Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Около 90 лет назад Саймон Кузнец [Kuznets, 1934] предложил универсальный индикатор для оценки уровня национального благосостояния – ВВП, который успешно используется экономистами в суждениях об эффективности социально-экономических политик, в том числе их влиянии на качество жизни. Но такая «доходная» версия объяснения успешности или неуспешности социально-экономического развития является весьма ограниченной. При использовании ВВП не учитывается неравенство, экономическая и личная безопасность, качество социальных отношений, уровень преступности, здоровье и долголетие, досуг, состояние окружающей среды и др. [Fleurbaey, 2009]. Если полагать, что экономика – это инструмент удовлетворения потребностей, а не достижение того или иного уровня дохода, то все вышеперечисленное должно быть учтено в оценке социально-экономического прогресса [Cobb, Goodman, Wackernagel, 2000]
Список литературы
1. Антипина О.Н., Кривицкая А.Д. (2022). Экономика и счастье в России: эмпирический анализ // Вопросы экономики. Т. 8. С. 48-67. DOI: 10.32609/0042-8736-2022-8-48-67 EDN: IKXJHS
2. Епихина Ю.Б. (2020). Важность дохода для субъективного благополучия // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. № 1. С. 75-93. DOI: 10.19181/INAB.2020.1.5 EDN: UMKRTG
3. Илюхин А.А., Илюхина С.В. (2018). Экономика счастья: роль, взгляды и оценки молодежи // Управленец. Т. 9, № 2. С. 12-17. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-2-3 EDN: LBUURF
4. Клименко Л.В., Скачкова Л.С. (2020). Субъективное благополучие преподавателей российских вузов. Опыт эмпирического исследования // Вопросы образования. № 4. С. 37-63. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-37-63 EDN: TIRWBN
5. Леонтьев Д.А. (2020). Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1. С. 14-37. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.02 EDN: TBBDGH
6. Лысухо А.С. (2020). Обзор российских исследований по теме “социальное благополучие”: основные исследования и результаты // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. № 1. С. 7-17. DOI: 10.19181/INAB.2020.1.1 EDN: YAGTMJ
7. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1 (155). С. 117-142. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.06 EDN: FLYPFH
8. Скачкова Л.С., Герасимова О.Я., Кривошеева-Медянцева Д.Д., Яковлева Е.А. (2023). Экономика счастья: исследование об исследованиях // Журнал институциональных исследований. Т. 15, № 3. С. 125-146. DOI: 10.17835/2076-6297.2023.15.3.125-146 EDN: HPVWUD
9. Сушко П.Е. (2020). Счастье и социальное благополучие в оценках россиян: проблема разграничения понятий // Социологическая наука и социальная практика. Т. 8, № 1. С. 48-62. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.1.7094 EDN: YBPQUP
10. Татарова Г.Г., Кученкова А.В. (2020). “Удовлетворенность жизнью” и “личное счастье” в социологическом измерении субъективного благополучия // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 18. С. 565-589. DOI: 10.19181/ezheg.2020.24 EDN: FRWRDQ
11. Таханова О.В., Цыбикдоржиева Ж.Д., Алексеева Г.Е., Цыренов А.Р. (2017). Международные и отечественные методики определения индексов доверия к экономике // Науковедение. Т. 9, № 6. https://naukovedenie.ru/PDF/136EVN617.pdf. EDN: YSAIRF
12. Широканова А.А. (2020). Тренды субъективного благополучия в России: 1998-2018 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Т. 13, вып. 1. С. 4-24. DOI: 10.21638/spbu12.2020.101 EDN: JXMNDE
13. Alexandrova A. (2017). A philosophy for the science of well-being. Oxford University Press.
14. Azizan N.H., Mahmud Z., Rambli A. (2018). Measurement instrument and indicators of subjective well-being: A review paper. Journal of ASIAN Behavioural Studies, vol. 3, no. 11, pp. 22-33. DOI: 10.21834/jabs.v3i11.322
15. Blanchflower D. (2021). Is happiness U-shaped everywhere? Age and subjective well-being in 145 countries. Journal of Population Economics, vol. 34, no. 2, pp. 575-624. DOI: 10.1007/s00148-020-00797-z EDN: RJBKZK
16. Chamberlain K. (1988). On the structure of subjective well-being. Social Indicators Research, vol. 20, pp. 581-604. DOI: 10.1007/BF03359559 EDN: QZEATD
17. Clark A.E., D’Ambrosio C. (2018). Economic inequality and subjective well-being across the world. In: C. Gradín, M. Leibbrandt, F. Tarp. (Eds.). Inequality in the Developing World (pp. 233-256). Oxford University Press. DOI: 10.1093/oso/9780198863960.003.0010
18. Cobb C., Goodman G., Wackernagel M. (2000). Why bigger isn’t better: The Genuine Progress Indicator - 1999 Update. Redefining Progress.
19. Csikszentmihalyi M. (1990). Flow: The psychology of optimal experience. New York: Harper & Row.
20. Dacanay J.C. (2018). Beyond rational choice and needs gratification: Philosophical-anthropological perspectives of happiness economics as human flourishing. In: A.A. Ramiz, F.J.I. Gomez. (Eds). Work in a Human Economy, vol. 4, pp. 39-57.
21. Diener E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, vol. 95, no. 3, pp. 542-575. DOI: 10.1037/0033-2909.95.3.542
22. Diener E. (2012). New findings and future directions for subjective well-being research. American Psychologist, vol. 67, no. 8, pp. 590-597. DOI: 10.1037/a0029541 EDN: YCYSNN
23. Diener E., Lucas R., Oishi S. (2018). Advances and open questions in the science of subjective well-being. Collabra: Psychology, vol. 4, no. 1, pp. 1-49. DOI: 10.1525/collabra.115 EDN: YJSGTB
24. Diener E., Oishi S., Lucas R. (2003). Personality, culture, and subjective well-being: Emotional and cognitive evaluations of life. Annual Review of Psychology, vol. 54, no. 1, pp. 403-425. DOI: 10.1146/annurev.psych.54.101601.145056 EDN: GKPKMB
25. Diener E., Oishi S., Tay L. (2018). Advances in subjective well-being research. Nature Human Behaviour, vol. 2, no. 4, pp. 253-260. DOI: 10.1038/s41562-018-0307-6 EDN: VFWKBB
26. Diener E., Ryan K. (2009). Subjective well-being: A general overview. South African Journal of Psychology, vol. 34, no. 4, pp. 391-406. DOI: 10.1177/008124630903900402
27. Diener E., Suh E., Lucas R., Smith H. (1999). Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin, vol. 125, no. 2, pp. 276-302. DOI: 10.1037/0033-2909.125.2.276 EDN: GZSKZP
28. Dolan P., Metcalfe R. (2012). Measuring subjective wellbeing: Recommendations on measures for use by national governments. Journal of Social Policy, vol. 41, no. 2, pp. 409-427. DOI: 10.1017/S0047279411000833
29. Dolan P., Peasgood T., White M. (2008). Do we really know what makes us happy? A review of the economic literature on the factors associated with subjective well-being. Journal of Economic Psychology, vol. 29, no.1, pp. 94-122. DOI: 10.1016/j.joep.2007.09.001
30. Easterlin R.A. (1974). Does economic growth improve the human lot? Some empirical evidence. In: Nations and households in economic growth (pp. 89-125). Academic Press.
31. Fleurbaey M. (2009) Beyond GDP: The quest for a measure of social welfare. Journal of Economic Literature, vol. 47, no. 4, pp. 1029-1075. DOI: 10.1257/jel.47.4.1029
32. García-Mata O., Zerón-Félix M. (2022). A review of the theoretical foundations of financial well-being. International Review of Economics, vol. 69, no. 2, pp. 145-176. DOI: 10.1007/s12232-022-00389-1 EDN: EXZYOO
33. Graham C. (2008). Happiness and health: Lessons - and questions - for public policy. Health Affairs, vol. 27, no. 1, pp. 72-87. DOI: 10.1377/hlthaff.27.1.72
34. Graham C., Ruiz Pozuelo J. (2017). Happiness, stress, and age: How the U-curve varies across people and places. Journal of Population Economics, vol. 30, no. 1, pp. 225-264. DOI: 10.1007/s00148-016-0611-2 EDN: YFXXTX
35. Helliwell J.F. (2003). How’s life? Combining individual and national variables to explain subjective well-being. Economic Modelling, vol. 20, no. 2, pp. 331-360. DOI: 10.1016/S0264-9993(02)00057-3 EDN: DZKHDT
36. Helliwell J.F., Barrington-Leigh C., Harris A., Huang H. (2009). International evidence on the social context of well-being. In.
37. E. Diener, D. Kahneman, J.F. Helliwell. (Eds.). International differences in well-being. Oxford, UK: Oxford University Press.
38. Inglehart R. (1997). Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press.
39. Jordan B. (2008). Welfare and well-being: Social value in public policy. Policy Press.
40. Jorm A., Ryan S. (2014). Cross-national and historical differences in subjective well-being. International Journal of Epidemiology, vol. 43, no. 2, pp. 330-340. DOI: 10.1093/ije/dyt188
41. Keldenich C. (2022). Work, motherhood and women’s affective well-being. Review of Economics of the Household, vol. 20, no. 4, pp. 1345-1375. DOI: 10.1007/s11150-021-09588-1 EDN: NDXSKX
42. Kuznets S. (1934). National Income 1929-1932. A report to the U.S. Senate, 73rd Congress, 2nd Session. Washington, D.C.: US Government Printing Office.
43. Luhmann M., Hofmann W., Eid M., Lucas R. (2012). Subjective well-being and adaptation to life events: A meta-analysis. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 102, no. 3, pp. 592-615. DOI: 10.1037/a0025948
44. Mackerron G. (2012). Happiness economics from 35000 feet. Journal of Economic Surveys, vol. 26, no. 4, pp. 705-735. DOI: 10.1111/j.1467-6419.2010.00672.x
45. Martín-María N., Miret M., Caballero F.F., Rico-Uribe L.A., Steptoe A., Chatterji S., Ayuso-Mateos J. L. (2017). The impact of subjective well-being on mortality: A meta-analysis of longitudinal studies in the general population. Psychosomatic Medicine, vol. 79, no. 5, pp. 565-575. DOI: 10.1097/PSY.0000000000000444
46. Ngamaba K.H., Armitage C., Panagioti M., Hodkinson A. (2020). How closely related are financial satisfaction and subjective well-being? Systematic review and meta-analysis. Journal of Behavioral and Experimental Economics, vol. 85, 101522. DOI: 10.1016/j.socec.2020.101522 EDN: VXWHAD
47. Putnam R.D. (2000). Bowling alone. New York: Simon & Schuster.
48. Rath T., Harter J. (2010). Well-being. The Five Essential Elements. New York: Gallup Press.
49. Ryan R.M., Deci E.L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. The American Psychologist, vol. 55, pp. 68-78. DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.68 EDN: GSHHWJ
50. Ryff C. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 57, no. 6, pp.1069-1081. DOI: 10.1037/0022-3514.57.6.1069
51. Ryff C.D., Singer B. (1998). The contours of positive human health. Psychological Inquiry, vol. 9, pp. 1-28. DOI: 10.1207/s15327965pli0901_1
52. Şimşek Ö.F. (2009). Happiness revisited: Ontological well-being as a theory-based construct of subjective well-being. Journal of Happiness Studies, vol. 10, pp. 505-522. DOI: 10.1007/s10902-008-9105-6 EDN: JODSNV
53. Solanes A., Albajes-Eizagirre A., Fullana M., Fortea L., Fusar-Poli P., Torrent C., Radua J. (2021). Can we increase the subjective well-being of the general population? An umbrella review of the evidence. Revista de Psiquiatría y Salud Mental, vol. 14, no. 1, pp. 50-64. DOI: 10.1016/j.rpsm.2020.08.002 EDN: XKINSU
54. Steel P., Taras V., Uggerslev K., Bosco F. (2018). The happy culture: A theoretical, meta-analytic, and empirical review of the relationship between culture and wealth and subjective well-being. Personality and Social Psychology Review, vol. 22, no. 2, pp. 128-169. DOI: 10.1177/108886831772137 EDN: YHJEAH
55. Tay L., Batz C., Parrigon S., Kuykendall L. (2017). Debt and subjective well-being: The other side of the income-happiness coin. Journal of Happiness Studies, vol. 18, pp. 903-937. DOI: 10.1007/s10902-016-9758-5 EDN: DUVFJD
56. Van Praag B., Frijters P., Ferrer-i-Carbonell A. (2003). The anatomy of subjective well-being. Journal of Economic Behavior & Organization, vol. 51, no. 1, pp. 29-49. DOI: 10.1016/S0167-2681(02)00140-3 EDN: DZXPRT
57. Veenhoven R. (1996). The study of life-satisfaction. In: W.E. Saris, R. Veenhoven, A.C. Scherpenzeel, B. Bunting. (Eds.). A comparative study of satisfaction with life in Europe (pp. 11-48). Eötvös University Press.
58. Veenhoven R. (2010). Greater happiness for a greater number: Is that possible and desirable? Journal of Happiness Studies, vol. 11, pp. 605-629. DOI: 10.1007/s10902-010-9204-z EDN: FXYPTB
59. Voukelatou V., Gabrielli L., Miliou I., Cresci S., Sharma R., Tesconi M., Pappalardo L. (2021). Measuring objective and subjective well-being: Dimensions and data sources. International Journal of Data Science and Analytics, vol. 11, pp. 279-309. DOI: 10.1007/s41060-020-00224-2 EDN: EHHQPC
60. Wang F., Wang D. (2016). Place, geographical context and subjective well-being: State of art and future directions. Mobility, Sociability and Well-Being of Urban Living, pp. 189-230. DOI: 10.1007/978-3-662-48184-4_10
61. Yu S., Levesque-Bristol C., Maeda Y. (2018). General need for autonomy and subjective well-being: A meta-analysis of studies in the US and East Asia. Journal of Happiness Studies, vol. 19, pp. 1863-1882. DOI: 10.1007/s10902-017-9898-2 EDN: QIRNMP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представители поколений Y и Z составляют существенную долю потребителей, поэтому компании вынуждены адаптировать рекламные стратегии и методы коммуникации с учетом особенностей каждого поколения. Статья направлена на выявление различий в восприятии коммерческой рекламы между поколениями Y и Z. Методологический каркас исследования представлен классической теорией маркетинга и теорией поколений. Методы исследования включают тесты на сравнение средних, линейную регрессию, а также Лассо-регрессию. Информационной базой служат результаты опроса 308 респондентов, проведенного в феврале 2023 г. и составленного с использованием метода семантического дифференциала. Результаты исследования показывают статистически значимые различия в восприятии поколениями Y и Z цветовой температуры рекламного ролика, динамичности и громкости музыки, а также дружелюбия актеров. На вероятность покупки товара обоими поколениями влияют нужность товара, цветовая температура и качество монтажа рекламного ролика, на поколение Z – смысловая нагрузка и дружелюбие актеров, а на поколение Y – эмоциональная нагрузка. Поколение Y наиболее склонно к импульсивным покупкам. Факторы, воздействующие на вероятность покупки, ранжированы в порядке убывания важности: для поколения Z – нужность товара, интерес к сюжету рекламного ролика, привлекательность актеров и эксклюзивность предложения, а для поколения Y – нужность товара, вдохновение после просмотра, глубина смысла видеоролика и эксклюзивность предложения. Результаты исследования могут быть полезны представителям маркетинговой и рекламной индустрии
В условиях кадрового дефицита и роста расходов на оплату труда для многих российских предприятий актуален поиск нематериальных методов управления персоналом. Организационно-трудовые и социально-психологические аспекты стимулирования сотрудников тесно связаны с инструментами корпоративной демографической политики. Статья направлена на анализ востребованности гибких условий труда для работников с семейными обязанностями, а также определение возможностей интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Методология работы основана на теории флексибилизации в контексте концепции корпоративной демографической политики. В ходе исследования применялись стандартные методы структурированного личного опроса, частотного анализа с проверкой гипотезы о равенстве долей с использованием критерия хи-квадрат, сравнения средних значений на базе критерия Краскела – Уоллиса. Информационную базу составили коллективные договоры и локальные нормативные акты крупнейших работодателей РФ, а также материалы социологического опроса, проведенного с июня по сентябрь 2023 г. (в анализируемой выборке – 2 804 чел.). Статистически подтверждено, что сотрудники с гибким рабочим временем более удовлетворены своей работой и жизнью по сравнению с теми, кто имеет жесткий график. Доказана востребованность гибких условий труда для лиц с родительскими обязанностями. Представлены модель и алгоритм интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Разработан перечень HR-метрик, определены потенциальные положительные эффекты такой интеграции за счет укрепления HR-бренда, повышения лояльности и вовлеченности персонала, снижения текучести кадров
Presenteeism is among the key factors that negatively affect employee efficiency and, therefore, company organizational performance. The existing measurement tools for assessing presenteeism highlight health-related issues as the main reason behind this counterproductive behaviour. On the other hand, other factors that influence modern business life and processes are omitted. The paper’s primary purpose is to develop a comprehensive measurement tool suitable for the individual and organizational multi-factor structure of presenteeism that accurately reflects the complex nature of today’s business world. Methodologically, the research is shaped within the framework of grounded theory. In the study, mixed methods research combining qualitative and quantitative methods was utilized. In this context, firstly, the authors conducted a literature review and focus group interviews with experts in the field in order to reveal the conceptual structure. We analysed the data using content analysis and then moved on to writing 18 scale items. We performed exploratory factor analysis using the SPSS program and confirmatory factor analysis using the AMOS program. As a result, we develop a four-dimensional scale for presenteeism covering work focus, stress management, social loafing, and performance. The verified multidimensional scale fills a vacuum in the literature by offering a comprehensive and dependable instrument to gauge presenteeism on organizational and individual dimensions. Among the possible avenues for further research are testing the scale in different cultural contexts and addressing the organizational causes of presenteeism
Значимое влияние развивающегося инвестиционного сообщества на устойчивость бизнеса требует ясного понимания и верного сегментирования этой аудитории. Исследование направлено на выявление устойчивых критериев внутригрупповой дифференциации оценок и восприятия качественных характеристик финансовой отчетности представителями различных функциональных групп ее пользователей для повышения результативности управления внешними коммуникациями. Методологической основой работы послужила теория стейкхолдеров. Применены методы экспертных оценок, структурно-логического и многомерного дискриминантного анализа. Информационную базу составили аутентичные данные опроса 52 представителей российской бизнес-среды о качестве корпоративной отчетной информации, проведенного в IV квартале 2020 г. В результате исследования установлены имеющие мотивационную природу статистически значимые расхождения вероятности соотнесения части участников опроса со своей функциональной группой, сформированной по формальному признаку. Определены актуальные критерии неформального деления респондентов по группам, базирующиеся на оценочных суждениях о качественных характеристиках корпоративной финансовой отчетности, включающие различия в оценках сложности стандартов отчетности и функциональности стоимостных показателей на основе концепции справедливой рыночной стоимости. Выявление критериев мотивационно-функциональной идентификации устойчивых подгрупп пользователей финансовой отчетности, образованных внутри функциональных групп, определяет научную новизну работы. Итоги исследования вносят вклад в понимание актуальных критериев групповой структуры инвестиционного сообщества как целевой аудитории корпоративной отчетности и могут использоваться для уточнения формальной функциональной классификации пользователей отчетной информации и корректировки других элементов корпоративных систем управления с целью повышения эффективности внешних коммуникаций
Отставание российской экономики по темпам инновационного роста от наиболее развитых стран требует поиска релевантных подходов к управлению социально-экономическими системами для сохранения их конкурентоспособности и устойчивого развития. Крупные корпорации обладают значимым ресурсным потенциалом и публичным весом, в связи с чем необходимо совершенствовать управление их предпринимательской деятельностью, являющейся импульсом инновационного развития. Статья посвящена диагностике качественного состояния систем управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций и оценке их инновационной результативности. Методологическую базу исследования составили теории корпоративного управления и менеджмента. Методы работы включают качественный, регрессионный и сравнительный анализ. Информационную базу составили данные 160 корпораций рейтинга ТОП-600 RAEX (2023 г.), представляющих 21 отрасль промышленности, а также данные Федеральной службы государственной статистики и Всероссийской системы данных о компаниях и бизнесе «За честный бизнес» за 2010–2022 гг. В результате исследования идентифицированы 19 элементов системы управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций (наличие центра научных разработок, поддержка стартапов, приверженность концепции открытых инноваций, корпоративный венчурный фонд и т. п.) и оценена интенсивность их применения в отраслевом разрезе. Кроме того, не обнаружена статистическая связь между показателями деятельности многих корпораций и объемом отгруженной инновационной продукции. Таким образом, выявлено отсутствие инновационной результативности систем управления предпринимательской деятельностью большого числа корпораций, что требует дальнейшего исследования их качественного состояния
Меры государственной поддержки помогают преодолеть ограничения, препятствующие росту и развитию бизнеса, что особенно актуально для малых и средних предприятий (МСП). При этом важно, чтобы эти меры достигали целевых компаний и обеспечивали эффективное распределение ресурсов. Статья направлена на выявление ключевых характеристик российских МСП, влияющих на получение ими государственной поддержки. Методологической основой исследования являются теории общественного интереса, общественного выбора и концепция экономической свободы. Методом работы служит двухшаговый регрессионный анализ, в рамках которого сначала применяется модель бинарного выбора, а затем модель LASSO, позволяющая оценить содержание текстов на сайтах предприятий. Информационная база представлена обширным массивом данных о 2 176 российских предприятиях металлургической промышленности за период с 2020 по 2023 г., из которых 57 % получали государственную поддержку. Результаты первого шага оценки показали, что ключевыми факторами, связанными с вероятностью оказания господдержки, являются возраст предприятия и его размер, измеренный выручкой. На втором шаге установлено, что упоминание на сайте определенных товаров или материалов, местоположение МСП и их ориентация на иностранных стейкхолдеров существенно связаны с вероятностью государственной поддержки. Исследование предлагает инструментарий для анализа детерминант получения разных типов государственной поддержки малыми и средними предприятиями, а также подчеркивает важность такого анализа для более эффективного распределения государственных ресурсов
Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/