Это исследование систематически выявило и перечислило прямые ссылки Аквината на двух наиболее часто цитируемых исламских и иудейских философов, Авиценну, Аверроэса, раввина Моисея и Авицеброна, в Summa Theologiæ (ST), проанализировало аргументативные ответы Аквината на их философские позиции и, основываясь на соответствии или расхождении Фомы Аквинского с цитируемой и приписываемой философской мыслью, классифицировало их в соответствии с согласием, частичным согласием/несогласием и несогласием. Кроме того, исследование сравнило эти аргументы с их локусом в ST, позицией Аквината и философским и конфессиональным происхождением. Это исследование представило новую методологию, основанную на данных, которая объединила традиционный текстовый и философский качественный анализ со структурированным количественным анализом и строгим перекрестным исследованием данных, что дало точные качественные и количественные результаты и заполнило существующий пробел в томистской науке. Результаты показали, что взаимодействие Фомы Аквинского с этими философами было стратегически избирательным. Аргументы Аквината, основанные на прямых ссылках, были наиболее распространены в ST I, за которым следовали ST Supplement и ST I–II. Напротив, ST II–II и ST III характеризовались минимальной вовлеченностью. Авиценна и Аверроэс были главными объектами аргументов Аквината, тогда как раввин Маймонид, в меньшей степени, Авицеброн получили меньше внимания. Корреляционная модель, выявленная здесь, берет свое начало в реализации Аквинатом аристотелевской перипатетической философии и авраамического библейского богословия. Получение Фомой Аквинским знаний из расходящихся философских традиций представляет собой критический элемент томистского теологического синтеза, усиливая философски экспансивный, но доктринально последовательный характер ST. Кроме того, это свидетельствует о том, что философское богословие Аквината как научная дисциплина созрело в глубоко динамичном взаимодействии с исламскими и иудейскими традициями, оставаясь влиятельным на протяжении последних 750 лет с момента составления ST.
This study systematically identified and enumerated Aquinas’ direct references to the two most frequently quoted Islamic and Jewish philosophers, Avicenna, Averroes, Rabbi Moyses, and Avicebron, in Summa Theologiæ (ST), analyzed Aquinas’ argumentative responses to their philosophical positions, and based on Aquinas’ alignment or divergence with the cited and attributed philosophical thought, categorized them according to agreement, partial agreement/disagreement, and disagreement. Furthermore, the study compared these arguments vis-à-vis their locus in ST, Aquinas’ stance, and philosophical and denominational origins. This investigation introduced a novel data-driven methodology that integrated traditional textual and philosophical qualitative analyses with a structured quantitative assay and rigorous cross-examination of data, yielding precise qualitative and quantitative findings and filling the extant gap in Thomistic scholarship. The results demonstrated that Aquinas’ engagement with these philosophers was strategically selective. Aquinas’ direct reference-based arguments were most prevalent in ST I, followed by ST Supplement and ST I–II. Conversely, ST II–II and ST III featured minimal engagement. Avicenna and Averroes were the principal focus of Aquinas’ arguments, whereas Rabbi Moyses and, marginally, Avicebron received less attention. The correlational pattern identified herein originates in Aquinas’ realization of Aristotelian peripatetic philosophy and Abrahamic scriptural theology. Aquinas’ attainment of knowledge from divergent philosophical traditions represents a critical element of Thomistic theological synthesis, strengthening ST’s philosophically expansive yet doctrinally consistent character. Furthermore, it attests that Aquinas’ philosophical theology, as a scientific discipline, has matured in profoundly dynamic interactions with Islamic and Jewish traditions, remaining influential over the past 750 years since the composition of ST.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
Средневековый схоластический период создал благоприятные условия для масштабного переводческого движения и научного обмена между христианскими, исламскими и иудейскими философами и теологами. В этом контексте в «Сумме теологии» Фома Аквинский (1225–1274 гг. н. э.) обращается к нехристианским мыслителям, в том числе к исламским философам Авиценне (ибн Сине) и Аверроэсу (ибн Рушду), а также к еврейским философам рабби Моисею (Маймониду) и Авиценброну (ибн Габиролу). Theologiæ (ST).1 В настоящем исследовании рассматривается то, как Фома Аквинский заимствовал, видоизменял, опровергал и интегрировал взгляды двух наиболее часто упоминаемых исламских и еврейских философов. Эти взгляды охватывают такие темы, как теология, ангелология, этика, христология, таинства, душа и эсхатология. Таким образом, исследование иллюстрирует частоту, распределение и характер аргументов Фомы Аквинского, основанных на прямых ссылках, в ST.
The medieval scholastic period produced fertile grounds for an extensive translation movement and scholarly exchange among Christian, Islamic, and Jewish philosophers and theologians. Within this context, Thomas Aquinas’ (1225–1274 AD) engagements with non-Christian thinkers, including the Islamic philosophers Avicenna (ibn Sina) and Averroes (ibn Rushd), and the Jewish philosophers Rabbi Moyses (Maimonides) and Avicebron (ibn Gabirol) feature prominently in Summa Theologiæ (ST).1 The present study investigated Aquinas’ adoption, modification, refutation, and integration of these two most frequently directly referenced Islamic and Jewish philosophers’ views, spanning topics of Theology, Angelology, Ethics, Christology, Sacraments, Soul, and Eschatology, thereby illustrating Aquinas’ direct references-based arguments’ frequency, distribution, and nature across ST.
Список литературы
1. Новый английский перевод Септуагинты. (2009, 2014 и 2021). Получено с сайта NETS, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания: ccat.sas.upenn.edu/nets/edition.
2. Анавати Г. Метафизика Шифы: книги VI–X, том. 2. Сорбонна, Париж: Врин, 1985.
3. Анавати Г.Ч. и др. (ред.). «Метафизика» Шифа: том 1, книги I–V. Врин, 1978. Т. 1.
4. Анавати Г.Ч. Святой Фома Аквинский и метафизика Авиценны. Папский институт средневековых исследований, 1974.
