Настоящая статья посвящена теме готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности как важной составляющей его профессиональной компетентности. Выделены основные компоненты готовности будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности, которые должны системно и последовательно формироваться в процессе их сквозной теоретической и практической подготовки. Высказано мнение о необходимости внесения корректив в учебные планы подготовки бакалавров педагогического направления путем увеличения объема дисциплин, посвященных вопросам здоровьесбережения. Подчеркивается необходимость активного использования практико-ориентированных форм обучения, обеспечивающих возможность будущим педагогам применять полученные знания на практике, участвуя в разработке и реализации здоровьесберегающих проектов, проведении тематических мероприятий в образовательных учреждениях, анализе реальных ситуаций и разработке стратегий по их разрешению.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Современная система образования предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности педагога [1, 2]. Помимо знаний по предмету и методических умений, все большее значение приобретают новые профессиональные качества, которыми должен обладать учитель: в его обязанности сегодня входит не только функция передачи знаний, но и задача содействия личностному развитию обучающихся, формированию у них ценностного отношения к своему здоровью, а также навыков безопасного и здорового образа жизни [3].
Список литературы
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 27.05.2024).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование) Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020 г. -URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf. (дата обращения: 27.05.2024).
3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.05.2024).
4. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А.А. Баранов // Российский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 5-8.
5. Мальцев С.В. Современные проблемы состояния здоровья подростков / С.В. Мальцев, Г.Ш. Мансурова // Практическая медицина. - 2022. - Том 20. - № 7. - С. 28-33. EDN: NHCDZQ
6. Ибрагимова Э.Э. Капилляроскопические параметры индекса стресса у обучающихся / Э.Э. Ибрагимова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия Биология. Химия. - Симферополь: РИО КФУ им. В.И. Вернадского, 2024. - Том 10 (76). - № 1. - С. 102-112. EDN: TCJGAO
7. Ибрагимова Э.Э. Валеологические риски образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2024. - Вып. 85. - Ч. 1. - С. 162-167. EDN: NASBXP
8. Финота Е.А. Состояние здоровья школьников с учетом основных классов болезней и регионального компонента за 20-летний период / Е.А. Финота, А.Э. Абдуллина, Н.В. Зарытовская, А.С. Калмыкова, С.А. Егорова // Современные проблемы науки и образования. - 2024. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33657 (дата обращения: 27.05.2024). EDN: HIFBMQ
9. Красникова О.В. Анализ проблемы сохранения и развития психологического здоровья педагога в российских учебных организациях /О.В. Красникова, В.В. Катунова, Е.Д. Божкова //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2022. - Том 27. - № 1. - С. 39-46.
10. Куприянова И.Е. Качество жизни и психическое здоровье педагогов, работающих в различных системах образования (общее, коррекционное, инклюзивное) / И.Е. Куприянова, Б.А. Дашиева, И.С. Карауш / Вестник ТГПУ. - 2013. - № 11 (139). - С. 87-93. EDN: RSXOYX
11. Родионова В.А. Проблема психологического благополучия педагога в контексте здоровьесберегающей педагогики / В.А. Родионова // Педагогический журнал. - 2023. - Том 13. - № 2A-3А. - С. 33-39. EDN: DAJVGR
12. Осадчук О.Л. Система формирования профессиональной надежности будущих педагогов: Автореферат дисс…. докт. пед. наук. 13.00.08. / Осадчук Ольга Леонидовна. - Москва, 2020. - 56 с. EDN: ELXZYJ
13. Елизарова М.К. Роль педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды / М.К. Елизарова // Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2020. - С. 73-78. EDN: NXCUXY
14. Васина Е.В. Здоровьесберегающая компетентность педагогов как одно из условий успешной реализации ФГОС / Е.В. Васина, Е.Д. Зонтикова, О.И. Будникова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2021. - № 4 (44). - С. 121-127. EDN: YZWUEA
15. Ибрагимова Э.Э. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательной организации / Э.Э. Ибрагимова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - Симферополь: РИО КФУ им. В.И. Вернадского, 2023. - Том 9 (75). - № 1. - С. 51-58.
