Значимое влияние развивающегося инвестиционного сообщества на устойчивость бизнеса требует ясного понимания и верного сегментирования этой аудитории. Исследование направлено на выявление устойчивых критериев внутригрупповой дифференциации оценок и восприятия качественных характеристик финансовой отчетности представителями различных функциональных групп ее пользователей для повышения результативности управления внешними коммуникациями. Методологической основой работы послужила теория стейкхолдеров. Применены методы экспертных оценок, структурно-логического и многомерного дискриминантного анализа. Информационную базу составили аутентичные данные опроса 52 представителей российской бизнес-среды о качестве корпоративной отчетной информации, проведенного в IV квартале 2020 г. В результате исследования установлены имеющие мотивационную природу статистически значимые расхождения вероятности соотнесения части участников опроса со своей функциональной группой, сформированной по формальному признаку. Определены актуальные критерии неформального деления респондентов по группам, базирующиеся на оценочных суждениях о качественных характеристиках корпоративной финансовой отчетности, включающие различия в оценках сложности стандартов отчетности и функциональности стоимостных показателей на основе концепции справедливой рыночной стоимости. Выявление критериев мотивационно-функциональной идентификации устойчивых подгрупп пользователей финансовой отчетности, образованных внутри функциональных групп, определяет научную новизну работы. Итоги исследования вносят вклад в понимание актуальных критериев групповой структуры инвестиционного сообщества как целевой аудитории корпоративной отчетности и могут использоваться для уточнения формальной функциональной классификации пользователей отчетной информации и корректировки других элементов корпоративных систем управления с целью повышения эффективности внешних коммуникаций
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Внешние коммуникации являются важной составляющей корпоративных систем управления информацией [Телегин, 2022; Щербаченко, 2018], опосредующей взаимоотношения с инвесторами, бизнес-партнерами, кредиторами, саморегулируемыми организациями и другими лицами, как зависящими от решений и действий компании, так и оказывающими влияние на ее решения и действия, то есть заинтересованными сторонами (стейкхолдерами)1 [Freeman, 1984, р. 58]. Поиск общего консенсуса и задачу выстраивания конструктивного диалога с наиболее весомыми для публичных компаний стейкхолдерами, прежде всего инвесторами, существенно усложняют вариативность и объемность этой аудитории.
Список литературы
1. Буздалин А. (2010). Организация отношений с инвесторами: российская и зарубежная практика. Москва: Альпина Паблишер.
2. Волкова О.Н. (2017). Отношения с инвесторами (investor relations): международный контекст, российская практика // Корпоративные финансы. Т.12, № 2. С. 65-76. DOI: 10.17323/j.jcfr.2073-0438.11.2.2017.81-95 EDN: ZWOCAB
3. Ивашковская И.В. (2024). Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров. Москва: ИНФРА-М. EDN: QIMJRJ
4. Ивашковская И.В. (2019). Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход. Москва: ИНФРА-М.
5. Ивашковская И.В. (2012). Стейкхолдерский подход к управлению, ориентированному на приращение стоимости компании // Корпоративные финансы. Т. 1, № 21. С. 14-23. EDN: OZZHEJ
6. Кирпищиков Д.А. (2024). Социальный капитал совета директоров как фактор устойчивости компаний к экзогенным шокам // Журнал Новой экономической ассоциации. № 1 (62). С. 50-74. DOI: 10.31737/22212264_2024_1_50-74 EDN: HVAOYM
7. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. (2019). Корпоративные финансы и учет. Москва: Проспект. Котлер Ф. (1991). Основы маркетинга. Москва: Прогресс. EDN: NHDVXY
8. Купряшин Г.Л. (2023). О робастности системы государственного управления в турбулентной среде // Журнал Новой экономической ассоциации. № 4 (61). С. 236-241. DOI: 10.31737/22212264_2023_4_236-241 EDN: TKFSOP
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. (2016). Основы менеджмента: пер. с англ. Москва: Вильямс.
10. Позина М.Б., Ханова З.Г. (2020). Исследовательские горизонты изучения психологии российского предпринимательства // Современная конкуренция. Т. 14, № 2 (78). С. 26-35. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-2-26-35 EDN: LLHKPO
11. Попов Е.В. (2023). Экосистемы фирм: формирование исследовательской программы // Управленец. Т. 14, № 1. С. 2-15. DOI: 10.29141/2218-5003-2023-14-1-1 EDN: NYJPSB
12. Прохорова И.С., Рассказова А.Ю. (2020). Анализ взаимодействия с заинтересованными сторонами предприятия: практика применения стандарта АА1000SES на примере Национального аэрозольного кластера // Вестник ГУУ. № 11. С. 96-104. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-11-96-104 EDN: LKTSXJ
13. Родченков М.В. (2021). Методологические аспекты конвергенции национальных учетных систем под влиянием МСФО // Аудит и финансовый анализ. № 1. С. 41-47. DOI: 10.38097/AFA.2021.89.23.006 EDN: PPAKKF
14. Родченков М.В., Суйц В.П. (2021). Проблемы и специфика конвергенции национальных учетных систем под влиянием МСФО// Вестник Московскогоуниверситета. Сер. 6. Экономика. № 4. С. 29-48. DOI: 10.38050/01300105202142
15. Руднев Е.А. (2023). Организационная культура российских компаний в условиях социально-экономических изменений // Российский журнал менеджмента. Т. 21, № 4. С. 600-618. DOI: 10.21638/spbu18.2023.407 EDN: CSXSXF
16. Скобелев В.Л. (2021). Концепция методологии управления стейкхолдерами компании // Петербургский экономический журнал. № 3. С. 66-73. DOI: 10.24412/2307-5368-2021-3-66-73 EDN: MWUMHS
17. Слепенкова Е.М. Горчаков К.А. (2009). Построение комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций в российской компании // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. № 5. С. 64-73.
18. Суйц В.П., Хорин А.Н., Шеремет А.Д. (2023). Комплексный анализ и аудит интегрированной отчетности по устойчивому развитию компаний. Москва: Инфра-М.
19. Телегин О.В. (2022). Регулярные коммуникации Банка России и краткосрочные эффекты волатильности на финансовых рынках // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2 (54). С. 130-155. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-7 EDN: UTCRHU
20. Теплова Т.В., Соколова Т.В., Томтосов А.Ф., Бучко Д.В., Никулин Д.Д. (2022). Сентимент частных инвесторов в объяснении различий в биржевых характеристиках акций российского рынка // Журнал Новой экономической ассоциации. № 1 (53). С. 53-84. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-3 EDN: LKUAKW
21. Ткаченко И.Н. (2021). Актуализация стейкхолдерского подхода корпоративного управления в условиях коронакризиса: от декларирования приверженности к прикладным моделям // Управленец. Т. 12, № 2. С. 2-16. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-2-1 EDN: XTFEIB
22. Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. (2023). Сегментация потребителей промышленного оборудования на основе MRFM-анализа // Управленец. Т. 14, № 2. С. 90-99. DOI: 10.29141/2218-5003-2023-14-2-7 EDN: YXXDEV
23. Шилова В.А., Угринович Д.А. (2018). Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений // СНиСП. Т. 24, № 4. С. 84-94. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6086 EDN: YQJUHR
24. Щербаченко П.С. (2018). Управление взаимодействием со стейкхолдерами в российских компаниях // Вестник ГУУ. № 5. С. 155-161. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-5-155-161 EDN: XQWROX
25. Agoglia C., Doupnik T., Tsakumis G. (2011). Principles-based versus rules-based accounting standards: The influence of standard precision and audit committee strength on financial reporting decisions. The Accounting Review, vol. 86, no. 3, pp. 747-767. DOI: 10.2308/accr.00000045
26. Ashbaugh H., Pincus M. (2001). Domestic accounting standards, international accounting standards, and the predictability of earnings. Journal of Accounting Research, vol. 39, no. 3, pp. 417-434. EDN: DYPTFL
27. Brennan N.M., Merkl-Davies D.M. (2018). Do firms effectively communicate with financial stakeholders? A conceptual model of corporate communication in a capital market context. Accounting and Business Research, vol. 48, no. 5, pp. 553-577. DOI: 10.1080/00014788.2018.1470143
28. Bunge J.A., Judson D.H. (2005). Data mining. In: K. Kempf-Leonard. (Ed.). Encyclopedia of social measurement. 1-3 [Mixed media product]. Amsterdam: Elsevier Science Publishing Co Inc.
29. Carlsson-Wall M., Kaarboe K., Kraus K., Meidell A. (2020). Risk management as passionate imitation: The interconnections among emotions, performance metrics, and risk in a global technology firm. Abacus, vol. 57, no. 5, pp. 1-29. DOI: 10.1111/abac.12193 EDN: LQHZRL
30. Castro-Martinez M.P., Jackson P.R. (2017). Translation of trustworthiness signals into factors for stakeholder value cocreation. Journal of Public Affairs, vol. 18, e1685. DOI: 10.1002/pa.1685
31. Chen L.P. (2022). Network-based discriminant analysis for multiclassification. Journal of Classification, vol. 39, pp. 410-431. DOI: 10.1007/s00357-022-09414-y EDN: AWDOFW
32. Clarkson M.A. (1994). Risk-based model of stakeholder theory. Proceedings of the Second Toronto Conference on Stakeholder Theory. Toronto: Centre for Corporate Social Performance & Ethics, University of Toronto.
33. Cohen J.R., Hoitash U., Krishnamoorthy G., Wright A. (2014). The effect of audit committee industry expertise on monitoring the financial reporting process. Accounting Review, vol. 89, no. 1, pp. 243-273. DOI: 10.2139/ssrn.1567453
34. Cutlip S.M, Center A.H., Broom G.M. (2006). Effective public relations. 9th ed. Upper Saddle River, N.J.: Pearson Prentice Hall.
35. Dechow P., Sloan R., Zha J. (2014). Stock prices and earnings: A history of research. Annual Review of Financial Economics, vol. 6, pp. 343-363. DOI: 10.2139/ssrn.2347193
36. Donatella P. (2021). Further evidence on the relationship between audit industry specialization and public sector audit quality. Financial Accountability & Management, vol. 38, no. 4, pp. 1-18. DOI: 10.1111/faam.12278 EDN: UHKBST
37. Farooque O. (2016). Sustainable financial reporting practice in Australian companies - Does quality matter? Journal of Developing Areas, vol. 50, no. 6, pp. 175-189. DOI: 10.1353/jda.2016.0138
38. Freeman R.E. (1984). Strategic management: A stakeholder approach. Boston: Pitman.
39. Gassen J., Schwedler K. (2010). The decision usefulness of financial accounting measurement concepts: Evidence from an online survey of professional investors and their advisors. European Accounting Review, vol. 19, no. 3, pp. 495-509. DOI: 10.1080/09638180.2010.496548
40. Gigler F., Kanodia C., Sapra H., Venugopalan R. (2014). How frequent financial reporting can cause managerial short-termism: An analysis of the costs and benefits of increasing reporting frequency. Journal of Accounting Research, vol. 52, no. 2, pp. 357-387. DOI: 10.2139/ssrn.2196152
41. Gijbels I., Hubert M. (2010). Robust and nonparametric statistical methods. In: S. Brown, R. Tauler, B. Walczak. (Eds.). Comprehensive chemometrics (pp. 189-211). 2nd ed. Amsterdam: Elsevier Science Publishing Co Inc.
42. Hope O. (2003). Disclosure practices, enforcement of accounting standards, and analysts’ forecast accuracy: An international study. Journal of Accounting Research, vol. 41, no. 2, pp. 235-272. DOI: 10.1111/1475-679X.00102 EDN: EUIFNR
43. Huseynli N., Kandemir G., Huseynli B. (2023). Analysis of consumer behavior variables influencing the adoption of mobile banking. Upravlenets / The Manager, vol. 14, no. 1, pp. 60-73. DOI: 10.29141/2218-5003-2023-14-1-5 EDN: YZGDDD
44. Kadous K., Mercer M. (2012). Can reporting norms create a safe harbor? Jury verdicts against auditors under precise and imprecise accounting standards. Accounting Review, vol. 87, no. 2, pp. 565-587. DOI: 10.2308/accr-10203
45. Laskin A. (2011). How investor relations contribute to the corporate bottom line. Journal of Public Relations Research, vol. 23, no. 3, pp. 302-324. DOI: 10.1080/1062726X.2011.582206 EDN: PNDHLZ
46. Lavine B.K., Rayens W.S. (2009). Classification: Basic concepts. In: S. Brown, R. Tauler, B. Walczak. (Eds.). Comprehensive chemometrics (pp. 507-515). 2nd ed. Amsterdam: Elsevier Science Publishing Co Inc.
47. Lee M. (2019). Introduction: Bubbles and machines. In: Bubbles and machines: Gender, information and financial crises (pp. 1-28). London: University of Westminster Press.
48. Lev B. (2018). The deteriorating usefulness of financial report information and how to reverse it. Accounting and Business Research, vol. 48, no. 5, pp. 465-493. DOI: 10.1080/00014788.2018.1470138
49. Liang L., Riedl E. (2014). The effect of fair value versus historical cost reporting model on analyst forecast accuracy. Accounting Review, vol. 89, no. 3, pp. 1151-1177. DOI: 10.2308/accr-50687
50. Liu X. (2016). Generalized estimating equations (GEEs) models. In: Methods and applications of longitudinal data analysis (pp. 281-308). San Diego, London, Boston, New York, Sidney, Tokyo, Toronto: Academic Press.
51. McDaniel L., Martin R., Maines L. (2002). Evaluating financial reporting quality: The effects of financial expertise vs. financial literacy. Accounting Review, vol. 77 (s-1), pp. 139-167. DOI: 10.2308/accr.2002.77.s-1.139 EDN: DTQPNV
52. Meloun M., Militký J. (2011). Statistical data analysis: A practical guide. New Delhi: Woodhead Publishing India.
53. Michailova S., Worm V. (2003). Personal networking in Russia and China: Blat and guanxi. European Management Journal, vol. 21, no. 4, pp. 509-519. DOI: 10.1016/S0263-2373(03)00077-X EDN: EKDFFP
54. Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. (1997). Toward a theory of stakeholder identification and salience: Defining the principle of who and what really counts. Academy of Management Review, vol. 22, no. 4, pp. 853-888. DOI: 10.2307/259247 EDN: CRIHOB
55. Muravyev A. (2017). Boards of directors in Russian publicly traded companies in 1998-2014: Structure, dynamics and performance effects. Economic Systems, vol. 41, no. 1, pp. 5-25. DOI: 10.1016/j.ecosys.2016.12.001 EDN: YVEIUR
56. Ramalingegowda S., Wang C., Yu Y. (2013). The role of financial reporting quality in mitigating the constraining effect of dividend policy on investment decisions. Accounting Review, vol. 88, no. 3, pp. 1007-1039.
57. Riffenburgh R.H. (2012). Statistics in medicine. 3rd ed. San Diego: Academic Press.
58. Schoenfeld J. (2020). Contracts between firms and shareholders. Journal of Accounting Research, vol. 58, no. 2, pp. 383-427. DOI: 10.2139/ssrn.3046182 EDN: RTEVJS
59. Sinharay S. (2010). An overview of statistics in education. In: P. Peterson et al. (Eds.). International encyclopedia of education (pp. 1-11). 3rd ed. Amsterdam: Elsevier Ltd.
60. Tantalo C., Priem R.L. (2014). Value creation through stakeholder synergy. Strategic Management Journal, vol. 37, no. 2. DOI: 10.1002/smj.2337
61. Wu R., Hao N. (2022). Quadratic discriminant analysis by projection. Journal of Multivariate Analysis, vol. 190, 104987. DOI: 10.1016/j.jmva.2022.104987
62. Zavertiaeva M.A., López-Iturriaga F.J. (2020). Networks of directors on Russian boards: The hidden part of the corporate governance iceberg. Russian Management Journal, vol. 18, no. 1, pp. 29-50. DOI: 10.21638/spbu18.2020.102 EDN: XQUXAF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представители поколений Y и Z составляют существенную долю потребителей, поэтому компании вынуждены адаптировать рекламные стратегии и методы коммуникации с учетом особенностей каждого поколения. Статья направлена на выявление различий в восприятии коммерческой рекламы между поколениями Y и Z. Методологический каркас исследования представлен классической теорией маркетинга и теорией поколений. Методы исследования включают тесты на сравнение средних, линейную регрессию, а также Лассо-регрессию. Информационной базой служат результаты опроса 308 респондентов, проведенного в феврале 2023 г. и составленного с использованием метода семантического дифференциала. Результаты исследования показывают статистически значимые различия в восприятии поколениями Y и Z цветовой температуры рекламного ролика, динамичности и громкости музыки, а также дружелюбия актеров. На вероятность покупки товара обоими поколениями влияют нужность товара, цветовая температура и качество монтажа рекламного ролика, на поколение Z – смысловая нагрузка и дружелюбие актеров, а на поколение Y – эмоциональная нагрузка. Поколение Y наиболее склонно к импульсивным покупкам. Факторы, воздействующие на вероятность покупки, ранжированы в порядке убывания важности: для поколения Z – нужность товара, интерес к сюжету рекламного ролика, привлекательность актеров и эксклюзивность предложения, а для поколения Y – нужность товара, вдохновение после просмотра, глубина смысла видеоролика и эксклюзивность предложения. Результаты исследования могут быть полезны представителям маркетинговой и рекламной индустрии
В условиях кадрового дефицита и роста расходов на оплату труда для многих российских предприятий актуален поиск нематериальных методов управления персоналом. Организационно-трудовые и социально-психологические аспекты стимулирования сотрудников тесно связаны с инструментами корпоративной демографической политики. Статья направлена на анализ востребованности гибких условий труда для работников с семейными обязанностями, а также определение возможностей интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Методология работы основана на теории флексибилизации в контексте концепции корпоративной демографической политики. В ходе исследования применялись стандартные методы структурированного личного опроса, частотного анализа с проверкой гипотезы о равенстве долей с использованием критерия хи-квадрат, сравнения средних значений на базе критерия Краскела – Уоллиса. Информационную базу составили коллективные договоры и локальные нормативные акты крупнейших работодателей РФ, а также материалы социологического опроса, проведенного с июня по сентябрь 2023 г. (в анализируемой выборке – 2 804 чел.). Статистически подтверждено, что сотрудники с гибким рабочим временем более удовлетворены своей работой и жизнью по сравнению с теми, кто имеет жесткий график. Доказана востребованность гибких условий труда для лиц с родительскими обязанностями. Представлены модель и алгоритм интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Разработан перечень HR-метрик, определены потенциальные положительные эффекты такой интеграции за счет укрепления HR-бренда, повышения лояльности и вовлеченности персонала, снижения текучести кадров
Presenteeism is among the key factors that negatively affect employee efficiency and, therefore, company organizational performance. The existing measurement tools for assessing presenteeism highlight health-related issues as the main reason behind this counterproductive behaviour. On the other hand, other factors that influence modern business life and processes are omitted. The paper’s primary purpose is to develop a comprehensive measurement tool suitable for the individual and organizational multi-factor structure of presenteeism that accurately reflects the complex nature of today’s business world. Methodologically, the research is shaped within the framework of grounded theory. In the study, mixed methods research combining qualitative and quantitative methods was utilized. In this context, firstly, the authors conducted a literature review and focus group interviews with experts in the field in order to reveal the conceptual structure. We analysed the data using content analysis and then moved on to writing 18 scale items. We performed exploratory factor analysis using the SPSS program and confirmatory factor analysis using the AMOS program. As a result, we develop a four-dimensional scale for presenteeism covering work focus, stress management, social loafing, and performance. The verified multidimensional scale fills a vacuum in the literature by offering a comprehensive and dependable instrument to gauge presenteeism on organizational and individual dimensions. Among the possible avenues for further research are testing the scale in different cultural contexts and addressing the organizational causes of presenteeism
Отставание российской экономики по темпам инновационного роста от наиболее развитых стран требует поиска релевантных подходов к управлению социально-экономическими системами для сохранения их конкурентоспособности и устойчивого развития. Крупные корпорации обладают значимым ресурсным потенциалом и публичным весом, в связи с чем необходимо совершенствовать управление их предпринимательской деятельностью, являющейся импульсом инновационного развития. Статья посвящена диагностике качественного состояния систем управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций и оценке их инновационной результативности. Методологическую базу исследования составили теории корпоративного управления и менеджмента. Методы работы включают качественный, регрессионный и сравнительный анализ. Информационную базу составили данные 160 корпораций рейтинга ТОП-600 RAEX (2023 г.), представляющих 21 отрасль промышленности, а также данные Федеральной службы государственной статистики и Всероссийской системы данных о компаниях и бизнесе «За честный бизнес» за 2010–2022 гг. В результате исследования идентифицированы 19 элементов системы управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций (наличие центра научных разработок, поддержка стартапов, приверженность концепции открытых инноваций, корпоративный венчурный фонд и т. п.) и оценена интенсивность их применения в отраслевом разрезе. Кроме того, не обнаружена статистическая связь между показателями деятельности многих корпораций и объемом отгруженной инновационной продукции. Таким образом, выявлено отсутствие инновационной результативности систем управления предпринимательской деятельностью большого числа корпораций, что требует дальнейшего исследования их качественного состояния
Меры государственной поддержки помогают преодолеть ограничения, препятствующие росту и развитию бизнеса, что особенно актуально для малых и средних предприятий (МСП). При этом важно, чтобы эти меры достигали целевых компаний и обеспечивали эффективное распределение ресурсов. Статья направлена на выявление ключевых характеристик российских МСП, влияющих на получение ими государственной поддержки. Методологической основой исследования являются теории общественного интереса, общественного выбора и концепция экономической свободы. Методом работы служит двухшаговый регрессионный анализ, в рамках которого сначала применяется модель бинарного выбора, а затем модель LASSO, позволяющая оценить содержание текстов на сайтах предприятий. Информационная база представлена обширным массивом данных о 2 176 российских предприятиях металлургической промышленности за период с 2020 по 2023 г., из которых 57 % получали государственную поддержку. Результаты первого шага оценки показали, что ключевыми факторами, связанными с вероятностью оказания господдержки, являются возраст предприятия и его размер, измеренный выручкой. На втором шаге установлено, что упоминание на сайте определенных товаров или материалов, местоположение МСП и их ориентация на иностранных стейкхолдеров существенно связаны с вероятностью государственной поддержки. Исследование предлагает инструментарий для анализа детерминант получения разных типов государственной поддержки малыми и средними предприятиями, а также подчеркивает важность такого анализа для более эффективного распределения государственных ресурсов
Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/