В условиях кадрового дефицита и роста расходов на оплату труда для многих российских предприятий актуален поиск нематериальных методов управления персоналом. Организационно-трудовые и социально-психологические аспекты стимулирования сотрудников тесно связаны с инструментами корпоративной демографической политики. Статья направлена на анализ востребованности гибких условий труда для работников с семейными обязанностями, а также определение возможностей интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Методология работы основана на теории флексибилизации в контексте концепции корпоративной демографической политики. В ходе исследования применялись стандартные методы структурированного личного опроса, частотного анализа с проверкой гипотезы о равенстве долей с использованием критерия хи-квадрат, сравнения средних значений на базе критерия Краскела – Уоллиса. Информационную базу составили коллективные договоры и локальные нормативные акты крупнейших работодателей РФ, а также материалы социологического опроса, проведенного с июня по сентябрь 2023 г. (в анализируемой выборке – 2 804 чел.). Статистически подтверждено, что сотрудники с гибким рабочим временем более удовлетворены своей работой и жизнью по сравнению с теми, кто имеет жесткий график. Доказана востребованность гибких условий труда для лиц с родительскими обязанностями. Представлены модель и алгоритм интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Разработан перечень HR-метрик, определены потенциальные положительные эффекты такой интеграции за счет укрепления HR-бренда, повышения лояльности и вовлеченности персонала, снижения текучести кадров
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Актуальность исследования вопросов, связанных с разработкой корпоративной демографической политики и внедрением ее в практику менеджмента ведущих российских предприятий определяется рядом факторов. Во-первых, в условиях мобилизационной экономики большинство промышленных предприятий столкнулось с острым дефицитом кадров, резким ростом расходов на оплату труда, необходимостью конкурировать за квалифицированные и талантливые кадры.
Список литературы
1. Багирова А.П. (2021). Ресурсы российской пронаталистской политики: классификация и методические принципы исследования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. Т. 14, № 2. С. 21-28. DOI: 10.17213/2075-2067-2021-2-21-28 EDN: TGGCQB
2. Багирова А.П., Вавилова A.C. (2021). Корпоративная демографическая политика: оценки и возможности // Human Progress. Т. 7, № 2. С. 3. DOI: 10.34709/IM.172.3 EDN: HTRSDL
3. Багирова А.П., Вавилова А.С. (2022). Корпоративная политика, ориентированная на семьи работников: реалии и возможности развития в российских организациях // Управленец. Т. 13, № 5. С. 34-48. DOI: 10.29141/2218-5003-2022-13-5-3 EDN: LLZBQQ
4. Багирова А.П., Вавилова A.C. (2023). Корпоративная демографическая политика как инструмент противостояния новым демографическим вызовам // Аист на крыше. Демографический журнал. № 10 (10). С. 20-23. EDN: JBCBKP
5. Багирова А.П., Вавилова А.С., Бледнова Н.Д. (2024). Корпоративная демографическая политика как инструмент реализации стратегических интересов государства, бизнеса и персонала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 17, № 3. С. 137-153. DOI: 10.15838/esc.2024.3.93.8 EDN: YDTTOC
6. Багирова А.П., Витик С.В. (2011). Роль российских предприятий в стимулировании репродуктивной активности: проблемы и решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 25. С. 2-6. EDN: NUXXSH
