В статье представлены новые, ранее неизвестные, сведения из истории открытия знаменитого боспорского склепа «Сорака». Благодаря небольшой публикации в одном из майских номеров 1890 г. «Полицейского листка Керчь-Еникальского градоначальства» под авторством К. Г. Касцова и последующим действиям директора Керченского музея древностей Ф. И. Гросса исследованием занялся Ю. А. Кулаковский, сделавший впоследствии большой доклад на IX Археологическом съезде 1893 г. Были начаты активные исследования расписных склепов и их публикации, которые прервала Первая мировая война и последующие революционные события. Что примечательно, едва ли не сразу Ю. А. Кулаковский попытался принять меры к сохранению расписных склепов и их музеефикации. Однако эта задача так и осталась не осуществленной до сих пор.
Археологические и письменные источники свидетельствуют о том, что нефть на Керченском полуострове добывали в местах ее естественного выхода на поверхность на протяжении всего средневековья. Некоторые из этих источников упомянули путешественники и ученые конца XVIII - первой половины XIX вв. Однако в каких из них добывали нефть в средневековый период установить невозможно. Извлекали ее примитивными способами, поэтому на археологическом материале следы этого промысла в окрестностях нефтяных источников зафиксировать вряд ли когда удастся. Капитальных сооружений, за исключением неглубоких ям и колодцев не возводили, к тому же собирали нефть периодически по мере накопления на поверхности. Что касается торговли нефтью, ее добывавшийся объем, скорее всего, вполне обеспечивал потребности внутреннего рынка (Крым и Таманский полуостров). Однако мог ли он покрыть экспортные запросы, этот вопрос остается предметом дискуссии.
В статье проанализирован наконечник ножен меча, происходящий из раскопок, проводившихся в 2020 г., в северо-восточной части Керчи на территории античного некрополя. Бутероль относится к типу IIIb2-Каинов цельнолитых медных наконечников ножен мечей, происхождение которых связывается с так называемыми парадными составными высокими наконечниками ножен мечей конца X - начала XI в., производство которых локализуется и в южной, и в северной частях Древнерусского государства. Находка подтверждает вывод о том, что наконечники типа IIIb2, как и их прототипы, производились на территории Древней Руси не ранее первой половины XI в., а их находки за пределами государства (Таврика, Болгар в Поволжье, Венгрия и Румыния) являются свидетельством торговых или военных операций. В статье анализируется также весь комплекс археологических находок из раскопок 2020 г., представленный скандинавской бутеролью, нательным крестиком норманнского типа и тамгообразными знаками на стенках дромоса Царского кургана, которые находят аналогии только среди так называемых «знаков Рюриковичей». Все они свидетельствуют о пребывании древнерусских и скандинавских воинов на территории Боспора. Однако выводы о политической подчиненности восточного Крыма и Боспора Тмутараканскому княжеству на основании приведенных данных не могут быть аргументированы. Ввиду отсутствия узких хронологических рамок бытования анализируемых вещей, их находки, вероятнее всего, являются свидетельством постоянных торговых и культурных связей двух территорий.