5. Фома Аквинский (без даты). Полное собрание сочинений, Леоне, 39 томов. Париж: Éditions du Cerf.
6. Фома Аквинский. Полное собрание сочинений, изд. Ordo Fratrum Praedicatorum. Рим: Commissio Leonina, 1969.
7. Фома Аквинский. Сумма теологии, римское издание. Romae: Forzani et Sodalis, 1920.
8. Фома Аквинский. Сумма теологии, перевод отцов английской доминиканской провинции, второе и исправленное издание. Лондон, Великобритания: Burns Oates and Washbourne, 1920.
9. Аристотель. Aristotelis Latinus, ed Gudrun vuillemin-Diem. Лейден: Brill, 1976.
10. Аристотель. Сочинения Аристотеля с комментариями Аверроэса: Венеция, Apud Junctas, 1562–1574. Франкфурт-на-Майне: Minerva, 1962.
11. Аристотель. Сочинения Аристотеля, под редакцией Иммануила Беккера. Берлин: Немецкая академия наук, 1785–1871.
12. Аристотель. Сочинения Аристотеля в 23 томах. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2002.
13. Аристотель. «Метафизика» Аристотеля на английском, латинском и древнегреческом языках: трёхъязычное издание, пер. Уильяма Мёрбека и Дэвида Росса. Hermes Language Reference, 2017.
14. Аристотель. «Метафизика» Аристотеля, том 1, под ред. Росса У. Д. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 1924.
15. Аристотель. «Метафизика» Аристотеля, том 2, под ред. Росса У. Д. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 1924.
16. Аристотель. Полное собрание сочинений Аристотеля, под редакцией Джонатана Барнса. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1991.
17. Аристотель. Aristoteles Latinus: Metaphysica, Recensio et Translatio Guillelmi de Moerbeka; Edidit Gudrun Vuillemin-Diem. Лейден-Нью-Йорк-Кёльн: Брилл, 1995.
18. Аристотель. Aristotelis Metaphysica, Ed. Werner Jaeger. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 1957.
19. Аристотель. Сочинения Аристотеля с комментариями Аверроэса. Венеция: у Юнктаса, 1562–1574.
20. Аристотель. Полное собрание сочинений Аристотеля. На греческом и латинском языках с подробнейшим указателем имен и названий... Эмиля Хейтца, Улько Катса Буссемакера и Иоганна Фридриха Дюбнера. Париж: А. Ф. Дидо, 1848–1889.
21. Аристотель. Метафизика, 2 тома, пер. Хью Треденника. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1933–1935.
22. Аристотель. Органон, тт. I и II, пер. Оуэна. Лондон, Великобритания: Генри Г. Бон, 1853.
23. Аверроэс. Сочинения Аверроэса. Аверроэс латинский. Комментарий к семи книгам «Физики» Аристотеля (Vindobonensis, lat. 2334). Падерборн — Мюнхен — Вена — Цюрих: Шёнинг, 2007.
24. Авиценброн. «О божественных именах»; «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О мистическом богословии», «Послания»; пролог и примечания Иоанна Скифопольского к книге Дионисия Ареопагита «О божественных именах», изд. Сухла. Берлин: Де Грюйтер, 1990, 1991, 2011.
25. Авиценна. Источник жизни, пер. Гундиссалина, под ред. Баумкера. Лондон: Уильямс и Норгейт, 1895.
26. Авиценна. Аль-Шифа, аль-Мантик, аль-Бурхан (под ред. А. Э. Аффифи). Каир: аль-Матба аль-Амирийя, 1956.
27. Авиценна. Философы-перипатетики: и первые из врачей, чьи труды были изданы в свете: и недавно, насколько позволяло искусство, исправленные канонистами. Логика. Достаточность. О небе и мире. О душе. О животных. Венеция: Бонето Локателло, 1505.
28. Авиценна. Авиценна на латыни. Liber de anima seu sextus de naturalibus IV-V, Ван Рит (ред.). Лувен — Лейден: Брилл, 1968.
29. Авиценна. Авиценна на латыни. Liber de anima seu sextus de naturalibus I-II-III, Ван Рит (ред.). Лейден: Брилл, 1972.
30. Авиценна. «О душе», كـتـاب الـنـفـس, Фазлур Рахман (ред.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 1959.
31. Авиценна. «Краткое изложение о душе», Абу-Али аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, пер. Э. А. ван Дайка. Верона, Италия: Stamperia di Nicola Paderno, 1906.
32. Авиценна. Авиценна Латинус, Liber de Philosophia Prima sive Scientia Divina I-IV, под ред. С. ван Риета и Г. Вербеке. Лувен — Лейден: Peeters — Brill, 1977.
33. Авиценна. Авиценна Латинус, Liber de Philosophia Prima sive Scientia Divina V-X, под ред. С. ван Риета и Г. Вербеке. Лувен — Лейден: Питерс _ Брилл, 1980.
34. Авиценна. Замечания и наставления: физика и метафизика, анализ и аннотированный перевод Шамса Инати. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2014.
35. Авиценна. «Метафизика исцеления» الشفاء الإلهیات, пер. Мармура, Майкл. Э. Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга, 2005.
36. Авиценна. «Физика исцеления», книги I и II, параллельный англо-арабский текст, пер. Макгиннис. Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга, 2009.
37. Бертолаччи А. Латинский перевод и оригинальная версия «Илахийят» («Наука о божественном») из «Китаб аш-Шифа» Авиценны. Documenti e studi sulla tradizione filosofica medieval, 2017, т. 28, с. 481–514.
38. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Штутгарт: Немецкое библейское общество, 2021.
39. Biblia Sacra iuxta vulgatam versionem, 5-е изд. Штутгарт: Немецкое библейское общество, 2007.
40. Бернетт К. С арабского на латынь: проникновение арабской философии в Западную Европу. В книге П. А. Адамсона «Кембриджский путеводитель по арабской философии». Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2005, стр. 370–404.
