Система образования является основным институтом, через который проходит каждый человек, а педагог - основанием этой системы. В задачи учителя входит подготовка обучающихся к адаптации в уже завтрашнем мире, где им понадобится уникальный набор навыков и компетенций. Именно поэтому для педагогов становится актуальной концепция профессионального обучения на протяжении всей жизни. Учитывая масштабы и ригидность системы образования, обязанности администрации школы должны включать в себя создание условий для развития сотрудников на местах. Такой подход позволит оперативно решать проблемы педагогов, осваивать тренды, отвечать на внешние по отношению к организации вызовы.
The education system is the main institution through which every person passes, the teacher is the pillar of this system. It is the teacher’s task to prepare students for life in the future world. Understanding the speed of changes taking place, it is important for a teacher to see a step forward and prepare the basis for life in tomorrow’s world, which will require a different set of skills and competencies. This is why the concept of lifelong learning becomes most relevant for the teaching profession, while maintaining traditional values. Considering the scale of the education system associated with this rigidity, the task of the school administration should include, among other things, creating conditions for the development of local teachers. The creation of such conditions allows teachers to quickly solve problems that arise for teachers, master new trends, and periodically emerging challenges from outside change in relation to the formative challenges of the organization. This impressive article is dedicated to solving this problem.
Идентификаторы и классификаторы
Текущая социетальная эволюция диктует новый запрос к системе образования как наиболее массовому общественному институту, задачей которого является передача культурных норм и ценностей, накопленных предыдущими поколениями. Особенность современной реальности заключается в том, что происходящие изменения слишком масштабны. Новый мир требует от человека новых качеств, которые еще не в полной мере осознаны научным и педагогическим сообществом. В связи с этим требуется смещение акцента с предметных результатов обучающихся на универсальные компетентности и активную самостоятельность, позволяющую человеку добиваться успеха в эпоху трансформаций
Список литературы
1. Бабанский, Ю. К. (1986). О дидактических основах повышения эффективности обучения. Народное образование, 11, 105-111.
2. Болотов, В. А., Лавренюк, Е. Н., Никитин, И. В. (2015). Демонополизация системы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций как фактор развития. Образовательная политика, 1(67), 101-105. EDN: VZJOEL
3. Донских, О. А., Захир, Ю. С., Микиденко, Н. Л. (2015). Доверие школе как критерий оценки качества образования. Сибирский педагогический журнал, 5, 171-177. УДК: 37.018.26.
4. Дудяшова, В. П., Нестерова, Н. А. (2006). Этапы становления самообучающейся организации. Научный вестник Костромского государственного технологического университета, 2, 10. EDN: LWULRB
5. Журавлева, А. А. (2013). Формирование и развитие педагогической квалификации преподавателя высшей школы в системе непрерывного профессионального образования. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2 (15), 54-59. УДК: 378.091.398.
6. Пискунов, А. И. (Ред.). (2001). История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Москва: ТЦ “Сфера”.
7. Карпов, А. В. (2002). Психология рефлексивных механизмов деятельности. Litres.
8. Корешникова, Ю. Н., Фрумин И. Д. (2020). Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов. Психологическая наука и образование, 6, 88-103. DOI: 10.17759/pse.2020250608 EDN: FBFNUX
9. Леонтьев, А. Н. (1983). Образ мира. Избранные психологические произведения (т. 2). Москва: Педагогика. EDN: VDSHZY
10. Марголис, А. А., Аржаных, Е. В., Хуснутдинова, М. Р. (2019). Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов. Вопросы образования, 4, 133-159. EDN: LYKQWU
11. Митина, Л. М. (2015). Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения. Вестник образования России, 7, 48-58.
12. Сенге, П. (1999). Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации (т. 408, с. 4). Москва: Олимп-бизнес.
13. Фоменко, С. Л. (2014). Условия и детерминанты профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы. Образование и наука, 4 (113), 43-54. УДК 37.014.542.22.