7. Багирова А.П., Нешатаев А.В. (2024). Российский работодатель как потенциальный субъект влияния на демографическую ситуацию в регионе // AlterEconomics. Т. 21, № 2. С. 268-285. DOI: 10.31063/AlterEconomics/2024.21-2.6 EDN: MLLYHH
8. Воронов Ю.П. (2024). Карьера или семья: трудный выбор женщины (о Нобелевской премии по экономике в 2023 году) // Мир новой экономики. Т. 18, № 1. С. 58-68. DOI: 10.26794/2220-6469-2024-18-1-58-68 EDN: NUOSOY
9. Добрычева И.В. (2019). Прекаризация и флексибилизация занятости (на примере Кемеровской области) // Экономика труда. Т. 6, № 2. С. 873-882. DOI: 10.18334/et.6.2.40502 EDN: SKFYSG
10. Егоршин А.П. (2024). Основы управления персоналом: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М. DOI: 10.12737/1685
11. Иваницкий В.Л., Шишкарев С.Н., Бурцева Т.Л. и др. (2024). Корпоративный демографический стандарт: лучшие практики ответственного бизнеса (по материалам ЭКГ-рейтинга): метод. пособие для бизнеса. Москва: ДПК Пресс. EDN: TIANDF
12. Морозов П.Е. (2011). Телеработа как форма гибкости трудовых прав зарубежных стран в условиях глобализации // Бизнес в законе. № 4. С. 173-177. EDN: NYKIGX
13. Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Багирова А.П. (2021). Концепция корпоративной демографической политики российских организаций в контексте социальной ответственности бизнеса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 14, № 5. С. 151-164. DOI: 10.15838/esc.2021.5.77.9 EDN: SZVVIW
14. Санкова Л.В. (2014). Прекаризация занятости в современной экономике: системный риск или “особая” форма флексибилизации // Уровень жизни населения регионов России. № 4 (194). С. 44-53. EDN: THJPXL
15. Тобышева А.А., Шубат О. М. (2024). Корпоративная демографическая политика: детерминанты и практики // Human Progress. Т. 10, № 1. С. 6. DOI: 10.34709/IM.1101.6 EDN: FBALPB
16. Тонких Н.В., Бабинцева А.В., Джума В.И., Маркова Т.Л. (2023). Привлекательность гибких и цифровых форм занятости для Digital поколения // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. Т. 21, № 4. С. 36-45. DOI: 10.24147/1812-3988.2023.21(4).36-45 EDN: MTCNMW
17. Тонких Н.В., Камарова Т.А., Маркова Т.Л. и др. (2023). Цифровизация занятости и родительское благополучие: теория и эмпирические исследования. Казань: Бук. EDN: UBOGMQ
18. Шубат О.М. (2014). Российский бизнес как потенциальный субъект эффективной демографической политики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Т.10, № 26 (263). С. 45-53. EDN: SGGGBR
19. Шубат О.М., Багирова А.П., Янь Д. (2022). Корпоративная политика, ориентированная на семьи работников: потенциал внедрения в российских регионах // Экономика региона. Т. 18, № 4. С. 1121-1134. DOI: 10.17059/ekon.reg.2022-4-11 EDN: KGPWEO
20. Шутова Н.В. (2020). Корпоративная демографическая политика как способ повышения социальной эффективности стимулирования родительского труда работников предприятия // Социальные процессы современной России: сборник трудов Международной научно-практической конференции: в 2 т. (Нижний Новгород, 19-20 ноября 2020 г.). Нижний Новгород: Научно-исследовательский социологический центр. Т. 2. С. 219-222. EDN: CVGMCE
21. Albrecht G.H. (2003). How friendly are family friendly policies? Business Ethics Quarterly, vol. 13, no. 2, pp. 177-192. DOI: 10.5840/beq200313213 EDN: DUCKFH
22. Baxter J., Chesters J. (2011). Perceptions of work/life balance: How effective are family friendly policies? Australian Journal of Labour Economics, vol. 14, no. 2, pр. 139-151.
23. Bourhis A., Mekkaoui R. (2010). Beyond work-family balance: Are family-friendly organizations more attractive? Relations Industrielles / Industrial Relations, vol. 65, no. 1, pр. 98-117.
