вкладе в решение проблем образования как ученого и педагога, а также об эталонных качествах его личности как наставника. Список научных работ Е. П. Ильина насчитывает более двухсот наименований, в том числе четырнадцать монографий, девять учебников и шесть учебных пособий. Евгений Павлович был научным наставником не только для исследователей, работавших под его руководством над докторскими и кандидатскими диссертациями, но и для многих студентов - слушателей его лекций и читателей его книг. Идеи, заложенные в работах Е. П. Ильина, сегодня продолжают развитие в педагогической и научной деятельности его учеников и коллег в сфере дифференциальной психофизиологии, общей психологии, психологии спорта, психологии образования, психологии труда.
Материалы и методы. В качестве материалов были использованы доклады и презентации учеников и коллег Е. П. Ильина, архивные материалы института психологии, а также видеодоклад Е. П. Ильина по теме «Мотивация научного творчества». Основным методом работы круглого стола являлся метод научной дискуссии в рамках фокус группы.
Результаты. Результатами стали предложения в резолюциию конференции: 1) продолжать развивать, внедрять в практику и популяризировать идеи Е. П. Ильина как ученого, педагога и наставника; 2) включить в программу VII Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» секцию, посвященную спорту как среде развития психологических ресурсов и формирования жизненно важных умений; 3) разработать и реализовать серию научных проектов по изучению механизмов и эталонных качеств эффективного наставничества.
Заключение. Научные идеи Евгения Павловича Ильина как одного из ярчайших представителей Герценовской психологической школы необходимо популяризировать и внедрять в практику образования.
Введение. Ветераны Афганской войны спустя десятилетия продолжают страдать отдельными симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которые осложняют идентификацию и диагностику течения основного соматического заболевания с коморбидными психическими расстройствами. В данном исследовании изучали психоэмоциональное состояние ветеранов войны как последствие перенесенного боевого стресса, сопряженного с ПТСР.
Материалы и методы. Всего в исследовании приняло участие 58 ветеранов Афганской войны. Средний возраст участников составил 57,5 лет. Методология исследования включала использование четырех стандартизированных опросников: Миссисипская шкала ПТСР (военный вариант); шкала депрессии А. Т. Бека; шкала тревожности Спилбергера - Ханина; опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R).
Результаты исследования. Полученные результаты свидетельствуют о коморбидности психических и соматических заболеваний (32,1 %), а также подтверждают, что постстрессовое расстройство выступает как один из факторов риска развития и прогрессирования соматических (у 87,8 %) заболеваний у ветеранов Афганской войны.
Заключение. В целом полученные результаты подтверждают, что длительные реакции на перенесенный стресс связаны с усилением соматической симптоматики. Также многофакторные стрессовые воздействия продолжают проявляться в виде тревожных и депрессивных расстройств.
Введение. Детско-родительские и сиблинговые отношения играют важную роль в развитии личности человека, они формируют у ребенка умение коммуницировать, обучают взаимодействию со сверстниками и помогают социализироваться в дальнейшем. Выстраивание отношений - это сложный процесс, часто здоровые дети из благополучных семей чувствуют ревность по отношению к сиблингу и нехватку родительского внимания. Возникает вопрос, что происходит в семьях, где кроме фактора наличия сиблинга на детей влияют еще более сложные обстоятельства в виде угрожающей жизни болезни. Ситуация онкологического заболевания ребенка сложна не только для его родителей, но и для братьев и сестер.
Цель исследования - изучить особенности отношений с родителями и сиблингами у детей с онкологическими заболеваниями.
Материалы и методы. Объектом исследования стали внутрисемейные отношения в семьях, где один из детей болен онкологическим заболеванием. Исследование включало в себя проведение сравнительного анализа показателей внутрисемейных отношений у детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями и у их здоровых сверстников. В исследовании приняли участие 25 детей, из них 14 с онкологическими заболеваниями и 11 без хронических соматических заболеваний. Семьи всех детей были полными и включали в себя сиблингов. В исследовании применялись диагностические методики: 1) «Братско-сестринский опросник» (С. А. Грэм-Берманн, С. Э. Калтер) 2) «Рисунок семьи» 3) «Сказки Дюсса» 4) «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер).
Результаты исследования. Гипотеза о том, что у детей с онкологическими заболеваниями отмечаются особенности в отношениях с родителями и сиблингами по сравнению с детьми без соматических заболеваний, подтвердилась. Специфика отношений заключается в проявлениях значительной эмоциональной близости с родителями и более отстраненных отношениях с сиблингами, в сравнении со здоровыми детьми.
Заключение. Результаты исследования могут стать основой для разработки программы психологического сопровождения семей с детьми с онкологическими заболеваниями.