16. Авчинникова С.О. К разграничению и интеграции понятий “готовность”, “компетентность”, “культура” в контексте подготовки специалистов социального профиля к здоровьесберегающей деятельности / С.О. Авчинникова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2016. - С. 1 (11). - С. 73-77. EDN: VPFXTV
17. Зимина И.С. Формирование готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды / И.С. Зимина, Е.В. Кондратенко // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - Том 13. - № 3 (35). - С. 335-343. EDN: XEAVEJ
18. Працун Э.В. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона: автореферат дисс. … канд. пед. наук 13.00.08. / Працун Элина Валерьевна. - Кемерово, 2014. - 20 с. EDN: ZPFWRZ
19. Рыбина И.Р. Сущность понятия здоровьесберегающая компетентность / И.Р. Рыбина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 3. - С. 258-262.
20. Побединская И.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога: тезаурус исследования / И.В. Побединская // Известия ВГПУ. - 2017. - № 1 (274). - С. 32-41.
21. Тимушкин, А. В. Проблема готовности будущих педагогов к использованию оздоровительных технологий в образовательном процессе / А. В. Тимушкин, А. В. Попов, Ю. А. Талагаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 19, № 3. - С. 339-343. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-3-339-343 EDN: DPJYVU
22. Купцова С.А. Дисциплины здоровьесберегающей направленности как средство формирования культуры здорового образа жизни студентов в педагогическом университете / С.А. Купцова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия “Гуманитарные науки”. -2021. - № 1. - С.78-82. EDN: UDFKTS
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема возникновения делинквентного поведения у подростков с точки зрения психологии, педагогики, социологии и юриспруденции. Обсуждаются особенности развития подросткового возраста. Подчеркивается, что на формирование делинквентного поведения влияют различные биологические, социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Уточняется, что эти факторы представляют собой предпосылки, способствующие формированию делинквентного поведения, но не являются непосредственной причиной его реализации. Объясняется, что между факторами и собственно делинквентным поведением нет четкой динамической зависимости. Наличие таких факторов не всегда приводит к делинквентным проявлениям, но с увеличением их числа повышается вероятность возникновения отклонений в поведении. Исследуются причины, ведущие к делинквентному поведению среди подростков, включая особенности протекания психических процессов, личностные черты, социально-психологические трудности, недостаточное внимание со стороны взрослых и недостаток развития психоэмоциональной сферы. Сделаны выводы о том, что делинквентное поведение обычно проявляется как реакция на действия взрослых и сверстников. Обоснованы существенные критерии, позволяющие дифференцировать делинквентное поведение, а также обозначить те специфические черты поведения подростков, которые помогут отличать его от других типов отклонений и при необходимости оценить его наличие и изменения у конкретного индивидуума.
В статье рассматривается исследование автобиографической памяти у подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) и нормотипичным развитием (НТР). Исследование основывается на сравнении трех методик: «Мое детство», «Расписание жизни» и «Линия жизни» (В. В. Нуркова). Результаты показывают, что подростки с РАС демонстрируют фрагментарное воспроизведение воспоминаний, трудности в их датировке и менее разнообразный спектр автобиографических рассказов по сравнению с их сверстниками с нормативно развивающимися сверстниками. Научная актуальность и прикладной аспект данного исследования заключается в понимании особенностей автобиографической памяти у детей с РАС, что является важным шагом для разработки специальных психолого-педагогических программ, направленных на поддержку этих детей. Результаты исследования позволяют использовать полученные данные в разработке адаптированных методов обучения и коррекции, которые будут учитывать индивидуальные особенности восприятия и переработки информации у детей с РАС.
Цифровизация ускоряет переход от одной социокультурной реальности к другой, изменяя способы взаимодействия и пересматривая нормы поведения. Цифровая среда становится важным институтом социализации, особо значимым в процессе формирования личности, особенно в подростковом возрасте. Уникальные характеристики цифровой среды играют ключевую роль в изменении традиционных форм поведения и создании новых, что приводит к появлению агрессивных форм поведения, в том числе.