14. Чернобай, Е. В., Калина, И. И. (2022). Профессиональные обучающиеся сообщества: обзор теории и практики. Отечественная и зарубежная педагогика, 1(3 (84)), 62-82. DOI: 10.24412/2224-0772-2022-84-62-82 EDN: BTUPBF
15. Штригель, Е. Э. (2021). Общеобразовательная школа как самообучающаяся организация. Педагогическая наука и образование в диалоге со временем, 89-93. EDN: IZRCVU
16. Akiba, M. et al. (2019). Lesson study design features for supporting collaborative teacher learning. Teaching and Teacher Education, 77, 352-365. DOI: 10.1016/j.tate.2018.10.012
17. Avalos, B. (2023). Approaches to Teaching and Teacher Education. Emerald Publishing Limited, 43, 59-71. DOI: 10.1108/S1479-368720230000043009
18. Bolam, R. et al. (2005). Creating and sustaining effective professional learning communities. Research report, 637.
19. Bryk, A., Schneider, B. (2002). Trust in schools: A core resource for improvement. New York: Russell Sage Foundation.
20. Bubb, S., Earley, P. (2004). Leading and Managing Continuing Professional Development: Developing People, Developing Schools. DOI: 10.4135/9781446279601
21. Qetin, C., Bayrakji, M. (2019). Teacher Professional Development Models for Effective Teaching and Learning in Schools. The Online Journal of Quality in Higher Education, 6(1), 32-38.
22. Coenders, F., Verhoef, N. (2018). Lesson Study: professional development (PD) for beginning and experienced teachers. Professional development in education, 45(3), 1-14. DOI: 10.1080/19415257.2018.1430050
23. Cuesta, A. et al. (2022). Approaches to the development of pre-service language teachers’e-portfolios. Promoting professionalism, innovation and transnational collaboration: a new approach to foreign language teacher education, 191-212. DOI: 10.14705/rpnet.2022.57.9782383720041
24. Dudley, P. (2012). Lesson Study development in England: from school networks to national policy.International journal for lesson and learning studies. DOI: 10.1108/20468251211179722
25. DuFour, R. (2007). Professional learning communities: A bandwagon, an idea worth considering, or our best hope for high levels of learning? Middle school journal, 39(1), 4-8. DOI: 10.1080/00940771.2007.11461607
26. Fernandez, C. (2002). Learning from Japanese approaches to professional development: The case of lesson study. Journal of teacher education, 53(5), 393-405. DOI: 10.1177/002248702237394 EDN: JOCDLF
27. Freire, P. (1982). Creating alternative research methods: Learning to do it by doing it. Creating knowledge: A monopoly. New Delhi: Society for Participatory Research in Asia.
28. Friedman, I. A. (1991). High and low-burnout schools: School culture aspects of teacher burnout. The Journal of educational research, 84(6), 325-333. 10.1 080/00220671.1991.9941813. DOI: 10.1080/00220671.1991.9941813 EDN: BKFXOB
29. Grossman, P., Wineburg, S., Woolworth, S. (2001). Toward a theory of teacher community. Teachers college record, 103(6), 942-1012. DOI: 10.1111/0161-4681.00140
30. Hairon, S., Tan, C. (2016). Professional learning communities in Singapore and Shanghai: Implications for teacher collaboration.Compare: A Journal of Comparative and International Education, 47(1), 91-104. 10.1080/0305792 5.2016.1153408, 1-14. DOI: 10.1080/03057925.2016.1153408
31. Hoy, W. K., Tschannen-Moran, M. (1999). Five faces of trust: An empirical confirmation in urban elementary school. Journal of School leadership 9(3), 184-208. DOI: 10.1177/105268469900900301
32. Kemmis, S., McTaggart, R., Nixon, R. (2014). The action research planner: Doing critical participatory action research. Publisher: Springer. DOI: 10.1007/978-981-4560-67-2
33. Lave, J., Wenger, E. (1991). Situated learning: Legitimate peripheral participation. Cambridge university press.
34. Lewis, C., Perry, R. (2017). Lesson study to scale up research-based knowledge: A randomized, controlled trial of fractions learning. Journal for research in mathematics education, 48(3), 261-299. 10.5951/ jresematheduc.48.3.0261. DOI: 10.5951/jresematheduc.48.3.0261
35. Mann, S., Webb, K. (2022). Continuing Professional Development: Key Themes in Supporting the Development of Professional Practice. https://www.researchgate.net/publication/362236842_Continuing_professional_development_key_themes_in_supporting_the_development_of_professional_practice. DOI: 10.14705/rpnet.2022.57.1382
36. Palincsar, A. S. (1998). Social constructivist perspectives on teaching and learning. Annual review of psychology, 49(1), 345-375. DOI: 10.1146/annurev.psych.49.1.345 EDN: HEZDMX
37. Rigelman, N. M., Ruben, B. (2012). Creating foundations for collaboration in schools: Utilizing professional learning communities to support teacher candidate learning and visions of teaching. Teaching and Teacher Education, 28(7), 979-989. DOI: 10.1016/j.tate.2012.05.004
38. Rosenholtz, S. J. (1989). Workplace conditions that affect teacher quality and commitment: Implications for teacher induction programs. The Elementary School Journal, 89(4), 421-439. DOI: 10.1086/461584
39. Schipper, T. et al. (2017). Professional growth in adaptive teaching competence as a result of Lesson Study. Teaching and teacher education, 68, 289-303. DOI: 10.33612/diss.98636764
40. Thompson, S. C., Gregg, L., Niska, J. M. (2004). Professional learning communities, leadership, and student learning. RMLE Online, 28(1), 1-15.
