Архив статей журнала
В современных условиях возрастает актуальность создания условий для раскрытия потенциала молодежи и развития ее талантов. Самореализация молодых людей рассматривается как ключевой элемент успешного развития страны, требующий особого внимания и поддержки со стороны государства и общества. Помимо этого, самореализация молодежи, являясь важным элементом общей удовлетворенности социальной жизнью, способствует формированию человеческого капитала территории. И как результат реализации жизненных стратегий, самореализация может быть отнесена к индикаторам качества жизни молодого человека. Цель статьи - рассмотреть вопросы самореализации молодежи с позиции жизненных стратегий, возможностей и поддержки со стороны институтов социализации.
Методы исследования. В статье представлены результаты мониторинга социальных стратегий молодежи (2024 год, N=5847), проведенного в Белгородской области. Данные исследования демонстрируют волновую динамику в показателях самореализационных диспозиций молодежи, что может быть обусловлено сменой генераций в исследованиях, а также акцентами национальных политик, влияющих на социализационные условия.
Результаты. Выявлен приоритет сфер самореализации - на первом месте зафиксирована самореализация в семье и профессии. Обозначены риски, связанные с выявленным воспроизводством неравенства в вопросах самореализации для социально уязвимых групп молодежи, особенно в отношении молодежи с низким уровнем экономического дохода. Обсуждение. Обеспечение условий для самореализации молодых людей отражает стремление к формированию активного и компетентного поколения, способного внести значимый вклад в будущее России. В этой связи становится важным осуществлять мониторинг самореализационных диспозиций и жизненных планов молодежи, формировать прогноз возможной трансформации ее ценностей и вероятности реализации задач национальных проектов и программ. Реализация национальных целей развития напрямую связана с созданием благоприятной среды для личностного и профессионального роста молодых людей. Поэтому в процессе реализации государственной молодежной политики следует создать новую модель социальной мобильности, а также предложить и обеспечить работу действенных социальных лифтов.