24. Dex S., Scheibl F. (1999). Business performance and family-friendly policies. Journal of General Management, vol. 24, no. 4, pр. 22-37. DOI: 10.1177/030630709902400402
25. Frye N.K., Breaugh J.A. (2004). Family-friendly policies, supervisor support, work-family conflict, family-work conflict, and satisfaction: A test of a conceptual model. Journal of Business and Psychology, vol. 19, no. 2, pр. 197-220. DOI: 10.1007/s10869-004-0548-4
26. Goldin C. (2006). The quiet revolution that transformed women’s employment, education, and family. American Economic Review, vol. 96, no. 2, pр. 1-21. DOI: 10.1257/000282806777212350
27. Kelliher C., Anderson D. (2010). Doing more with less? Flexible working practices and the intensification of work. Human Relations, vol. 63, no. 1, pр. 83-106. DOI: 10.1177/0018726709349199
28. Kim J., Wiggins M.E. (2011). Family-friendly human resource policy: Is it still working in the public sector? Public Administration Review, vol. 71, no. 5, pр. 728-739. DOI: 10.1111/j.1540-6210.2011.02412
29. Shagvaliyeva S., Yazdanifard, R. (2014). Impact of flexible working hours on work-life balance. American Journal of Industrial and Business Management, vol. 4, no. 1, pp. 20-23. DOI: 10.4236/ajibm.2014.41004
30. Skinner N., Chapman J. (2013). Work-life balance and family friendly policies. Evidence Base, issue 4, pр. 1-25.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представители поколений Y и Z составляют существенную долю потребителей, поэтому компании вынуждены адаптировать рекламные стратегии и методы коммуникации с учетом особенностей каждого поколения. Статья направлена на выявление различий в восприятии коммерческой рекламы между поколениями Y и Z. Методологический каркас исследования представлен классической теорией маркетинга и теорией поколений. Методы исследования включают тесты на сравнение средних, линейную регрессию, а также Лассо-регрессию. Информационной базой служат результаты опроса 308 респондентов, проведенного в феврале 2023 г. и составленного с использованием метода семантического дифференциала. Результаты исследования показывают статистически значимые различия в восприятии поколениями Y и Z цветовой температуры рекламного ролика, динамичности и громкости музыки, а также дружелюбия актеров. На вероятность покупки товара обоими поколениями влияют нужность товара, цветовая температура и качество монтажа рекламного ролика, на поколение Z – смысловая нагрузка и дружелюбие актеров, а на поколение Y – эмоциональная нагрузка. Поколение Y наиболее склонно к импульсивным покупкам. Факторы, воздействующие на вероятность покупки, ранжированы в порядке убывания важности: для поколения Z – нужность товара, интерес к сюжету рекламного ролика, привлекательность актеров и эксклюзивность предложения, а для поколения Y – нужность товара, вдохновение после просмотра, глубина смысла видеоролика и эксклюзивность предложения. Результаты исследования могут быть полезны представителям маркетинговой и рекламной индустрии
Presenteeism is among the key factors that negatively affect employee efficiency and, therefore, company organizational performance. The existing measurement tools for assessing presenteeism highlight health-related issues as the main reason behind this counterproductive behaviour. On the other hand, other factors that influence modern business life and processes are omitted. The paper’s primary purpose is to develop a comprehensive measurement tool suitable for the individual and organizational multi-factor structure of presenteeism that accurately reflects the complex nature of today’s business world. Methodologically, the research is shaped within the framework of grounded theory. In the study, mixed methods research combining qualitative and quantitative methods was utilized. In this context, firstly, the authors conducted a literature review and focus group interviews with experts in the field in order to reveal the conceptual structure. We analysed the data using content analysis and then moved on to writing 18 scale items. We performed exploratory factor analysis using the SPSS program and confirmatory factor analysis using the AMOS program. As a result, we develop a four-dimensional scale for presenteeism covering work focus, stress management, social loafing, and performance. The verified multidimensional scale fills a vacuum in the literature by offering a comprehensive and dependable instrument to gauge presenteeism on organizational and individual dimensions. Among the possible avenues for further research are testing the scale in different cultural contexts and addressing the organizational causes of presenteeism
Значимое влияние развивающегося инвестиционного сообщества на устойчивость бизнеса требует ясного понимания и верного сегментирования этой аудитории. Исследование направлено на выявление устойчивых критериев внутригрупповой дифференциации оценок и восприятия качественных характеристик финансовой отчетности представителями различных функциональных групп ее пользователей для повышения результативности управления внешними коммуникациями. Методологической основой работы послужила теория стейкхолдеров. Применены методы экспертных оценок, структурно-логического и многомерного дискриминантного анализа. Информационную базу составили аутентичные данные опроса 52 представителей российской бизнес-среды о качестве корпоративной отчетной информации, проведенного в IV квартале 2020 г. В результате исследования установлены имеющие мотивационную природу статистически значимые расхождения вероятности соотнесения части участников опроса со своей функциональной группой, сформированной по формальному признаку. Определены актуальные критерии неформального деления респондентов по группам, базирующиеся на оценочных суждениях о качественных характеристиках корпоративной финансовой отчетности, включающие различия в оценках сложности стандартов отчетности и функциональности стоимостных показателей на основе концепции справедливой рыночной стоимости. Выявление критериев мотивационно-функциональной идентификации устойчивых подгрупп пользователей финансовой отчетности, образованных внутри функциональных групп, определяет научную новизну работы. Итоги исследования вносят вклад в понимание актуальных критериев групповой структуры инвестиционного сообщества как целевой аудитории корпоративной отчетности и могут использоваться для уточнения формальной функциональной классификации пользователей отчетной информации и корректировки других элементов корпоративных систем управления с целью повышения эффективности внешних коммуникаций
Отставание российской экономики по темпам инновационного роста от наиболее развитых стран требует поиска релевантных подходов к управлению социально-экономическими системами для сохранения их конкурентоспособности и устойчивого развития. Крупные корпорации обладают значимым ресурсным потенциалом и публичным весом, в связи с чем необходимо совершенствовать управление их предпринимательской деятельностью, являющейся импульсом инновационного развития. Статья посвящена диагностике качественного состояния систем управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций и оценке их инновационной результативности. Методологическую базу исследования составили теории корпоративного управления и менеджмента. Методы работы включают качественный, регрессионный и сравнительный анализ. Информационную базу составили данные 160 корпораций рейтинга ТОП-600 RAEX (2023 г.), представляющих 21 отрасль промышленности, а также данные Федеральной службы государственной статистики и Всероссийской системы данных о компаниях и бизнесе «За честный бизнес» за 2010–2022 гг. В результате исследования идентифицированы 19 элементов системы управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций (наличие центра научных разработок, поддержка стартапов, приверженность концепции открытых инноваций, корпоративный венчурный фонд и т. п.) и оценена интенсивность их применения в отраслевом разрезе. Кроме того, не обнаружена статистическая связь между показателями деятельности многих корпораций и объемом отгруженной инновационной продукции. Таким образом, выявлено отсутствие инновационной результативности систем управления предпринимательской деятельностью большого числа корпораций, что требует дальнейшего исследования их качественного состояния
Меры государственной поддержки помогают преодолеть ограничения, препятствующие росту и развитию бизнеса, что особенно актуально для малых и средних предприятий (МСП). При этом важно, чтобы эти меры достигали целевых компаний и обеспечивали эффективное распределение ресурсов. Статья направлена на выявление ключевых характеристик российских МСП, влияющих на получение ими государственной поддержки. Методологической основой исследования являются теории общественного интереса, общественного выбора и концепция экономической свободы. Методом работы служит двухшаговый регрессионный анализ, в рамках которого сначала применяется модель бинарного выбора, а затем модель LASSO, позволяющая оценить содержание текстов на сайтах предприятий. Информационная база представлена обширным массивом данных о 2 176 российских предприятиях металлургической промышленности за период с 2020 по 2023 г., из которых 57 % получали государственную поддержку. Результаты первого шага оценки показали, что ключевыми факторами, связанными с вероятностью оказания господдержки, являются возраст предприятия и его размер, измеренный выручкой. На втором шаге установлено, что упоминание на сайте определенных товаров или материалов, местоположение МСП и их ориентация на иностранных стейкхолдеров существенно связаны с вероятностью государственной поддержки. Исследование предлагает инструментарий для анализа детерминант получения разных типов государственной поддержки малыми и средними предприятиями, а также подчеркивает важность такого анализа для более эффективного распределения государственных ресурсов
Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/