В данной статье анализируются объективные условия и субъективные факторы включение сленга, жаргонизмов, англицизмов в русский язык общения и мыслеречевой деятельности студентов гуманитарных специальностей, а также возможности культуры студенческих коллективов на минимизацию и исключения из речи студентов этих «нововведений». В работе проведена классификация причин возникновения и включения в русскую речь студентов, в их общение друг с другом и преподавателями сленга, жаргонизмов, англицизмов, уточнены возможности культуры студенческих коллективов в деле минимизации и исключения из языка студентов этих «нововведений», оценены способы и средства через которые и посредством которых можно в образовательном процессе формировать в студенческих группах соответствующую культуры коллектива, обоснован вариант использования культуры студенческих коллективов в деле использования в образовании студентов речи, которая была бы чистой, понятной, интересной и для студентов, и для преподавателей.
Идентификаторы и классификаторы
Традиционный субъективный фактор — это проблема отцов и детей. Молодежь практически всегда имеет свои взгляды на «реальное» бытие, в том числе и на функции используемого ими языка в своей речи. В какой-то мере это обусловливается тем, что молодые люди, переходя из мира детства в мир взрослый, находятся как бы между этими мирами. Процесс социализации подрастающего поколения проявляется в разных формах, средствах и способах. Одним из них являются языковые протесты. «Материалом» для таких протестов становится все нетрадиционное, что не воспринимается взрослыми в обществе, все, что отвергается традиционными укладом, содержанием языка общества. К такому «материалу» следует отнести: речь музыкальных фанатов; лексику приглашаемых на музыкальное телевидение авторов; компьютерный жаргон; городское «просторечие» и так далее. А этот «материал» предполагает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, сленга, англицизмов [8, с. 132]. В этой системе ценностей есть вызов благополучной жизни, неприятию общества вообще, его образцам бытия. Из этого протеста формируются такие высказывания как: «улет», «отпад», «депрессняк», «ботаник», «мани» (от английского слова money — деньги), «баксы», «бабки», «колбасит» и так далее. По своему содержанию — это атавистический примитивизм [3, с. 19-21].
Список литературы
1. Аверюшкин А.Н. Можно ли воспитать общество? Большевики и культура в период становления советского государства [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2022. Том 9. № 4. С. 52-59. DOI: 10.17759/langt.2022090406 EDN: DBLYPL
Averyushkin A.N. Can Society Be Educated? Bolsheviks and Culture during the Formation of the Soviet State [Elektronnyi resurs]. Âzyk i tekst = Language and Text, 2022. Vol. 9, no. 4, pp. 52-59. DOI: 10.17759/langt.2022090406 EDN: DBLYPL
2. Аверюшкин А.Н., Канель И.В. Триада “философия культуры - психология - лингвистика”: концепция Бронислава Малиновского в аспекте интердисциплинаризма [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2023. Том 10. № 2. С. 57-64. DOI: 10.17759/langt.2023100205 EDN: LXUKCL
Averyushkin A.N., Kanel I.V. Philosophy of Culture - Psychology - Linguistics Triad: Bronisław Malinowski’s Conception as regards Interdisciplinarity [Elektronnyi resurs]. Âzyk i tekst = Language and Text, 2023. Vol. 10, no. 2, pp. 57-64. DOI: 10.17759/langt.2023100205 EDN: LXUKCL
3. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: (Стилистика декодирования): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Иностр. яз”. 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. 300 с.
Arnol’d I.V. Stilistika sovremennogo angliiskogo yazyka: (Stilistika dekodirovaniya): Ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov po spets. “Inostr. yaz” [Stylistics of Modern English: (Decoding Stylistics): Textbook for students of pedagogical institutes on speciality “Foreign language”]. 3rd ed. Moscow: Prosveshchenie, 2010. 300 p.
4. Борзиева З.М. Значение и основные принципы коллективного воспитания в социализации личности / З. М. Борзиева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 34 (324). С. 127-128. EDN: APPSKF
Borzieva Z.M. Znachenie i osnovnye printsipy kollektivnogo vospitaniya v sotsializatsii lichnosti [The significance and basic principles of collective education in the socialisation of the individual]. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2020. № 34 (324), pp. 127-128.
