Такие явления, как противодействие реальному получению знаний другими субъектами и «троянское» (т. е. обманное) обучение, выгодное лишь его организатору, представляют собой актуальную проблему в различных областях. В ее развитии все более важную роль играют компьютерные технологии. Они используются на разных уровнях: от межкомпьютерного взаимодействия, когда системы машинного обучения испытывают атаки «отравляющими» обучающими примерами, до проектирования сложной социальной инженерии при мошенничествах. В статье дается анализ некоторых аспектов этой фундаментальной проблемы. В рамках проведенного недавно эмпирического исследования в данной работе представлена методика изучения того, как люди помогают или мешают обучению в соревновательной видеоигре. Методика перспективна в отношении дальнейшего изучения темы, например, для исследования связей особенностей изобретаемых стратегий и познавательных и личностных характеристик участников, возможностей создания других методик на ее основе и т. д. В целом можно полагать, что развитие технологий будет и дальше вносить существенный вклад, в том числе с непредсказуемыми последствиями, в переплетение двух фундаментальных типов взаимодействий: а) помощи обучению и развитию и б) противодействия им.
В статье излагаются результаты эмпирического исследования особенностей «троянского обучения» и описывается их связь с коэффициентом интеллекта и личностными чертами. В качестве основного показателя для количественного анализа особенностей троянского обучения были взяты стратегии «троянского обучения». Актуальность исследования заключается как в возможностях теоретического обогащения существующих моделей «троянского обучения», так и в более прикладном аспекте – в сфере образования и управления персоналом. Теоретическое дополнение состоит в возможности включения ряда дополнительных переменных (отрицательная связь с высоким IQ, доброжелательность и добросовестность), непосредственно связанных с выбором количества стратегий, и в дальнейшей разработке способов проверки успешности «троянского обучения». В роли важного прикладного аспекта выступает создание диагностического инструментария, который мог бы выступать дополнительным способом обнаружения склонности человека к созданию условий для «троянского обучения».
Целью исследования выступает изучение характерных черт «троянского обучения» и их связи с коэффициентом интеллекта и
личностными особенностями: а) выраженностью познавательной потребности (Need for Cognitive); б) темной тетрадой (Dark Tetrad); в) 6-факторной моделью черт личности «HEXACO».
В процессе сбора данных использовались следующие психодиагностические методы: «Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена»; «Шкалы потребности в познании»; «Темная тетрада»; Internet Gaming Disorder. В экспериментальной части исследования для сбора данных применялся конструктор в видеоигровой среде «TrackMania Nations Forever». Для анализа полученных данных использовались качественные (анализ продуктов деятельности) и количественные методы (описательные статистики, тест проверки нормальности распределения Шапиро-Уилк; корреляционный анализ Спирмена). Выборку исследования составляют 36 человек (16 женщин и 20 мужчин). Средний возраст – 20 лет.
В результате исследования была установлена отрицательная связь коэффициента интеллекта и количества используемых стратегий «троянского обучения». Также обнаружена положительная связь «добросовестности» и коэффициента интеллекта и отрицательная связь «доброжелательности» и коэффициента интеллекта.
Выдвигается несколько возможных интерпретацией полученных результатов, каждая из которых требует дополнительного исследования. Обозначаются перспективы дальнейших исследований в области «троянского обучения», а также предлагается способ оценки успешности троянского обучения.