Статья представляет теоретический обзор современных исследований, посвящённых совладающему поведению членов семей, ухаживающих за близкими с хроническими заболеваниями, требующими постоянного ухода (инсульт, деменция, онкология и др.). Рассматриваются ключевые подходы к копингу: когнитивно-поведенческий, стресс-ориентированный и системно-семейный. Проанализированы типичные стратегии совладания у семейных опекунов, их связь с психологическим благополучием, а также факторы, влияющие на выбор копинга: характер заболевания, культура, социальная поддержка и личностные ресурсы. Отмечено, что проблемно-ориентированные и социально направленные стратегии связаны с более низким уровнем дистресса, тогда как избегание и отрицание - с эмоциональным выгоранием и депрессией. Рассматриваются методы психологической помощи ухаживающим: тренинги копинга, семейное консультирование, когнитивно-поведенческая терапия. Обзор опирается на русскоязычные и зарубежные источники последних 15 лет.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Актуальность проблемы семейного ухода за хронически больными обусловлена глобальным старением населения и ростом распространённости хронических заболеваний, требующих постоянного ухода [1; 2]. Родственники-помощники (неформальные опекуны) зачастую берут на себя основную ответственность по уходу, выполняя широкий спектр ролей – от физического и медицинского ухода до эмоциональной поддержки и организационных обязанностей [1].
Список литературы
1. Tsiakiri A.A. Scoping Review on Coping Strategies and Quality of Life of Stroke Caregivers: Often Underestimated Variables in Stroke Recovery Process? / A. A. Tsiakiri, P. Vlotinou, A. Paschalidou, C. Koukouli, E. Ouzounoglou, E. C. Karademas, S. T. Karamouzis, C. Zompola, A. Papamichou, K. Tsamakis, E. Giannakou, M. Emmanouilidou, K. Vadikolias, N. Aggelousis // BioMed. - 2023. - Vol. 3, № 3. - P. 349-368. EDN: ITXYOW
2. Adelman R. D. Caregiver burden: a clinical review / R. D. Adelman, L. L. Tmanova, D. Delgado, S. Dion, M. S. Lachs // JAMA. - 2014. - Vol. 311, №10. - P. 1052-1060.
3. Li R. Coping strategies and psychological morbidity in family carers of people with dementia: a systematic review and meta-analysis / R. Li, C. Cooper, J. Bradley, A. Shulman, G. Livingston // J. Affect. Disord. - 2012. - Vol. 139, № 1. - P. 1-11.
4. Motalebi S.A. Caregiver burden and coping strategies in caregivers of older patients with stroke / S.A. Motalebi, F. Mohammadi Shahboulaghi, A. Biglarian, S. Ronaghi // BMC Psychology. - 2021. - Vol. 9. - P. 51.
5. Jika B.M. Exploring experiences of family caregivers for older adults with chronic illness: a scoping review / B.M. Jika, H.T.A. Khan, M. Lawal // Geriatr. Nurs. - 2021. - Vol. 42, № 6. - P. 1525-1532.
6. Panzeri A. Interventions for Psychological Health of Stroke Caregivers: A Systematic Review / A. Panzeri, S. Rossi Ferrario, G. Vidotto // Front. Psychol. - 2019. - Vol. 10. - P. 2045.
7. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 1. - С. 100-111.
8. Куфтяк Е.В. Жизнеспособность семьи: теория и практика / Е.В. Куфтяк // Медицинская психология в России. - 2014. - Т. 5, № 28. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.03.2025). EDN: WQEZTN
9. Белинская Е.П. Болезнь как трудная жизненная ситуация: особенности стратегий совладания родственников тяжелобольных / Е.П. Белинская, С. Сангова // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8, № 42. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.03.2025). EDN: VHFQNH
10. Бочаров В.В. Эмоциональное выгорание у родственников, опекающих хронически больных: современные представления и перспективы исследования / В.В. Бочаров, А.М. Шишкова // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. - Т. 29, № 1. - С. 149-164. EDN: JRDNGT
11. Mausbach B. T. Multiple mediators of the relations between caregiving stress and depressive symptoms / B. T. Mausbach, E. A. Chattillion, S. K. Roepke, T. L. Patterson, I. Grant // Aging Ment. Health. - 2012. - Vol. 16, №1. - P. 27-38.