Введение. В современном мире учеба за границей становится все более доступной для молодежи в разных странах. Однако не все молодые люди оказываются подготовленными к незнакомому миру и его вызовам вне защиты родителей. Многие из них сталкиваются с трудностями социально-психологической адаптации в иноязычной среде. Несмотря на то, что личностные черты считаются одними из наиболее важных факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию учащихся в незнакомой среде, было проведено мало целенаправленных исследований, доказывающих их прямое влияние на социально-психологическую адаптацию студентов, обучающихся за пределами родной страны. Эмоциональный интеллект как один из личностных ресурсов регулирует отношение студентов к окружающим в инокультурной среде и позволяет выстраивать межличностные отношения в учебной сфере несмотря на языковые барьеры, а также определяет академическую и профессиональную успешность студентов в учебной среде. Целью исследования является изучение влияния компонентов эмоционального интеллекта на успешность социально-психологической адаптации студентов, обучающихся в иноязычной среде.
Материалы и методы. Выборку составили 90 китайских студентов, обучающихся в российских вузах. Были использованы следующие методики для выявления уровней эмоционального интеллекта, а также социокультурной, межличностной адаптации и субъектности в изменяющих ситуациях: «MSCEIT v 2.0», «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л. В. Янковского в адаптации В. В. Константинова, «Методика изучения социально-психологической адаптации индивида в малой группе и неформальной подгруппе» (А. В. Сидоренков, Е. С. Коваль) и «Опросник жизненных ориентаций» (Е. Ю. Коржова). Для анализа полученных данных был использован простой регрессионный анализ.
Результаты исследования. По результатам регрессионного анализа было обнаружено значимое положительное влияние компонентов эмоционального интеллекта на показатели социально- психологической адаптации студенческой молодежи в иноязычной среде: «понимание и анализ эмоций» и «управление эмоциями» оказывают значимое влияние на «адаптацию к неофициальным отношениям в группе»; «управление эмоциями» так же является предиктором «трансситуационного локуса контроля»; «адаптивность и сопричастность» в социокультурной среде в значительной степени зависит от способности «идентификация эмоций».
Заключение. Результативность социально-психологической адаптации студенческой молодежи, которая обучаются в иноязычной среде, в значительной степени определяется разными аспектами эмоционального интеллекта.
Введение. В статье рассмотрено использование методов математического моделирования при изучении влияния социальных факторов на наркотизацию подростков.
Цель исследования: создание математической модели, дающей оценку влияния основных социальных факторов на уровень наркотизации подростков на основе социально-демографической информации о семьях подростков.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 54 подростка в возрасте 13-17 лет из общеобразовательных школ Москвы и Московской области, ранее проходившие лечение от наркозависимости в стационарах и реабилитационных центрах, а по его завершению - амбулаторное лечение. Все подростки приняли участие в исследовании добровольно и дали письменное согласие на участие в нем. Для подростков до 15 лет были также получены согласия их родителей. Для исследований использовалась методика многофакторного эксперимента Д. А. Дегтярева в части обработки данных. В проведенном исследовании рассмотрена интерполяционная задача для психологии. Для ее решения проведено измерение функции отклика при фиксированных значениях факторов, другими словами, проведен опрос респондентов.
Результаты исследования. Было изучено влияние основных социальных факторов на наркотизацию подростков. Решение интерполяционной задачи осуществлялось в несколько этапов. Проведено анкетирование и обработка социально-демографической информации о респондентах, на основании которой построены аппроксимированные графические зависимости. Выбраны четыре социальных фактора: тип семьи, количество детей в семье, уровень образования родителей, возраст матери на момент исследования, а также возраст, в котором она родила первого ребенка. Подобраны функции для каждого фактора. Получена обобщенная математическая модель и произведена проверка всех факторов по критерию Фишера.
Заключение. Полученная математическая модель позволяет сделать прогноз уровня наркотизации в определенном населенном пункте или регионе. С ее помощью можно теоретически рассчитать ресурсы и целенаправленно вести работу с семьями и с подростками, для которых характерен высокий риск наркотизации.
Введение. Актуальность профориентационных мероприятий в настоящее время обусловлена экономическими и социальными особенностями развития российского общества. Такие мероприятия влияют на эффективное профессиональное самоопределение учащихся, а также на другие психологические явления. Важным моментом в образовательном процессе является становление стадий субъектности (по экопсихологической (онтологической) модели В. И. Панова), связанное с развитием гибкой компетенции «умение учиться», влияющей и на профессиональное становление учащихся, вследствие чего была выдвинута гипотеза о влиянии тренинга профессионального самоопределения на актуализацию возможного состояния стадий становления субъектности, то есть переход от потенциальных способностей к актуальным навыкам и умениям.
Материалы и методы. Для помощи в профессиональном самоопределении учащихся был создан тренинг (автор-составитель Е. С. Волкова), состоящий из 15 групповых еженедельных занятий. Цель тренинга заключалась в поддержке учащихся в выборе профессии и помощи в определении образовательного маршрута после 9-го класса. В качестве диагностической методики для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности использована проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Капцов, Волкова 2022). Выборка, состоящая из учащихся 9-х классов (n = 54, из них 56 % юноши), была поделена на экспериментальную группу, которая участвовала в тренинге, и контрольную группу, которая не подвергалась воздействию. Диагностика проводилась до и после тренинга, разница во времени составила 19 недель.