5. Дергачева И.В. “А мне Россия нужна..”.: мысли Ф.М. Достоевского о Родине [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 4. С. 9-13. DOI: 10.17759/langt.2018050402 EDN: PIMUJD
Dergacheva I.V. “And I need Russia..”.: thoughts of F.M. Dostoevsky about the motherland [Elektronnyi resurs]. Âzyk i tekst = Language and Text, 2018. Vol. 5, no. 4, pp. 9-13. DOI: 10.17759/langt.2018050402 EDN: PIMUJD
6. Донцов А.И. Психология коллектива: Методол. пробл. исслед. [Учеб. пособие для вузов по спец. “Психология”] / А.И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1984. 208 с.
Dontsov A.I. Psikhologiya kollektiva: Metodol. probl. issled. [Ucheb. posobie dlya vuzov po spets. “Psikhologiya”] [Psychology of the collective: Methodological problems of research. [Textbook for universities on speciality “Psychology”].]. A.I. Dontsov. Moscow: Publ. MGU, 1984. 208 p.
7. Заболоцкий Н. “На закате” // Николай Заболоцкий. Стихотворения. Поэтическая Россия. М.: Советская Россия, 1985. 302 с.
Zabolotskii N. “Na zakate” [At sunset]. In: Nikolai Zabolotskii. Stikhotvoreniya. Poeticheskaya Rossiya. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1985. 302 p.
8. Захаров А.О. Образование в эпоху маргинализма: отчуждение знания // Вопросы философии. 2021. № 12. С. 131-137. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-12-131-137 EDN: GPAGQW
Zakharov A.O. Obrazovanie v epokhu marginalizma: otchuzhdenie znaniya [Education in an era of marginalisation: the alienation of knowledge]. Voprosy filosofii = Questions of Philosophy. 2021. № 12, pp. 131-137. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-12-131-137 EDN: GPAGQW
9. Зенкевич И.В., Михайлова А.Е. Учебный процесс в современном ВУЗе: массовая культура и критическое мышление [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2014. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n3/72256 (дата обращения: 14.06.2024). EDN: TBHJOT
Zenkevich I.V., Mikhailova A.E. The educational process in the modern University: mass culture and critical thinking [Elektronnyi resurs]. Âzyk i tekst = Language and Text, 2014. Vol. 1, no. 3. EDN: TBHJOT
10. Зенкевич И.В. Россия в учебниках русского языка для американцев: лексический аспект [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2023. Том 10. № 3. С. 98-107. DOI: 10.17759/langt.2023100310 EDN: YHALFL
Zenkevich I.V. Russia in Russian Language Textbooks for Americans: Lexical Aspect [Elektronnyi resurs]. Âzyk i tekst = Language and Text, 2023. Vol. 10, no. 3, pp. 98-107. DOI: 10.17759/langt.2023100310 EDN: YHALFL
11. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. М.: Изд-во МГУ, 1991. 205 с.
Krichevskii R.L. Psikhologiya maloi gruppy: teoreticheskii i prikladnoi aspekty [Small group psychology: theoretical and applied aspects]. R.L. Krichevskii, E.M. Dubovskaya. Moscow: Publ. MGU, 1991. 205 p.
12. Психология малой группы: структура, динамика, организация. Кострома, 2011. 369 с.
Psikhologiya maloi gruppy: struktura, dinamika, organizatsiya [Small group psychology: structure, dynamics, organization]. Kostroma, 2011. 369 p.
13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр “Академия”. Высшая школа, 2019. 512 с.
Petrovskii A.V., Yaroshevskii M.G. Psikhologiya: Uchebnik dlya stud vyssh. ped. ucheb, zavedenii [Psychology: Textbook for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions]. 2nd ed., stereotype. Moscow: Izdatel’skii tsentr “Akademiya”. Vysshaya shkola, 2019. 512 p.
14. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
Makarenko A.S. Nekotorye vyvody iz moego pedagogicheskogo opyta [Some conclusions from my teaching experience]. In: Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: V 8-mi t. T. 4. Moscow: Pedagogika, 1984. 400 p.