41. Бернетт К. Согласованность программы арабо-латинского перевода в Толедо в XII веке. Наука в контексте, 2001, том 14, № 1–2, стр. 249–288. EDN: FOSGZV
42. Баррелл К.С.К., Дэвид Б. Познание непостижимого Бога: Ибн Сина, Маймонид, Фома Аквинский. Издательство Университета Нотр-Дам, 1992.
43. Баррелл Д. Маймонид, Фома Аквинский и Газали: как отличить Бога от мира. Шотландский теологический журнал, 2008, том 61, № 3, с. 270-287.
44. Баррелл Д.Б. Фома Аквинский и ислам. Современная теология, 2004, том 20, № 1. ИЗД-во: EUWNSZ
45. Буса Р. Index Thomisticus: Указатели и соответствия всех работ святого Фомы Аквинского, в которых различными способами упоминаются формы и леммы всех слов и отдельных слов с указанием их частотности и контекста. 1974.
46. Честертон Г., Пегис А.К. Святой Фома Аквинский. Сан-Рафаэль, Калифорния: Angelico Press, 2011.
47. Дэвис Б. «Сумма теологии» Фомы Аквинского: руководство и комментарии. Издательство Оксфордского университета, 2014.
48. Фидора А. Доминик Гундиссалин и распространение метафизики на латинском Западе. The Review of Metaphysics, 2013, стр. 691–712.
49. Форест А. Метафизическая структура конкретного согласно Фоме Аквинскому. Париж: Ж. Врин, 1931.
50. Ферлонг П. Латинский Авиценна и Фома Аквинский о связи между Богом и предметом метафизики. Труды Американской католической философской ассоциации, 2009, т. 83, с. 129–140.
51. Гарде Л. Святой Фома и его арабские предшественники. Святой Фома Аквинский 1274–1974. Памятные исследования, 1974, т. 1, с. 419–448.
52. Гарригу-Лагранж Р. Благодать: комментарий к «Сумме теологии» Фомы Аквинского, Ia IIae, qq. 1-54. Скоттс-Вэлли, Калифорния: CreateSpace, 2013.
53. Гарригу-Лагранж Р. О блаженстве, человеческих поступках и привычках, комментарий к «Сумме теологии» Фомы Аквинского, Ia IIae, qq. 1-54. Турин: L.I.C.E. — R. Беррути и К., 1951.
54. Гарригу-Лагранж Р. «О едином Боге», комментарий к первой части «Святого Фомы». Турин — Рим: Casa Editrice Marietti, 1950.
55. Гарригу-Лагранж Р. Метод Святого Фомы, в частности, структура статей Высшего богословского. Рим: Из типографии “Пио Икс”, 1928.
56. Гарригу-Лагранж Р. Синдром томиста. Буэнос-Айрес: Брауэр, 1947.
57. Гарригу-Лагранж Р. Реальность: Синтез томистской мысли. Вечная пресса, 2016.
58. Гарригу-Лагранж Р. Первый комментарий к Первой части Св. Теологическая сумма Фомы. Ст. Луис, Миссури-Лондон, Великобритания: Б. Компания “Гердер Бук Ко”., 1943.
59. Гилсон Э. История Христианской философии в Средние века. Торонто, ON: Папский институт медиевистики, 2019.
60. Гилсон Э. Авиценна в Средние века. Архив средневековой и литературной истории, 1969, том II. 36, стр. 89-121.
61. Гилсон Э. Христианская философия св. Фома Аквинский. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Random House, 1956.
62. Гилсон Э. Дух средневековой философии (лекции Гиффорда, 1931-1932) Нью-Йорк, Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1940 год.
63. Гилсон Э. Томизм: философия Фомы Аквинского, тр. Маурер, Арман И Шук, Лоуренс. Торонто, ON: Папский институт медиевистики, 2002.
64. Гилсон Э. Маурер А., Оуэнс И. Пегис А. Куинн Дж. Эдвард С., Вайшайпль Дж. Ст. Фома Аквинский, 1274-1974, Памятные исследования. Торонто, изд-во Папского института медиевистики, 1974.
65. Гойчон А.M. Философия Авиценны и ее влияние на средневековую Европу. Париж: Адриен-Мезоннев, 1944.
66. Гойчон А.M. Различие между существованием апре и небытием самого Китая. В А. M. Ибн Чайна, Философский Язык Ибн Сины. Париж: Дескли де Брауэр, 1937.
67. Гойчон А.M. Философский язык Ибн Чайны. Париж: Дескли Де Брауэр, 1938-1939.
68. Р. ХаузерE. Истинное Различие и Принципы Метафизики: Авиценна И Фома Аквинский. Давайте восславим славных людей: Очерки в Честь Арманда Маурера, CSB, изд. Хаузер. Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам, 2007.
69. Р. ХаузерE. Фома Аквинский-Авиценнианин: Пролог к Метафизике Аристотеля. Труды Американской католической философской ассоциации, 2019, том II. 93, стр. 23-38.
70. Р. ХаузерE. Аристотель и два средневековых аристотелианца о природе Бога. Международный философский ежеквартальный журнал, 2011, том II. 51, нет. 3, стр. 355-375.
71. Р. ХаузерE. Авиценна и Аквинат: Сущность, Существование И экзистенция Христа. Журнал Святого Ансельма, 2013, том II. 9, нет. 1, стр. 1-21.
72. Р. ХаузерE. Представляем Принципы Метафизики Авиценния в рамках Священной Доктрины: Фома Аквинский, Написанный По Предложениям, Бк. 1, г. 8. Американский католический философский ежеквартальный журнал, 2014, том II. 88, нет. 2, стр. 195-212.
73. Р. ХаузерE. Почему Христианские Учителя Обратились К Арабскому И Еврейскому Фаласифу: Фома Аквинский И Авиценна. Труды Американской католической философской ассоциации, 2012, том II. 86, стр. 33-51.
74. Автор: Дженис Д. Идеи для движения в Багдаде и за его пределами: философский и теологический обмен между христианами и мусульманами в третьем/девятом и четвертом/десятом веках. Брилл, 2015, том ii. 124.