12. Aamodt W. W. Caregiver Burden in Parkinson Disease: A Scoping Review of the Literature (2017-2022) / W. W. Aamodt, B. M. Kluger, M. Mirham, A. Job, S. E. Lettenberger, P. E. Mosley, S. Seshadri // J. Geriatr. Psychiatry Neurol. - 2024. - Vol. 37, № 2. - P. 96-113.
13. Abbasi A. The relationship between caregiver burden with coping strategies in family caregivers of cancer patients / A. Abbasi, M. Shamsizadeh, H. Asayesh, H. Rahmani, S. A. Hosseini, M. Talebi // Iranian Journal of Psychiatric Nursing. - 2013. - Vol. 1, № 3. - P. 62-71.
14. Li R. Do changes in coping style explain the effectiveness of interventions for psychological morbidity in family carers of people with dementia? A systematic review and meta-analysis / R. Li, C. Cooper, A. Austin, G. Livingston // Int. Psychogeriatr. - 2013. - Vol. 25, №2. - P. 204-214.
15. Jaracz K. Caregiving burden and its determinants in Polish caregivers of stroke survivors / K. Jaracz, B. Grabowska-Fudala, K. Górna, W. Kozubski // Arch. Med. Sci. - 2014. - Vol. 10, № 5. - P. 941-950.
16. Kumar R. Needs, burden, coping and quality of life in stroke caregivers: a pilot survey / R. Kumar, S. Kaur, K. Reddemma // Nurs. & Midwifery Res. J. - 2015. - Vol. 11, № 2. - P. 57-67.
17. Camak D. J. Addressing the burden of stroke caregivers: a literature review / D. J. Camak // J. Clin. Nurs. - 2015. - Vol. 24, № 17-18. - P. 2376-2382.
18. Li R. Relationship of coping style to mood and anxiety disorders in dementia carers / R. Li, C. Cooper, G. Livingston // Curr. Opin. Psychiatry. - 2014. - Vol. 27, № 1. - P. 52-56.
19. Losada A. Cognitive-behavioral therapy (CBT) versus acceptance and commitment therapy (ACT) for dementia family caregivers with significant depressive symptoms: results of a randomized clinical trial / A. Losada, M. Márquez-González, R. Romero-Moreno, B. T. Mausbach, J. López, V. Fernández-Fernández, C. Nogales-González, L. García-Ortiz // J. Consult. Clin. Psychol. - 2015. - Vol. 83, № 4. - P. 760-772.
20. Cheng S.T. [Nurse-led intervention to reduce burden in dementia caregivers] / S. T. Cheng [et al.] // Aging Ment. Health. - 2018. - Vol. 22, № 3. - P. 329-337.
21. Najafi S.S. Post-Traumatic Growth among Family Caregivers of Cancer Patients and Its Association with Social Support and Hope / S.S. Najafi, M. Momennasab, M. Ghahramani, K. Okhovat // Int. J. Community Based Nurs. Midwifery. - 2019. - Vol. 7, № 4. - P. 319-328.
22. Zhang A. Caring for a loved one with Parkinson’s disease: the role of coping styles and relationship quality / A. Zhang, L. K. Mitchell, N. A. Pachana, J. H. J. Yang, T. R. Au, G. J. Byrne, J. D. O’Sullivan, N. N. Dissanayaka // Int. Psychogeriatr. - 2022. - Vol. 34, № 7. - P. 637-644.
23. Teixeira R. J. The impact of coping strategies of cancer caregivers on psychophysiological outcomes: an integrative review / R. J. Teixeira, M. G. Pereira, A. Marques // Psychol. Res. Behav. Manag. - 2018. - Vol. 11. - P. 207-215.
24. Alnazly E. Burden and coping strategies among Jordanian caregivers of patients undergoing hemodialysis / E. Alnazly // Hemodial. Int. - 2016. - Vol. 20, № 1. - P. 84-93.
