Введение. В статье рассмотрено использование методов математического моделирования при изучении влияния социальных факторов на наркотизацию подростков.
Цель исследования: создание математической модели, дающей оценку влияния основных социальных факторов на уровень наркотизации подростков на основе социально-демографической информации о семьях подростков.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 54 подростка в возрасте 13-17 лет из общеобразовательных школ Москвы и Московской области, ранее проходившие лечение от наркозависимости в стационарах и реабилитационных центрах, а по его завершению - амбулаторное лечение. Все подростки приняли участие в исследовании добровольно и дали письменное согласие на участие в нем. Для подростков до 15 лет были также получены согласия их родителей. Для исследований использовалась методика многофакторного эксперимента Д. А. Дегтярева в части обработки данных. В проведенном исследовании рассмотрена интерполяционная задача для психологии. Для ее решения проведено измерение функции отклика при фиксированных значениях факторов, другими словами, проведен опрос респондентов.
Результаты исследования. Было изучено влияние основных социальных факторов на наркотизацию подростков. Решение интерполяционной задачи осуществлялось в несколько этапов. Проведено анкетирование и обработка социально-демографической информации о респондентах, на основании которой построены аппроксимированные графические зависимости. Выбраны четыре социальных фактора: тип семьи, количество детей в семье, уровень образования родителей, возраст матери на момент исследования, а также возраст, в котором она родила первого ребенка. Подобраны функции для каждого фактора. Получена обобщенная математическая модель и произведена проверка всех факторов по критерию Фишера.
Заключение. Полученная математическая модель позволяет сделать прогноз уровня наркотизации в определенном населенном пункте или регионе. С ее помощью можно теоретически рассчитать ресурсы и целенаправленно вести работу с семьями и с подростками, для которых характерен высокий риск наркотизации.
Introduction. The article considers the use of mathematical modeling to study the influence of social factors on drug addiction of adolescents. The author creates a mathematical model which relies on the socio-demographic information about the families of adolescents to assess the impact of the main social factors on the level of drug addiction of adolescents. Materials and Methods. The study involved 54 adolescents aged 13-17 years from secondary schools in Moscow and Moscow Region who had previously been treated from drug addiction in hospitals and rehabilitation centers and received outpatient treatment after rehabilitation. All the adolescents took part in the study voluntarily and gave a written consent to participate. Parental consent was obtained for adolescents under 16 years old. The experimental data was processed using D. A. Degtyarev’s multifactorial experiment method. The study considers an interpolation problem for psychology. The solution was obtained by measuring the response function at fixed values of factors - in other words, a survey of respondents was conducted. Results. The influence of the main social factors on drug addiction of adolescents was identified. The interpolation problem was solved in several stages. The respondents were surveyed, and their socio-demographic information was processed and used to construct approximated graphical dependencies. Four social factors were selected: the type of family, the number of children in the family, the level of education of the parents, the mother’s age at the time of survey, and the age in which the mother gave birth to the first child. The functions for each factor were selected. A generalized mathematical model was obtained, and all factors were checked for significance according to the Fisher criterion. Conclusions. The resulting mathematical model makes it possible to make a forecast of the level of drug addiction in a certain locality or region. The model makes it possible to theoretically calculate resources and carry out a targeted work with families and adolescents who have a high risk of drug addiction.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/2686-9527-2024-6-1-59-72
- eLIBRARY ID
- 67349197
Подростковая наркотизация является одной из наиболее серьезных проблем, которая обрела особый масштаб в современном обществе. Подростки, находясь на стыке детства и зрелости, сталкиваются с множеством физических, эмоциональных и социальных вызовов, которые могут привести к искушению использовать наркотики. Подростковая наркомания остается значительной проблемой во многих странах. За последние годы было замечено несколько тревожных тенденций. В некоторых регионах отмечается увеличение доступности различных наркотических веществ, включая синтетические наркотики, марихуану, амфетамины и опиоиды.
Список литературы
1. Башкатов, И. П. (1993) Психология групп несовершеннолетних правонарушителей: Социально-психологические особенности. М.: Прометей, 252 с.
2. Березин, С. В., Лисецкий, К. С. (ред.). (2002) Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Самара: Самарский университет, 206 с.
3. Березин, С. В., Лисецкий, К. С. (2005) Наркомания глазами семейного психолога. СПб.: Речь, 240 с. EDN: QXNTWV
4. Буянов, М. И. (1990) Размышление о наркомании. М.: Просвещение, 80 с.
