Статьи в выпуске: 12

К КНИГЕ ИЛЬИ ЛАТЫПОВА "ОДИН НА ОДИН С ЖИЗНЬЮ. КНИГА, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ НАЙТИ СМЫСЛ" (2024)
Авторы: Асмолов Александр Григорьевич

К акое свидание в нашей полной неожиданностей жизни является самым волнующим и загадочным? На какое свидание надо решиться и, поверьте, ни в коем случае нельзя опоздать? Это свидание с Самим Собой. И вряд ли я ошибусь, если скажу, что книга одного из самых отважных психологов и психотерапевтов нашего времени Ильи Латыпова рассказывает именно о том, как не опоздать Стать Человеком

Сохранить в закладках
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА: ПОГОВОРИМ ИЛИ ПОМОЖЕМ? (2024)
Авторы: СМОЛИН Олег Николаевич

В статье приводится полный текст выступления Первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Смолина Олега Николаевича в Государственной думе 10 октября 2023 г. Выступление было посвящено Году педагога и наставника. Автор озвучивает и комментирует проблемы, связанные с занятостью, заработной платой и социальным статусом педагога. Предлагаются следующие действия, направленные на решение текущих проблем: принятие во внеочередном порядке проекта федерального закона № 1075801-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников» либо создание межфракционной рабочей группы для подготовки нового законопроекта о статусе педагогического работника; рост расходов на повышение заработной платы педагогических работников при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете на 2024 г.; восстановление социальных гарантий для сельских педагогов.

Сохранить в закладках
КАК ПЕДАГОГИ ПРИМЕНЯЮТ НЕЙРОСЕТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ (2024)
Авторы: Заславский Алексей Андреевич

В современном мире большое внимание уделяется различным аспектам применения информационных технологий (ИТ). В связи с этим на деятельность педагога влияют нормативное регулирование ИТ, их новые возможности и связанные с их использованием проблемы авторского права. В рамках статьи рассматриваются вопросы, связанные с применением нейросетей для создания авторских иллюстраций к образовательным материалам. Автор формулирует основные задачи, которые умеют решать нейросети, а также дает основные определения.

Сохранить в закладках
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ: ОТ ПРОГРАММЫ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ (2024)
Авторы: Савиных Галина Петровна, Бахмутский Андрей Евгеньевич

Феномен школьной отметки рассматривается авторами статьи с точки зрения того, как она связана с внутренними системами оценки качества образования (ВСОКО). Приведены результаты опроса руководителей школ и практикующих экспертов на предмет значимых характеристик ВСОКО как генератора и регулятора школьных отметок. Выдвинут тезис о коллективно-распределенной ответственности педагогов за единообразие подходов к выставлению отметок, обеспечение их объективности и информативности. Последние рассматриваются в статье как основные единицы эффективности школьных отметок. Изложена авторская позиция по влиянию различных компонентов ВСОКО на достижение указанной эффективности. Особое внимание уделено оценочным компетенциям педагогов, которые регулируются их должностными обязанностями. Для перечня должностных обязанностей предложены позиции, потенциально стимулирующие методические усилия педагогов по изменению практик выставления отметок. Отмечена необходимость и возможность административных действий на развитие соответствующих компетенций у педагогов.

Сохранить в закладках
РОССИЙСКАЯ МАГИСТРАТУРА В ОЦЕНКАХ АДМИНИСТРАТОРОВ ВУЗОВ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (2024)
Авторы: Иванченко Надежда Вадимовна, Щеглова Дарья Владимировна, Опфер Евгения Анатольевна, Гармонова Анна Владимировна

В российских университетах сложились разнообразные практики проектирования и реализации магистерских программ. Вариативность связана с дифференциацией вузов по уровню финансирования, территориальному расположению и другими факторами. В условиях выхода России из Болонского процесса и поиска собственной модели реализации программ высшего образования необходимо исследование сложившихся практик управления программами магистратуры. В статье представлен анализ посвященных развитию магистерского образования полуструктурированных нарративных интервью с администраторами российских университетов. Анализ показал, что они сталкиваются с проблемами, диктуемыми жесткой регламентацией образовательного процесса на государственном уровне. Они вынуждены занимать позицию исполнителей задач вышестоящих инстанций, что делает управление менее гибким (реализуется т. н. транзакционное лидерство). Существуют типичные институциональные ловушки: редукция качества образования (сохранение высокой загруженности преподавателей в сочетании с несвойственными им бюрократическими функциями) и ловушка метрик (целевые показатели оказываются важнее сущностных изменений). Номинальная роль академических руководителей способствует открытию и развитию магистерских программ по инерции, без учета запроса рынка труда.

Сохранить в закладках
ШКОЛА БУДУЩЕГО: ПУТЬ К САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)
Авторы: Корешникова Юлия Николаевна, Чернобай Елена Владимировна

Система образования является основным институтом, через который проходит каждый человек, а педагог - основанием этой системы. В задачи учителя входит подготовка обучающихся к адаптации в уже завтрашнем мире, где им понадобится уникальный набор навыков и компетенций. Именно поэтому для педагогов становится актуальной концепция профессионального обучения на протяжении всей жизни. Учитывая масштабы и ригидность системы образования, обязанности администрации школы должны включать в себя создание условий для развития сотрудников на местах. Такой подход позволит оперативно решать проблемы педагогов, осваивать тренды, отвечать на внешние по отношению к организации вызовы.

Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАНИЕ: НА ПУТИ К СВОБОДЕ (2024)
Авторы: Кудрявцев Владимир Товиевич, Уразалиева Гульшат Кулумжановна

В статье анализируется иллюзия массовости в образовании и шаблоны, на которых она зиждется. Раскрывается образ хама как «человека толпы вне толпы», которому противостоит человек образованный. Авторы, вслед за Гегелем, рассматривают образование как форму освобождения человека. Именно образование фиксирует для общественного сознания точки исторического перехода из состояния «до» в состояние «после» и инициирует самосознание растущих поколений. Показывается, что условием решения проблемы учебных перегрузок является «перезагрузка» системы образования в целом. Рассматривается феномен взаимной доказательности в школе развивающего образования.

Сохранить в закладках
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ЛАТЕНТНЫЕ ТРАДИЦИИ И ДИСКУРСЫ (2024)
Авторы: Гусельцева Марина Сергеевна

Вниманию читателей предлагается заключительная часть статьи «Антропологический поворот: предпосылки, латентные традиции и дискурсы».1, 2 Антропологический поворот представлен в концептуальных рамках культурно-аналитического и трансдисциплинарного подходов, где антропология рассматривается как важная составляющая современного социального знания. Обращаясь к истокам антропологического поворота в России, следует различать антропологическое знание, разлитое в междисциплинарном пространстве социальных и гуманитарных наук и антропологию как науку, представленную множеством исследовательских направлений: от биологической - до социокультурной, от медицинской - до педагогической. Показано, что латентное развитие антропологических, культурно-психологических и гуманистических идей в неблагоприятных политических контекстах, при усилении авторитарных и тоталитарных тенденций происходило преимущественно в междисциплинарном пространстве диффузного и стихийно развивающегося социального знания. В российской истории социогуманитарных наук антропологические и гуманистические дискурсы получили развитие прежде всего в русле педагогики. Официально подавленные научные направления, маргинализированные интеллектуальные движения (будь то преподавание философии в 1850-е гг. или развитие педологии в середине 1930-х гг.) продолжали подспудное движение в смежных дисциплинарных областях, под иными именами и названиями. Интегрируя антропологические, культурно-психологические, гуманистические течения, педагогическая антропология в российской истории социогуманитарных наук выступала основой для развития синтетического человекознания. Особенностями российской антропологической традиции являлись ее латентность и педагогическая направленность, нашедшая отражение в трудах, как известных и достаточно изученных, так и полузабытых ученых. Экспликация латентных традиций и скрытых дискурсов создает сегодня дополнительные предпосылки для реализации антропологического поворота как в системе образования, так и в практиках повседневной жизни.

Сохранить в закладках
"ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ СУЩЕСТВО ДАЛЕКОГО": ОБРАТНАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ (2024)
Авторы: Нуркова Вероника Валерьевна

В статье раскрывается принцип обратной перспективы автобиографической памяти в качестве опорной метафоры для анализа потенциала образов личного прошлого и будущего в наделении смыслом неопределенности настоящего и побуждения масштабированной суперпродолжительными временными периодами деятельности. Дается краткий обзор конструкта временной перспективы (ВП) в психологии. Исходя из функционала ВП в бытии личности формулируется перечень ее оптимальных качеств. Указывается, что фундаментальный закон деградации феноменологии воспоминаний, описываемый «кривой забывания», реализует принцип прямой перспективы и выступает когнитивным препятствием для оптимизации ВП. Однако знаковая природа перспективы как вариативного культурного метода конструирования отношения к пространственной и временной дистанции допускает возможность не только прямого, но и обратного режима. Автобиографическая память реализует принцип обратной перспективы в форме наращивания перцептивной интенсивности образов прошлого и будущего по мере увеличения личностного смысла и временной дистанции событий.

Сохранить в закладках
ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНЫЙ МИР: БЛАЖЬ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? (2024)
Авторы: Гонтмахер Евгений Шлемович

Данная статья посвящена концепции человекоцентризма. Автор анализирует ряд исторических и современных событий, меняющих основы общественной жизни, подчеркивая их влияние на мировые ценности и идеологические конфликты. Акцентируется внимание необходимости перехода к человекоцентричной цивилизации, основанной на гуманистических ценностях, и создании условий для самореализации каждого человека. Автор выделяет глобальные вызовы, такие как миграция, отчуждение элит, изменение климата и развитие искусственного интеллекта, которые требуют нового подхода к социальной и экономической организации. Предлагается реорганизовать общественные и экономические структуры с тем, чтобы важнейшим критерием общественного благополучия стало индивидуальное счастье каждого человека и развитие человеческого потенциала.

Сохранить в закладках
ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ? (2024)
Авторы: КАНТ И.

ПРОСВЕЩЕНИЕ — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения

Сохранить в закладках
БИБЛИЯ ОТ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: НУЖНЫ ЛИ НАМ НОВЫЕ ПОВОДЫРИ? (2024)
Авторы: Асмолов Александр Григорьевич

В от уже без малого пятнадцать лет я предваряю почти каждый выпуск журнала «Образовательная политика» колонкой главного редактора.

За это микроскопическое по историческим масштабам время наш журнал неоднократно рождался и перерождался. Менялись сценарии не только театра образовательной политики России, но и разных стран мира. Но мне всегда хотелось избежать для нашего издания участи спринтера, о котором с иронией пел Владимир Высоцкий: «Я рванул на десять тыщ как на пятьсот, — и спекся…»

Сохранить в закладках