Статья представляет собой опыт рефлексии над книгой Генриха Волкова «Эра роботов или эра человека?». Через призму современной цифровой культуры и цивилизации рассматриваются проблемы свободы и (не)совершенства. Предложен компаративный анализ парадигм техницизма и технологического оптимизма. Проанализированы проблемные точки футурологии человека, зафиксированные 60 лет назад. Выявлены базовые противоречия, связанные с развитием искусственного интеллекта, обозначившие себя еще в прошлом веке. Критически рассмотрен «машинный» императив общества нового технологического уклада. Сделан вывод о необходимости выхода (вывода) современного человека из цифрового рабства как состояния подчинения цифровому бытию
Статья продолжает разработку концепции аудита человеческого качества в контексте представлений о гуманитарной экспертизе. В качестве базовой методологии авторы ориентируются на системный подход (язык тернарного описания). Проанализированы и соотнесены понятия «гуманитарная экспертиза» и «аудит человеческого качества». Уточнены дефиниции понятий «техносферный аудит» и «ноосферный аудит», осуществлен компаративный анализ указанных терминов. Ноосферный аудит определен как концепция, относящаяся к постнеклассической научной картине мира. Определены координаты ноосферного аудита в системе бинарных оппозиций когнитивного аудита и аффективного аудита, констатирующего аудита и формирующего аудита. Выявлены философские основания концепции ноосферного аудита
В статье предпринимается попытка обобщить точки зрения на концепцию умной силы, предложенную в свое время Дж. Наем. Зафиксировано место умной силы в бинарной системе «жесткая сила - мягкая сила», отмечена закономерность ее возникновения в силу расширения ресурсной базы международных отношений и внутренней политики. Обоснован синтетический характер парадигмы умной силы, определяемый тремя принципами - дополнительности, неопределенности и системности. Проанализирован российский категориальный дискурс умной силы, определены его динамика и тенденции развития. Сделан вывод о национальной (государственной) специфике трактовок умной силы в американском, российском и китайском тезаурусах. Обоснована эвристичность использования термина “intelligent power” в рамках ноосферного подхода. Предложено определение “intelligent power” в контексте заявленной методологии.
В статье представлена краткая история феномена экстремальности в контексте философии сознания.
Показана связь экстремальности и цивилизационной динамики через призму представлений о человеческой революции и ноосферной истории.
Рассмотрены избранные дискурсы экстремальности в истории философии.
Зафиксирована особая роль философии и науки XX века как в масштабировании свойства экстремальности практически на все ипостаси бытия, так и в становлении феномена собственно экстремального сознания.
Выявлены эвристически ценные позиции для комплексного анализа экстремального сознания, которые могут быть выражены в категориях естественности, амбивалентности, генеративности и гомеостатичности / аутопоэзисности.
Определены содержательные и методологические перспективы исследования экстремального сознания.
Статья посвящена философским основаниям университетского аудита.
Рассмотрена «теория вдохновленного доверия», зафиксирован эвристический потенциал концепта «доверия».
Проведена параллель теории Теодора Лимперга-младшего с концепцией языка тернарного описания.
Раскрыта методологическая ценность последней для описания аудиторской деятельности. Современная аудиторская теория проанализирована через призму протипоставления установок на техносферность и ноосферность.
Показана «аудиторская специфика» сферы духовного производства в сравнении с дискурсом производства материального.
Рассмотрен комплексный подход к теории аудита, уточнены его валидные концепты.
Представлена в первом приближении философия ноосферного аудита, раскрыт ее семиотический характер. Проанализированы цели и ценности современного университетского аудита.
Сделан вывод о необходимости учета в теории университетского аудита онтологических установок и когнитивных ориентаций преподавателей и студентов.