В статье рассматриваются ключевые положения реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и факторы, влияющие на её эффективность. Среди анализируемых элементов рассматриваются не только механизмы финансирования, но и активное взаимодействие с промышленным сектором, а также результативность адаптации инициатив к технологическому лидерству.
Цель исследования - представить основные направления и механизмы реализации программы, а также предложить рекомендации по её дальнейшему развитию с учетом требований достижения ключевых целей развития образования России, включая повышение конкурентоспособности вузов, интеграцию науки, образования и промышленного сектора, обеспечение технологического суверенитета страны. В качестве основы для анализа использованы публикации и исследования, посвященные стратегическому развитию высшего образования в России, интервью ректоров вузов-участников программы, а также статистические данные и отчеты о реализации программы. Особое внимание уделено трансформации университетов в условиях цифровизации и необходимости интеграции образовательных процессов с потребностями рынка труда и реального сектора экономики. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей и команд развития университетов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Программа «Приоритет-2030», запущенная в 2021 году, является стратегической инициативой Правительства Российской Федерации, направленной на ведущих университетов страны и повышение их конкурентоспособности.
Список литературы
1. Ясперс К. Идея университета / К. Ясперс // пер. с нем. Т. В. Тягуновой. - Минск: БГУ, 2006. - 159 с.
2. Barnett R. The Idea of Higher Education. / R. Barnett // Higher Education: A Critical Business. - Buckingham, Open University Press. - 1997. - 244 p.
3. Садовничий В. А. Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России / В. А. Садовничий // Вестник Московского университета. - Серия 20. Педагогическое образование. - 2024. - 22(1). - С. 9-25. EDN: OZJIUG
4. Келлер А. В. Дополнительное профессиональное образование в университетах: состояние и стратегия интеграции с научными исследованиями / А. В. Келлер, И. А. Коршунов, Н. Н. Ширкова и др. // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. - № 11. - С. 9-36. EDN: YTDBAN
5. Меликян А. В. Типология результатов сотрудничества российских вузов с бизнесом / А. В. Меликян // Высшее образование в России. - 2024. - Т. 33. - №11. - С. 108-131. EDN: IPRGRJ
6. Сандлер Д. Г. Драйверы развития региональных систем высшего образования / Д. Г. Сандлер, А. Е. Судакова, Т. В. Тарасьева // Экономика региона. - 2020. - Т.16, вып. 4. - С. 1087-1103. EDN: BUCXFB
7. Гусева А. И. Анализ показателей эффективности университетов-участников исследовательского трека программы “Приоритет-2030” / А. И. Гусева, В. М. Калашник, В. И. Каминский, С. В. Киреев // Высшее образование в России. - 2024. - Т. 33. - № 3. - С. 49-63. EDN: EUDCIE
8. Гусева А. И. Первый год реализации программы “Приоритет-2030”: позитивные результаты и проблемные направления университетов исследовательского трека / А. И. Гусева, В. М. Калашник, В. И. Каминский, С. В. Киреев // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. - № 3. - С. 9-25. EDN: PQNXRI
9. Галажинский Э. В. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен / Э. В. Галажинский, Е. А. Суханова // Университетское управление: практика и анализ. - 2023. - Т. 27. - № 1. - С. 6-11. EDN: GTDJQC
10. Герцик Ю. Г. Повышение конкурентоспособности российских вузов и роль государственных программ в развитии высшего образования / Ю. Г. Герцик, В. М. Московкин // Экономика науки. - 2021. - 7(1). - С. 39-50. EDN: LFZZKV
11. Пыхтин, А. И. Влияние программы “Приоритет 2030” на экономическую безопасность России / А. И. Пыхтин, И. В. Щиголева, О. В. Овчинкин // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - С. 366-369. EDN: PDHUDM
12. Программа “Приоритет-2030”. - URL: https://priority2030.ru/ (дата обращения: 18.02.2025).
13. Новости Томского государственного университета // Эдуард Галажинский. “Приоритет-2030”: как построить экономику знаний. - URL: https://news.tsu.ru/news/eduard-galazhinskiy-prioritet-2030-kak-postroit-ek/ (дата обращения: 10.01.2025).
14. Новости РГАУ-МСХА // В. И. Трухачев рассказал о реализации программы “Приоритет-2030” на форуме в МГИМО. - URL: https://www.timacad.ru/news/v-i-trukhachev-rasskazal-o-realizatsii-programmy-prioritet-2030-na-forume-v-mgimo (дата обращения: 11.01.2025).
15. Новости Алтайского государственного университета. Сергей Бочаров: что изменилось в АлтГУ после вхождения в программу “Приоритет 2030”. Большое интервью. - URL: https://www.asu.ru/employee/news/47453/ (дата обращения: 11.01.2025).
16. Новости МГИМО. МГИМО и КубГАУ представили новую бакалаврскую программу. - URL: https://clck.ru/3GhVnE (дата обращения: 11.01.2025).
17. ТАСС. Ректор УУНиТ: Уфимский университет сделает Башкирию лидером в высокотехнологичных отраслях. - URL: https://tass.ru/interviews/19171783 (дата обращения: 13.01.2025).
18. Интерфакс. “Приоритет-2030” позволил СибГМУ стать хабом по созданию медтехнологий - ректор. - URL: https://www.interfax-russia.ru/siberia/news/prioritet-2030-pozvolil-sibgmu-stat-habom-po-sozdaniyu-medtehnologiy-rektor (дата обращения: 18.01.2025).
19. Служба новостей Томского Политеха. Томские университеты подвели итоги года работы по программе “Приоритет 2030”. - URL: https://news.tpu.ru/news/tomskie-universitety-podveli-itogi-goda-raboty-po-programme-prioritet-2030/ (дата обращения: 18.01.2025).
20. Новости МГПУ. МГПУ представил результаты работы за год в программе “Приоритет 2030”. - URL: https://www.mgpu.ru/mgpu-predstavil-rezultaty-raboty-za-god-v-programme-prioritet-2023/ (дата обращения: 18.01.2025).
21. Новости ГУАП. ГУАП представил итоги работы в рамках программы “Приоритет 2030” за 2023 год. - URL: clck.ru/3GhWG7 (дата обращения: 19.01.2025).
22. Портал “Научная Россия”. Никита Анисимов, ректор НИУ ВШЭ: Высшая школа экономики получит спецгрант по программе “Приоритет 2030”. - URL: clck.ru/3GhWWa (дата обращения: 20.01.2025).
23. Воденко К. В. Академическое лидерство в контексте развития транспрофессиональной идентичности в условиях цифровизации и регионализации / К. В. Воденко // Социальные и гуманитарные знания. - 2022. - Т. 8, № 3(31). - С. 300-309. EDN: WIZCMT
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема возникновения делинквентного поведения у подростков с точки зрения психологии, педагогики, социологии и юриспруденции. Обсуждаются особенности развития подросткового возраста. Подчеркивается, что на формирование делинквентного поведения влияют различные биологические, социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Уточняется, что эти факторы представляют собой предпосылки, способствующие формированию делинквентного поведения, но не являются непосредственной причиной его реализации. Объясняется, что между факторами и собственно делинквентным поведением нет четкой динамической зависимости. Наличие таких факторов не всегда приводит к делинквентным проявлениям, но с увеличением их числа повышается вероятность возникновения отклонений в поведении. Исследуются причины, ведущие к делинквентному поведению среди подростков, включая особенности протекания психических процессов, личностные черты, социально-психологические трудности, недостаточное внимание со стороны взрослых и недостаток развития психоэмоциональной сферы. Сделаны выводы о том, что делинквентное поведение обычно проявляется как реакция на действия взрослых и сверстников. Обоснованы существенные критерии, позволяющие дифференцировать делинквентное поведение, а также обозначить те специфические черты поведения подростков, которые помогут отличать его от других типов отклонений и при необходимости оценить его наличие и изменения у конкретного индивидуума.
В статье рассматривается исследование автобиографической памяти у подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) и нормотипичным развитием (НТР). Исследование основывается на сравнении трех методик: «Мое детство», «Расписание жизни» и «Линия жизни» (В. В. Нуркова). Результаты показывают, что подростки с РАС демонстрируют фрагментарное воспроизведение воспоминаний, трудности в их датировке и менее разнообразный спектр автобиографических рассказов по сравнению с их сверстниками с нормативно развивающимися сверстниками. Научная актуальность и прикладной аспект данного исследования заключается в понимании особенностей автобиографической памяти у детей с РАС, что является важным шагом для разработки специальных психолого-педагогических программ, направленных на поддержку этих детей. Результаты исследования позволяют использовать полученные данные в разработке адаптированных методов обучения и коррекции, которые будут учитывать индивидуальные особенности восприятия и переработки информации у детей с РАС.
Цифровизация ускоряет переход от одной социокультурной реальности к другой, изменяя способы взаимодействия и пересматривая нормы поведения. Цифровая среда становится важным институтом социализации, особо значимым в процессе формирования личности, особенно в подростковом возрасте. Уникальные характеристики цифровой среды играют ключевую роль в изменении традиционных форм поведения и создании новых, что приводит к появлению агрессивных форм поведения, в том числе.
Фенотип рассматривается в статье в самом широком смысле как совокупность всех свойств и признаков, образовавшихся в процессе индивидуального развития, в том числе психологических. В содержательном плане влияние морфологических, физиологических, соматических, психологических и поведенческих компонентов фенотипа на те или иные процессы и феномены бытия конкретной личности или социальной группы (как реальной или условной общности), различна. В исследовании факторов, влияющих на инициацию табакокурения среди студентов, проживающих в европейской части России, выявлены взаимосвязи между показателями их соматического, функционального, психологического и поведенческого статуса. Сравнительная оценка выраженности этих показателей позволила констатировать комплексный характер мотивационной составляющей инициации курения в среде студенческой молодежи и обосновать целесообразность дальнейшего поиска системных взаимосвязей факторов развития табачной зависимости. Подтверждены общепринятые представления о связи с табачной зависимостью таких показателей, как депрессивность, алкоголизация, поведенческая агрессия, агрессивность спонтанная, раздражительность, фрустрация, экзальтированность, демонстративность, открытость и социальная активность. Гендерные различия в группах курящих не выявлены. В группах малокурящих обнаружены гендерные различия: максимальный уровень индекса массы тела, потребления наркотиков и авантюрности у мужчин и высокий уровень проявления суицидальных идеаций, невротичности, реактивной агрессивности, возбудимости у женщин. Интерпретация других полученных данных предполагает проведения уточняющих исследований, например, бессонница, как симптом функциональной дезадаптации и социальная деструктивность, как индикатор социальной дезадаптации наблюдается в группах малокурящих и минимально выражен в группах некурящих, независимо от гендерной принадлежности. Полученные результаты расширяют представления о системном формировании табачной зависимости и вносят новые элементы в персонализацию профилактики курения в среде студенческой молодежи.
Углубленные знания о протекании стрессовых реакций у обучающихся на разных направлениях подготовки в ВУЗе, а также их особенности проявления во время обучения в семестре, и во время сессии позволяют скоординировать обучающий процесс, и тем самым повысить результативность успеваемости. В связи с этим было проведено исследование, в котором участвующих в нем студентов поделили на три группы, в зависимости от их специальности обучения. В первую группу вошли студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», во вторую - обучающиеся по специальности «Физическая культура», и третью составили студенты направления «Психология». Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что студенты, обучающиеся на разных направлениях в ВУЗе, в течение семестра имеют сходные проявления стрессоустойчивости, тревожности и стрессочувствительности, в то время, как в период сессии эти показатели значительно различаются в зависимости от направления подготовки обучения.
Статья представляет теоретический обзор современных исследований, посвящённых совладающему поведению членов семей, ухаживающих за близкими с хроническими заболеваниями, требующими постоянного ухода (инсульт, деменция, онкология и др.). Рассматриваются ключевые подходы к копингу: когнитивно-поведенческий, стресс-ориентированный и системно-семейный. Проанализированы типичные стратегии совладания у семейных опекунов, их связь с психологическим благополучием, а также факторы, влияющие на выбор копинга: характер заболевания, культура, социальная поддержка и личностные ресурсы. Отмечено, что проблемно-ориентированные и социально направленные стратегии связаны с более низким уровнем дистресса, тогда как избегание и отрицание - с эмоциональным выгоранием и депрессией. Рассматриваются методы психологической помощи ухаживающим: тренинги копинга, семейное консультирование, когнитивно-поведенческая терапия. Обзор опирается на русскоязычные и зарубежные источники последних 15 лет.
В статье проведен системный анализ становления и развития одной из самых древних традиций университета - академической одежды: мантии, головного убора и аксессуаров. Со времен своего становления академическая одежда практически не отличалась от церковной. Это связано, прежде всего, с тем, что европейские университеты произошли из церковных школ, а преподавателями первых университетов были только монахи и клирики. Следовательно, и академическая одежда, и церемониальные ритуалы торжества вручения дипломов, во многом отражали церковные традиции, что в определенной степени сохраняется по настоящее время. Установлено, что развитие мантии и головного убора - пилуеса или биретты, является отражением развития культуры Европы. Более того, мода на мантию и академический головной убор получила распространение во многих странах мира, в том числе и России.
Настоящая статья посвящена теме коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых школьников средствами искусства. Анализируются дефиниции «эмоциональная сфера», «арт-педагогика», «арт-терапия». Рассматриваются технологии коррекционного воздействия на эмоциональную сферу учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности. Подчеркивается необходимость активного использования средств искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки, - в коррекционной работе педагога-психолога. Особое внимание уделяется коррекционным возможностям изобразительного искусства, в частности, живописи Дональда Золана.
В статье представлена актуальность формирования готовности обучающихся психолого-педагогических классов к продолжению обучения в сфере педагогических профессий. Обозначен рост интереса общества к допрофессиональной подготовке школьников, а также недостаток разработанных материалов для реализации программ на базе школ. Дано представление о психолого-педагогических классах и целях их создания. Проанализированы разработанные программы по формированию готовности старшеклассников к совершению профессионального выбора педагогической профессии. Выявлены основные черты, характерные для разработанных программ, приведены примеры форм и методов работы, структуры тематического планирования и ожидаемых результатов. В статье затронуты теоретические и практические формы работы с детьми. В представленной статье внимание уделяется изучению сходств между разработанными программами. Определена необходимость дальнейших разработок программ на основании имеющихся образовательных учреждений, где они будут реализовываться.
Излагаются результаты исследования формального, неформального и информального компонентов иноязычной подготовки студента неязыкового вуза и их связи с методическим инструментарием преподавателя иностранного языка. Приводятся результаты анализа смысловой нагрузки ключевых терминов и понятий, информационно-аналитического обзора открытых источников по теме, а также оценки потенциала формального, неформального и информального компонентов для эффективной иноязычной подготовки в целом, отдельных ее этапов и практического применения в образовательном процессе наиболее подходящих для этого технологий, методических подходов и приемов.
Настоящая статья посвящена теме готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности как важной составляющей его профессиональной компетентности. Выделены основные компоненты готовности будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности, которые должны системно и последовательно формироваться в процессе их сквозной теоретической и практической подготовки. Высказано мнение о необходимости внесения корректив в учебные планы подготовки бакалавров педагогического направления путем увеличения объема дисциплин, посвященных вопросам здоровьесбережения. Подчеркивается необходимость активного использования практико-ориентированных форм обучения, обеспечивающих возможность будущим педагогам применять полученные знания на практике, участвуя в разработке и реализации здоровьесберегающих проектов, проведении тематических мероприятий в образовательных учреждениях, анализе реальных ситуаций и разработке стратегий по их разрешению.
Статья посвещена рассмотрению ключевых тем, связанных с ассертивностью социальных сирот подросткового возраста. Первый раздел включает введение в ассертивность, её влияние на самооценку и уверенность в себе. Второй раздел посвящен социальным сиротам, их уникальным потребностям и вызовам, формируемым жизненными обстоятельствами, что требует особого подхода со стороны педагогов и социальных работников. Третий раздел охватывает педагогические методы, направленные на развитие ассертивности, включая упражнения и ролевые игры, с акцентом на моделирование педагогического процесса и успешные примеры реализации. Также обсуждается оценка эффективности программ по развитию ассертивности для понимания успешных подходов. В заключение рассматриваются перспективы дальнейших исследований, что поможет выявить новые направления для работы с социальными сиротами подросткового возраста.
В статье рассматриваются ключевые причины воспроизводства социальных отклонений, оказывающих влияние на поведение молодежи в условиях малых провинциальных российских городов; анализируются проблемы противодействия девиациям в молодежной среде современного динамично меняющегося социума. Обоснована значимость управления асоциальным поведением в молодежной среде в условиях кризиса межпоколенных коммуникаций, проявляющихся в разрыве между традиционными и современными ценностями. В рамках проведенного анализа прослеживается прямая корреляционная зависимость между различными формами девиантного поведения: курением, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, проституцией, суицидом. В связи с этим автором сделана попытка изучения причин и форм девиаций, получивших распространение на территории малых провинциальных городов и городских округов, на базе проведенного анализа статистических материалов Белгородской области по данной проблематик.
В статье рассмотрены проблемы формирования доверия в системе высшего образования. Обоснована существенная роль доверия в отношениях между студентами и вузами в контексте поддержания качества образовательного процесса и удовлетворенности учебой, а также важности положительной оценки вузов. Определены типы и атрибуты доверия в высшем образовании, а также выявлены стадии и механизм, формирующий доверие в образовательной среде между студентами и вузами, причины нарушения доверия и практики восстановления доверия. Предложены мероприятия по укреплению доверия студентов к высшему образованию. Подчеркнута необходимость поддержания высокого уровня доверия студентов к вузам в условиях реформирования системы высшего образования в Российской Федерации.
Образовательное пространство среднего профессионального образования направлено на формирование не только конкурентоспособного профессионала, но и на гармоничное развитие личности самих обучающихся. Ключевую роль в детерминации успешности данного процесса играет обеспечение благоприятных условий социальной адаптации для первокурсников. Социальная адаптация в данном контексте представляет собой системный и комплексный процесс этапной интеграции обучающихся первого курса учреждений среднего профессионального образования в образовательное пространство.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru