В исследованиях, посвященных инфляционным процессам, рассматриваются их сущность, факторы развития, вопросы антиинфляционного регулирования, но не уделяется внимание идентификации факторов инфляции в стратегических приоритетах регионального развития. При этом в экономической науке и государственной политике, осуществляемой на национальном и региональном уровнях, признается значимость влияния инфляции на экономическое развитие. Статья посвящена вопросам немонетарных факторов инфляции в регионах и разработке схемы формирования региональной политики в сфере их регулирования. Методологической базой исследования послужили теории регионального экономического развития, а также концептуальные положения теорий инфляции. Методы исследования – систематизация, функциональный и сравнительный анализ, дедукция. В работе идентифицированы положения стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, входящих в состав Уральского макрорегиона, касающиеся регулирования немонетарных факторов развития инфляционных процессов. Выявленные аспекты сущности инфляции отражают воздействие ее немонетарных факторов на региональное экономическое развитие и требуют сопряженности антиинфляционной политики с направлениями деятельности органов регионального управления. Представлена концептуально-логическая модель формирования региональной политики в области регулирования немонетарных факторов инфляции в субъекте РФ, конкретизирующая стратегические приоритеты экономического развития, влияющие на региональные факторы инфляции. Модель демонстрирует, что именно государственные программы субъектов РФ являются основным инструментом регулирования немонетарных факторов инфляции в системе регионального управления. Она позволяет согласовать меры по регулированию цен в регионах с целями и задачами политики, направленной на развитие их экономики. Результаты исследования вносят вклад в понимание региональных факторов инфляции и могут использоваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации стратегий социально-экономического развития.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
- УДК
- 316. Социология
Процессы регионального экономического развития приобретают новые акценты в условиях постановки национальных целей и инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. с учетом пространственных приоритетов государства. В свою очередь значимость регулирования факторов инфляции с опорой на региональную специфику возрастает из-за необходимости поддержания ценовой стабильности как основной цели денежно-кредитной политики Российской Федерации
Список литературы
1. Алтунян А.Г. (2015). Приоритеты монетарной политики в контексте национальных интересов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. № 1. С. 103-115. EDN: TSVRQN
2. Андрюшин С.А. (2014). Перспективы режима таргетирования инфляции в России // Вопросы экономики. № 11. С. 107-121. Андрюшин С.А. (2015). Аргументы в пользу управления обменным курсом рубля // Вопросы экономики. № 12. С. 51-68. EDN: UXMGOT
3. Вудфорд М. (2014). Таргетирование инфляции: совершенствовать, а не списывать в утиль // Вопросы экономики. № 10. С. 44-55. EDN: QYVKWY
4. Глазьев С.Ю. (2015). О таргетировании инфляции // Вопросы экономики. № 9. С. 124-135. EDN: UIKPLF
5. Глазьев С.Ю. (2016). Стабилизация валютно-финансового рынка как необходимое условие перехода к устойчивому развитию // Экономика региона. Т. 12, № 1. С. 28-36. EDN: VQGXPX
6. Дворядкина Е.Б., Куклинова П.С. (2023). Оценка влияния домашних хозяйств на экономическое развитие Свердловской области // Региональная экономика: теория и практика. Т. 21, № 9 (516). С. 1728-1742. 10.24891/ re.21.9.1728. DOI: 10.24891/re.21.9.1728 EDN: YFTPPP
7. Дробышевский С.М., Макеева Н.В., Синельникова-Мурылева Е.В., Трунин П.В. (2019). Оценка потерь благосостояния из-за инфляции: случай России // Вопросы экономики. № 9. С. 55-69. EDN: BOFEAN
8. Жемков М.И. (2019). Региональные эффекты таргетирования инфляции в России: факторы неоднородности и структурные уровни инфляции // Вопросы экономики. № 9. С. 70-89. EDN: XEVUKC
9. Замараев Б.А., Киюцевская А.М. (2019). Инфляционное таргетирование в мире и России // Вопросы экономики. № 6. С. 5-29. EDN: MTUGHY
10. Зубарев А.В., Трунин П.В. (2015). Макроэкономический эффект перехода к таргетированию инфляции в развивающихся странах // Финансы и кредит. № 25 (649). С. 41-54.
11. Картаев Ф.С. (2012). Издержки меню, монетарная политика и долгосрочный экономический рост // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. Т. 4, № 2. С. 37-48. EDN: PZNJOX
12. Картаев Ф.С., Филиппов А.П., Хазанов А.А. (2016). Эконометрическая оценка воздействия таргетирования инфляции на динамику ВВП // Журнал Новой экономической ассоциации. № 1 (29). С. 107-128. EDN: VSKSYD
13. Кудрин А.Л., Горюнов Е.Л., Трунин П.В. (2017). Кредитная политика: мифы и реальность // Вопросы экономики. № 5. С. 5-28. EDN: YNZXTP
14. Куклинова П.С., Дворядкина Е.Б. (2023а). Инфляция в системе факторов регионального экономического развития // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 240, № 2. С. 348-368. DOI: 10.38197/2072-2060-2023-240-2-348-368 EDN: ULULEL
15. Куклинова П.С., Дворядкина Е.Б. (2023b). Особенности инфляционных процессов и антиинфляционной политики в национальной и региональной экономике. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. EDN: VSVISG
16. Трунин П.В., Божечкова А.В., Киюцевская А.М. (2015). О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования // Деньги и кредит. № 4. С. 61-67. EDN: TOPNQH
17. Aizenman J., Chinn M., Ito H. (2010). The emerging global financial architecture: Tracing and evaluating the new patterns of the trilemma’s configurations. Journal of International Money and Finance, vol. 29, issue 4, pp. 615-641.
18. Akinsola F.A., Odhiambo N.M. (2017). Inflation and economic growth: A review of the international literature. Comparative Economic Research, vol. 20, issue 3, pp. 41-56. DOI: 10.1515/cer-2017-0019
19. Alaoui E., Jusoh A.O., Yussof H.B. (2019). Evaluation of monetary policy: Evidence of the role of money from Malaysia. The Quarterly Review of Economics and Finance, vol. 74, pp. 119-128. DOI: 10.1016/j.qref.2019.04.005
20. Baharumshah A.Z., Slesman L., Wohar M.E. (2016). Inflation, inflation uncertainty, and economic growth in emerging and developing countries: Panel data evidence. Economic Systems, vol. 40, issue 4, pp. 638-657. DOI: 10.1016/j.ecosys.2016.02.009 EDN: YWWHBX
21. Barro R.J. (2013). Inflation and economic growth. Annals of Economics & Finance, vol. 14, issue 1, pp. 85-109.
22. Benati L., Goodhart C. (2011). Monetary policy regimes and economic performance: The historical record, 1979-2008. In: B. Friedman, M. Woodford. (Eds.). Handbook of Monetary Economics, vol. 3 (pp. 1159-1236). Amsterdam: Elsevier.
23. Cukierman A., Edwards S., Tabellini G. (1992). Seigniorage and political instability. American Economic Review, vol. 82, issue 3, pp. 537-555. EDN: HENSIT
24. Espinoza R., Leon H., Prasad A. (2010). Estimating the inflation and growth nexus a smooth transition model. IMF Working Papers, WP/10/76. Washington: International Monetary Fund.
25. Frankel J. (2011). Monetary policy in emerging markets. In: B. Friedman, M. Woodford. (Eds.). Handbook of Monetary Economics, vol. 3 (pp. 1439-1520). Amsterdam: Elsevier.
26. Khan M., Hanif W. (2020). Institutional quality and the relationship between inflation and economic growth. Empirical Economics, vol. 58, issue 2, pp. 627-649. DOI: 10.1007/s00181-018-1479-7 EDN: UCXRIZ
27. Khan M., Senhadji A., Smith B. (2001). Inflation and financial depth. IMF Working Papers, no. 2001/044. Washington: International Monetary Fund.
28. Kiseleva P.S. (2018). Regional inflation in Russia and ways of controlling it. R-Economy, vol. 4, issue 2, pp. 39-43. DOI: 10.15826/recon.2018.4.2.006 EDN: UYPBOA
29. Kremer S., Bick A., Nautz D. (2013). Inflation and growth: New evidence from a dynamic panel threshold analysis. Empirical Economics, vol. 44, issue 2, pp. 861-878. DOI: 10.1007/s00181-012-0553-9 EDN: XBCQFM
30. Lopez-Buenache G. (2019). The evolution of monetary policy effectiveness under macroeconomic instability. Economic Modelling, vol. 83, pp. 221-233. DOI: 10.1016/j.econmod.2019.02.012
31. Lopez-Villavicencio A., Mignon V. (2011). On the impact of inflation on output growth: Does the level of inflation matter? Journal of Macroeconomics, vol. 33, issue 3, pp. 455-464. DOI: 10.1016/j.jmacro.2011.02.003
32. Mishchenko V., Naumenkova S., Mishchenko S., Ivanov V. (2018). Inflation and economic growth: The search for a compromise for the Central Bank’s monetary policy. Banks and Bank Systems, vol. 13, issue 2, pp. 153-163. DOI: 10.21511/bbs.13(2).2018.13 EDN: VBIFJK
33. Obstfeld M., Shambaugh J., Taylor A. (2004). Monetary sovereignty, exchange rates, and capital controls: The trilemma in the interwar period. IMF Staff Papers, vol. 51, Special Issue, pp. 75-108.
34. Obstfeld M., Shambaugh J., Taylor A. (2005). The trilemma in history: Tradeoffs among exchange rates, monetary policies and capital mobility. Review of Economics and Statistics, vol. 87, issue 3, pp. 423-438.
35. Rey H. (2015). Dilemma not trilemma: The global financial cycle and monetary policy independence. NBER Working Papers, no. 21162. Washington: National Bureau of Economic Research.
36. Sarel M. (1996). Nonlinear effects of inflation on economic growth. IMF Staff Papers, vol. 43, issue 1, pp. 199-215.
37. Shambaugh J. (2004). The effect of fixed exchange rates on monetary policy. The Quarterly Journal of Economics, vol. 119, issue 1, pp. 301-352. EDN: GZXKAZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
In a highly competitive Azerbaijani coffee shop market, knowing what drives consumer behaviour is crucial for marketers and businesses looking to separate out from the competition and encourage customer loyalty. The article examines the effects of brand image, product quality and price on consumer purchase intention. The study is based on marketing theory, consumer behavior theory and the concept of customer-centric marketing. The methods of logical-structural, quantitative, factor and regression analysis are used. Within the scope of the research, the data were collected through an online questionnaire. The data set of the study is represented by data from an online survey of 298 customers of coffee shops in the city of Baku, collected in the period April-May 2023. According to the findings of the study, brand image, product quality and price, which are independent variables, have a significant and positive effect on the dependent variable, the purchase intention. The results contribute to the understanding that businesses need to focus on building a strong brand image in order to increase consumer purchase intention. By gaining a deeper comprehension of the factors influencing the purchasing decisions of customers, businesses can create more effective marketing campaigns, increase their market share, develop a solid market position and build consumer loyalty in an increasingly competitive environment. The study adds to the ongoing discussion about customer-centric marketing by throwing new insight on the elements that influence consumer behaviour.
Alongside numerous benefits in business life (such as additional business opportunities, increased labour productivity), the Internet is responsible for adverse effects like cyberloafing in the workplace. Accessing the Internet for personal purposes during work hours is a prominent reason for counterproductive employee behaviour. The current theoretical background, however, is not sufficient to explain the causes of such behaviour. The article aims to identify the role of such factors as sparking leadership and perceived organizational support in preventing employees’ willingness to use their work time to engage in nonwork-related internet activities. To do so, five dimensions of cyberloafing are discussed: sharing, shopping, real-time updating, accessing online content, and gaming/gambling. Leadership theories, social exchange theory, and organizational support theory constitute the methodological basis of the research. The methods used are confirmatory factor analysis, and the PLS-SEM technique to reach a path model revealing the direct, indirect, and total relationships between the given dimensions. The data were collected from March to September 2023 through a face-to-face survey with 95 respondents from over 40 SMEs operating in Türkiye. The results revealed that perceived organizational support mediates the relationship between sparking leadership and sharing, shopping, and real-time updating dimensions of cyberloafing. The results point to the need for reconsidering organizational practices, values, and policies in a way that would foster employees’ well-being and happiness within the organization and mitigate their cyberloafing behaviour
Цифровизация и глобализация колоссально повлияли на организацию труда и взаимодействие работников в процессе трудовой деятельности. Совместно-творческая деятельность на платформах цифрового труда является новым феноменом, требующим углубленного рассмотрения. Статья посвящена изучению совместной деятельности как движущей силы эволюции организационных моделей труда, а также рассмотрению ее основных эффектов на рынке труда. Методологическую базу исследования составили теория кооперации и теория организации. Методы работы – эволюционный, статистический и регрессионный анализ. Информационной базой послужили открытые данные Европейского социального исследования (ESS) 10 раунда за 2020–2023 гг. Выявлены направления трансформации форм совместной деятельности: основные из них связаны с повышением ценности человека и наращиванием человеческого капитала, уровнем автономии работников. Организация труда, также претерпевающая значительные изменения, стимулирует развитие гибких практик работы. По результатам эмпирического анализа при активном использовании интернета самозанятые значительно увеличивают вероятность вовлечения в совместно-творческую деятельность, в частности, с ростом уровня образования. Следствием роста внутренней мотивации участников совместно-творческой деятельности является более высокая производительность труда. Результаты работы позволили выявить критическую проблему отсутствия практик управления человеческими ресурсами в условиях платформенной занятости. Разработка новой (гибкой) модели организации труда в соответствии с характеристиками и эффектами совместной деятельности может служить перспективным направлением дальнейших исследований
Статья посвящена анализу развития одного из направлений в изучении государственного и муниципального управления, получившего в мировой литературе название логики публичных услуг (public service logic). Разработка данной концепции поможет внести вклад в совершенствование теории и практики предоставления публичных услуг в российской системе государственного и муниципального управления. Методология исследования основана на совокупности теорий государственного управления, концепциях логики доминирования услуг и логики доминирования публичных услуг. Работа строится на принципах методологического индивидуализма и междисциплинарного подхода, позволяющего использовать в анализе выводы существующих экономических исследований. Применялись методы сравнения, контент-анализа, систематизации. В результате выделены следующие теоретические лакуны, разработка которых станет основанием для развития положений логики публичных услуг: отсутствие в научном поле определения понятия «ценность публичных услуг» как формы со-производства услуги с участием продавца и потребителя; выявление особенностей поведения работников публичных (некоммерческих) организаций, оказывающих услуги, относящиеся к доверительным благам. Таким образом, логика публичных услуг фактически очерчивает такую важную сферу, как изучение механизмов со-создания ценности в публичной среде. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования государственной политики и разработки стратегических документов развития некоммерческих организаций, оказывающих публичные услуги
Для достижения целей устойчивого социально-экономического развития и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации критически важен выбор методов эффективного управления технологическими проектами. Статья посвящена разработке нового инструментария нейросетевой классификации проектов технологического развития российских компаний и обоснованию актуальности применения методологии экстремального управления такими проектами. Методологическую базу исследования составили концепции управления жизненным циклом проекта и интеллектуального анализа данных. Методы исследования – интеллектуальный анализ текстов проектной документации с применением большой языковой модели, интеллектуальная классификация проектов на основе двумерной проекции многомерных кластеров с использованием Orange Data Mining. Информационной базой послужили нормативные документы в сфере научно-технологического развития Российской Федерации, открытые базы данных о проектах российских компаний. В работе разработан новый инструментарий нейросетевой классификации, основанный на большой языковой модели. Показано, что большинство проектов развития критических и сквозных технологий характеризуются низкой определенностью целей и решений, поэтому необходимо применять экстремальный подход к их управлению. Полученные результаты могут использоваться российскими компаниями для обоснования выбора модели управления проектами, а также экспертами-практиками при оценке проектов технологического развития
In the time of fast technology growth, digitalization is transforming the landscape of many businesses. However, the antecedents of digital adoption within small and medium-sized enterprises in crisis are yet not fully understood. This study’s objective is to pinpoint factors that influence entrepreneurs’ intentions to utilize digital technologies in times of COVID-19 crisis in the Russian Federation. The study is based on the theory of planned behaviour. The analytical procedures performed on the data involved logistic regression modelling. This research draws on the Russian part of the 2021 Global Entrepreneurship Monitor Database (GEM) Adult Population Survey which measures the level and nature of entrepreneurial activity in different countries. Perceived behavioural control was revealed to be a key determinant of the intention towards digital technologies’ adoption – entrepreneur’s perception of opportunities and self-efficacy positively affects their intention to adopt digital technologies during a crisis. Notably, previous experience with digital technologies had a negative impact during the crisis. Further, an individual’s age inversely affects their tendency to pursue digital entrepreneurial initiatives. The research extends the theory of planned behaviour to volatile contexts and signals how entrepreneurs can adapt to upheavals during crises through digitalization, thus advancing understanding of entrepreneurial behaviour under extremities
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/