Отставание российской экономики по темпам инновационного роста от наиболее развитых стран требует поиска релевантных подходов к управлению социально-экономическими системами для сохранения их конкурентоспособности и устойчивого развития. Крупные корпорации обладают значимым ресурсным потенциалом и публичным весом, в связи с чем необходимо совершенствовать управление их предпринимательской деятельностью, являющейся импульсом инновационного развития. Статья посвящена диагностике качественного состояния систем управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций и оценке их инновационной результативности. Методологическую базу исследования составили теории корпоративного управления и менеджмента. Методы работы включают качественный, регрессионный и сравнительный анализ. Информационную базу составили данные 160 корпораций рейтинга ТОП-600 RAEX (2023 г.), представляющих 21 отрасль промышленности, а также данные Федеральной службы государственной статистики и Всероссийской системы данных о компаниях и бизнесе «За честный бизнес» за 2010–2022 гг. В результате исследования идентифицированы 19 элементов системы управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций (наличие центра научных разработок, поддержка стартапов, приверженность концепции открытых инноваций, корпоративный венчурный фонд и т. п.) и оценена интенсивность их применения в отраслевом разрезе. Кроме того, не обнаружена статистическая связь между показателями деятельности многих корпораций и объемом отгруженной инновационной продукции. Таким образом, выявлено отсутствие инновационной результативности систем управления предпринимательской деятельностью большого числа корпораций, что требует дальнейшего исследования их качественного состояния
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Инновационная волна экономического развития, ожидаемая с приходом шестой промышленной революции, начало которой датировано 2011 г., до сих пор не проявила своей созидающей мощи. Горизонт 2030 г. не стал исключением. В Концепции технологического развития на период до 2030 г.1 утверждается, что наряду с прочими внутренними и внешними причинами отставание российской экономики по темпам инновационного роста от наиболее развитых стран обусловлено низкой мотивацией компаний и корпораций к исследованиям и технологическим инновациям. В связи с этим актуально исследование проблемы управления предпринимательской деятельностью корпораций, являющейся основой инновационной модели корпоративного развития.
Список литературы
1. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. (2011). Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. Москва: Академия Естествознания. EDN: QURPJR
2. Бажанова М.И., Кувшинов М.С. (2019). Факторы формирования эффективной инновационной среды промышленного предприятия для INDUSTRY 4.0 // Вестник ЮУрГУ. Серия “Экономика и менеджмент”. Т. 13, № 1. С. 110-119. DOI: 10.14529/em190112 EDN: ZAETFJ
3. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. (2009). Модели и механизмы управления эколого-экономическими системами // Проблемы управления. № 1. С. 2-7. EDN: JWKFJT
4. Версоцкий Р.Р., Куприн А.А. (2019). Воздействие научно-технических факторов на развитие инновационных процессов малого бизнеса в системе крупного производства // Управленческое консультирование. № 11. С. 129-134. DOI: 10.22394/1726-1139-2019-11-129-134 EDN: KAXVCK
5. Зайчикова И.В., Поздеева С.Н. (2023). Развитие малого инновационного предпринимательства: мониторинг с помощью экономико-статистических методов // Modern Economy Success. № 6. С. 291-297. EDN: YZLCPW
6. Иванова М.В. (2012). Этапы формирования региональной инновационной подсистемы // Региональная экономика: теория и практика. № 30. С. 26-34. EDN: PAVHOR
7. Кастельс М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. Москва: ГУ ВШЭ.
8. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р. (2009). Новый инструментарий в общественных науках - агент-ориентированные модели: общее описание и конкретные примеры // Экономика и управление. № 12 (60). С. 13-25. EDN: LAAFXZ
9. Метелева М.А. (2022). Проектирование предпринимательских сетей: развитие методики оценки сетевого потенциала корпораций Арктической зоны Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. № 3 (77). С. 19-35. DOI: 10.37614/2220-802X.3.2022.77.002 EDN: ANDLXW
10. Новиков Д.А. (2019). Классификация систем управления // Проблемы управления. № 4. С. 27-42. DOI: 10.25728/pu.2019.4.3 EDN: UHYDKU
11. Новиков Д.А. (2011). Методология управления. Москва: Либроком. EDN: PFGVWZ
12. Нурулин Ю.Р. (2019). Корпоративные инновационные системы: принципы проектирования и управления: монография. Санкт-Петербург: Политех-Пресс. EDN: TBADPT
13. Орехова С.В., Кислицын Е.В. (2019). Совокупная производительность факторов в промышленности России: малые vs крупные предприятия // Journal of New Economy. Т. 20, № 2. С. 127-144. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-2-8 EDN: TZOXOM
14. Пилясов А.Н. (2011). Региональная инновационная система как фактор модернизации российской экономики // Социально-экономическая география - 2011: теория и практика: материалы международной научной конференции. Калининград: Ассоциация российских географов-обществоведов; Балтийский федеральный университет им. И. Канта. С. 131-138.
15. Плотников В.А. (2021). Социальная ответственность бизнеса в контексте устойчивого развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (48). С. 10-14. EDN: VCCNDC
16. Попадюк Т.Г. (2020). Концепция корпоративных инновационных систем и ее перспективы // Друкеровский вестник. № 1. С. 78-86. DOI: 10.17213/2312-6469-2020-1-78-86 EDN: XMNSIN
17. Соколова С.А., Беляев М.К., Варакина С.А. (2017). Особенности развития взаимосвязей между крупными и малыми предприятиями в современных условиях // Вестник Самарского государственного университета. № 3 (149). С. 47-52. EDN: YJTXHR
18. Татаркин А.И., Новикова К.А. (2015). Инновационный потенциал территории в поведенческих оценках населения // Экономика региона. № 3. С. 279-294. DOI: 10.17059/2015-3-23 EDN: UISFXZ
19. Ткаченко И.Н. (2022). Ценностные ориентиры устойчивого развития и их реализация в управленческих практиках // Стратегии и инструменты устойчивого развития инновационно-технологической архитектуры бизнеса: монография / И.Н. Ткаченко, Л.А. Раменская, М.В. Евсеева [и др.]; под науч. ред. И.Н. Ткаченко. Екатеринбург: УрГЭУ.
20. Ткаченко И.Н., Метелева М.А. (2021). Развитие форм организации и методов управления предпринимательской деятельностью в специфических условиях российской Арктики // Актуальные вопросы теории, методологии и практики современного предпринимательства: монография / колл. авт.: под науч. ред. И.Н. Ткаченко. Москва: Первое экономическое издательство.
21. Amit R., Glosten L., Muller E. (1993). Challenges to theory development in entrepreneurship research. Journal of Management Studies. Wiley Online Library. DOI: 10.1111/j.1467-6486.1993.tb00327.x
22. Aparicio S., Urbano D., Stenholm P. (2021). Attracting the entrepreneurial potential: A multilevel institutional approach. Technological Forecasting & Social Change, no. 168, pp. 1-13. DOI: 10.1016/j.techfore.2021.120748 EDN: KDKLHL
23. Bocken N., Geradts T. (2020). Barriers and drivers to sustainable business model innovation: Organization design and dynamic capabilities. Long Range Planning, no. 53, 101950. DOI: 10.1016/j.lrp.2019.101950 EDN: YGVFOA
24. Chaparro-Banegas N., Mas-Tur A., Roig-Tierno N. (2023). Driving research on eco-innovation systems: Crossing the boundaries of innovation systems. International Journal of Innovation Studies, vol. 7, issue 3, pp. 218-229. DOI: 10.1016/j.ijis.2023.04.004 EDN: ROVZRH
25. Fierro L., Cano R., Garcia G. (2020). Modelling of a multi-agent supply chain management system using Colored Petri Nets. Procedia Manufacturing, no. 42, pp. 288-295. DOI: 10.1016/j.promfg.2020.02.095 EDN: JBBBWY
26. Harris J. (2021). Bridging the gap between ‘Fin’ and ‘Tech’: The role of accelerator networks in emerging FinTech entrepreneurial ecosystems. Geoforum, no. 122, pp. 174-182. DOI: 10.1016/j.geoforum.2021.04.010 EDN: BGVSHT
27. Krueger N., Brazeal D. (1994). Entrepreneurial potential and potential entrepreneurs. Entrepreneurship Theory and Practice, no. 4, pp. 91-104. DOI: 10.1177/104225879401800307
28. Li X.,Wu T., Zhang H-J., Yang D-Y. (2023). National innovation systems and the achievement of sustainable development goals: Effect of knowledge-based dynamic capability. Journal of Innovation & Knowledge, no. 8, 100310. DOI: 10.1016/j.jik.2023.100310 EDN: XQRGKV
29. Menter M., Gocke L., Zeeb C., Clauss T. (2023). Disentangling the complex longitudinal relationships between business model innovation and firm performance. Journal of Business Research, no. 168, 114229. DOI: 10.1016/j.jbusres.2023.114229 EDN: VQDGKP
30. O’Connor N., Lowry P., Treiblmaier H. (2020). Interorganizational cooperation and supplier performance in high-technology supply chains. Heliyon, no. 6, e03434. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e03434 EDN: HQIJUH
31. Rijnsoever F., Eveleens Ch. (2021). Money don’t matter? How incubation experience affects start-up entrepreneurs’ resource valuation. Technovation, no. 106, 102294. DOI: 10.1016/j.technovation.2021.102294 EDN: KXIFNQ
32. Smolander K., Rossi M., Pekkola S. (2021). Heroes, contracts, cooperation, and processes: Changes in collaboration in a large enterprise systems project. Information & Management, no. 58, 103407. DOI: 10.1016/j.im.2020.103407 EDN: GHSEHK
33. Tartaruga I., Sperotto F., Carvalho L. (2023). Addressing inclusion, innovation, and sustainability challenges through the lens of economic geography: Introducing the Hierarchical Regional Innovation System. Geography and Sustainability, vol. 5, issue 1. DOI: 10.1016/j.geosus.2023.10.002 EDN: WMEKKY