25. Papastavrou E. How do informal caregivers of patients with cancer cope: A descriptive study of the coping strategies employed / E. Papastavrou, A. Charalambous, H. Tsangari // Eur. J. Oncol. Nurs. - 2012. - Vol. 16, № 3. - P. 258-263.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема возникновения делинквентного поведения у подростков с точки зрения психологии, педагогики, социологии и юриспруденции. Обсуждаются особенности развития подросткового возраста. Подчеркивается, что на формирование делинквентного поведения влияют различные биологические, социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Уточняется, что эти факторы представляют собой предпосылки, способствующие формированию делинквентного поведения, но не являются непосредственной причиной его реализации. Объясняется, что между факторами и собственно делинквентным поведением нет четкой динамической зависимости. Наличие таких факторов не всегда приводит к делинквентным проявлениям, но с увеличением их числа повышается вероятность возникновения отклонений в поведении. Исследуются причины, ведущие к делинквентному поведению среди подростков, включая особенности протекания психических процессов, личностные черты, социально-психологические трудности, недостаточное внимание со стороны взрослых и недостаток развития психоэмоциональной сферы. Сделаны выводы о том, что делинквентное поведение обычно проявляется как реакция на действия взрослых и сверстников. Обоснованы существенные критерии, позволяющие дифференцировать делинквентное поведение, а также обозначить те специфические черты поведения подростков, которые помогут отличать его от других типов отклонений и при необходимости оценить его наличие и изменения у конкретного индивидуума.
В статье рассматривается исследование автобиографической памяти у подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) и нормотипичным развитием (НТР). Исследование основывается на сравнении трех методик: «Мое детство», «Расписание жизни» и «Линия жизни» (В. В. Нуркова). Результаты показывают, что подростки с РАС демонстрируют фрагментарное воспроизведение воспоминаний, трудности в их датировке и менее разнообразный спектр автобиографических рассказов по сравнению с их сверстниками с нормативно развивающимися сверстниками. Научная актуальность и прикладной аспект данного исследования заключается в понимании особенностей автобиографической памяти у детей с РАС, что является важным шагом для разработки специальных психолого-педагогических программ, направленных на поддержку этих детей. Результаты исследования позволяют использовать полученные данные в разработке адаптированных методов обучения и коррекции, которые будут учитывать индивидуальные особенности восприятия и переработки информации у детей с РАС.
Цифровизация ускоряет переход от одной социокультурной реальности к другой, изменяя способы взаимодействия и пересматривая нормы поведения. Цифровая среда становится важным институтом социализации, особо значимым в процессе формирования личности, особенно в подростковом возрасте. Уникальные характеристики цифровой среды играют ключевую роль в изменении традиционных форм поведения и создании новых, что приводит к появлению агрессивных форм поведения, в том числе.
Фенотип рассматривается в статье в самом широком смысле как совокупность всех свойств и признаков, образовавшихся в процессе индивидуального развития, в том числе психологических. В содержательном плане влияние морфологических, физиологических, соматических, психологических и поведенческих компонентов фенотипа на те или иные процессы и феномены бытия конкретной личности или социальной группы (как реальной или условной общности), различна. В исследовании факторов, влияющих на инициацию табакокурения среди студентов, проживающих в европейской части России, выявлены взаимосвязи между показателями их соматического, функционального, психологического и поведенческого статуса. Сравнительная оценка выраженности этих показателей позволила констатировать комплексный характер мотивационной составляющей инициации курения в среде студенческой молодежи и обосновать целесообразность дальнейшего поиска системных взаимосвязей факторов развития табачной зависимости. Подтверждены общепринятые представления о связи с табачной зависимостью таких показателей, как депрессивность, алкоголизация, поведенческая агрессия, агрессивность спонтанная, раздражительность, фрустрация, экзальтированность, демонстративность, открытость и социальная активность. Гендерные различия в группах курящих не выявлены. В группах малокурящих обнаружены гендерные различия: максимальный уровень индекса массы тела, потребления наркотиков и авантюрности у мужчин и высокий уровень проявления суицидальных идеаций, невротичности, реактивной агрессивности, возбудимости у женщин. Интерпретация других полученных данных предполагает проведения уточняющих исследований, например, бессонница, как симптом функциональной дезадаптации и социальная деструктивность, как индикатор социальной дезадаптации наблюдается в группах малокурящих и минимально выражен в группах некурящих, независимо от гендерной принадлежности. Полученные результаты расширяют представления о системном формировании табачной зависимости и вносят новые элементы в персонализацию профилактики курения в среде студенческой молодежи.
