Архив статей журнала
Статья представляет обзор исследований креолизованных текстов, которые проводились учеными Московской психолингвистической школы в течение 40 лет. В фокусе внимания исследователей находятся проблемы смыслового восприятия креолизованного текста. Уже самые первые исследования показали, что реципиенты воспринимают расположенные в одном зрительном поле вербальный текст и иллюстрацию как связанные друг с другом, то есть, как креолизованный текст. Его основное отличие от простого сочетания компонентов заключается в том, что креолизованный текст обладает свойством эмерджентности, что не позволяет рассматривать его восприятие как суммарное восприятие текста и изображения. Все исследования по этоиD проблеме проводятся экспериментальным путем. Было установлено, что отдельная оставляющая креолизованного текста воспринимается во взаимосвязи с другими составляющими. За время исследования креолизованных текстов по разным аспектам этой проблематики было защищено несколько диссертаций, проведены работы в рамках гранта РФФИ. Результаты показывают, что с определенной степенью вероятности можно прогнозировать воздействие креолизованного текста с заданными параметрами. При обработке результатов экспериментов составляется перечень параметров креолизованных текстов, которые влияют на их смысловое восприятие, замеряется воздейственный потенциал этих параметров, обнаруживается их взаимосвязь.