34. Tkachenko I.N., Metelevа M.A. (2022). Virtual entrepreneurial networks in the Russian Arctic. Design, management, and assessment of network entrepreneurial potential. In: The Handbook of the Arctic. A Broad and Comprehensive Overview (pp. 1123-1148). Palgrave Macmillan. Springer Nature Singapore Pte Ltd. DOI: 10.1007/978-981-16-9250-5
35. Thompson J.L. (2004). The facets of the entrepreneur: Identifying entrepreneurial potential. Management Decision, vol. 42, no. 2, pp. 243-258. DOI: 10.1108/00251740410515861 EDN: EBQYMF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представители поколений Y и Z составляют существенную долю потребителей, поэтому компании вынуждены адаптировать рекламные стратегии и методы коммуникации с учетом особенностей каждого поколения. Статья направлена на выявление различий в восприятии коммерческой рекламы между поколениями Y и Z. Методологический каркас исследования представлен классической теорией маркетинга и теорией поколений. Методы исследования включают тесты на сравнение средних, линейную регрессию, а также Лассо-регрессию. Информационной базой служат результаты опроса 308 респондентов, проведенного в феврале 2023 г. и составленного с использованием метода семантического дифференциала. Результаты исследования показывают статистически значимые различия в восприятии поколениями Y и Z цветовой температуры рекламного ролика, динамичности и громкости музыки, а также дружелюбия актеров. На вероятность покупки товара обоими поколениями влияют нужность товара, цветовая температура и качество монтажа рекламного ролика, на поколение Z – смысловая нагрузка и дружелюбие актеров, а на поколение Y – эмоциональная нагрузка. Поколение Y наиболее склонно к импульсивным покупкам. Факторы, воздействующие на вероятность покупки, ранжированы в порядке убывания важности: для поколения Z – нужность товара, интерес к сюжету рекламного ролика, привлекательность актеров и эксклюзивность предложения, а для поколения Y – нужность товара, вдохновение после просмотра, глубина смысла видеоролика и эксклюзивность предложения. Результаты исследования могут быть полезны представителям маркетинговой и рекламной индустрии
В условиях кадрового дефицита и роста расходов на оплату труда для многих российских предприятий актуален поиск нематериальных методов управления персоналом. Организационно-трудовые и социально-психологические аспекты стимулирования сотрудников тесно связаны с инструментами корпоративной демографической политики. Статья направлена на анализ востребованности гибких условий труда для работников с семейными обязанностями, а также определение возможностей интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Методология работы основана на теории флексибилизации в контексте концепции корпоративной демографической политики. В ходе исследования применялись стандартные методы структурированного личного опроса, частотного анализа с проверкой гипотезы о равенстве долей с использованием критерия хи-квадрат, сравнения средних значений на базе критерия Краскела – Уоллиса. Информационную базу составили коллективные договоры и локальные нормативные акты крупнейших работодателей РФ, а также материалы социологического опроса, проведенного с июня по сентябрь 2023 г. (в анализируемой выборке – 2 804 чел.). Статистически подтверждено, что сотрудники с гибким рабочим временем более удовлетворены своей работой и жизнью по сравнению с теми, кто имеет жесткий график. Доказана востребованность гибких условий труда для лиц с родительскими обязанностями. Представлены модель и алгоритм интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Разработан перечень HR-метрик, определены потенциальные положительные эффекты такой интеграции за счет укрепления HR-бренда, повышения лояльности и вовлеченности персонала, снижения текучести кадров
Presenteeism is among the key factors that negatively affect employee efficiency and, therefore, company organizational performance. The existing measurement tools for assessing presenteeism highlight health-related issues as the main reason behind this counterproductive behaviour. On the other hand, other factors that influence modern business life and processes are omitted. The paper’s primary purpose is to develop a comprehensive measurement tool suitable for the individual and organizational multi-factor structure of presenteeism that accurately reflects the complex nature of today’s business world. Methodologically, the research is shaped within the framework of grounded theory. In the study, mixed