Введение. Научное наследие Евгения Павловича Ильина как ученого, педагога и наставника представляет целую эпоху развития и становления Ленинградской психологической школы. В рамках круглого стола VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, состоялась научная дискуссия учеников и коллег Е. П. Ильина о его вкладе в решение проблем образования как ученого и педагога, а также об эталонных качествах его личности как наставника. Список научных работ Е. П. Ильина насчитывает более двухсот наименований, в том числе четырнадцать монографий, девять учебников и шесть учебных пособий. Евгений Павлович был научным наставником не только для исследователей, работавших под его руководством над докторскими и кандидатскими диссертациями, но и для многих студентов - слушателей его лекций и читателей его книг. Идеи, заложенные в работах Е. П. Ильина, сегодня продолжают развитие в педагогической и научной деятельности его учеников и коллег в сфере дифференциальной психофизиологии, общей психологии, психологии спорта, психологии образования, психологии труда.
Материалы и методы. В качестве материалов были использованы доклады и презентации учеников и коллег Е. П. Ильина, архивные материалы института психологии, а также видеодоклад Е. П. Ильина по теме «Мотивация научного творчества». Основным методом работы круглого стола являлся метод научной дискуссии в рамках фокус группы.
Результаты. Результатами стали предложения в резолюциию конференции: 1) продолжать развивать, внедрять в практику и популяризировать идеи Е. П. Ильина как ученого, педагога и наставника; 2) включить в программу VII Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» секцию, посвященную спорту как среде развития психологических ресурсов и формирования жизненно важных умений; 3) разработать и реализовать серию научных проектов по изучению механизмов и эталонных качеств эффективного наставничества.
Заключение. Научные идеи Евгения Павловича Ильина как одного из ярчайших представителей Герценовской психологической школы необходимо популяризировать и внедрять в практику образования.
Introduction. The scientific legacy of Evgeny Pavlovich Ilyin as a scientist, teacher and mentor constitutes a whole epoch of development of the Leningrad psychological school. In 2023, Ilyin’s former students and colleagues participated in the 6th Herzen University Conference on Psychology in Education dedicated to the Year of Teacher and Mentor: they attended a round table to have a scholarly discussion of Ilyin’s contribution as a scientist and teacher to solving educational problems, as well as of his outstanding personal qualities as a mentor. Materials and Methods. The study is based on the reports and presentations made by Ilyin’s former students and colleagues, archival materials of the Institute of Psychology, and Ilyin’s video report on the topic ‘Motivation of scientific creativity’. The key method of the round table was a scholarly discussion in a focus group. Results. The round table resulted in proposals which were included in the resolution of the conference: 1) to continue to develop, implement in practice and popularise the ideas of Ilyin as a scientist, teacher and mentor, 2) to include in the programme of the 7th Herzen University Conference on Psychology in Education a section devoted to sport as an environment for the development of psychological resources and the formation of vital skills, and 3) to develop and implement a series of research projects to study the mechanisms and benchmark qualities of effective mentoring. Conclusions. The ideas of Evgeny Pavlovich Ilyin as one of the brightest representatives of the Herzen University school of psychology should be popularised and implemented in the practice of education.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/2686-9527-2024-6-1-100-105
- eLIBRARY ID
- 67349201