75. Janssen I. Янссенс И. Ибн Чайна и его наследие в исламском мире и на Латинском Западе. В I. Янссенс, Ибн Чайна и ее влияние на Арабский И Латинский Мир (Стр. Janssen, Ibn). 1-14). Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2006.
76. Маймонид М. Кисвей ХаРамбам, Труды Рабби Моше Бен Маймона. Равей, Нью-Йорк, США: Издательство “Месора”, 2023.
77. Маймонид М. Египетский Раби Моссей, герцог, или директор по неопределенности и замешательству: разделен на три книги и обобщен. Париж: Из “Шутки Бежевого Вознесения”, 1520 год.
78. Маймонид М. Руководство для озадаченных, Тр. Фридлендер. Лондон: Ратледж, 1910.
79. Мандонне М. Литературная и доктринальная история средневековья. Врин, 1930, вып. 13.
80. Маурер А. Ст. Памятные исследования Фомы Аквинского, 1274-1974 (два тома). Торонто, изд-во Папского института медиевистики, 1974.
81. Маурер А. Ст. Томас и историзм. Милуоки, Висконсин: Издательство Маркеттского университета, 1979.
82. Макгиннис И. Источники Авиценны для трактата Фомы Аквинского О бытии: Дополнительные замечания к книге Брайана Дэвиса “Кенни О трактате Фомы Аквинского о бытии”. Современный школьник, 2005, том II. 82, нет. 2, стр. 131-142.
83. Метафизика Т. A. S. Авиценна Является Источником для. Метафизические темы у Фомы Аквинского II, 2007.
84. Паласиос А. Теологический аверроизм святого Фомы Аквинского. Почтовые ящики с пометкой “дон Франсиско Кодера”, 1904, стр. 271-331.
85. Пегис А.C. Ст. Фома и философия (чтение Фомы Аквинского, глава 29). Милуоки, Висконсин: Издательство Маркеттского университета, 1964.
86. Поллонии Автор: Б. Ф. Бенедикт М. Ибн Габироль (Авицеброн): Общепринятые И древнееврейские философские традиции, 2023 год.
87. Ричардсон К. Хасан Д. N. Бертолаччи А. Арабская, Древнееврейская И Латинская Рецепция Метафизики Авиценны. 2012.
88. Святого Фомы (Аквинского), 13 стр. L. Святой Фома Аквинский, доктор Ангельской оперы, все распоряжения и расходы, изданные Львом Xiii Pm, Vol. 1. Из “Полиглотской типографии”, 1882 год.
89. Семьдесят: Ветхий Завет На Греческом Языке, Изданный Геттингемской Академией Наук. (1974). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт.
90. Тейлор Р. Томас Д’Аквин и его арабские Источники. Философский факультет Научных Исследований И Публикаций, 2010.
91. Тейлор Р.C. Фома Аквинский и арабская философская традиция: введение редактора. Американский католический философский ежеквартальный журнал, 2014, том II. 88, нет. 2, стр. 191-193.
92. Тейлор Р.C. Фома Аквинский, Арабский язык Плотина и Метафизика бытия и Действительности. Журнал истории идей, 1998, том II. 59, нет. 2, стр. 217-239.
93. Подстрочная Библия: Ивритско-греческий с номерами Соответствия Стронга. Пибоди, Массачусетс: издательство “Хендриксон Паблишерс Инк.”, 1993.
94. Коран: С пошаговым переводом на английский язык. Лондон, Великобритания: Издательство Исламского колледжа перспективных исследований, 2023.
95. Ванстенкисте С. Евреи и арабы в опере Святого Фомы. Ангеликум, 1960, вып. 37, нет. 3-4, стр. 336-401.
96. Ванстенкисте С. Цитируемый Авиценной бий С. Томас. Сборник статей по философии, 1953, том II. 15, нет. 3, стр. 457-507.
97. Ванстенкисте С. Святые Фома Аквинский и Аверроэс. История востоковедения, Том II. 32 Написано в честь Джузеппе Фурлани: Часть II. 1957, стр. 585-623.
98. Виппель И.F. Фома Аквинский и Авиценна о взаимоотношениях между философией и другими теоретическими науками (De Trin.. q. 5. a. (Объявление 9). Метафизические темы у Фомы Аквинского, 1984, стр. 37-54.
99. Виппель И.F. Метафизические темы у Фомы Аквинского I. Исследования по философии и истории философии, 1984, том II. 10.
100. Виппель И.F. Метафизические темы у Фомы Аквинского II. CUA Press, 2007, том II. 2.
101. Виппель И.F. Метафизические Темы У Фомы Аквинского Iii (Исследования По Философии И Истории Философии, Том Iii). 63). Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2021.
102. Виппель И.F. Авиценна как источник метафизики Фота Томаса Акунаса. Метафизические темы у Фомы Аквинского II, 2007, стр. 31-64.
1. A New English Translation of the Septuagint. (2009, 2014, and 2021). Retrieved from NETS, Oxford University Press, Oxford, UK: ccat.sas.upenn.edu/nets/edition.
2. Anawati G. La Metaphysique Du Shifa: Livres VI à X, Vol. 2. Sorbonne, Paris: Vrin, 1985.
3. Anawati G.C. et al. (ed.). La métaphysique du Shifâ’: Tome 1, Livres I à V. Vrin, 1978. Т. 1.
4. Anawati G.C. Saint Thomas d’Aquin et la métaphysique d’Avicenne. Pontifical Institute of mediaeval studies, 1974.
5. Aquinas T. (n.d.). Opera Omnia, Leonine in 39 Volumes. Paris: Éditions du Cerf.
6. Aquinas T. Opera Omnia, ed. Ordo Fratrum Praedicatorum. Romae: Commissio Leonina, 1969.
7. Aquinas T. Summa Theologica, Editio Altera Romana. Romae: Forzani et Sodalis, 1920.
8. Aquinas T. Summa Theologica, translated by Fathers of the English Dominican Province, second and revised ed. London, UK: Burns Oates and Washbourne, 1920.