15. Махмудова С.М., Зенкевич И.В. Инклюзивное образование в условиях цифровизации учебной деятельности [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2020. Том 7. № 4. С. 92-98. DOI: 10.17759/langt.2020070407 EDN: DNGLQH
Makhmudova S.M., Zenkevich I.V. Inclusive Education in the Context of Digitalization of Training Activity [Elektronnyi resurs]. Âzyk i tekst = Language and Text, 2020. Vol. 7, no. 4, pp. 92-98. DOI: 10.17759/langt.2020070407 EDN: DNGLQH
16. Михалкин Н.В. Информация, язык, мышление обучаемого в структуре методологии организации практико-ориентированного образования в вузе [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2020. Том 7. № 2. С. 38-53. DOI: 10.17759/langt.2020070205 EDN: IKHNPA
Mikhalkin N.V. Information, Language, Thinking of the Student in the Structure of the Methodology of the Organization of Practice-Oriented Education at the University [Elektronnyi resurs]. Âzyk i tekst = Language and Text, 2020. Vol. 7, no. 2, pp. 38-53. DOI: 10.17759/langt.2020070205 EDN: IKHNPA
17. Мурадян А.А. Влияние пандемии COVID-19 на образовательные процессы // Национальные языки и культуры: мышление и понимание в условиях глобализации: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Армавир, 30 ноября 2021 года. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2022. С. 163-167. EDN: CQAGXX
Muradyan A.A. Vliyanie pandemii COVID-19 na obrazovatel’nye protsessy [Impact of the COVID-19 pandemic on educational processes]. Natsional’nye yazyki i kul’tury: myshlenie i ponimanie v usloviyakh globalizatsii: sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Armavir, 30 noyabrya 2021 goda [National languages and cultures: thinking and understanding in the conditions of globalisation: collection of articles of the All-Russian scientific-practical conference, Armavir, 30 November 2021]. Armavir: Armavirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2022, pp. 163-167. EDN: CQAGXX
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 563. EDN: YXGBWP
Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Basics of general psychology]. Moscow, 1946, p. 563.
19. Симонова С.А. Эволюция роли библиотеки в контексте сохранения национальных языков [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2024. Том 11. № 1. С. 86-96. DOI: 10.17759/langt.2024110108 EDN: TSOLLA
Simonova S.A. Evolution of the Role of the Library in the Context of Preservating National Languages [Elektronnyi resurs]. Âzyk i tekst = Language and Text, 2024. Vol. 11, no. 1, pp. 86-96. DOI: 10.17759/langt.2024110108 EDN: TSOLLA
20. Снегирев Ф.В. К вопросу об определении понятия “сленг” // Молодой ученый. 2018. № 9. С. 199-202. EDN: YRERCW
Snegirev F.V. K voprosu ob opredelenii ponyatiya “sleng” [On the definition of slang]. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2018. № 9, pp. 199-202. EDN: YRERCW
21. Суворова Н.Н., Дрофа С.Ю. Причины употребления современной молодежью сленга как варианта русского нелитературного языка // Филология: научные исследования. 2019. № 1. С. 216-222. EDN: HPZEPQ
Suvorova N.N., Drofa S.Yu. Prichiny upotrebleniya sovremennoi molodezh’yu slenga kak varianta russkogo neliteraturnogo yazyka [Reasons for the use of slang as a variant of Russian non-literary language by modern youth]. Filologiya: nauchnye issledovaniya = Philology: scientific research. 2019. № 1, pp. 216-222.
22. Тлеужанова А.К. Особенности студенческого жаргона / А.К. Тлеужанова. - Текст: непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 114-118. EDN: TRDVDB
Tleuzhanova A.K. Osobennosti studencheskogo zhargona [Features of student jargon]. Filologiya i lingvistika v sovremennom obshchestve: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, noyabr’ 2014 g.) [Philology and Linguistics in Modern Society: Proceedings of the III International Scientific Conference (Moscow, November 2014)]. Moscow: Buki-Vedi, 2014, pp. 114-118.
23. Федеральный Закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Ст. 2, часть 26.
Federal’nyi Zakon “Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii” ot 29.12.2012 № 273-FZ. St. 2, chast’ 26 [Federal Law “On Education in the Russian Federation” of 29.12.2012 No. 273-FZ. Art. 2, part 26].
24. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru›acts/bank/48502 (дата обращения: 14.06.2024).
Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809 “Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostei” [Elektronnyi resurs] [Presidential Decree No. 809 of 9 November 2022 “On Approval of the Principles of State Policy for Preserving and Strengthening Traditional Russian Spiritual and Moral Values”]. Available at: http://kremlin.ru›acts/bank/48502 (Accessed: 14.06.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматриваются особенности учебных креолизованных текстов для иностранных обучающихся, с помощью которых раскрывается специфика функционирования концепта «ГОРОД». Исследование опирается на научные труды известных ученых, посвященные природе концепта. На основе анализа словарных статей было описано ядро концепта «ГОРОД», а также рассмотрены его особенности в рамках русской национальной картины мира. Системно изучены вербальные и невербальные компоненты креолизации, репрезентирующие концепт «ГОРОД» в учебных изданиях по русскому языку как иностранному. Разработана и охарактеризована самостоятельная классификация тематических групп, элементами которых транслируется концепт «ГОРОД» в анализируемом дидактическом материале. На основе метода подсчета были выявлены наиболее частотные лексемы-репрезентанты данного концепта. Исследована специфика раскрытия концепта «ГОРОД» в различных текстах.
На материале произведений И. А. Бунина в статье анализируются темпоральные конструкции, в состав которых входят наименования праздников. Цель исследования - выявить структурно-семантические особенности обозначенных темпоральных единиц и их функционирование в бунинских текстах. В работе использован метод сплошной выборки языкового материала, который помогает получить наиболее объективные результаты исследования. Применены методы наблюдения, обобщения и интерпретации. В результате проведенного исследования выявлено количественное соотношение относительных темпоральных синтаксем и относительных темпоральных субстантивных оборотов с лексемами-наименованиями праздников. Статистические данные представлены в виде диаграмм. Доказано, что в анализируемых темпоральных конструкциях чаще используются первообразные предлоги, репрезентирующие предшествование или совпадение с обозначенным временем. Особенности употребления темпоральных конструкций с наименованиями праздников находят отражение в идиостиле И. А. Бунина.
В статье рассматривается зримый образ и скрытый смысл в детской иллюстрации на примере сравнения рисунков художников разного периода XX - начала XXI вв.: В. С. Алфеевского, Н. К. Гольц и В. Э. Ерко к сказочной повести датского писателя Х. К. Андерсена «Снежная королева» (история третья «Цветник женщины, умевшей колдовать»). Главная идея детской иллюстрации как визуального материала для рационального анализа заключается в соотношении живописной материи и возможностей вербальной интерпретации сюжетов и мотивов. Целью работы стало выявление скрытого смысла в визуальном образе детской иллюстрации. Материалом для анализа стали рисунки художников, а также сам текст произведения. Доказано, что детская иллюстрация - это синтез искусств, в котором зрительное пространственное искусство изображает ту же идею, что и словесное, но делает это другими средствами: цветом, светом, объемом, композицией, пространством, линией, фактурой и т. д. Живописная (материальная) метафора через диалогический строй (автор-художник-читатель) влияет на восприятие и понимание смысла художественного произведения и авторского замысла. Новизна исследования видится в расширении представлений о синтезе зрительного образа и вербального в восприятии художественного произведения.
Статья посвящена анализу интертекстуальных связей рассказа «Темные аллеи» с библейскими текстами - книгой Иова, книгой Экклезиаст, повестью А. И. Куприна «Суламифь». Цитата из книги Иова анализируется в библейском контексте, который ставит вопрос о покаянии героя рассказа Николая Алексеевича. Внимательный анализ цитаты из книги Иова позволяет предложить новое понимание выбора автором имени героини Надежда. Аллюзия на повесть А. И. Куприна «Суламифь» также дает возможность обратиться к библейскому контексту рассказа - книги Экклезиаст. Интертекстуальные связи рассказа с библейскими ветхозаветными книгами предлагают пути для объяснения вероятного духовного подтекста рассказа, в котором звучит тема несостоявшегося покаяния главного героя, обусловливающего его несчастье и безнадежность.
В статье рассмотрены разные виды вокативов, которые выполняют в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ряд значимых функций. Установлено, что они не только служат средством номинации и идентификации адресата, но и выполняют не менее важные функции - социально-регулятивную и эмотивную. Выявлено, что нейтральные, характерологические и иронические обращения создают речевой портрет говорящего, дают оценку героям произведения, указывают на их социальный статус, характеризуют действия, поступки, раскрывают внутренний мир, демонстрируют отношения между коммуникантами.
Образ персонажа в литературном тексте реализуется набором различных средств, и не только описание физических качеств может наделять действующие лица характеристиками. Пространственные и временные показатели определяют, как «существует» персонаж в вымышленном мире, и накладывают на него отпечаток создаваемого автором повествования, эпохи и смены событий. На примере персонажа (совести) из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина показывается, как синтаксические конструкции формируют пространство, время и облик персонажа.