41. Wenger, E. et al. (1998).Communities of practice: Learning as a social system. Systems thinker, 9(5), 2-3.
Выпуск
Другие статьи выпуска
К акое свидание в нашей полной неожиданностей жизни является самым волнующим и загадочным? На какое свидание надо решиться и, поверьте, ни в коем случае нельзя опоздать? Это свидание с Самим Собой. И вряд ли я ошибусь, если скажу, что книга одного из самых отважных психологов и психотерапевтов нашего времени Ильи Латыпова рассказывает именно о том, как не опоздать Стать Человеком
В статье приводится полный текст выступления Первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Смолина Олега Николаевича в Государственной думе 10 октября 2023 г. Выступление было посвящено Году педагога и наставника. Автор озвучивает и комментирует проблемы, связанные с занятостью, заработной платой и социальным статусом педагога. Предлагаются следующие действия, направленные на решение текущих проблем: принятие во внеочередном порядке проекта федерального закона № 1075801-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников» либо создание межфракционной рабочей группы для подготовки нового законопроекта о статусе педагогического работника; рост расходов на повышение заработной платы педагогических работников при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете на 2024 г.; восстановление социальных гарантий для сельских педагогов.
В современном мире большое внимание уделяется различным аспектам применения информационных технологий (ИТ). В связи с этим на деятельность педагога влияют нормативное регулирование ИТ, их новые возможности и связанные с их использованием проблемы авторского права. В рамках статьи рассматриваются вопросы, связанные с применением нейросетей для создания авторских иллюстраций к образовательным материалам. Автор формулирует основные задачи, которые умеют решать нейросети, а также дает основные определения.
Феномен школьной отметки рассматривается авторами статьи с точки зрения того, как она связана с внутренними системами оценки качества образования (ВСОКО). Приведены результаты опроса руководителей школ и практикующих экспертов на предмет значимых характеристик ВСОКО как генератора и регулятора школьных отметок. Выдвинут тезис о коллективно-распределенной ответственности педагогов за единообразие подходов к выставлению отметок, обеспечение их объективности и информативности. Последние рассматриваются в статье как основные единицы эффективности школьных отметок. Изложена авторская позиция по влиянию различных компонентов ВСОКО на достижение указанной эффективности. Особое внимание уделено оценочным компетенциям педагогов, которые регулируются их должностными обязанностями. Для перечня должностных обязанностей предложены позиции, потенциально стимулирующие методические усилия педагогов по изменению практик выставления отметок. Отмечена необходимость и возможность административных действий на развитие соответствующих компетенций у педагогов.
В российских университетах сложились разнообразные практики проектирования и реализации магистерских программ. Вариативность связана с дифференциацией вузов по уровню финансирования, территориальному расположению и другими факторами. В условиях выхода России из Болонского процесса и поиска собственной модели реализации программ высшего образования необходимо исследование сложившихся практик управления программами магистратуры. В статье представлен анализ посвященных развитию магистерского образования полуструктурированных нарративных интервью с администраторами российских университетов. Анализ показал, что они сталкиваются с проблемами, диктуемыми жесткой регламентацией образовательного процесса на государственном уровне. Они вынуждены занимать позицию исполнителей задач вышестоящих инстанций, что делает управление менее гибким (реализуется т. н. транзакционное лидерство). Существуют типичные институциональные ловушки: редукция качества образования (сохранение высокой загруженности преподавателей в сочетании с несвойственными им бюрократическими функциями) и ловушка метрик (целевые показатели оказываются важнее сущностных изменений). Номинальная роль академических руководителей способствует открытию и развитию магистерских программ по инерции, без учета запроса рынка труда.