Углубленные знания о протекании стрессовых реакций у обучающихся на разных направлениях подготовки в ВУЗе, а также их особенности проявления во время обучения в семестре, и во время сессии позволяют скоординировать обучающий процесс, и тем самым повысить результативность успеваемости. В связи с этим было проведено исследование, в котором участвующих в нем студентов поделили на три группы, в зависимости от их специальности обучения. В первую группу вошли студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», во вторую - обучающиеся по специальности «Физическая культура», и третью составили студенты направления «Психология». Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что студенты, обучающиеся на разных направлениях в ВУЗе, в течение семестра имеют сходные проявления стрессоустойчивости, тревожности и стрессочувствительности, в то время, как в период сессии эти показатели значительно различаются в зависимости от направления подготовки обучения.
В статье проведен системный анализ становления и развития одной из самых древних традиций университета - академической одежды: мантии, головного убора и аксессуаров. Со времен своего становления академическая одежда практически не отличалась от церковной. Это связано, прежде всего, с тем, что европейские университеты произошли из церковных школ, а преподавателями первых университетов были только монахи и клирики. Следовательно, и академическая одежда, и церемониальные ритуалы торжества вручения дипломов, во многом отражали церковные традиции, что в определенной степени сохраняется по настоящее время. Установлено, что развитие мантии и головного убора - пилуеса или биретты, является отражением развития культуры Европы. Более того, мода на мантию и академический головной убор получила распространение во многих странах мира, в том числе и России.
Настоящая статья посвящена теме коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых школьников средствами искусства. Анализируются дефиниции «эмоциональная сфера», «арт-педагогика», «арт-терапия». Рассматриваются технологии коррекционного воздействия на эмоциональную сферу учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности. Подчеркивается необходимость активного использования средств искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки, - в коррекционной работе педагога-психолога. Особое внимание уделяется коррекционным возможностям изобразительного искусства, в частности, живописи Дональда Золана.
В статье представлена актуальность формирования готовности обучающихся психолого-педагогических классов к продолжению обучения в сфере педагогических профессий. Обозначен рост интереса общества к допрофессиональной подготовке школьников, а также недостаток разработанных материалов для реализации программ на базе школ. Дано представление о психолого-педагогических классах и целях их создания. Проанализированы разработанные программы по формированию готовности старшеклассников к совершению профессионального выбора педагогической профессии. Выявлены основные черты, характерные для разработанных программ, приведены примеры форм и методов работы, структуры тематического планирования и ожидаемых результатов. В статье затронуты теоретические и практические формы работы с детьми. В представленной статье внимание уделяется изучению сходств между разработанными программами. Определена необходимость дальнейших разработок программ на основании имеющихся образовательных учреждений, где они будут реализовываться.
Излагаются результаты исследования формального, неформального и информального компонентов иноязычной подготовки студента неязыкового вуза и их связи с методическим инструментарием преподавателя иностранного языка. Приводятся результаты анализа смысловой нагрузки ключевых терминов и понятий, информационно-аналитического обзора открытых источников по теме, а также оценки потенциала формального, неформального и информального компонентов для эффективной иноязычной подготовки в целом, отдельных ее этапов и практического применения в образовательном процессе наиболее подходящих для этого технологий, методических подходов и приемов.