Для понимания семантики отдельных фразеологических единиц рутульского языка, способов переноса значения в них необходимо привлекать материал его субстандартных единиц и языков лезгинской группы, что в дальнейшем будет способствовать решению проблем сравнительной фразеологии языков лезгинской группы. Исчерпывающее описание диалектной фразеологии как специфического пласта лексикологии представляет ценность для освещения истории эволюции механизма фразообразования рутульского языка, в составе которого выявляются пять диалектов: мухадский, лежащий в основе формируемого литературного языка, борчинско-хновский, ихрекский, мюхрекский и шиназский. Отличия диалектной фразеологии от общенародной в сфере культурных компонентов семантики, в характере экспрессивности, в основе которой - специфическая образность, средства оценочности и уровень эмотивности, не позволяют применять стандартные методики, алгоритм которых в науке устоялся, для их семантической интерпретации.
В VIII в. до н. э. израэлиты были изгнаны из северного Израиля ассирийцами, как считают историки, некоторые в Мидию (Армению). Позже, в VI в. до н. э., южное колено Израиля, иуды («евреи»), было изгнано вавилонянами, позднее многие из них мигрировали и в регионы Кавказа. О пребывании евреев на Кавказе в научной и научно-популярной литературе имеются многочисленные упоминания, что заставляет ожидать, что в кавказских языках могли и должны были сохраниться свидетельства ареальных связей. Однако проблема поиска гебраизмов и лексических свидетельств влияния одного языка на другой осложняется тем, что с VII в. н. э. в кавказские языки проникают арабские заимствования вместе с религией, а так как арабский и иврит являются родственными языками, становится сложнее установить, из какого языка (иврита или арабского) в кавказские проникает термин. Настоящее исследование посвящено анализу арабских и древнееврейских заимствований в кавказских языках. Использованные в работе сравнительно-исторический и этимологический методы исследования помогут, на наш взгляд, определить принадлежность некоторых лексических единиц в дагестанских языках, входящих в иберийско-кавказскую семью языков.
Статья посвящена лингвокреативным особенностям языка СМИ. Автором проанализированы приемы языковой игры, основанные на эрративном словотворчестве и ономатопее. Выявлено, что использование подобных лексических единиц усиливает коммуникативное воздействие на аудиторию и аттракцию. Использовались методы наблюдения, словообразовательного и стилистического анализа, критический анализ медиадискурса, нацеленной выборки окказиональных единиц, эрративов, описательный. В качестве результата исследования представлены типы ономатопеических окказиональных единиц как лингвокреативного текстообразующего средства, в их числе охарактеризованы эрративы. Установлены функции этих единиц в программе про жизнь столичного кота Бублика на канале «Москва 24».
Долгие века история древнейшего государства Восточного Кавказа была предана забвению, не было никаких исследований Кавказской Албании, никаких упоминаний о том, что у албан была своя письменность, что царь Албании чуть ли не первым в мире принимает христианство в качестве официальной религии, хотя об этой стране писали еще греко-римские источники (Страбон, Плутарх, Плиний Старший, Арриан и др. Истории известны войны Албании с Помпеем, Траяном и Александром Македонским. Однако история Кавказской Албании не может уйти в небытие, так как монументальные памятники архитектуры еще стоят в современном Азербайджане, Карабахе, в Эретии и Дагестане. Наша работа будет посвящена анализу некоторых письменных источников и артефактов, содержащих надписи на албанском языке.
Актуальность проведенного исследования обусловлена существенным практическим и теоретическим интересом к имплицитности, в частности к функционированию имплицитных обещаний в русском политическом дискурсе. В статье представлены результаты эксперимента, проведенного автором в 2023-2024 гг. с целью выявления лингвистических характеристик имплицитного политического обещания на русском языке, описания и оценки влияния полимодальности на восприятие промиссивного текстотипа аудиторией. Для достижения поставленной цели были использованы методы сплошной компьютерной выборки, анкетирования и критического дискурс-анализа, которые позволили выявить лексические маркеры реализации интенции обещания в имплицитном виде в русском политическом дискурсе, а также описать влияние полимодальности на перлокуцию обещания. Выборка исследования включала мини-тексты с ведущей промиссивной интенцией, отобранные за период с 1998 по 2024 год.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/