methods research combining qualitative and quantitative methods was utilized. In this context, firstly, the authors conducted a literature review and focus group interviews with experts in the field in order to reveal the conceptual structure. We analysed the data using content analysis and then moved on to writing 18 scale items. We performed exploratory factor analysis using the SPSS program and confirmatory factor analysis using the AMOS program. As a result, we develop a four-dimensional scale for presenteeism covering work focus, stress management, social loafing, and performance. The verified multidimensional scale fills a vacuum in the literature by offering a comprehensive and dependable instrument to gauge presenteeism on organizational and individual dimensions. Among the possible avenues for further research are testing the scale in different cultural contexts and addressing the organizational causes of presenteeism
Значимое влияние развивающегося инвестиционного сообщества на устойчивость бизнеса требует ясного понимания и верного сегментирования этой аудитории. Исследование направлено на выявление устойчивых критериев внутригрупповой дифференциации оценок и восприятия качественных характеристик финансовой отчетности представителями различных функциональных групп ее пользователей для повышения результативности управления внешними коммуникациями. Методологической основой работы послужила теория стейкхолдеров. Применены методы экспертных оценок, структурно-логического и многомерного дискриминантного анализа. Информационную базу составили аутентичные данные опроса 52 представителей российской бизнес-среды о качестве корпоративной отчетной информации, проведенного в IV квартале 2020 г. В результате исследования установлены имеющие мотивационную природу статистически значимые расхождения вероятности соотнесения части участников опроса со своей функциональной группой, сформированной по формальному признаку. Определены актуальные критерии неформального деления респондентов по группам, базирующиеся на оценочных суждениях о качественных характеристиках корпоративной финансовой отчетности, включающие различия в оценках сложности стандартов отчетности и функциональности стоимостных показателей на основе концепции справедливой рыночной стоимости. Выявление критериев мотивационно-функциональной идентификации устойчивых подгрупп пользователей финансовой отчетности, образованных внутри функциональных групп, определяет научную новизну работы. Итоги исследования вносят вклад в понимание актуальных критериев групповой структуры инвестиционного сообщества как целевой аудитории корпоративной отчетности и могут использоваться для уточнения формальной функциональной классификации пользователей отчетной информации и корректировки других элементов корпоративных систем управления с целью повышения эффективности внешних коммуникаций
Меры государственной поддержки помогают преодолеть ограничения, препятствующие росту и развитию бизнеса, что особенно актуально для малых и средних предприятий (МСП). При этом важно, чтобы эти меры достигали целевых компаний и обеспечивали эффективное распределение ресурсов. Статья направлена на выявление ключевых характеристик российских МСП, влияющих на получение ими государственной поддержки. Методологической основой исследования являются теории общественного интереса, общественного выбора и концепция экономической свободы. Методом работы служит двухшаговый регрессионный анализ, в рамках которого сначала применяется модель бинарного выбора, а затем модель LASSO, позволяющая оценить содержание текстов на сайтах предприятий. Информационная база представлена обширным массивом данных о 2 176 российских предприятиях металлургической промышленности за период с 2020 по 2023 г., из которых 57 % получали государственную поддержку. Результаты первого шага оценки показали, что ключевыми факторами, связанными с вероятностью оказания господдержки, являются возраст предприятия и его размер, измеренный выручкой. На втором шаге установлено, что упоминание на сайте определенных товаров или материалов, местоположение МСП и их ориентация на иностранных стейкхолдеров существенно связаны с вероятностью государственной поддержки. Исследование предлагает инструментарий для анализа детерминант получения разных типов государственной поддержки малыми и средними предприятиями, а также подчеркивает важность такого анализа для более эффективного распределения государственных ресурсов
Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/