5. Выготский, Л. С. (1983) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 367 с.
6. Горбунов, А. Н. (2015) Факторы и мотивы употребления наркотических веществ среди подростков и молодежи. Международный студенческий научный вестник, № 4-4, с. 602. EDN: TZXSVN
7. Дегтярев, Д. А. (2021) Пошаговая методика проведения многофакторного эксперимента. [Электронный ресурс]. URL: http://manyfactors.ru/Дегтярев%20Д.А.Пошаговая%20методика%20проведения%20МФЭ%20-%20статья.pdf (дата обращения 20.07.2023).
8. Добротворская, С. Г., Зефиров, Т. Л. (ред.). (2014) Физиологические, психологические и социальные механизмы формирования и профилактики наркомании у молодежи. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 152 с.
9. Исламова, А. А. (2016) Проблемы подростковой наркомании. Психология, социология и педагогика, № 10. [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/10/7175 (дата обращения 20.07.2023). EDN: WXTURD
10. Кобзарь, А. И. (2006) Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М.: ФИЗМАТЛИТ, 816 с. EDN: QJQKBH
11. Леонтьев, А. Н. (1981) Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 584 с. EDN: QBKURD
12. Личко, А. Е., Битенский, В. С. (1991) Подростковая наркология: Руководство для врачей. Ленинград: Медицина, 304 с.
13. Личутина, М. Г. (2013) Тенденции развития подростковой наркомании: историко-фактологический анализ ситуации. Современные проблемы науки и образования, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8692 (дата обращения 20.07.2023). EDN: RXUPXL
14. Максимова, Н. Ю. (2000) Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов-на-Дону: Феникс, 384 с.
15. Перекрестова, О. М. (2015) Наркомания подростков как социальная проблема и виды ее профилактики. Юристъ-Правоведъ, № 4 (71), с. 56-59. EDN: UKEYVZ
16. Рерке, В. И. (2017) Психология зависимой личности подростков. Иркутск: Репроцентр А1, 145 с.
17. Рогов, Е. И. (2003) Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 203 с.
18. Рубинштейн, С. Л. (1957) Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Академия наук СССР, 328 с.
19. Сирота, Н. А., Ялтонский, В. М. (2003) Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: Академия, 176 с. EDN: WDVFNZ
20. Тимшина, Д. И., Пономарева, Д. Н., Галяутдинова, А. Ф. (2021) Тенденция заболеваемости наркоманией подросткового населения РФ. Молодой ученый, № 41 (383), с. 63-66. EDN: NQJJLT
21. Floyd, J. D., Lotsof, A. B. (1978) Drug education: A cultural perspective, an educational model and an implementation scheme. Journal of Drug Education, vol. 8, no. 4, pp. 357-368. DOI: 10.2190/CHR2-Q8GF-JAPQ-XUG0
22. Das, J. K., Salam, R. A., Arshad, A. et al. (2016) Interventions for adolescent substance abuse: An overview of systematic reviews. Journal of Adolescent Health, vol. 59, no. 4S, pp. S61-S75. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2016.06.021
23. Jones, B. (2022) Teenage drug addiction: An overview. Verywell Health. [Online]. Available at: https://www.verywellhealth.com/teenage-drug-addiction-5213002 (accessed 20.07.2023).
24. Lipari, R. N. (2013) Trends in adolescent substance use and perception of risk from substance use. In: The CBHSQ Report. Rockville: Substance Abuse and Mental Health Services Administration Publ. [Online]. Available at: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27656743/ (accessed 20.05.2023).
25. Motyka, M. A., Al-Imam, A. (2022) Causes of drug initiation among adolescents. Canadian Journal of Family and Youth, vol. 14, no. 1, pp. 63-81. DOI: 10.29173/cjfy29755 EDN: GNECKF
26. Nawi, A. M., Ismail, R., Ibrahim, F. et al. (2021) Risk and protective factors of drug abuse among adolescents: A systematic review. BMC Public Health, vol. 21, no. 1, article 2088. DOI: 10.1186/s12889-021-11906-2 EDN: RRCZNY
27. Pugle, M. (2022) How to overcome drug addiction. Verywell Health. [Online]. Available at: https://www.verywellhealth.com/overcome-drug-addiction-5215622 (accessed 20.07.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В статье представлены материалы ключевого доклада секции «Психология инклюзивного образования» VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, которая состоялась 25-26 октября 2023 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В докладе был представлен опыт международного сотрудничества Узбекистана по проекту Центра обмена знаниями и инновациями (KIX) в области развития инклюзивной образовательной политики. Материалы и методы. Тематическое исследование успешных практик инклюзивного образования в пяти странах - участницах проекта (Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Киргизия, Молдова), включающее региональный опрос, полуструктурированные интервью, перекрестный опрос субъектов образования. Результаты. Сформирован консорциум из пяти стран: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Молдова и Грузия. Консорциум занимается вопросами обеспечения доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями в начальной школе. Каждая страна - участник проекта имеет национальную политику инклюзивного образования и находится на этапе разработки эффективных решений и их продвижения. В настоящее время Узбекистан принимает меры по реформированию системы инклюзивного образования при поддержке международных организаций по вопросам его развития, работает над внедрением услуг, обеспечивающих инклюзивность и равенство образовательных возможностей для детей с инвалидностью и детей с нормативным развитием. Заключение. Для решения проблем, связанных с инклюзивным образованием в Узбекистане, необходимо, с одной стороны, уделять внимание исследованиям, учитывающим многообразие факторов и культуроспецифичность контекста в понимании текущих ценностей и динамики образовательной культуры, и, с другой стороны, повышать прозрачность действующей системы инклюзивного образования и привлекать некоммерческие организации и родителей детей с инвалидностью к разработке, реализации и мониторингу дальнейших шагов реформы. Помимо этого, большое значение имеют инвестиции в развитие системы подготовки вспомогательных специалистов инклюзивного образования, таких как тьютор, логопед, эрготерапевт и др.
Введение. Научное наследие Евгения Павловича Ильина как ученого, педагога и наставника представляет целую эпоху развития и становления Ленинградской психологической школы. В рамках круглого стола VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, состоялась научная дискуссия учеников и коллег Е. П. Ильина о его вкладе в решение проблем образования как ученого и педагога, а также об эталонных качествах его личности как наставника. Список научных работ Е. П. Ильина насчитывает более двухсот наименований, в том числе четырнадцать монографий, девять учебников и шесть учебных пособий. Евгений Павлович был научным наставником не только для исследователей, работавших под его руководством над докторскими и кандидатскими диссертациями, но и для многих студентов - слушателей его лекций и читателей его книг. Идеи, заложенные в работах Е. П. Ильина, сегодня продолжают развитие в педагогической и научной деятельности его учеников и коллег в сфере дифференциальной психофизиологии, общей психологии, психологии спорта, психологии образования, психологии труда.
Материалы и методы. В качестве материалов были использованы доклады и презентации учеников и коллег Е. П. Ильина, архивные материалы института психологии, а также видеодоклад Е. П. Ильина по теме «Мотивация научного творчества». Основным методом работы круглого стола являлся метод научной дискуссии в рамках фокус группы.
Результаты. Результатами стали предложения в резолюциию конференции: 1) продолжать развивать, внедрять в практику и популяризировать идеи Е. П. Ильина как ученого, педагога и наставника; 2) включить в программу VII Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» секцию, посвященную спорту как среде развития психологических ресурсов и формирования жизненно важных умений; 3) разработать и реализовать серию научных проектов по изучению механизмов и эталонных качеств эффективного наставничества.
Заключение. Научные идеи Евгения Павловича Ильина как одного из ярчайших представителей Герценовской психологической школы необходимо популяризировать и внедрять в практику образования.
Введение. Ветераны Афганской войны спустя десятилетия продолжают страдать отдельными симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которые осложняют идентификацию и диагностику течения основного соматического заболевания с коморбидными психическими расстройствами. В данном исследовании изучали психоэмоциональное состояние ветеранов войны как последствие перенесенного боевого стресса, сопряженного с ПТСР.
Материалы и методы. Всего в исследовании приняло участие 58 ветеранов Афганской войны. Средний возраст участников составил 57,5 лет. Методология исследования включала использование четырех стандартизированных опросников: Миссисипская шкала ПТСР (военный вариант); шкала депрессии А. Т. Бека; шкала тревожности Спилбергера - Ханина; опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R).
Результаты исследования. Полученные результаты свидетельствуют о коморбидности психических и соматических заболеваний (32,1 %), а также подтверждают, что постстрессовое расстройство выступает как один из факторов риска развития и прогрессирования соматических (у 87,8 %) заболеваний у ветеранов Афганской войны.