Фенотип рассматривается в статье в самом широком смысле как совокупность всех свойств и признаков, образовавшихся в процессе индивидуального развития, в том числе психологических. В содержательном плане влияние морфологических, физиологических, соматических, психологических и поведенческих компонентов фенотипа на те или иные процессы и феномены бытия конкретной личности или социальной группы (как реальной или условной общности), различна. В исследовании факторов, влияющих на инициацию табакокурения среди студентов, проживающих в европейской части России, выявлены взаимосвязи между показателями их соматического, функционального, психологического и поведенческого статуса. Сравнительная оценка выраженности этих показателей позволила констатировать комплексный характер мотивационной составляющей инициации курения в среде студенческой молодежи и обосновать целесообразность дальнейшего поиска системных взаимосвязей факторов развития табачной зависимости. Подтверждены общепринятые представления о связи с табачной зависимостью таких показателей, как депрессивность, алкоголизация, поведенческая агрессия, агрессивность спонтанная, раздражительность, фрустрация, экзальтированность, демонстративность, открытость и социальная активность. Гендерные различия в группах курящих не выявлены. В группах малокурящих обнаружены гендерные различия: максимальный уровень индекса массы тела, потребления наркотиков и авантюрности у мужчин и высокий уровень проявления суицидальных идеаций, невротичности, реактивной агрессивности, возбудимости у женщин. Интерпретация других полученных данных предполагает проведения уточняющих исследований, например, бессонница, как симптом функциональной дезадаптации и социальная деструктивность, как индикатор социальной дезадаптации наблюдается в группах малокурящих и минимально выражен в группах некурящих, независимо от гендерной принадлежности. Полученные результаты расширяют представления о системном формировании табачной зависимости и вносят новые элементы в персонализацию профилактики курения в среде студенческой молодежи.
Углубленные знания о протекании стрессовых реакций у обучающихся на разных направлениях подготовки в ВУЗе, а также их особенности проявления во время обучения в семестре, и во время сессии позволяют скоординировать обучающий процесс, и тем самым повысить результативность успеваемости. В связи с этим было проведено исследование, в котором участвующих в нем студентов поделили на три группы, в зависимости от их специальности обучения. В первую группу вошли студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», во вторую - обучающиеся по специальности «Физическая культура», и третью составили студенты направления «Психология». Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что студенты, обучающиеся на разных направлениях в ВУЗе, в течение семестра имеют сходные проявления стрессоустойчивости, тревожности и стрессочувствительности, в то время, как в период сессии эти показатели значительно различаются в зависимости от направления подготовки обучения.
Статья представляет теоретический обзор современных исследований, посвящённых совладающему поведению членов семей, ухаживающих за близкими с хроническими заболеваниями, требующими постоянного ухода (инсульт, деменция, онкология и др.). Рассматриваются ключевые подходы к копингу: когнитивно-поведенческий, стресс-ориентированный и системно-семейный. Проанализированы типичные стратегии совладания у семейных опекунов, их связь с психологическим благополучием, а также факторы, влияющие на выбор копинга: характер заболевания, культура, социальная поддержка и личностные ресурсы. Отмечено, что проблемно-ориентированные и социально направленные стратегии связаны с более низким уровнем дистресса, тогда как избегание и отрицание - с эмоциональным выгоранием и депрессией. Рассматриваются методы психологической помощи ухаживающим: тренинги копинга, семейное консультирование, когнитивно-поведенческая терапия. Обзор опирается на русскоязычные и зарубежные источники последних 15 лет.
В статье проведен системный анализ становления и развития одной из самых древних традиций университета - академической одежды: мантии, головного убора и аксессуаров. Со времен своего становления академическая одежда практически не отличалась от церковной. Это связано, прежде всего, с тем, что европейские университеты произошли из церковных школ, а преподавателями первых университетов были только монахи и клирики. Следовательно, и академическая одежда, и церемониальные ритуалы торжества вручения дипломов, во многом отражали церковные традиции, что в определенной степени сохраняется по настоящее время. Установлено, что развитие мантии и головного убора - пилуеса или биретты, является отражением развития культуры Европы. Более того, мода на мантию и академический головной убор получила распространение во многих странах мира, в том числе и России.
Настоящая статья посвящена теме коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых школьников средствами искусства. Анализируются дефиниции «эмоциональная сфера», «арт-педагогика», «арт-терапия». Рассматриваются технологии коррекционного воздействия на эмоциональную сферу учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности. Подчеркивается необходимость активного использования средств искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки, - в коррекционной работе педагога-психолога. Особое внимание уделяется коррекционным возможностям изобразительного искусства, в частности, живописи Дональда Золана.
В статье представлена актуальность формирования готовности обучающихся психолого-педагогических классов к продолжению обучения в сфере педагогических профессий. Обозначен рост интереса общества к допрофессиональной подготовке школьников, а также недостаток разработанных материалов для реализации программ на базе школ. Дано представление о психолого-педагогических классах и целях их создания. Проанализированы разработанные программы по формированию готовности старшеклассников к совершению профессионального выбора педагогической профессии. Выявлены основные черты, характерные для разработанных программ, приведены примеры форм и методов работы, структуры тематического планирования и ожидаемых результатов. В статье затронуты теоретические и практические формы работы с детьми. В представленной статье внимание уделяется изучению сходств между разработанными программами. Определена необходимость дальнейших разработок программ на основании имеющихся образовательных учреждений, где они будут реализовываться.
