Статьи в выпуске: 7
В современных условиях возрастает актуальность создания условий для раскрытия потенциала молодежи и развития ее талантов. Самореализация молодых людей рассматривается как ключевой элемент успешного развития страны, требующий особого внимания и поддержки со стороны государства и общества. Помимо этого, самореализация молодежи, являясь важным элементом общей удовлетворенности социальной жизнью, способствует формированию человеческого капитала территории. И как результат реализации жизненных стратегий, самореализация может быть отнесена к индикаторам качества жизни молодого человека. Цель статьи - рассмотреть вопросы самореализации молодежи с позиции жизненных стратегий, возможностей и поддержки со стороны институтов социализации.
Методы исследования. В статье представлены результаты мониторинга социальных стратегий молодежи (2024 год, N=5847), проведенного в Белгородской области. Данные исследования демонстрируют волновую динамику в показателях самореализационных диспозиций молодежи, что может быть обусловлено сменой генераций в исследованиях, а также акцентами национальных политик, влияющих на социализационные условия.
Результаты. Выявлен приоритет сфер самореализации - на первом месте зафиксирована самореализация в семье и профессии. Обозначены риски, связанные с выявленным воспроизводством неравенства в вопросах самореализации для социально уязвимых групп молодежи, особенно в отношении молодежи с низким уровнем экономического дохода. Обсуждение. Обеспечение условий для самореализации молодых людей отражает стремление к формированию активного и компетентного поколения, способного внести значимый вклад в будущее России. В этой связи становится важным осуществлять мониторинг самореализационных диспозиций и жизненных планов молодежи, формировать прогноз возможной трансформации ее ценностей и вероятности реализации задач национальных проектов и программ. Реализация национальных целей развития напрямую связана с созданием благоприятной среды для личностного и профессионального роста молодых людей. Поэтому в процессе реализации государственной молодежной политики следует создать новую модель социальной мобильности, а также предложить и обеспечить работу действенных социальных лифтов.
Цель статьи - представить эмпирически подтвержденные возможности эксперимента с применением проективных техник по корректировке стратегии планирования горизонта будущего россиянами в контексте новой геополитической реальности и возрастания внешнего деструктивного информационного воздействия. Для реализации диагностического этапа эксперимента было применено мультимодальное моделирование, включающее создание участниками эксперимента модели будущего России средствами ассоциативных метафорических карт и песочного игрового моделирования. Верификация результатов проективной диагностики осуществлялась с применением окулометрии и полиграфологии. Результатом диагностической стадии эксперимента стало выявление проблемных зон в представлениях о будущем развитии страны в условиях внешних вызовов. Продуктом формирующей части эксперимента стало подтверждение эффективности возможностей мультимодального моделирования в корректировке образа будущего РФ. Целью корректировки являются преодоление низкого уровня субъектности, социальной ответственности в формировании представлений российских граждан о желаемом будущем, а также повышение согласованности установок на персональное будущее с целями социального развития российского государства. Результаты исследования позволили обосновать меры по содержательному наполнению информационных потоков, нацеленных на формирование конструктивной и активно-позитивной стратегии планирования будущего российскими пользователями новых медиа.
Цель - рассмотреть характерные закономерности и тренды в исследованиях разных форм социальности. В первой части статьи описана теоретическая концепция, рассматривающая традиционные формы социальности, образуемые институтами и интеракциями, а также новые формы социальности, складывающиеся из сетей и потоков. Во второй части статьи представлен библиометрический анализ представления исследователями социальной реальности в терминах различных форм социальности - «институтов», «интеракций», «сетей» и «потоков».
Методы исследования. Всего проанализировано более трехсот тысяч публикаций в электронной библиотеке за последние пятьдесят лет. Этот анализ показал рост внимания к исследованиям новых форм социальности - сетевых и потоковых структур. Во-первых, исследование институциональных структур и рассмотрение общества как системы институтов было и остается доминирующей метапарадигмой, но ее доля в общем числе публикаций, а значит и активность исследований в этом направлении снижается. Во-вторых, проблематика взаимодействия как основания социальности и интеракционного конструирования общества до середины 90-х исследуется на порядок реже, чем проблематика институционального строения общества. Однако с началом нового века публикаций об интеракционной социальности становится значительно больше, их уже не в 8-10 раз, а лишь вдвое меньше, чем публикаций, ориентированных на институциональную социальность. В-третьих, публикации по проблемам сетевого общества, цифровизации и виртуализации социальной жизни активизируются в последние 15 лет, общее число таких публикаций практически сравнялось с количеством публикаций по проблемам интеракционной природы общества. В-четвертых, число публикаций, тематически направленных на метапарадигму потокового общества, включая изучение различных форм мобильности, быстро нарастает с начала 2000-х гг. На основе анализа данных тематических трендов сделан вывод о перспективности исследований новых форм социальности и об актуальности изучения общей конфигурации традиционных и новых форм, взаимосвязи которых образуют в условиях цифровизации дополненную социальную реальность.
Цель статьи - представить системный и разноплановый анализ государственной промышленной политики для разработки эффективной стратегии преодоления технологического и индустриального отставания современной России. Областью исследования выступают государственное управление и отраслевые политики. Предмет исследования - содержательная сторона концептов промышленной политики, дающих основания для её коррекции с учётом возможностей и ресурсов, находящихся в распоряжении федерального центра и регионов Российской Федерации. Результаты исследования. Авторами представлен политологический анализ основных концептов промышленной политики, включая промышленную систему, дефиниции государства и государственного управления отраслями и сферами, категории деиндустриализации и промышленной разрухи, определения технологического суверенитета и национальной безопасности страны, а также механизмы и инструменты доминантной отраслевой политики. Констатируется понимание органами власти и управления императива технологического суверенитета, а также принятие к настоящему моменту комплекса мер по реиндустриализации и новой индустриализации в стране. Подчёркивается настоятельная потребность для органов публичной власти, совместно с научным и экспертным сообществом, в прогнозировании рисков и угроз развития промышленного комплекса, а также необходимость выбрать оптимальные стратегии его устойчивого и сбалансированного роста. В статье также концептуализирован кластер научных понятий и категорий, связанных с промышленной политикой. Это дает основания и методологическую базу для выработки оптимального алгоритма реализации государственной политики РФ в промышленном комплексе на федеральном и региональном уровнях с расчетом на достижение национального технологического суверенитета.
Целью исследования является выявление направленности и политико-управленческих эффектов изменений в порядке и характере процесса формирования кадрового корпуса руководителей административных центров субъектов Российской Федерации. В качестве предмета анализа выступает порядок наделения полномочиями глав региональных столиц областей Центрально-Чернозёмного экономического района (ЦЧР), а также руководителей исполнительной власти указанных городов. Методологической основой исследования заявлены неоинституциональный и сравнительный подходы. Автором осуществлён анализ процесса сменяемости глав городских столиц регионов ЦЧР, изучены их биографии, траектории карьерного роста и профессионального развития. Результаты исследования. Установлено, что изменения порядка наделения полномочиями глав городов связаны с институциональной трансформацией местного самоуправления в России. Вслед за введением в действие законодательства о местном самоуправлении 2003 года (ФЗ-131) в административных центрах трёх из пяти регионов Центрального Черноземья (Белгород, Курск, Тамбов) была закреплена модель управления, в которой глава администрации нанимался представительным органом после конкурсного отбора претендентов. В городах Воронеже и Липецке сохранялись прямые выборы глав муниципалитетов населением. В 2014-2015 годах в рамках «малой» муниципальной реформы субъектам РФ было предоставлено право императивно определять характер наделения полномочиями глав городских округов. Одновременно была расширена «линейка» вариантов избрания главы муниципального образования. После этого все административные центры областей Центрального Черноземья перешли к вариантам, где главу города (либо главу администрации, работающего по контракту) наделяют полномочиями депутаты представительного органа. Соответствующий порядок укрепляет политико-административный контроль региональной власти над муниципалитетами. Параллельно в рамках новой кадровой политики федерального центра начата подготовка кадрового резерва руководителей городов. Вкупе с утвердившимися практиками наделения полномочиями руководителей региональных столиц данная практика обеспечивает профессионализацию кадрового корпуса городских руководителей. Существенными проблемами функционирования данной конструкции являются частая смена руководства региональных столиц, а также отчуждение населения от процесса формирования исполнительной власти городов.
В статье анализируется динамика представлений российских граждан о своей стране в контексте анализа субъектного измерения образа России в массовом сознании ее граждан. Теоретико-методологическим фундаментом исследования являются концепция трансформации социальной реальности Дж. Кашио, теория политических представлений и теория политического восприятия. Концептуальная модель эмпирического исследования опирается на политико-психологический подход. Эмпирической базой исследования стали результаты двух замеров общественного сознания, сфокусированных на теме образа России, проведенных в 2017-2018 и 2023-2024 гг. с использованием идентичного инструментария, включающего в себя различные опросные и проективные техники (глубинные фокусированные интервью, элементы семантического дифференциала, метод ассоциаций, незавершенные предложения и др.). Сравнение результатов исследований 2017-2018 и 2023-2024 годов показало, что образ России в массовом сознании ее граждан претерпел значительные изменения. Изменились и смысловые конструкты образов, и психологическая оптика, сквозь которую граждане воспринимают свою страну. Был зафиксирован существенный рост позитивных патриотических чувств по отношению к России, что указывает на преодоление кризиса национальной идентичности и рост гражданского самосознания. Вместе с тем в массовом сознании фиксируются элементы тревоги и неопределенности в отношении будущего страны в контексте глобальных социокультурных, политических и экономических кризисов современности.
Целью статьи является выявление и анализ содержательных компонентов образа будущего России - представлений о российской власти и лидерах, территории страны - и описание перспектив развития государства, власти и народа в новых политических условиях. Эмпирическая база исследования представлена материалами глубинных фокусированных, фокус-групповых и экспертных интервью, собранных осенью 2024 года. Полученные стенограммы и графические материалы обработаны с помощью политико-психологических методов, на основе чего получены следующие выводы. Содержательные аспекты образа будущего России и акценты на определенных его компонентах связаны с проекцией настоящего и той повестки, которая находится в центре внимания респондентов здесь и сейчас, а также с ретроориентациями, в которых респонденты находят символы и сюжеты желаемого позитивного будущего. Отметим, общую консолидацию испытуемых вокруг идей патриотизма и позитивных перспектив будущего России. Однако, обнаружены волнующие респондентов контексты в области иррационального, а именно тревог и страхов. Мейнстрим психологических ожиданий будущего сконцентрирован на темах завершения СВО, развития в России стабильности, порядка и тишины. Тишина интерпретируется как ситуация, когда в политике и общественной сфере не происходит ничего, что может свидетельствовать об усталости общественного сознания. Обоснована необходимость более активной и содержательной государственной политики в области информационного воздействия на общественное мнение. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий предупреждения неблагоприятных актов политического поведения, вызванных трансформациями социально-политических общественных ожиданий, при реализации информационной и символической политики, направленной на повышения уровня консолидации общества.