Заключение. В целом полученные результаты подтверждают, что длительные реакции на перенесенный стресс связаны с усилением соматической симптоматики. Также многофакторные стрессовые воздействия продолжают проявляться в виде тревожных и депрессивных расстройств.
Введение. Детско-родительские и сиблинговые отношения играют важную роль в развитии личности человека, они формируют у ребенка умение коммуницировать, обучают взаимодействию со сверстниками и помогают социализироваться в дальнейшем. Выстраивание отношений - это сложный процесс, часто здоровые дети из благополучных семей чувствуют ревность по отношению к сиблингу и нехватку родительского внимания. Возникает вопрос, что происходит в семьях, где кроме фактора наличия сиблинга на детей влияют еще более сложные обстоятельства в виде угрожающей жизни болезни. Ситуация онкологического заболевания ребенка сложна не только для его родителей, но и для братьев и сестер.
Цель исследования - изучить особенности отношений с родителями и сиблингами у детей с онкологическими заболеваниями.
Материалы и методы. Объектом исследования стали внутрисемейные отношения в семьях, где один из детей болен онкологическим заболеванием. Исследование включало в себя проведение сравнительного анализа показателей внутрисемейных отношений у детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями и у их здоровых сверстников. В исследовании приняли участие 25 детей, из них 14 с онкологическими заболеваниями и 11 без хронических соматических заболеваний. Семьи всех детей были полными и включали в себя сиблингов. В исследовании применялись диагностические методики: 1) «Братско-сестринский опросник» (С. А. Грэм-Берманн, С. Э. Калтер) 2) «Рисунок семьи» 3) «Сказки Дюсса» 4) «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер).
Результаты исследования. Гипотеза о том, что у детей с онкологическими заболеваниями отмечаются особенности в отношениях с родителями и сиблингами по сравнению с детьми без соматических заболеваний, подтвердилась. Специфика отношений заключается в проявлениях значительной эмоциональной близости с родителями и более отстраненных отношениях с сиблингами, в сравнении со здоровыми детьми.
Заключение. Результаты исследования могут стать основой для разработки программы психологического сопровождения семей с детьми с онкологическими заболеваниями.
Введение. В современном мире учеба за границей становится все более доступной для молодежи в разных странах. Однако не все молодые люди оказываются подготовленными к незнакомому миру и его вызовам вне защиты родителей. Многие из них сталкиваются с трудностями социально-психологической адаптации в иноязычной среде. Несмотря на то, что личностные черты считаются одними из наиболее важных факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию учащихся в незнакомой среде, было проведено мало целенаправленных исследований, доказывающих их прямое влияние на социально-психологическую адаптацию студентов, обучающихся за пределами родной страны. Эмоциональный интеллект как один из личностных ресурсов регулирует отношение студентов к окружающим в инокультурной среде и позволяет выстраивать межличностные отношения в учебной сфере несмотря на языковые барьеры, а также определяет академическую и профессиональную успешность студентов в учебной среде. Целью исследования является изучение влияния компонентов эмоционального интеллекта на успешность социально-психологической адаптации студентов, обучающихся в иноязычной среде.
Материалы и методы. Выборку составили 90 китайских студентов, обучающихся в российских вузах. Были использованы следующие методики для выявления уровней эмоционального интеллекта, а также социокультурной, межличностной адаптации и субъектности в изменяющих ситуациях: «MSCEIT v 2.0», «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л. В. Янковского в адаптации В. В. Константинова, «Методика изучения социально-психологической адаптации индивида в малой группе и неформальной подгруппе» (А. В. Сидоренков, Е. С. Коваль) и «Опросник жизненных ориентаций» (Е. Ю. Коржова). Для анализа полученных данных был использован простой регрессионный анализ.
Результаты исследования. По результатам регрессионного анализа было обнаружено значимое положительное влияние компонентов эмоционального интеллекта на показатели социально- психологической адаптации студенческой молодежи в иноязычной среде: «понимание и анализ эмоций» и «управление эмоциями» оказывают значимое влияние на «адаптацию к неофициальным отношениям в группе»; «управление эмоциями» так же является предиктором «трансситуационного локуса контроля»; «адаптивность и сопричастность» в социокультурной среде в значительной степени зависит от способности «идентификация эмоций».
Заключение. Результативность социально-психологической адаптации студенческой молодежи, которая обучаются в иноязычной среде, в значительной степени определяется разными аспектами эмоционального интеллекта.
Введение. Актуальность профориентационных мероприятий в настоящее время обусловлена экономическими и социальными особенностями развития российского общества. Такие мероприятия влияют на эффективное профессиональное самоопределение учащихся, а также на другие психологические явления. Важным моментом в образовательном процессе является становление стадий субъектности (по экопсихологической (онтологической) модели В. И. Панова), связанное с развитием гибкой компетенции «умение учиться», влияющей и на профессиональное становление учащихся, вследствие чего была выдвинута гипотеза о влиянии тренинга профессионального самоопределения на актуализацию возможного состояния стадий становления субъектности, то есть переход от потенциальных способностей к актуальным навыкам и умениям.
Материалы и методы. Для помощи в профессиональном самоопределении учащихся был создан тренинг (автор-составитель Е. С. Волкова), состоящий из 15 групповых еженедельных занятий. Цель тренинга заключалась в поддержке учащихся в выборе профессии и помощи в определении образовательного маршрута после 9-го класса. В качестве диагностической методики для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности использована проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Капцов, Волкова 2022). Выборка, состоящая из учащихся 9-х классов (n = 54, из них 56 % юноши), была поделена на экспериментальную группу, которая участвовала в тренинге, и контрольную группу, которая не подвергалась воздействию. Диагностика проводилась до и после тренинга, разница во времени составила 19 недель.
Результаты исследования. Тренинг профессионального самоопределения показал положительное влияние на уровень актуального состояния стадий становления субъектности в сторону его увеличения. В результате диагностики после прохождения тренинга обнаружены статистически значимые различия в уровне актуального состояния стадий «субъект мотивации» и «ученик», что говорит о значимом влиянии тренинга на мотивацию учащихся и их самостоятельность в учебной деятельности.
Заключение. Проведенное исследование говорит о важности применения профориентационных тренингов не только для помощи учащимся в профессиональном самоопределении, но и об их влиянии на другие психологические явления, такие как становление субъектности.
Введение. В исследовании рассматривается субъективное благополучие личности как оценка собственного состояния в актуальной ситуации и в целом всей жизни. Нестабильная социальная ситуация на новых территориях России требует от молодежи значительных ресурсов для совладания с нею, при этом значительная часть этих ресурсов может быть для них недоступна или ограничена. Поэтому цель исследования состоит в изучении уровня субъективного благополучия молодежи и выявлении роли когнитивной регуляции эмоций и психологических защит в его поддержке.
Материалы и методы. В статье приводится анализ эмпирических данных, полученных на выборке молодежи, постоянно проживающей в г. Мелитополь Запорожской области. Респондентами выступили 1034 человека (692 человека юношеского возраста, 342 человека раннего взрослого возраста), поделенные на четыре группы в зависимости от пола и возраста. В исследовании использовались «Шкала субъективного благополучия», «Когнитивная регуляция эмоций», «Индекс жизненного стиля».
Результаты исследования. Все респонденты оценивают свой уровень субъективного благополучия как средний. У девушек уровень субъективного благополучия достоверно ниже, чем у молодых людей, у респондентов юношеского возраста ниже, чем у людей ранней взрослости. Чаще всего молодежь использует конструктивные способы когнитивной регуляции эмоций. При этом отмечается повышенный уровень напряженности психологических защит, что говорит о выраженном конфликтном состоянии, с которым респонденты справляются. Наиболее часто к психологическим защитам прибегают девушки юношеского возраста, реже всего - молодые люди в ранней взрослости. Девушки юношеского и раннего взрослого возрастов и молодые люди юношеского возраста поддерживают средний уровень субъективного благополучия за счет когнитивной регуляции эмоций, а молодые люди в ранней взрослости за счет психологической защиты отрицания. В юношеском возрасте респонденты обоих полов используют больше способов для поддержания уровня субъективного благополучия, чем в ранней взрослости.
Заключение. Проведенное исследование определило специфику когнитивной регуляции эмоций и психологических защит, в качестве детерминант уровня субъективного благополучия молодежи, проживающей в социально нестабильных условиях, которые можно использовать как мишени для психолого-педагогического сопровождения.
Введение. В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросу изучения широкого круга особенностей взаимоотношений матери и ребенка раннего возраста, а также матери и двойни раннего возраста. Материнская позиция является центральным феноменом, рассматриваемом в статье через призму факторов, влияющих на материнское поведение и исполнение материнских функций.