В статье анализируется иллюзия массовости в образовании и шаблоны, на которых она зиждется. Раскрывается образ хама как «человека толпы вне толпы», которому противостоит человек образованный. Авторы, вслед за Гегелем, рассматривают образование как форму освобождения человека. Именно образование фиксирует для общественного сознания точки исторического перехода из состояния «до» в состояние «после» и инициирует самосознание растущих поколений. Показывается, что условием решения проблемы учебных перегрузок является «перезагрузка» системы образования в целом. Рассматривается феномен взаимной доказательности в школе развивающего образования.
Вниманию читателей предлагается заключительная часть статьи «Антропологический поворот: предпосылки, латентные традиции и дискурсы».1, 2 Антропологический поворот представлен в концептуальных рамках культурно-аналитического и трансдисциплинарного подходов, где антропология рассматривается как важная составляющая современного социального знания. Обращаясь к истокам антропологического поворота в России, следует различать антропологическое знание, разлитое в междисциплинарном пространстве социальных и гуманитарных наук и антропологию как науку, представленную множеством исследовательских направлений: от биологической - до социокультурной, от медицинской - до педагогической. Показано, что латентное развитие антропологических, культурно-психологических и гуманистических идей в неблагоприятных политических контекстах, при усилении авторитарных и тоталитарных тенденций происходило преимущественно в междисциплинарном пространстве диффузного и стихийно развивающегося социального знания. В российской истории социогуманитарных наук антропологические и гуманистические дискурсы получили развитие прежде всего в русле педагогики. Официально подавленные научные направления, маргинализированные интеллектуальные движения (будь то преподавание философии в 1850-е гг. или развитие педологии в середине 1930-х гг.) продолжали подспудное движение в смежных дисциплинарных областях, под иными именами и названиями. Интегрируя антропологические, культурно-психологические, гуманистические течения, педагогическая антропология в российской истории социогуманитарных наук выступала основой для развития синтетического человекознания. Особенностями российской антропологической традиции являлись ее латентность и педагогическая направленность, нашедшая отражение в трудах, как известных и достаточно изученных, так и полузабытых ученых. Экспликация латентных традиций и скрытых дискурсов создает сегодня дополнительные предпосылки для реализации антропологического поворота как в системе образования, так и в практиках повседневной жизни.
В статье раскрывается принцип обратной перспективы автобиографической памяти в качестве опорной метафоры для анализа потенциала образов личного прошлого и будущего в наделении смыслом неопределенности настоящего и побуждения масштабированной суперпродолжительными временными периодами деятельности. Дается краткий обзор конструкта временной перспективы (ВП) в психологии. Исходя из функционала ВП в бытии личности формулируется перечень ее оптимальных качеств. Указывается, что фундаментальный закон деградации феноменологии воспоминаний, описываемый «кривой забывания», реализует принцип прямой перспективы и выступает когнитивным препятствием для оптимизации ВП. Однако знаковая природа перспективы как вариативного культурного метода конструирования отношения к пространственной и временной дистанции допускает возможность не только прямого, но и обратного режима. Автобиографическая память реализует принцип обратной перспективы в форме наращивания перцептивной интенсивности образов прошлого и будущего по мере увеличения личностного смысла и временной дистанции событий.
Данная статья посвящена концепции человекоцентризма. Автор анализирует ряд исторических и современных событий, меняющих основы общественной жизни, подчеркивая их влияние на мировые ценности и идеологические конфликты. Акцентируется внимание необходимости перехода к человекоцентричной цивилизации, основанной на гуманистических ценностях, и создании условий для самореализации каждого человека. Автор выделяет глобальные вызовы, такие как миграция, отчуждение элит, изменение климата и развитие искусственного интеллекта, которые требуют нового подхода к социальной и экономической организации. Предлагается реорганизовать общественные и экономические структуры с тем, чтобы важнейшим критерием общественного благополучия стало индивидуальное счастье каждого человека и развитие человеческого потенциала.
ПРОСВЕЩЕНИЕ — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения
В от уже без малого пятнадцать лет я предваряю почти каждый выпуск журнала «Образовательная политика» колонкой главного редактора.
За это микроскопическое по историческим масштабам время наш журнал неоднократно рождался и перерождался. Менялись сценарии не только театра образовательной политики России, но и разных стран мира. Но мне всегда хотелось избежать для нашего издания участи спринтера, о котором с иронией пел Владимир Высоцкий: «Я рванул на десять тыщ как на пятьсот, — и спекся…»
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832