Настоящая статья посвящена теме готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности как важной составляющей его профессиональной компетентности. Выделены основные компоненты готовности будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности, которые должны системно и последовательно формироваться в процессе их сквозной теоретической и практической подготовки. Высказано мнение о необходимости внесения корректив в учебные планы подготовки бакалавров педагогического направления путем увеличения объема дисциплин, посвященных вопросам здоровьесбережения. Подчеркивается необходимость активного использования практико-ориентированных форм обучения, обеспечивающих возможность будущим педагогам применять полученные знания на практике, участвуя в разработке и реализации здоровьесберегающих проектов, проведении тематических мероприятий в образовательных учреждениях, анализе реальных ситуаций и разработке стратегий по их разрешению.
Статья посвещена рассмотрению ключевых тем, связанных с ассертивностью социальных сирот подросткового возраста. Первый раздел включает введение в ассертивность, её влияние на самооценку и уверенность в себе. Второй раздел посвящен социальным сиротам, их уникальным потребностям и вызовам, формируемым жизненными обстоятельствами, что требует особого подхода со стороны педагогов и социальных работников. Третий раздел охватывает педагогические методы, направленные на развитие ассертивности, включая упражнения и ролевые игры, с акцентом на моделирование педагогического процесса и успешные примеры реализации. Также обсуждается оценка эффективности программ по развитию ассертивности для понимания успешных подходов. В заключение рассматриваются перспективы дальнейших исследований, что поможет выявить новые направления для работы с социальными сиротами подросткового возраста.
В статье рассматриваются ключевые причины воспроизводства социальных отклонений, оказывающих влияние на поведение молодежи в условиях малых провинциальных российских городов; анализируются проблемы противодействия девиациям в молодежной среде современного динамично меняющегося социума. Обоснована значимость управления асоциальным поведением в молодежной среде в условиях кризиса межпоколенных коммуникаций, проявляющихся в разрыве между традиционными и современными ценностями. В рамках проведенного анализа прослеживается прямая корреляционная зависимость между различными формами девиантного поведения: курением, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, проституцией, суицидом. В связи с этим автором сделана попытка изучения причин и форм девиаций, получивших распространение на территории малых провинциальных городов и городских округов, на базе проведенного анализа статистических материалов Белгородской области по данной проблематик.
В статье рассматриваются ключевые положения реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и факторы, влияющие на её эффективность. Среди анализируемых элементов рассматриваются не только механизмы финансирования, но и активное взаимодействие с промышленным сектором, а также результативность адаптации инициатив к технологическому лидерству.
Цель исследования - представить основные направления и механизмы реализации программы, а также предложить рекомендации по её дальнейшему развитию с учетом требований достижения ключевых целей развития образования России, включая повышение конкурентоспособности вузов, интеграцию науки, образования и промышленного сектора, обеспечение технологического суверенитета страны. В качестве основы для анализа использованы публикации и исследования, посвященные стратегическому развитию высшего образования в России, интервью ректоров вузов-участников программы, а также статистические данные и отчеты о реализации программы. Особое внимание уделено трансформации университетов в условиях цифровизации и необходимости интеграции образовательных процессов с потребностями рынка труда и реального сектора экономики. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей и команд развития университетов.
В статье рассмотрены проблемы формирования доверия в системе высшего образования. Обоснована существенная роль доверия в отношениях между студентами и вузами в контексте поддержания качества образовательного процесса и удовлетворенности учебой, а также важности положительной оценки вузов. Определены типы и атрибуты доверия в высшем образовании, а также выявлены стадии и механизм, формирующий доверие в образовательной среде между студентами и вузами, причины нарушения доверия и практики восстановления доверия. Предложены мероприятия по укреплению доверия студентов к высшему образованию. Подчеркнута необходимость поддержания высокого уровня доверия студентов к вузам в условиях реформирования системы высшего образования в Российской Федерации.
Образовательное пространство среднего профессионального образования направлено на формирование не только конкурентоспособного профессионала, но и на гармоничное развитие личности самих обучающихся. Ключевую роль в детерминации успешности данного процесса играет обеспечение благоприятных условий социальной адаптации для первокурсников. Социальная адаптация в данном контексте представляет собой системный и комплексный процесс этапной интеграции обучающихся первого курса учреждений среднего профессионального образования в образовательное пространство.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru