Статья посвящена выявлению условий и определению тенденций распространения католицизма в странах Африки. В качестве методологической рамки исследования выступает маркетинговая парадигма. С опорой на «ромб Портера» определены факторы конкурентных преимуществ религий: спрос и религиозный «капитал» (совокупность знаний человека о религиозных ритуалах, доктринах, сакральных текстах), миссионерская деятельность, предложение религии, активность государства (от полного невмешательства до жесткого контроля над деятельностью религиозных организаций), действие случая. Рассматривается влияние каждого фактора на формирование конкурентных стратегий католицизма в рамках локальных и регионального рынка религий Африки. Определено, что несмотря на рост числа приверженцев, католическая Церковь Африки в XXI в. проходит через сложный и противоречивый процесс поиска своего места в глобальном католицизме, одновременно сталкивается с обострением конкуренции на рынках религий. Вызов католицизму на континенте бросают пятидесятническое движение, афрохристианские церкви, а также ислам. Выявлено, что не менее серьезные проблемы перед католиками Африки ставят процессы либерализации вероучения и практики, инициированные после вступления на Римскую кафедру в 2013 г. Папы Франциска. Консервативно настроенная африканская паства оказалась не готовой положительно воспринять предложения Римской курии. Африканским католикам, религиозный «капитал» которых сформировался в результате синтеза традиционных религиозных убеждений и живого библейского духовного наследия, оказались чужды либеральные ценности современного Запада. Можно утверждать, что именно учет факторов конкурентных преимуществ на рынке религий Африки определит будущее католической Церкви.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
Характерной чертой XX в. стало ослабление влияния религии в обществе, особенно сильно проявившееся в странах Европы. Развитие науки и техники на Западе привело к увеличению промышленного производства, росту уровня урбанизированности, усилению военной мощи европейских государств. Западное общество в процессе либеральной модернизации постепенно отказывалось от средневековой модели религиозности, на смену которой пришли религиозная индифферентность, синкретизм и даже атеизм [Gorokhov, Dmitriev, 2016]. В результате теоретического осмысления этих изменений в общественных науках сформировалась так называемая секулярная парадигма, которая исходила из положения о неотвратимости закономерного упадка традиционной религиозности в обществе в результате технологических, экономических и политических изменений, происходящих в мире. Согласно одному из классических определений, данных британским социологом Б. Уилсоном, секуляризация является «процессом, посредством которого религиозное мышление, практика и религиозные институты утрачивают свое социальное значение» [Wilson, 1966. P. XIV]. Другой видный апологет теории секуляризации Б. Уоллес был еще более категоричен: «Эволюционное будущее религии — исчезновение» [Wallace, 1966. P. 264–265].
Список литературы
1. Архиепископ Абуджи назвал западный католицизм “Церковью в упадке” // ИА REX. 30.10.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://iarex.ru/news/114395.html (дата обращения: 11.01.2025).
2. Балезин А.С. Европейские миссионеры и встреча культур в Африке // Новая и новейшая история. 2006. № 3. С. 222-229.
3. Берлин, 14/26 февраля 1885 г. Заключительный акт Берлинской “Африканской” конференции // Сборник договоров России с другими государствами (1856-1917) / Под ред. Е.А. Адамова. М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. С. 240-259.
4. Библия в настоящее время переведена на 2527 языков // Седмица.Ru. 25.07.2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sedmitza.ru/text/2367103.html (дата обращения: 12.01.2025).
5. Боксер Ч.Р. Португальская империя и ее владения в XV-XIX вв. М.: Центрполиграф, 2022. 416 с.
6. В католических церквях Африки не будут благословлять однополые пары // ТАСС. 11.01.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/19711087 (дата обращения: 17.01.2025).
7. Гергей Е. История папства. М.: Республика, 1996. 463 с.
8. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Латинская Америка: современные тренды конфессионального развития // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 9 (124). С. 67-79.
9. Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Агафошин М.М. Религия и государство: типы отношений на рынке религий // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2022. № 3 (106). С. 65-79. DOI: 10.30570/2078-5089-2022-106-3-65-79
10. Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Ватикан в современной Африке (к 50-летию визита в Уганду папы римского Павла VI) // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 76. С. 38-46. DOI: 10.17223/19988613/76/5
11. Горохов С.А., Захаров И.А. Развитие конфессионального пространства Тропической Африки в ХХ - начале ХXI в.: христианство, ислам, этнические религии // Цивилизационные альтернативы Африки. Т. 2. М.: Институт Африки РАН, 2017. С. 113-128.
12. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке // Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 1 (50). С. 71-81. DOI: 10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81
13. Дьяченко С.В. Международно-правовая природа конкордатов // Московский журнал международного права. 2007. № 4. С. 38-49. DOI: 10.24833/0869-0049-2007-4-38-49
14. Ерасова Е.Н. Ватикан в современной Африке: идеология и политика. М.: Наука, 1986. 136 с.
15. Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Трансформация конфессионального пространства Африки в XX - начале XXI века // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2020. № 3. С. 359-368. DOI: 10.31857/S2587556620030127
16. Католическая энциклопедия. Т. 1. М.: Издательство Францисканцев, 2002. 1906 с.
17. Нигерийский прелат: католицизм в мире “эволюционирует в сторону Африки” // ИА Красная Весна. 31.10.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://rossaprimavera.ru/news/cef34ddb (дата обращения: 22.01.2025).
18. Овчинников В.Г. Католическая церковь в Западной Африке. Очерки истории католического миссионерства. М.: Наука, 1982. 196 с.
19. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2016. 947 с.
20. Сакун О. Папа совершил Мессу заирского обряда и предостерег от потребительского Адвента // Vatican News. 02.12.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2019-12/papa-messa-zairese.html (дата обращения: 17.01.2025).
21. Хаджич Я. Переворот в Габоне: конец мусульманской династии Бонго // ГолосИслама.RU. 30.08.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://golosislama.com/news.php?id=41898 (дата обращения: 11.01.2025).
22. Хазанов А.М. Экспансия Португалии в Африке и борьба африканских народов за независимость (XVI-XVIII вв.). М.: Наука, 1976. 320 с.
23. Ходжсон М. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней. М.: Эксмо, 2013. 3060 с.
24. Черная Африка: прошлое и настоящее / Под ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. 704 с.
25. Шлюндт Н.Ю. Международный характер конкордатов // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. Ч. 6. С. 1378-1382. EDN: SKIRKL ▼ Контекст
26. Evangelii Gaudium: Апостольское обращение Святейшего Отца Франциска. 24.11.2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vatican.va/content/francesco/ru/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20131124_evangelii-gaudium.html (дата обращения: 09.01.2025).
27. Ad Gentes: On The Mission Activity Of The Church (Decree). 18.11.1965 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_decree_19651207_ad-gentes_en.html (дата обращения: 19.01.2025).
28. Adult Literacy Rate in Africa as of 2023, by region [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1233204/adult-literacy-rate-in-africa-by-region/#:~:text=In%202022%2C%2067.4%20percent%20of,literacy%20rate%2C%20at%2080%20percent (дата обращения: 11.01.2025).
29. Arceneaux Ph. Popes as Public Diplomats: A Longitudinal Analysis of the Vatican’s Foreign Engagement and Storytelling // International Journal of Communication. 2023. Vol. 17. P. 3514-3536.
30. Atlas of Global Christianity. 1910-2010 / Johnson T.M., Ross K.R., eds. Edinburgh: Edinburgh University Press Ltd, 2009. 384 p.
31. Berger P.L. The Desecularization of the World: A Global Overview // The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / P.L. Berger, ed. Washington, D.C.: Ethics and Public Policy Center, 1999. 135 p.
32. Bilateral Treaties of the Holy See [Электронный ресурс]. URL: https://www.iuscangreg.it/accordi_santa_sede.php?lang=EN (дата обращения: 12.01.2025).
33. Brantlinger P. Victorians and Africans: The Genealogy of the Myth of the Dark Continent // Critical Inquiry. 1985. Vol. 12. No. 1. P. 166-203. DOI: 10.1086/448326
34. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project - Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries Only. 2019. DOI: 10.17605/OSF.IO/7SR4M
35. Bruce S. Choice and Religion: A Critique of Rational Choice Theory. Oxford: Oxford University Press, 1999. 247 p.
36. Catholic Church Statistics: Special Feature for 92nd Mission Sunday - 21 October 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fides.org/de/attachments/view/file/Dossier_Statistiche2018_FIDES_ENG.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
37. Chaves M., Gorski Ph.S. Religious Pluralism and Religious Participation // Annual Review of Sociology. 2001. Vol. 27. P. 261-281. DOI: 10.1146/annurev.soc.27.1.261
38. Church in Numbers: Africa Gained Nearly 1,000 Priests in a Year // Aleteia. 03.07.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://aleteia.org/2023/03/07/church-in-numbers-africa-gained-nearly-1000-priests-in-a-year (дата обращения: 11.01.2025).
39. Diplomatic Relations Of The Holy See [Электронный ресурс]. URL: https://holyseemission.org/contents/mission/diplomatic-relations-of-the-holy-see.php (дата обращения: 19.02.2025).
40. Finke R., Stark R. The Dynamics of Religious Economies // Handbook of the Sociology of Religion / Dillon M., ed. New York: Cambridge University Press, 2003. P. 96-109. DOI: 10.1017/CBO9780511807961.008
41. Global Catholicism: Trends & Forecasts. Washington, D.C.: Center for Applied Research in the Apostolate (CARA), 2015. 50 p.
42. Gorokhov S.A., Dmitriev R.V. Experience of Geographical Typology of Secularization Processes in the Modern World // Geography and Natural Resources. 2016. Vol. 37. No. 2. P. 93-99. DOI: 10.1134/S1875372816020013
43. How many African countries ban same-sex relations? // Info Finder. 11.06.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://africacheck.org/infofinder/explore-facts/how-many-african-countries-ban-same-sex-relations (дата обращения: 11.02.2025).
44. Iannaccone L.R. Religious practice: A Human Capital Approach // Journal for the Scientific Study of Religion. 1990. Vol. 29. No. 3. P. 297-314. DOI: 10.2307/1386460
45. Kaplan S.B. Indigenous Responses to Western Christianity. New York: New York University Press, 1995. 183 p.
46. Le Statistiche della Chiesa Cattolica 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.fides.org/it/attachments/view/file/Dossier_Statistiche_2024.pdf (дата обращения: 20.01.2025).
47. List of Least Developed Countries, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-content/uploads/sites/45/publication/ldc_list.pdf (дата обращения: 17.02.2025).
48. Many Countries Favor Specific Religions, Officially or Unofficially: Pew Research Center Report. 3.10.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/20/2017/09/FULL-REPORT-FOR-WEB.pdf (дата обращения: 19.02.2025).
49. Muslim Population by Country // Pew Research Center. 27.11.2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewresearch.org/religion/2011/01/27/table-muslim-population-by-country/ (дата обращения: 12.01.2025).
50. Norris P., Inglehart R. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. New York: Cambridge University Press, 2004. 329 p. DOI: 10.1017/CBO9780511791017
51. O’Connell G. With Pope Francis’ Reform of the Roman Curia, Nine Years of Work is Coming to Fruition // America - The Jesuit Review. 19.03.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.americamagazine.org/faith/2022/03/19/roman-curia-pope-francis-242636 (дата обращения: 11.01.2025).
52. Order of Malta - the Vatican’s Second Treaty-Making “Sovereign Entity” // Concordat Watch. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.concordatwatch.eu/topic-47398.843 (дата обращения: 11.01.2025).
53. Poverty, Prosperity, and Planet Report 2024: Pathways Out of the Polycrisis. Washington, DC: International Bank for Reconstruction and Development, 2024. 300 p. DOI: 10.1596/978-1-4648-2123-3
54. Praedicate Evangelium: Costituzione Apostolica sulla Curia Romana e il suo servizio alla Chiesa e al Mondo. 19.03.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2022/03/19/0189/00404.html (дата обращения: 11.01.2025).
55. Quotes on Concordats [Электронный ресурс]. URL: https://www.concordatwatch.eu/quotes-on-concordats-t38341 (дата обращения: 12.02.2025).
56. Redemptoris Missio: On the Permanent Validity of the Church’s Missionary Mandate / Ioannes Paulus PP. II. 07.12.1990 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_07121990_redemptoris-missio.html (дата обращения: 15.02.2025).
57. Stark R., Bainbridge W.S. A Theory of Religion. Bern: Peter Lang, 1987. 386 p.
58. Stark R., Bainbridge W.S. Of Churches, Sects, and Cults: Preliminary Concepts for A Theory of Religious Movements // Journal for the Scientific Study of Religion. 1979. Vol. 18. No. 2. P. 117-131. DOI: 10.2307/1385935
59. Stark R., Bainbridge W.S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley: University of California Press, 1985. 571 p.
60. Stark R., Finke R. Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion. Berkeley: University of California Press, 2000. 343 p.
61. Status of Global Christianity, 2025, in the Context of 1900-2050 // World Christian Database / Zurlo G.A., Johnson T.M., eds. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gordonconwell.edu/wp-content/uploads/sites/13/2025/01/Status-of-Global-Christianity-2025.pdf (дата обращения: 18.02.2025).
62. The Church in Africa, by the numbers // The Pillar. 04.02.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pillarcatholic.com/p/the-church-in-africa-by-the-numbers (дата обращения: 11.02.2025).
63. United Nations Conference on Diplomatic Intercourse and Immunities, Vienna, 2 March - 14 April 1961, Official Records, Vol. 1: Summary Records of Plenary Meetings and of Meetings of the Committee of the Whole. Geneva: UN, 1962. 240 p.
64. Wallace A.F.C. Religion: An Anthropological View. New York: Random House, 1966. 300 p.
65. Wilson B.R. Religion in Secular Society: A Sociological Comment. London: Watts, 1966. 252 p.
66. World Christian Database / Johnson T.M., Zurlo G.A., eds. Leiden/Boston: Brill, 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/WEO/2024/October/English/text.ashx (дата обращения: 11.02.2025).
67. World Cities Report 2024: Cities and Climate Action. Nairobi: UN-Habitat, 2024. 373 p.
68. World Economic Outlook 2024: Policy Pivot, Rising Threats [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/WEO/2024/October/English/text.ashx (дата обращения: 11.02.2025).
69. World Population Prospects 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://population.un.org/dataportal/ (дата обращения: 11.01.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В предлагаемой вниманию читателя статье анализируется специфика богословского мышления крупного средневекового армянского богослова и церковного деятеля периода Армянского Киликийского царства Святого Нерсеса Шнорали (Нерсес Благодатный, XII в.), проявившаяся в спорах о божественной природе, рассматриваемой через призму идеи объединения Армянской Апостольской Святой и Греко-византийской церквей. Стержневыми в статье являются три взаимосвязанные идеи: 1. Как и все предшествующие ему армянские мыслители и богословы, начиная с основателя армянской патристики Месропа Маштоца (ок. 361–362 — 440 гг.), Нерсес Шнорали преследовал цель защиты автокефалии Армянской церкви, а через это — обоснования («оправдания») исторического существования армянской нации (сохранения её культурной самобытности); 2. Рефлексируя над вопросом о союзе христианских церквей, Нерсес Шнорали поднялся над политической составляющей раскола Вселенской церкви, предложив свою версию решения этой многотрудной задачи — объединение христианских церквей на основе высших/вечных духовно-нравственных ценностей, что, собственно, и является сутью христианского мировоззрения; 3. С целью обоснования возможности и необходимости восстановления целостности и единства Вселенской церкви Шнорали изменил плоскость, методологию и язык (категориально-понятийный аппарат) богословских дискуссий, что предвосхитило ряд важнейших достижений культуры, философии и богословия XX в. Исходным методологическим принципом данного исследования является характеризуемая как историческая закономерность корреляционная связь между политикой и религией. Статья состоит из вводной части, в которой дана характеристика личности и деятельности Шнорали, краткого исторического очерка взаимоотношений между Армянской и Греко византийскими церквами, богословско-критического анализа, связанного с вопросом о союзе церквей корпуса положений Шнорали, а также заключения, содержащего основные выводы статьи. В качестве основного исследовательского материала использованы первоисточники на армянском языке, каковыми служат прежде всего труды самого Шнорали, и в первую очередь — его переписка с византийским императором Мануилом и Патриархом Константинополя Михаилом. Использованная в статье научно-исследовательская литература состоит из трудов корифеев армянской науки. Основным выводом статьи является следующее положение. Шнорали привнёс большой вклад в историю общехристианского богословия, заложив основы несвойственного Средневековью искусства богословской дискуссии. Тем самым он определил истинно христианский путь достижения единства Вселенской церкви, что позволяет назвать его предтечей экуменизма.
В статье впервые публикуется и исследуется греческий корпус гимнов литургии апостола Иакова IX–X вв. — входного, на синаксис, перенос святых Даров, причастие, отпуст — из Тропология новой редакции Sinai Greek NF MG 56+5, IX века, Лекционаря РНБ Греч. 44, или Codex Sinaiticus Liturgicus IX в., а также сборников IX–X веков Sinai Greek NF MG 8, 24, 83, с целью понять специфику функционирования этих гимнов на данном этапе развития иерусалимского богослужения. В отношении количества гимнов, способа их пения (самостоятельно / респонсорно со стихом), выбора текстов (архаичный / новый, оригинальный / вторичный), терминологии кодексы демонстрируют свободу, пластичность, тенденцию к унификации. Формуляр MG 56+5 обнаруживает отмирание гимнов входного и на перенос святых Даров, развитие — гимна на отпуст; более архаичный по составу — в РНБ Греч.44, напротив, еще включает входные гимны и не знает — на отпуст. Отголосок респонсорного стихословия Псалтири, некогда бывшего ядром песнопений ИАК, документируется во входных гимнах и на перенос святых Даров в РНБ Греч. 44, в архаичной литургии мира в MG 56+5 и указании на стих для некоторых гимнов синаксиса. Отличаются по содержанию древние гимны на синаксис: они были ответом на евангельское чтение дня и являлись его парафразом. Кроме них, гимны на перенос святых Даров, выросшие из стихословия 23-го псалма (Пс. 23: 7–10, аллилуарии), либо книги пророка Исайи (Ис. 6:3, агиологии). Наконец, причастны, содержащие темы Тайной вечери или раздробления Агнца. Большинство же гимнов неспецифичны, вторичны, привлечены из репертуара других служб. Из 76 гимнов 14 обнаружены в ранних иерусалимских книгах; 41 вошло в общевизантийский гимнографический корпус и исполняется по сей день.
Эта статья была задумана во время написания монографии об исторических связях Иерусалима и России [Крылов, Морозов, Федорченко, Шебалина, 2024]. Когда создавался раздел, посвящённый архимандриту Антонину (Капустину), главе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1865–1894), меня заинтересовала история и судьба одного экспоната из его коллекции древностей — небольшая каменная табличка с древнееврейской эпиграфикой на арамейском языке, которая была найдена предположительно в середине 1880- х годов. Текст на скрижали подтверждал подлинность ветхозаветного предания о царе Иудеи Озии (Узия, Узияху). К сожалению, этот артефакт не стал достоянием России. Назначенный в мае 1968 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от РПЦЗ архимандрит Антоний (граф Граббе) провел неблаговидные, если не сказать — преступные переговоры с израильскими властями, которые по окончании войны 1967 г. установили свой контроль над территориями, где размещалась часть русских участков, приобретенных о. Антонином. В результате табличка царя Озии, хранившаяся со дня ее обретения в русском Спасо-Вознесенском монастыре на Елеоне, оказалась в Нью-Йорке и была продана на аукционе за 150 тысяч долларов еврейским меценатам и передана в Музей Израиля в Иерусалиме, где находится поныне. Понятно, что изучением этой древней реликвии занимаются в основном израильские специалисты. Значение этого артефакта для библейской истории и культуры трудно переоценить — эпитафия с упоминанием имени потомка царя Давида относится к числу наиболее древних образчиков еврейского диалекта арамейского языка, на котором написаны поздние книги Ветхого завета, галахические и талмудические тексты, а также некоторая раннехристианская литература. Несмотря на лаконизм многовекового документа, его детальное изучение позволяет восстановить некоторые замысловатые и противоречивые события и явления, изложенные в библейском повествовании. Исследование основывается на анализе текстов Ветхого и Нового Заветов, талмудической литературы, произведений И. Флавия, современных достижений разных научных школ археологии и древней истории.
Это исследование систематически выявило и перечислило прямые ссылки Аквината на двух наиболее часто цитируемых исламских и иудейских философов, Авиценну, Аверроэса, раввина Моисея и Авицеброна, в Summa Theologiæ (ST), проанализировало аргументативные ответы Аквината на их философские позиции и, основываясь на соответствии или расхождении Фомы Аквинского с цитируемой и приписываемой философской мыслью, классифицировало их в соответствии с согласием, частичным согласием/несогласием и несогласием. Кроме того, исследование сравнило эти аргументы с их локусом в ST, позицией Аквината и философским и конфессиональным происхождением. Это исследование представило новую методологию, основанную на данных, которая объединила традиционный текстовый и философский качественный анализ со структурированным количественным анализом и строгим перекрестным исследованием данных, что дало точные качественные и количественные результаты и заполнило существующий пробел в томистской науке. Результаты показали, что взаимодействие Фомы Аквинского с этими философами было стратегически избирательным. Аргументы Аквината, основанные на прямых ссылках, были наиболее распространены в ST I, за которым следовали ST Supplement и ST I–II. Напротив, ST II–II и ST III характеризовались минимальной вовлеченностью. Авиценна и Аверроэс были главными объектами аргументов Аквината, тогда как раввин Маймонид, в меньшей степени, Авицеброн получили меньше внимания. Корреляционная модель, выявленная здесь, берет свое начало в реализации Аквинатом аристотелевской перипатетической философии и авраамического библейского богословия. Получение Фомой Аквинским знаний из расходящихся философских традиций представляет собой критический элемент томистского теологического синтеза, усиливая философски экспансивный, но доктринально последовательный характер ST. Кроме того, это свидетельствует о том, что философское богословие Аквината как научная дисциплина созрело в глубоко динамичном взаимодействии с исламскими и иудейскими традициями, оставаясь влиятельным на протяжении последних 750 лет с момента составления ST.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______