Архив статей

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Ерофеева Ксения Леонидовна

Рассматривается проблема экологического воспитания в аспекте эстетического восприятия природных и искусственных объектов. Отмечается, что формирование и воспитание экологического сознания, адекватного потребностям современного общества — одна из важнейших и сложнейших задач. Анализируются два подхода к пониманию предметного поля эстетики, вытекающих из концепций А. Баумгартена и Г. Гегеля. В свете глобальных экологических угроз констатируется актуальность концепции А. Баумгартена. Обосновываются выводы о том, что критерии эстетической оценки природных и технических объектов в условиях глобального экологического кризиса вытекают из принципов экологической целесообразности и оптимальности. В этой ситуации субъектами эстетической экспертизы и эстетического воспитания в сфере экологии могут быть лишь компетентные личности и группы из числа ученых, политиков, общественных активистов. В качестве цели и объекта воспитательного воздействия, направленного на эстетические аспекты экологического сознания, выступают как дети, так и взрослые, проявляющие незрелое экологическое сознание и поведение. Методы подобного воздействия могут быть эффективными только если они соответствуют индивидуальным особенностям воспитуемых. На макросоциальном уровне эти методы должны сочетать в себе принуждение и поощрение, включать механизмы общественного мнения, социального престижа, моды.

Сохранить в закладках
ОБ ОДНОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ БЛЕЗА ПАСКАЛЯ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Финогентов Валерий Николаевич

В статье обсуждаются различные аспекты высказывания Б. Паскаля: «Меня ужасает вечное безмолвие этих бесконечных пространств». Особое внимание при этом уделяется рассмотрению трех тесно связанных друг с другом составляющих содержания этого высказывания: научной, философской и теологической. Проведенное в статье обсуждение позволило сделать несколько выводов. Во-первых, было показано, что рассматриваемое высказывание фиксирует эмоции и чувства (подавленности, бессилия, страха) Паскаля в связи с его признанием мира бесконечным. Во-вторых, было подчеркнуто, что обоснование предположения о бесконечности мира является многоплановой и сложной задачей. В частности, было указано, что его специально-научное обоснование, по сути, невозможно. В-третьих, было продемонстрировано, что обсуждаемое высказывание отражает весьма спорное убеждение Паскаля о ничтожестве человека в бесконечном мире. В-четвертых, было обосновано, что указанные негативные эмоции, чувства и убеждения способствовали совершению Паскалем судьбоносного для него мировоззренческого выбора: выбора христианского мировоззрения в достаточно суровой для человека его интерпретации. В-пятых, было высказано и аргументировано предположение, согласно которому признание многообразной бесконечности (неисчерпаемости) мира делает, по сути, беспредметным пари Паскаля

Сохранить в закладках
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА И ЛИНГВООРИЕНТИРОВАННЫЙ ДИСКУРС Ж. ЛАКАНА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Шукуров Дмитрий Леонидович

Актуализируется лингвокультурологическая, философская, богословская и психоаналитическая проблематика, связанная с историей русской религиозной философии языка. Проблематика именования (номинации), известная в библейской экзегетике, и религиозно-философская доктрина имяславия, развиваемая русскими мыслителями (П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев, С. Н. Булгаков) в рамках специфической философии имени, оказываются созвучны проблематике имени в психоанализе Ж. Лакана. Выдвигается гипотеза о том, что французский психоаналитик мыслит конструкт «Имя Отца» как трансцендентную проекцию неведомой сущности — Другого/Абсолюта, а взаимоотношения между ними — проекцией и Абсолютом — выстраиваются по типу тавтологического повторения единого начала сущности. Это соответствует, на наш взгляд, имяславской доктрине имени Бога как энергии Сущности, а также связанным с этой доктриной религиозно-философскими описаниями особенностей тождества имени Бога и Его Сущности. В статье представлен анализ указанной проблематики в интерференции дискурсов лакановского психоанализа и русской ономатодоксии (имяславия). Искусственное сближение этих дискурсов может быть теоретически проблематичным. Однако парадоксальным образом проблематика имени становится связующим звеном между методологически (и даже мировоззренчески) различными парадигмами психоаналитической, философской, лингвистической и богословской мысли

Сохранить в закладках
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕД-СТРУКТУРЫ И СТРУКТУРЫ ЯЗЫКОВ СОЗНАНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: КОЖЕВНИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, Данилова Вера Софроновна

Структуры бессознательного, пред-сознания, сознания могут быть эмоциональными, знаковыми, мысленными, вербальными и т. п. Эволюция этого процесса шла от животных, к человекообразной обезьяне и далее к человеку, индивидууму, личности. Структуры сознания наглядны, обладают устойчивостью, иерархией, особым кодом, набором опорных ритмов, способностью к самоорганизации. В развиваемом подходе рассматриваются не сами пред-структуры и структуры сознания, а то, что стоит над ними — границы равновесных частей особи (человека, индивида, личности) с одной стороны и окружающей среды (уровня мира) с другой стороны. Взаимодействие с уровнем структурного равновесия можно рассмотреть через одинаковость алгоритмов взаимодействий разнородных субстанций мира (особи, человека, личности) и ритмических взаимодействий, что широко распространено в мире, обществе, духовной сфере, а также в динамических аспектах религий. Это внутренний взгляд на эти структуры. Взаимодействие между равновесными частями человека (индивидуума, личности) и окружающей его средой можно рассматривать с точки зрения равновесных границ различных видов искусства, а также статических аспектов религий. Это взгляд, ориентированный на эти структуры «извне». Особенно наглядна роль, которую играют в этих границах молитвы и их заместители. Онтологические и метафизические структуры молитв устремлены к Богу, Высшим силам мироздания. Развиваемый подход позволяет перекидывать мост от структур пред-сознания и сознания к областям существования человека, индивида, личности через их равновесные части. Главным критерием при этом является ориентация на фундаментальные границы между равновесиями мира вещей мира и равновесными частями окружающих сред и уровней мира.

Сохранить в закладках
СОЗНАНИЕ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ И КОГНИТИВНОМ ДИСКУРСЕ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Шульга Елена Николаевна

Философы Древней Греции не знали слова «сознание». Однако они много рассуждали о человеке и познании. Причем процесс познания связывали непосредственно со способностью созерцать порядок вещей, придавая этой способности особый смысл, соизмеримый с интеллектуальной добродетелью, мудростью философа. Аристотель побуждает к изучению философии, приглашает к созерцанию и высшим благом провозглашает мышление. Впоследствии мышление стало означать житейскую мудрость, сохраняя значение идей. Само понятие «идея» становится выражением духовного образа, который можно охватить мыслью, «схватить» в понимании, т. е. осознать. Появление философии сознания связано с фундаментальностью самой проблематики, междисциплинарной направленностью исследований, что порождает разнообразие подходов к сознанию и формулирование хорошо обоснованных концепций сознания. В качестве объекта научной теории сознание рассматривается исключительно как объект, согласующийся с многообразием фактов эмпирического характера. Конкретные дисциплины, изучающие различные когнитивные проявления человеческого сознания, выдвигают собственные, часто сугубо дисциплинарные подходы, которые тем не менее нуждаются в адекватной философской интерпретации. Современные исследователи учитывают факт зависимости между конкретным состоянием сознания и всей когнитивной системой человека. Отсюда в отношении сознания у нас может быть как минимум два подхода — конкретно-научный, требующий ознакомления с многообразием эмпирических данных психических процессов, и философский. По-видимому, именно сочетание этих двух подходов в понимании сущности сознания — и как феномена, и как специального понятия в междисциплинарных поисках — представляется уместным и эффективным.

Сохранить в закладках
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЕ ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СЫСКА НАКАНУНЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ Г. ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКА) (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Ильин (Кабанов) Юрий Александрович

На материалах архива Иваново-Вознесенского и Владимирского подразделений «охранки», опубликованных на страницах демократической печати периода Февральской революции, раскрывается суть технологии работы политического сыска в провинциальном фабричном центре: методы вербовки тайной агентуры, кураторство осведомителей, их градация по категориям в зависимости от ценности добываемой информации, денежное вознаграждение. Приводится фактический материал и о сбоях, ошибках в деятельности жандармов. Предпринята попытка показать корпоративность интересов и понятие чести представителей жандармского и полицейского ведомств, их взаимодействие по охране самодержавного строя. Делается вывод о достаточной эффективности работы жандармерии Шуйского уезда Владимирской губернии и, в частности, г. Иваново-Вознесенска (развитая сеть агентуры, тесная координация с полицией, особое внимание к профилактическому направлению в своей деятельности, широкий интеллектуальный кругозор и профессионализм высокопоставленных чинов данной службы на уровне губернии и крайне примитивный подход к выполнению своей миссии со стороны их подчиненных на местах) в условиях стабильной общественно-политической жизни страны и региона. Но слаженный аппарат политической полиции не устоял перед революционным напором Февраля, объединившим все слои населения в намерении построить гражданское общество, а Россию превратить в свободное демократическое государство

Сохранить в закладках
СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАБРИЧНЫХ БОЛЬНИЦ В ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Балдин Кирилл Евгеньевич

В статье впервые рассматривается деятельность небольших медицинских учреждений, которые были созданы во второй половине XIX века практически на всех крупных и средних фабриках и заводах такого важного промышленного центра, как Иваново-Вознесенск. Статья основана на материалах государственных архивов Ивановской и Владимирской областей. Большинство из архивных материалов впервые вводятся в научный оборот (используются для научных исследований). В статье приводятся статистические данные о количестве коек в фабричных больницах города, о медицинском персонале, который в них работал. Автор анализирует комплекс различных заболеваний и травм, с которыми рабочие обращались в фабричные больницы. Как показало исследование, в этих медицинских учреждениях специалисты с высшим образованием работали не постоянно, а по совместительству. Они принимали заболевших рабочих не каждый день и всего по 2—3 часа. Постоянно в фабричных больницах работали только фельдшеры. Нередко их профессиональной квалификации не хватало, чтобы помочь рабочему, у которого возникли проблемы со здоровьем. Таким образом, уровень медицинского обслуживания в фабричных лечебницах был заметно ниже, чем в муниципальных больницах или других медицинских учреждениях

Сохранить в закладках
ПЕТРОК МАЛОЙ: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ БИОГРАФИИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Селезнев Федор Александрович

Яркий след в истории русской культуры XVI в. оставил архитектор Петрок Малой. Однако скудные сведения о Петроке Малом трактуются историками неоднозначно. Идут споры о времени его приезда в Россию, итальянском имени, построенных им зданиях. Для определения времени приезда этого архитектора в Россию используют отрывок документа о побеге в Ливонию Петра Фрязина, датированный 1539 годом. Господствует мнение о том, что Петр Фрязин и Петрок Малой — это одно и то же лицо. Считается, что Петр Фрязин (Петрок Малой) прибыл в Россию в 1528 году. Автор доказывает, что эта дата неверна. Приводятся аргументы в пользу того, что Петрок Малой появился в России в 1524 году. В следующем строительном сезоне (1525) он принял на себя руководство возведением Коломенского кремля. Автор анализирует вопрос об итальянском имени Петрока Малого. По мнению автора, нет оснований для использования по отношению к Петроку Малому имени «Петр Франческо ди Аннибале». Автор, вслед за Ю. Кивимяэ и М. М. Кромом, утверждает, что Петрок Малой — это Петр сын Ганнибала или (в итальянском звучании) Пьетро Аннибале.

Сохранить в закладках
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ Ф. РУЗВЕЛЬТА И У. ЧЕРЧИЛЛЯ НА СТРАТЕГИЮ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ (ДЕКАБРЬ 1943 - АПРЕЛЬ 1945): В ПОИСКАХ ВЗАИМНЫХ КОМПРОМИССОВ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Потапов Сергей Александрович