9. Aristotle. Aristotelis Latinus, ed Gudrun vuillemin-Diem. Leiden: Brill, 1976.
10. Aristotle. Aristotelis opera cum Averrois commentariis: Venetiis, Apud Junctas, 1562-1574. Frankfurt am Main: Minerva, 1962.
11. Aristotle. Aristotelis Opera, Bekker, Immanuel, ed. Berlin: Deutsche Akademie der Wissenschaften, 1785-1871.
12. Aristotle. Aristotle in 23 Volumes. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2002.
13. Aristotle. Aristotle’s Metaphysics in English, Latin and Ancient Greek: Trilingual Edition, tr. William Moerbeke and David Ross. Hermes Language Reference, 2017.
14. Aristotle. Aristotle’s Metaphysics, Vol. 1, Ross, W. D. ed. Oxford, UK: Oxford University Press, 1924.
15. Aristotle. Aristotle’s Metaphysics, Vol. 2, Ross, W. D. ed. Oxford, UK: Oxford University Press, 1924.
16. Aristotle. The Complete Works of Aristotle, Edited by Jonathan Barnes. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1991.
17. Aristotle. Aristoteles Latinus: Metaphysica, Recensio et Translatio Guillelmi de Moerbeka; Edidit Gudrun Vuillemin-Diem. Leiden-NY-Köln: Brill, 1995.
18. Aristotle. Aristotelis Metaphysica, Ed. Werner Jaeger. Oxford, UK: Oxford University Press, 1957.
19. Aristotle. Aristotelis opera cum Averrois commentariis. Venetiis: apud Junctas, 1562-1574.
20. Aristotle. Aristotelis Opera omnia. Graece et latine cum indice nominum et rerum absolutissimo.... by Emile Heitz, Ulco Cats Bussemaker, and Johann Friedrich Dübner. Parisiis: A. F. Didot, 1848-1889.
21. Aristotle. Metaphysics, 2 Vols., Trans. Hugh Tredennick. Cambridge, MA: Harvard U. Press, 1933-1935.
22. Aristotle. Organon, Vol. I and II, transl. Owen. London, UK: Henry G. Bohn, 1853.
23. Averroès. Averrois Opera. Averroes latinus. Commentarium magnum in Aristoteli’s Physicorum librum septimum (Vindobonensis, lat. 2334). Paderborn - München - Wien - Zürich: Schöningh, 2007.
24. Avicebron. De Divinis Nominibus; De Coelesti Hierarchia, De Ecclesiastica Hierarchia, De Mystica Theologia, Epistulae; Ioannis Scythopolitani prologus et scholia in Dionysii Areopagitae librum ‘De divinis nominibus,’ Ed. Suchla. Berlin: De Gruyter, 1990, 1991, 2011.
25. Avicebron. Fons vitae, Tr. Gundissalinus, Ed. Baeumker. London: Williams and Norgate, 1895.
26. Avicenna. Al-Shifāʾ, al-Manṭiq, al-Burhān (A.E.ʿAffīfī, ed.). Cairo: al-Maṭbaʿal-Amīriyya, 1956.
27. Avicenna. Auicene perhypatetici philosophi: ac medicorum facile primi, Opera in luce redacta: ac nuper quantum ars niti potuit per canonicos emendata. Logica. Sufficientia. De celo & mundo. De an-ima. De animalibus. Venice: Boneto Locatello, 1505.
28. Avicenna. Avicenna Latinus. Liber de anima seu sextus de naturalibus IV-V, Van Riet (ed.). Louvain - Leiden: Brill, 1968.
29. Avicenna. Avicenna Latinus. Liber de anima seu sextus de naturalibus I-II-III, Van Riet (ed.). Leiden: Brill, 1972.
30. Avicenna. De Anima, كـتـاب الـنـفـس, Fazlur Rahman (ed.). Oxford, UK: Oxford University Press, 1959.
31. Avicenna. A Compendium on the Soul, by Abu-‘Aly al-Husayn Ibn ‘Abdallah Ibn Sina, transl. E. A. van Dyck. Verona, Italy: Stamperia di Nicola Paderno, 1906.
32. Avicenna. Avicenna Latinus, Liber de Philosophia Prima sive Scientia Divina I-IV, Eds. S. van Riet and G. Verbeke. Louvain - Leiden: Peeters - Brill, 1977.
33. Avicenna. Avicenna Latinus, Liber de Philosophia Prima sive Scientia Divina V-X, Eds. S. van Riet and G. Verbeke. Louvain - Leiden: Peeters _ Brill, 1980.
34. Avicenna. Remarks and Admonitions: Physics and Metaphysics, An Analysis and Annotated Transla-tion by Shams Inati. New York, NY: Columbia University Press, 2014.
35. Avicenna. The Metaphysics of the Healing الشفاء الإلهیات, trans. Marmura, Michael. E. Provo, Utah: Brigham Young University Press, 2005.
36. Avicenna. The Physics of The Healing, Books I & II, A parallel English-Arabic text trans. McGinnis. Provo, Utah: Brigham Young University Press, 2009.
37. Bertolacci A. The Latin Translation and the Original Version of the Ilāhiyyāt (Science of Divine Things) of Avicenna’s Kitāb al-Šifāʾ. Documenti e studi sulla tradizione filosofica medieval, 2017, vol. 28, pp. 481-514.
38. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Stuttgart: German Bible Society, 2021.
39. Biblia Sacra iuxta vulgatam versionem, 5th ed. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2007.
40. Burnett C. Arabic into Latin: The reception of Arabic philosophy into western Europe. In P. a. Adamson, The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2005, pp. 370-404.
41. Burnett C. The Coherence of the Arabic-Latin Translation Program in Toledo in the Twelfth Century. Science in context, 2001, vol. 14, no. 1-2, pp. 249-288. EDN: FOSGZV
42. Burrell C.S.C., David B. Knowing the Unknowable God: Ibn-Sina, Maimonides, Aquinas. University of Notre Dame Press, 1992.
43. Burrell D. Maimonides, Aquinas and Ghazali: distinguishing God from world. Scottish journal of theology, 2008, vol. 61, no. 3, pp. 270-287.
44. Burrell D.B. Thomas Aquinas and Islam. Modern Theology, 2004, vol. 20, no. 1.
45. Busa R. Index Thomisticus: Sancti Thomae Aquinatis operum omnium indices et concordantiae in quibus verborum omnium et singulorum formae et lemmata cum suis frequentiis et contextibus variis modis referuntur. 1974.
46. Chesterton G., Pegis A.C. Saint Thomas Aquinas. San Rafael, CA: Angelico Press, 2011.
47. Davies B. Thomas Aquinas’s Summa theologiae: a guide and commentary. Oxford University Press, 2014.
48. Fidora A. dominicus Gundissalinus and the Introduction of Metaphysics into the Latin West. The Review of Metaphysics, 2013, pp. 691-712.
49. Forest A. La Structure métaphysique du concret selon saint Thomas d’Aquin. Paris: J. Vrin, 1931.
50. Furlong P. The Latin Avicenna and Aquinas on the Relationship between God and the Subject of Metaphysics. Proceedings of the American Catholic Philosophical Association, 2009, vol. 83, pp. 129-140.
51. Gardet L. Saint Thomas et ses prédécesseurs arabes. St. Thomas Aquinas 1274-1974. Commemorative Studies, 1974, vol. 1, pp. 419-448.
52. Garrigou-Lagrange R. Beatitude: A Commentary on St. Thomas’ Theological Summa, Ia IIae, qq. 1-54. Scotts Valley, CA: CreateSpace, 2013.
53. Garrigou-Lagrange R. De Beautitudine de Actibus Humanis et Habitibus, Commentarius in Summam Theologicam S. Thomae Ia IIae qq. 1-54. Torino: L.I.C.E. - R. Berruti & C., 1951.
54. Garrigou-Lagrange R. De Deo Uno, Commentarium in Primam Partem S. Thomae. Torino - Roma: Casa Editrice Marietti, 1950.
55. Garrigou-Lagrange R. De Methodo Sancti Thomae, Speciam de Structura Articulorum Summae Theologicae. Romae: Ex Schola Typographica Pio X, 1928.
56. Garrigou-Lagrange R. La Síntesis Tomista. Buenos Aires: De Brouwer, 1947.
57. Garrigou-Lagrange R. Reality: A Synthesis of Thomistic Thought. Aeterna Press, 2016.
58. Garrigou-Lagrange R. The One God: A Commentary on the First Part of St. Thomas’ Theological Summa. St. Louis, MO - London, UK: B. Herder Book Co., 1943.
59. Gilson É. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. Toronto, ON: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 2019.
60. Gilson E. Avicenne en Occident au Moyen âge. Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Age, 1969, vol. 36, pp. 89-121.
61. Gilson É. The Christian Philosophy of St. Thomas Aquinas. NY, NY: Random House, 1956.
62. Gilson É. The Spirit of Medieval Philosophy (Gifford Lectures 1931-1932). NY, NY: Charles Scribner’s Sons, 1940.
63. Gilson É. Thomism: the philosophy of Thomas Aquinas, tr. Maurer, Armand and Shook, Laurence. Toronto, ON: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 2002.
64. Gilson É., Maurer A., Owens J., Pegis A., Quinn J., Edward S., Weisheipl J. St. Thomas Aquinas 1274-1974, Commemorative Studies. Toronto, ON: Pontifical Institute of Medieval Studies, 1974.
65. Goichon A.M. La philosophie d’Avicenne et son influence en Europe médiévale. Paris: Adrien-Maisonneuve, 1944.
66. Goichon A.M. La distinction de l’essence et l’existence d’après ibn Sina. In A. M. Goichon, Lexique De La Langue Philosophique D’Ibn Sīnā. Paris: Desclée de Brouwer, 1937.
67. Goichon A.M. Lexique de la langue philosophique d’Ibn Sīnā. Paris: Desclée De Brouwer, 1938-1939.
68. Houser R.E. The Real Distinction and the Principles of Metaphysics: Avicenna and Thomas Aquinas. Laudeamus viros gloriosos: Essays in Honor of Armand Maurer, CSB, ed. Houser. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2007.
69. Houser R.E. Aquinas the Avicennian: Prologue to the Commentary on Aristotle’s Metaphysics. Proceedings of the American Catholic Philosophical Association, 2019, vol. 93, pp. 23-38.
70. Houser R.E. Aristotle and two medieval Aristotelians on the nature of God. International philosophical quarterly, 2011, vol. 51, no. 3, pp. 355-375.
71. Houser R.E. Avicenna and Aquinas: Essence, Existence, and the Esse of Christ. Saint Anselm Journal, 2013, vol. 9, no. 1, pp. 1-21.
72. Houser R.E. Introducing the Principles of Avicennian Metaphysics into Sacra Doctrina: Thomas Aquinas, Scriptum super Sententiarum, Bk. 1, d. 8. American Catholic Philosophical Quarterly, 2014, vol. 88, no. 2, pp. 195-212.
73. Houser R.E. Why the Christian Magistri Turned to Arabic and Jewish Falāsifa: Aquinas and Avicenna. Proceedings of the American Catholic Philosophical Association, 2012, vol. 86, pp. 33-51.
74. Janos D. Ideas in motion in Baghdad and beyond: philosophical and theological exchanges between Christians and Muslims in the third/ninth and fourth/tenth centuries. Brill, 2015, vol. 124.
75. Janssens J. Ibn Sina, and his Heritage in the Islamic World and the Latin West. In J. Janssens, Ibn Sina and his Influence on the Arabic and Latin World (pp. 1-14). London and NY: Routledge, 2006.
76. Maimonides M. Kisvei HaRambam, The Writings of Rabbi Moshe ben Maimon. Rahway, NJ, US: Mesorah Publications, 2023.
77. Maimonides M. Rabi Mossei Aegyptii Dux seu director dubitatium aut perplexorum: in tres libros divisus & summa. Paris: Ab Iocodo Badio Ascensio, 1520.
78. Maimonides M. The guide for the perplexed, Tr. Friedländer. London: Routledge, 1910.
79. Mandonnet M. Etudes d’histoire littéraire et doctrinale du moyen âge. Vrin, 1930, vol. 13.
80. Maurer A. St. Thomas Aquinas 1274-1974 Commemorative Studies (Two Volumes). Toronto, ON: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1974.
81. Maurer A. St. Thomas and Historicity. Milwaukee, Wisconsin: Marquette University Press, 1979.
82. McGinnis J. The Avicennan Sources for Aquinas on Being: Supplemental Remarks to Brian Davies’“Kenny on Aquinas on Being”. The Modern Schoolman, 2005, vol. 82, no. 2, pp. 131-142.
83. MetaphysicS T. A. S. The Latin Avicenna as a Source For. Metaphysical Themes in Thomas Aquinas II, 2007.
84. Palacios A. El averroísmo teológico de Santo Tomás de Aquino. Homenaje a don Francisco Codera, 1904, pp. 271-331.
85. Pegis A.C. St. Thomas and Philosophy (The Aquinas Lecture 29). Milwaukee, WI: Marquette University Press, 1964.
86. Polloni N., Dal Bo F., Benedetto M. Ibn Gabirol (Avicebron): Latin and Hebrew Philosophical Traditions, 2023.
87. Richardson K., Hasse D. N., Bertolacci A. The Arabic, Hebrew and Latin Reception of Avicenna’s Metaphysics. 2012.
88. Saint Thomas (Aquinas), XIII P. L. Sancti Thomae Aquinatis Doctoris Angelici opera omnia iussu impensaque Leonis XIII PM edita: Vol. 1. Ex Typographia Polyglotta, 1882.
89. Septuaginta: Vetus Testamentum Graecum, Auctoritate Academiae Scientiarum Gottingensis Editum. (1974). Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
90. Taylor R. Aquinas and “the Arabs:” Thomas d’Aquin et ses Sources Arabes. Philosophy Faculty Research and Publications, 2010.
91. Taylor R.C. Aquinas and the Arabic philosophical tradition: Editor’s introduction. American catholic philosophical quarterly, 2014, vol. 88, no. 2, pp. 191-193.
92. Taylor R.C. Aquinas, the Plotiniana Arabica, and the Metaphysics of Being and Actuality. Journal of the History of Ideas, 1998, vol. 59, no. 2, pp. 217-239.
93. The Interlinear Bible: Hebrew-Greek-English with Strong’s Concordance Numbers. Peabody, MA: Hendrickson Publishers Inc., 1993.
94. The Qur’an: With a Phrase-by-Phrase English Translation. London, UK: Islamic College for Advance Studies Press, 2023.
95. Vansteenkiste C. Autori arabi e giudei nell’opera di San Tommaso. Angelicum, 1960, vol. 37, no. 3-4, pp. 336-401.
96. Vansteenkiste C. Avicenna-citaten bij S. Thomas. Tijdschrift voor Philosophie, 1953, vol. 15, no. 3, pp. 457-507.
97. Vansteenkiste C. San Tommaso d’Aquino ed Averroè. Rivista degli studi orientali, Vol. 32, Scritti in Onore di Giuseppe Furlani: Part II., 1957, pp. 585-623.
98. Wippel J.F. Aquinas and Avicenna on the Relationship between First Philosophy and the Other Theoretical Sciences (In De Trin.. q. 5. a. I, ad 9). Metaphysical Themes in Thomas Aquinas, 1984, pp. 37-54.
99. Wippel J.F. Metaphysical Themes in Thomas Aquinas I. Studies in Philosophy and the History of Philosophy, 1984, vol. 10.
100. Wippel J.F. Metaphysical Themes in Thomas Aquinas II. CUA Press, 2007, vol. 2.
101. Wippel J.F. Metaphysical Themes in Thomas Aquinas III (Studies in Philosophy and the History of Philosophy, Vol. 63). Washington, DC: The Catholic University of America Press, 2021.
102. Wippel J.F. The Latin Avicenna as a Source fot Thomas Aqunas’s Metaphysics. Metaphysical Themes in Thomas Aquinas II, 2007, pp. 31-64.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена выявлению условий и определению тенденций распространения католицизма в странах Африки. В качестве методологической рамки исследования выступает маркетинговая парадигма. С опорой на «ромб Портера» определены факторы конкурентных преимуществ религий: спрос и религиозный «капитал» (совокупность знаний человека о религиозных ритуалах, доктринах, сакральных текстах), миссионерская деятельность, предложение религии, активность государства (от полного невмешательства до жесткого контроля над деятельностью религиозных организаций), действие случая. Рассматривается влияние каждого фактора на формирование конкурентных стратегий католицизма в рамках локальных и регионального рынка религий Африки. Определено, что несмотря на рост числа приверженцев, католическая Церковь Африки в XXI в. проходит через сложный и противоречивый процесс поиска своего места в глобальном католицизме, одновременно сталкивается с обострением конкуренции на рынках религий. Вызов католицизму на континенте бросают пятидесятническое движение, афрохристианские церкви, а также ислам. Выявлено, что не менее серьезные проблемы перед католиками Африки ставят процессы либерализации вероучения и практики, инициированные после вступления на Римскую кафедру в 2013 г. Папы Франциска. Консервативно настроенная африканская паства оказалась не готовой положительно воспринять предложения Римской курии. Африканским католикам, религиозный «капитал» которых сформировался в результате синтеза традиционных религиозных убеждений и живого библейского духовного наследия, оказались чужды либеральные ценности современного Запада. Можно утверждать, что именно учет факторов конкурентных преимуществ на рынке религий Африки определит будущее католической Церкви.
В предлагаемой вниманию читателя статье анализируется специфика богословского мышления крупного средневекового армянского богослова и церковного деятеля периода Армянского Киликийского царства Святого Нерсеса Шнорали (Нерсес Благодатный, XII в.), проявившаяся в спорах о божественной природе, рассматриваемой через призму идеи объединения Армянской Апостольской Святой и Греко-византийской церквей. Стержневыми в статье являются три взаимосвязанные идеи: 1. Как и все предшествующие ему армянские мыслители и богословы, начиная с основателя армянской патристики Месропа Маштоца (ок. 361–362 — 440 гг.), Нерсес Шнорали преследовал цель защиты автокефалии Армянской церкви, а через это — обоснования («оправдания») исторического существования армянской нации (сохранения её культурной самобытности); 2. Рефлексируя над вопросом о союзе христианских церквей, Нерсес Шнорали поднялся над политической составляющей раскола Вселенской церкви, предложив свою версию решения этой многотрудной задачи — объединение христианских церквей на основе высших/вечных духовно-нравственных ценностей, что, собственно, и является сутью христианского мировоззрения; 3. С целью обоснования возможности и необходимости восстановления целостности и единства Вселенской церкви Шнорали изменил плоскость, методологию и язык (категориально-понятийный аппарат) богословских дискуссий, что предвосхитило ряд важнейших достижений культуры, философии и богословия XX в. Исходным методологическим принципом данного исследования является характеризуемая как историческая закономерность корреляционная связь между политикой и религией. Статья состоит из вводной части, в которой дана характеристика личности и деятельности Шнорали, краткого исторического очерка взаимоотношений между Армянской и Греко византийскими церквами, богословско-критического анализа, связанного с вопросом о союзе церквей корпуса положений Шнорали, а также заключения, содержащего основные выводы статьи. В качестве основного исследовательского материала использованы первоисточники на армянском языке, каковыми служат прежде всего труды самого Шнорали, и в первую очередь — его переписка с византийским императором Мануилом и Патриархом Константинополя Михаилом. Использованная в статье научно-исследовательская литература состоит из трудов корифеев армянской науки. Основным выводом статьи является следующее положение. Шнорали привнёс большой вклад в историю общехристианского богословия, заложив основы несвойственного Средневековью искусства богословской дискуссии. Тем самым он определил истинно христианский путь достижения единства Вселенской церкви, что позволяет назвать его предтечей экуменизма.
В статье впервые публикуется и исследуется греческий корпус гимнов литургии апостола Иакова IX–X вв. — входного, на синаксис, перенос святых Даров, причастие, отпуст — из Тропология новой редакции Sinai Greek NF MG 56+5, IX века, Лекционаря РНБ Греч. 44, или Codex Sinaiticus Liturgicus IX в., а также сборников IX–X веков Sinai Greek NF MG 8, 24, 83, с целью понять специфику функционирования этих гимнов на данном этапе развития иерусалимского богослужения. В отношении количества гимнов, способа их пения (самостоятельно / респонсорно со стихом), выбора текстов (архаичный / новый, оригинальный / вторичный), терминологии кодексы демонстрируют свободу, пластичность, тенденцию к унификации. Формуляр MG 56+5 обнаруживает отмирание гимнов входного и на перенос святых Даров, развитие — гимна на отпуст; более архаичный по составу — в РНБ Греч.44, напротив, еще включает входные гимны и не знает — на отпуст. Отголосок респонсорного стихословия Псалтири, некогда бывшего ядром песнопений ИАК, документируется во входных гимнах и на перенос святых Даров в РНБ Греч. 44, в архаичной литургии мира в MG 56+5 и указании на стих для некоторых гимнов синаксиса. Отличаются по содержанию древние гимны на синаксис: они были ответом на евангельское чтение дня и являлись его парафразом. Кроме них, гимны на перенос святых Даров, выросшие из стихословия 23-го псалма (Пс. 23: 7–10, аллилуарии), либо книги пророка Исайи (Ис. 6:3, агиологии). Наконец, причастны, содержащие темы Тайной вечери или раздробления Агнца. Большинство же гимнов неспецифичны, вторичны, привлечены из репертуара других служб. Из 76 гимнов 14 обнаружены в ранних иерусалимских книгах; 41 вошло в общевизантийский гимнографический корпус и исполняется по сей день.
Эта статья была задумана во время написания монографии об исторических связях Иерусалима и России [Крылов, Морозов, Федорченко, Шебалина, 2024]. Когда создавался раздел, посвящённый архимандриту Антонину (Капустину), главе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1865–1894), меня заинтересовала история и судьба одного экспоната из его коллекции древностей — небольшая каменная табличка с древнееврейской эпиграфикой на арамейском языке, которая была найдена предположительно в середине 1880- х годов. Текст на скрижали подтверждал подлинность ветхозаветного предания о царе Иудеи Озии (Узия, Узияху). К сожалению, этот артефакт не стал достоянием России. Назначенный в мае 1968 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от РПЦЗ архимандрит Антоний (граф Граббе) провел неблаговидные, если не сказать — преступные переговоры с израильскими властями, которые по окончании войны 1967 г. установили свой контроль над территориями, где размещалась часть русских участков, приобретенных о. Антонином. В результате табличка царя Озии, хранившаяся со дня ее обретения в русском Спасо-Вознесенском монастыре на Елеоне, оказалась в Нью-Йорке и была продана на аукционе за 150 тысяч долларов еврейским меценатам и передана в Музей Израиля в Иерусалиме, где находится поныне. Понятно, что изучением этой древней реликвии занимаются в основном израильские специалисты. Значение этого артефакта для библейской истории и культуры трудно переоценить — эпитафия с упоминанием имени потомка царя Давида относится к числу наиболее древних образчиков еврейского диалекта арамейского языка, на котором написаны поздние книги Ветхого завета, галахические и талмудические тексты, а также некоторая раннехристианская литература. Несмотря на лаконизм многовекового документа, его детальное изучение позволяет восстановить некоторые замысловатые и противоречивые события и явления, изложенные в библейском повествовании. Исследование основывается на анализе текстов Ветхого и Нового Заветов, талмудической литературы, произведений И. Флавия, современных достижений разных научных школ археологии и древней истории.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______