Материалы и методы. Осуществлен анализ 124 статей, опубликованных в базах данных Scopus, Semantic Scholar, PubMed, Bielefeld Academic Search Engine, РИНЦ и Crossref преимущественно с 2000 по 2023 год, в которых использованы ключевые слова, отражающие материнско-детское взаимодействие в семьях с одним ребенком или двойней раннего возраста.
Результаты. В обзоре внимание сфокусировано на материнской сфере женщины, осуществляется анализ влияния ценностно-смысловых аспектов материнства, актуального психоэмоционального состояния, а также параметров чувствительности и отзывчивости матери на психическое здоровье и развитие одного ребенка и двойни раннего возраста. Раскрывается понятие материнской позиции у женщин, воспитывающих одного ребенка и двойню раннего возраста. Данная позиция проявляется в конкретном поведении женщины, которое обусловлено ее ценностным отношением к роли матери, чувствительностью к состоянию ребенка, пониманием его индивидуальных особенностей, а также отражает ее оценочное отношение к выполнению своих функций. Материнская позиция женщины, воспитывающей двойню раннего возраста, претерпевает изменения ввиду того, что мать одновременно является частью двух диад «мать - дитя». Обзор показывает, что матери близнецов раннего возраста склонны обобщенно фокусировать свое внимание на двойню и выстраивать единое взаимодействие с детьми, не уделяя достаточного внимания характеристикам и потребностям каждого ребенка в отдельности. Исследования показывают снижение чувствительности и отзывчивости матерей близнецов, что влияет на качество взаимодействия с ними и удовлетворения потребностей детей.
Заключение. Материнская позиция как система отношений матери к ребенку, проявляющаяся в определенном материнском поведении и качестве выполнения материнских функций, является многокомпонентным конструктом и имеет свои специфические различия в ситуации воспитания одного ребенка или двойни раннего возраста. Она тесно связана с чувствительностью и отзывчивостью матери и может быть сопоставлена с параметрами адаптации к материнской роли. Обзор показал необходимость проведения эмпирических исследований материнской позиции женщин, воспитывающих детей раннего возраста, в том числе имеющих различные нарушения в развитии.
Введение. В настоящее время констатируется дефицит исследований, посвященных анализу особенностей мотивов аффилиации и социально-психологических установок у студентов с различными стилями обучения.
Цель исследования, представленного в статье, заключалась в изучении взаимосвязи аффилиативного поведения, стилевых параметров обучения и социальных установок студентов-психологов. Гипотеза исследования: социально-психологические установки и аффилиация взаимосвязаны со стилевыми параметрами обучения студентов-психологов. Исследование проведено с опорой на положения теории поколений.
Материалы и методы. Для исследования были выбраны: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, методика диагностики мотивов аффилиации А. Мехрабиана, методика диагностики стилевых параметров обучения Б. Соломан и Р. Фелдера. Выборку исследования составили студенты института психологии БГПУ им. М. Танка в следующем составе: 16 студентов первого курса очного отделения (средний возраст - 18,5 лет) и 17 студентов третьего курса заочного отделения (средний возраст - 30 лет). Для определения взаимосвязей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования. У студентов дневного отделения, имеющих предпочтения в достижении результата, а не ориентирующихся на процесс, страх отвержения менее выражен, чем у студентов, которые предпочитают процесс результату (r = -0,7 при p ≤ 0,05). Также у студентов дневного отделения между показателями «эгоизм» и «страх отвержения» присутствует обратная корреляция (r = -0,5 при p ≤ 0,05) . У студентов заочного отделения между показателями «эгоизм» и «стремление к принятию» была выявлена обратная корреляция (r = -0,56 при p ≤ 0,05). Для всей выборки были выявлены обратные корреляции между стилем обучения «визуальный/вербальный» и ориентацией на эгоизм (r = -0,4 и при p ≤ 0,05). Разница в результатах объяснима возрастом: студенты дневного отделения стремятся получить признание и занять свое место в социуме, тогда как студенты заочного отделения рассматривают себя состоявшимися личностями и не стремятся доказывать собственную состоятельность.
Заключение. Полученные результаты определяют направления дальнейших исследований мотивов аффилиации и развития профессионально-важных качеств студентов профиля «Психология». Рассматривая полученные результаты с учетом теории поколений, важно отметить следующее: выраженной эгоистичной установки, отсутствия аффилиативного поведения у студентов поколения Z обнаружено не было.
Мы рады представить вашему вниманию новый выпуск журнала «Психология человека в образовании», большинство статей которого посвящены проблемам благополучия человека в различных социальных контекстах его жизнеосуществления.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477