В статье анализируется эволюция стратегических взглядов президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля в декабре 1943 — апреле 1945 гг., т. е. от последствий Тегеранской конференции «большой тройки» до смерти американского президента и завершения войны с Германией. Особое внимание уделяется анализу роли западных лидеров в эволюции отношений с СССР и влияния проблем выработки основ послевоенного мироустройства на решение военных вопросов. На основе проанализированного материала отмечается, что их взгляды имели важное, часто определяющее значение в формировании национальных и коалиционной стратегий на завершающем этапе войны. Идеи и решения британского лидера и к концу войны базировались на традиционной британской имперской стратегии и концепции «баланса сил»; с этих же позиций он оценивал действия Сталина как политику резко усилившейся великой державы, желающей активно участвовать в послевоенном «разделе мира». Стратегическое мышление президента базировалось на стремлении к созданию глобальной американоцентристской политико-экономической системы; оно опиралось на адекватные оценки соотношения потенциалов великих держав и понимание необходимости для реализации его планов сохранения «политики партнерства» с Москвой, в том числе на послевоенный период. Эти взгляды Рузвельта стали определяющими для эволюции военно-политической коалиционной стратегии и отношений западных держав и СССР на завершающем этапе войны с Германией.

Сохранить в закладках
ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО АЛЬБИ В XIII-XV ВЕКАХ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Раевский Лев Олегович

Статья посвящена изучению городского пространства позднесредневекового Альби в топографическом, архитектурном, политическом, экономическом и символическом измерениях. Предпринимается попытка рассмотрения городского пространства с позиций исторической психологии. На сегодняшний день данный подход, предполагающий изучение психологических феноменов применительно к городу и пространству, является одним из наиболее актуальных направлений современной исторической урбанистики. В особенности в этом отношении можно отметить увеличение интереса среди исследователей к средневековой истории. Таким образом, выбранная методология определяет научную новизну исследования. Целью работы является установление связи между физическим и символическим пространством, между горожанами и местом их обитания, а также изучение взаимовлияния пространства и социальной психологии. Устанавливается круг исторических источников, который включает в себя архитектурные, письменные, сфрагистические, геральдические и картографические типы, представленные как опубликованными, так и неопубликованными архивными материалами, а также сохранившими объектами монументальной архитектуры Позднего Средневековья, расположенными на территории города. Определяются возможности для изучения идентичности горожан в их связи с пространством на уровне индивида, института, квартала и городского сообщества как единого целого

Сохранить в закладках
ИУДЕО-ХРИСТИАНСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПОЗДНЕАНТИЧНОМ КЛЕРМОНЕ В ОТРАЖЕНИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Цивилева Валентина Евгеньевна

В статье анализируются иудео-христианские отношения в позднеантичном Клермоне и их отражение в зарубежной историографии. Жизнь позднеантичного Клермона, в том числе взаимодействие иудеев и христиан, относительно хорошо документированы, с чем связан особый интерес историков к этой теме. Особое внимание историков привлекает самое памятное событие в контексте иудео-христианских взаимоотношений в Клермоне — конфликт 576 г., о котором рассказывает Григорий Турский в «Истории франков» и Венанций Фортунат в одной из своих поэм. Интерпретация этого события, как и иудео-христианских взаимоотношений в целом, за время изучения претерпела ряд изменений. Историки отошли от одностороннего восприятия истории иудеев в христианском окружении как цепочки трагедий, обратили внимание на мирное взаимодействие иудеев и христиан, на позицию авторов источников, риторические цели, которые они преследовали, и в целом на тенденциозность источников христианского происхождения по отношению к иудеям

Сохранить в закладках
НАРОДНЫЕ ИМЕНОВАНИЯ ХРИСТИАНСКОГО ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В РУССКОМ И ПОЛЬСКОМ ЯЗЫКАХ (ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Суворова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются русские и польские народные именования христианского праздника Рождество Пресвятой Богородицы. С целью обнаружения лингвокультурологической специфики данных образований анализируются структурные и семантические особенности общеупотребительных и территориально ограниченных наименований этой памятной даты. На основе компонентного анализа устанавливается, что значительное число русских и польских народных именований характеризуется сходством состава и внутренней формы. Общие мотивационные признаки, лежащие в основе этих номинаций, указывают на лицо и событие, которому посвящен праздник. В результате сопоставительного анализа русских и польских диалектных названий праздника Рождество Пресвятой Богородицы были установлены различия в их семантике, обусловленные экстралингвистическими причинами. Различия в мотивации территориально ограниченных вариантов именования рассматриваемой памятной даты связаны с духовными и культурно-историческими традициями русского и польского народов

Сохранить в закладках
← назад вперёд →