Результаты исследования. Тренинг профессионального самоопределения показал положительное влияние на уровень актуального состояния стадий становления субъектности в сторону его увеличения. В результате диагностики после прохождения тренинга обнаружены статистически значимые различия в уровне актуального состояния стадий «субъект мотивации» и «ученик», что говорит о значимом влиянии тренинга на мотивацию учащихся и их самостоятельность в учебной деятельности.
Заключение. Проведенное исследование говорит о важности применения профориентационных тренингов не только для помощи учащимся в профессиональном самоопределении, но и об их влиянии на другие психологические явления, такие как становление субъектности.
Введение. В исследовании рассматривается субъективное благополучие личности как оценка собственного состояния в актуальной ситуации и в целом всей жизни. Нестабильная социальная ситуация на новых территориях России требует от молодежи значительных ресурсов для совладания с нею, при этом значительная часть этих ресурсов может быть для них недоступна или ограничена. Поэтому цель исследования состоит в изучении уровня субъективного благополучия молодежи и выявлении роли когнитивной регуляции эмоций и психологических защит в его поддержке.
Материалы и методы. В статье приводится анализ эмпирических данных, полученных на выборке молодежи, постоянно проживающей в г. Мелитополь Запорожской области. Респондентами выступили 1034 человека (692 человека юношеского возраста, 342 человека раннего взрослого возраста), поделенные на четыре группы в зависимости от пола и возраста. В исследовании использовались «Шкала субъективного благополучия», «Когнитивная регуляция эмоций», «Индекс жизненного стиля».
Результаты исследования. Все респонденты оценивают свой уровень субъективного благополучия как средний. У девушек уровень субъективного благополучия достоверно ниже, чем у молодых людей, у респондентов юношеского возраста ниже, чем у людей ранней взрослости. Чаще всего молодежь использует конструктивные способы когнитивной регуляции эмоций. При этом отмечается повышенный уровень напряженности психологических защит, что говорит о выраженном конфликтном состоянии, с которым респонденты справляются. Наиболее часто к психологическим защитам прибегают девушки юношеского возраста, реже всего - молодые люди в ранней взрослости. Девушки юношеского и раннего взрослого возрастов и молодые люди юношеского возраста поддерживают средний уровень субъективного благополучия за счет когнитивной регуляции эмоций, а молодые люди в ранней взрослости за счет психологической защиты отрицания. В юношеском возрасте респонденты обоих полов используют больше способов для поддержания уровня субъективного благополучия, чем в ранней взрослости.
Заключение. Проведенное исследование определило специфику когнитивной регуляции эмоций и психологических защит, в качестве детерминант уровня субъективного благополучия молодежи, проживающей в социально нестабильных условиях, которые можно использовать как мишени для психолого-педагогического сопровождения.
Введение. В настоящее время констатируется дефицит исследований, посвященных анализу особенностей мотивов аффилиации и социально-психологических установок у студентов с различными стилями обучения.
Цель исследования, представленного в статье, заключалась в изучении взаимосвязи аффилиативного поведения, стилевых параметров обучения и социальных установок студентов-психологов. Гипотеза исследования: социально-психологические установки и аффилиация взаимосвязаны со стилевыми параметрами обучения студентов-психологов. Исследование проведено с опорой на положения теории поколений.
Материалы и методы. Для исследования были выбраны: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, методика диагностики мотивов аффилиации А. Мехрабиана, методика диагностики стилевых параметров обучения Б. Соломан и Р. Фелдера. Выборку исследования составили студенты института психологии БГПУ им. М. Танка в следующем составе: 16 студентов первого курса очного отделения (средний возраст - 18,5 лет) и 17 студентов третьего курса заочного отделения (средний возраст - 30 лет). Для определения взаимосвязей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования. У студентов дневного отделения, имеющих предпочтения в достижении результата, а не ориентирующихся на процесс, страх отвержения менее выражен, чем у студентов, которые предпочитают процесс результату (r = -0,7 при p ≤ 0,05). Также у студентов дневного отделения между показателями «эгоизм» и «страх отвержения» присутствует обратная корреляция (r = -0,5 при p ≤ 0,05) . У студентов заочного отделения между показателями «эгоизм» и «стремление к принятию» была выявлена обратная корреляция (r = -0,56 при p ≤ 0,05). Для всей выборки были выявлены обратные корреляции между стилем обучения «визуальный/вербальный» и ориентацией на эгоизм (r = -0,4 и при p ≤ 0,05). Разница в результатах объяснима возрастом: студенты дневного отделения стремятся получить признание и занять свое место в социуме, тогда как студенты заочного отделения рассматривают себя состоявшимися личностями и не стремятся доказывать собственную состоятельность.
Заключение. Полученные результаты определяют направления дальнейших исследований мотивов аффилиации и развития профессионально-важных качеств студентов профиля «Психология». Рассматривая полученные результаты с учетом теории поколений, важно отметить следующее: выраженной эгоистичной установки, отсутствия аффилиативного поведения у студентов поколения Z обнаружено не было.
Мы рады представить вашему вниманию новый выпуск журнала «Психология человека в образовании», большинство статей которого посвящены проблемам благополучия человека в различных социальных контекстах его жизнеосуществления.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477