Излагаются результаты исследования формального, неформального и информального компонентов иноязычной подготовки студента неязыкового вуза и их связи с методическим инструментарием преподавателя иностранного языка. Приводятся результаты анализа смысловой нагрузки ключевых терминов и понятий, информационно-аналитического обзора открытых источников по теме, а также оценки потенциала формального, неформального и информального компонентов для эффективной иноязычной подготовки в целом, отдельных ее этапов и практического применения в образовательном процессе наиболее подходящих для этого технологий, методических подходов и приемов.
Статья посвещена рассмотрению ключевых тем, связанных с ассертивностью социальных сирот подросткового возраста. Первый раздел включает введение в ассертивность, её влияние на самооценку и уверенность в себе. Второй раздел посвящен социальным сиротам, их уникальным потребностям и вызовам, формируемым жизненными обстоятельствами, что требует особого подхода со стороны педагогов и социальных работников. Третий раздел охватывает педагогические методы, направленные на развитие ассертивности, включая упражнения и ролевые игры, с акцентом на моделирование педагогического процесса и успешные примеры реализации. Также обсуждается оценка эффективности программ по развитию ассертивности для понимания успешных подходов. В заключение рассматриваются перспективы дальнейших исследований, что поможет выявить новые направления для работы с социальными сиротами подросткового возраста.
В статье рассматриваются ключевые причины воспроизводства социальных отклонений, оказывающих влияние на поведение молодежи в условиях малых провинциальных российских городов; анализируются проблемы противодействия девиациям в молодежной среде современного динамично меняющегося социума. Обоснована значимость управления асоциальным поведением в молодежной среде в условиях кризиса межпоколенных коммуникаций, проявляющихся в разрыве между традиционными и современными ценностями. В рамках проведенного анализа прослеживается прямая корреляционная зависимость между различными формами девиантного поведения: курением, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, проституцией, суицидом. В связи с этим автором сделана попытка изучения причин и форм девиаций, получивших распространение на территории малых провинциальных городов и городских округов, на базе проведенного анализа статистических материалов Белгородской области по данной проблематик.
В статье рассматриваются ключевые положения реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и факторы, влияющие на её эффективность. Среди анализируемых элементов рассматриваются не только механизмы финансирования, но и активное взаимодействие с промышленным сектором, а также результативность адаптации инициатив к технологическому лидерству.
Цель исследования - представить основные направления и механизмы реализации программы, а также предложить рекомендации по её дальнейшему развитию с учетом требований достижения ключевых целей развития образования России, включая повышение конкурентоспособности вузов, интеграцию науки, образования и промышленного сектора, обеспечение технологического суверенитета страны. В качестве основы для анализа использованы публикации и исследования, посвященные стратегическому развитию высшего образования в России, интервью ректоров вузов-участников программы, а также статистические данные и отчеты о реализации программы. Особое внимание уделено трансформации университетов в условиях цифровизации и необходимости интеграции образовательных процессов с потребностями рынка труда и реального сектора экономики. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей и команд развития университетов.
В статье рассмотрены проблемы формирования доверия в системе высшего образования. Обоснована существенная роль доверия в отношениях между студентами и вузами в контексте поддержания качества образовательного процесса и удовлетворенности учебой, а также важности положительной оценки вузов. Определены типы и атрибуты доверия в высшем образовании, а также выявлены стадии и механизм, формирующий доверие в образовательной среде между студентами и вузами, причины нарушения доверия и практики восстановления доверия. Предложены мероприятия по укреплению доверия студентов к высшему образованию. Подчеркнута необходимость поддержания высокого уровня доверия студентов к вузам в условиях реформирования системы высшего образования в Российской Федерации.
Образовательное пространство среднего профессионального образования направлено на формирование не только конкурентоспособного профессионала, но и на гармоничное развитие личности самих обучающихся. Ключевую роль в детерминации успешности данного процесса играет обеспечение благоприятных условий социальной адаптации для первокурсников. Социальная адаптация в данном контексте представляет собой системный и комплексный процесс этапной интеграции обучающихся первого курса учреждений среднего профессионального образования в образовательное пространство.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru