Национальные фобии рассматриваются в статье с точки зрения их отображения в языке. Составные слова, построенные по модели «наименование народа/страны» + «фобия», такие как англо- и франкофобия, появились в XVIII в., а широкое распространение в различных европейских языках получили с 1830–1840-х гг. Значение этих слов бывало весьма различным, а связанный с ними ассоциативный ряд заметно отличался от современного. Обычно они встречались во внешнеполитическом контексте, существенно реже — применительно к обычаям, культуре, населению данной страны. Почти все они имели антонимы с морфемой «филия». В полемическом плане национальные фобии изображались как болезни особого рода, чаще всего — в виде перемежающейся лихорадки, которой сопутствуют галлюцинации. Встречалось также сближение национальных фобий с бешенством («гидрофобией»). Самый широкий репертуар наименований национальных фобий существовал в немецком языке. «Юдофобия» и — в еще большей степени — «антисемитизм» стояли особняком среди обозначений национальных фобий: они не имели внешнеполитического измерения, а антисемитизм претендовал на роль своего рода идеологии. Общее понятие «ксенофобия» почти не использовалось вплоть до конца XIX в
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
В обширной литературе о национальных фобиях и национальной мегаломании недостаточное внимание, как мы полагаем, уделяется языковому, понятийному аспекту исследуемых феноменов. Это нередко приводит к перенесению современных понятий в прошлое и смешению разнородных явлений. В данной статье национальные фобии рассматриваются с точки зрения их отображения в языке. Некоторые из затронутых здесь сюжетов рассмотрены нами в особых статьях (понятие «русофобия» в английской, немецкой и русской печати, а также понятие «шовинизм» во французской и европейской печати) [Душенко, 2022]; другие (прежде всего понятие «национализм») заслуживают гораздо более обстоятельного рассмотрения, невозможного в рамках данной статьи
Список литературы
1. Валуев П.А. Дневник // Вестник Европы. 1907. Т. 1. Кн. 1. С. 232-286.
2. Душенко К.В. Первые дебаты о “русофобии” (Англия, 1836-1841) // Историческая экспертиза. 2021. № 4. С. 225-242. EDN: YPZDKH
3. Душенко К.В. Понятия “русофобия” и “русомания” в англоязычной печати (1842-1900) // Новое прошлое / The New Past. 2022. № 1. С. 151-166. EDN: BQFARP
4. Душенко К.В. Понятие “русофобия” у русских авторов XIX-XX вв. // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2022. № 3. EDN: UFNARW
5. Душенко К.В. “Русофобия” и родственные понятия в Германии XIX в. // Вестник культурологии. 2022. № 2. С. 25-51. EDN: VGQRBB
6. Михельсон А.Д. Объяснительный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с объяснением их корней. 9-е изд. [М.]: Русская тип. А.О. Лютецкого, 1883. 752 с.
7. Лернер О.М. Майор Осман-Бей пред судом здравого смысла: по поводу книги “Покорение мира евреями”. Одесса: Бейленсон, 1874. 60 с.
8. Пинскер Л. Автоэмансипация: Призыв русского еврея к своим соплеменникам // Сионизм в контексте истории: Хрестоматия по истории сионизма. [Иерусалим]: Библиотека-алия. 1992. Кн. 1. С. 252-277.
9. Стоянов З. Отворени писма. II. До Георги Кърджиев, редактор на в. “Напред” // Стоянов З. Събрани съчинения: В 3 т. София: Български писател, 1965. Т. 3. С. 309-314.
10. Татищев И.И. Всеобщий французско-русский словарь. Изд. 3-е. М.: С. Селивановский, 1839. Т. 1. 651 с.
11. Флисфедер Д.И. Евреи и их учение об иноверцах. СПб.: Ландау, 1874. 366 с.
12. Хаджиниколов В. Русофилы и русофобы в болгарской исторической литературе до Октябрьской революции // Etudes Historiques. Academie des sciences de Bulgarie. 1968. P. 55-83.
13. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1947. Т. 3. 885 с.
14. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. М.: Наука, 1976. Т. 4. 552 с.
15. Энгельс Ф. Эрнст Мориц Арндт // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 30 т. Изд. 2-е М.: Политиздат, 1970. T. 41. С. 117-131.
16. Arnobat C.P.C. de. Voyage au pays de Bambouc, suivi d’observations intéressantes sur les castes indiennes, sur la Hollande et sur l’Angleterre. Bruxelles: Dujardin; Paris: Defer de Maisonneuve, 1789. 358 p.
17. Boiste P. Dictionnaire universel de la langue française. Bruxelles: Frechet, 1828. 7-me ed. T. 1. 1093 p.
18. Carpenter W.B. Principles of Human Physiology: With Their Chief Applications to Psychology… Philadelphia: Blanchard and Lea, 1853. 1091 p.
19. Csaplovics J. (Čaplovič J). Ungern’s Industrie und Cultur. Leipzig: Wigand, 1843. 83 S.
20. Drennan W. To the Editor of the Monthly Magazine // The Monthly Magazine. 1800. Vol. 8. September. P. 595-596.
21. Extrait du Westminster Journal du 21 Avril 1759 // Genet E.-J. Etat politique actuel de l’Angleterre, ou Lettres sur les ecrits publics de la nation Angloise… Paris: Estienne, 1759. T. 9. Lettre 15. Pp. 3-12.
22. Geflügelte Worte: Der klassische Zitatenschatz. München: Ullstein Verlag, 2001. 650 S.
23. Gutmann M. Richard Wagner, der Judenfresser: Entgegnung auf Wagner’s Schrift: “Das Judenthum in der Musik”. Dresden: C. Weiske, 1869. 17 S.
24. Hoblyn R.D. A Dictionary of Terms Used in Medicine and the Collateral Sciences. London: Sherwood, Gilbert & Piper, 1835. XX, 328 p.
25. Holst J.L. Judenthum in allen dessen Theilen aus einem Staatswissenschaftlichen Standpuncte betrachtet. Mainz: Kupferberg, 1821. 459 S.
26. Hoppe G. Bezeichnungs- und Benennungstraditionen der griechischen Antike und ihre Bedeutung für die Entwicklung von Einheiten der Wortbildung lateinischer Sprachstufen und kontrastierender moderner europäischer Sprachen. Mannheim: Eigenverlag des Instituts für Deutsche Sprache, 2018. 550 S.
27. Jefferson T. [Letter] to James Madison from [13 May] 1793 [Электронный ресурс] URL: https://founders.archives.gov/documents/Madison/01-15-02-0019 (дата обращения - 12 декабря 2021).
28. King H. Fear of flute girls, fear of falling // Mental Disorders in the Classical World / Ed. by Harris W.V. Columbia Studies in the Classical Tradition. Leiden; Boston: Brill, 2013. Pp. 265-282.
29. Landais N. Dictionnaire général et grammatical des dictionnaires français. Paris: Bureau Central des Dictionaires, 1836. T. 1. 848 p.
30. Marr W. Der Sieg des Judenthums über das Germanenthum. Vom nicht confessionellen Standpunkt aus betrachtet. Bern: Costenoble, 1879. 51 S.
31. Meyer von Knonau G.L. Der Kanton Zürich, historisch-geographisch-statistisch geschildert von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart. 2. Aufl. St.Gallen, Bern: Huber und Co, 1846. 2. Bd. 2. Theil. 567 S.
32. [Millingen J.G.] Jack Hornet; or, The March of Intellect. London: R. Bentley, 1845. Vol. 1. 322 p.
33. Nouveau dictionnaire de la langue française, d’après l’Académie. Paris: Baudouin, 1827. 1008 p.
34. O’Brien B. Letters on Books // Truth. 1886. № 494. 17 June. Pp. 946-947.
35. O’Rell M. Les chers voisins! Paris: C. Lévy, 1885. 372 p.
36. [Pinsker L.]. Autoemancipation! Mahnruf an seine Stammesgenossen von einem russischen Juden. Berlin: Issleib, 1882. 36 S.
37. Poitevin P. Nouveau dictionnaire universal de la langue française. Paris: Reinwald, 1860. T. 2. 1014 p.
38. Revolutionsalmanach von 1794. Göttingen [Rezension] // Neue allgemeine deutsche Bibliothek. 1794. Bd. 13. Stuck 2. Heft 5. S. 294-299. Подпись: H.
39. Rogge W. Oesterreich seit der Katastrophe Hohenwart-Beust. Leipzig; Wien: Brockhaus, 1879. Bd. 2: Umgestaltung des Dualismus. 518 S.
40. [Rush B.] [On the different Species of Phobia]. To the Editor of the Columbian Magazine // The Columbian Magazine. 1786. November. Pp. 110-113.
41. Samuel M. Memoirs of Moses Mendelsohn, the Jewish Philosopher. London: Saintsbury, 1825. 171 p.
42. Saphir M.G. Lebende Bilder. 6. Der Judenfeind // Saphir M.G. Neueste Schriften: Nesselblätter der Zeit und des Lebens. Satyrisches. München: Lindauer, 1832. Bd. 3. S. 170-174.
43. Schweizer J.C., Orell C. von. Fremdwörterbuch: zur Erklärung fremder Wörter und Redensarten. 5. Aufl. Zürich: Orell, Füssli und Co, 1841. 575 S.
44. The History of the Word “Xenophobia” [Электронный ресурс]. URL: www.merriam-webster.com/words-at-play/a-short-history-of-xenophobia (accessed 12 декабря 2021).
45. Wichmann W. Denkwürdigkeiten aus der Paulskirche. Hannover: Helwing, 1888. 568 p.
46. Wolf L. A Jewish View of the Anti-Jewish Agitation // The Twentieth Century. 1881. Vol. 9. February. Pp. 340-357.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современный кризис Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений побуждает обращаться к истокам современных европейских проблем. В данной статье рассматривается политика США в отношении депортации немцев с территории Польши и бывших восточногерманских земель в первые послевоенные годы. Исследуются основные мотивы американского руководства при переселении немецкого населения с территорий к востоку от линии Одер-Нейсе. Предпринимается попытка оценить влияние данного вопроса на генезис Холодной войны. Автором проанализирован большой объем фактологического материала и сделаны выводы о двойственности политики США по вопросу депортации немцев с присоединенных к Польше земель Восточной Германии. Установлено, что в мотивах американского руководства доминировал прагматизм, а экономические факторы играли решающую роль в выборе политической тактики. Ответственность за антигуманные методы переселения немцев, используемые польским правительством, руководство США возлагало на СССР, что в немалой степени способствовало эскалации разноггласий в отношениях двух держав. Обосновывается, что политика США носила амбивалентный характер и ограничивалась в основном дипломатическими методами, которые не всегда сопровождались адекватными административными и финансово-экономическими мерами
В статье рассмотрены причины, проведение и результаты военно-научной экспедиции к Эльбрусу в 1829 г., организованной командующим войсками на Кавказской линии, в Черномории и Астрахани, начальником Кавказской области генералом Г. А. Емануелем. Новизна и актуальность представленного исследования заключается в том, что нет подробного описания данной экспедиции с научными выводами, несмотря на интерес к этому событию. В статье исследована тщательная подготовка и проведение этого мероприятия. Показано, что в экспедиции принимали участие как ученые из Российской Академии наук, так и представители северокавказских этносов. Выявлено, что во время экспедиции были проведены исследования в области географии, геологии, физики, зоологии и ботаники, что является значительным вкладом в науку. Во время экспедиции было совершено первое восхождение на г. Эльбрус, ставшее событием международного уровня. На основе анализа источников и первоисточников, некоторые из которых вводятся в научный оборот впервые, в данной работе показано, что первовосхождение на гору Эльбрус совершил кабардинец Килар Хаширов. Кроме того, проведен анализ ряда публикаций, в которых утверждается другое имя и фамилия первовосходителя на Эльбрус. Их сопоставление с первоисточниками позволяют сделать вывод об ошибочности данного утверждения
Статья посвящена полемике с католическим клерикализмом, которую вел в последние годы жизни забытый публицист — Константин Осипович Де-Скроховский (1836–1906). Проживая в этот период в Варшаве, он активно публиковал на польском и русском языках обширные компиляции из трудов западных протестантских и антиклерикальных, а также отечественных славянофильских публицистов: от Ш. Шиники и Л. Таксиля до Ю. Ф. Самарина и А. А. Киреева. Но стремление публициста отвратить от «папизма» широкие польские массы не встретило понимания цензурного ведомства — точно так же, как и его попытка основать в столице Привислянского края «пророссийскую» еврейскую газету на идиш. Выступая по преимуществу на страницах славянофильских и консервативных изданий, Де-Скроховский не проявил себя как самостоятельный политический или религиозный мыслитель. Вместе с тем, именно обращаясь к текстам подобных авторов, мы видим, как преломлялись славянофильские и панславистские идеи в мировоззрении и биографии рядового интеллигента второй половины XIX столетия, насколько сложным и «не консервативным» — в бытовом смысле этого слова — был тогдашний русский «консерватизм»
В статье рассматриваются данные социологического исследования, выполненного среди русско-украинских биэтноров в России в 2021 г., об их исторических представлениях (оценке ключевых персоналий истории России и Украины) и представлениях об ответственности тех или иных сторон в российско-украинском конфликте, начавшемся в 2014 г. Результаты показывают, что подавляющее большинство биэтноров следуют в русле российского исторического нарратива, проукраинские исторические взгляды имеют лишь около 14 % опрошенных. При этом их взгляды на историю отнюдь не всегда коррелируют с оценкой российско-украинского конфликта. От четверти до трети респондентов дает не совсем логичные ответы, т. е., например, положительно оценивает роль Екатерины II и Сталина — и обвиняет в конфликте в том числе и Россию, а опрошенные, называющие положительными личностями Мазепу и Бандеру, нередко обвиняют в конфликте страны Запада и отчасти Украину. Это свидетельствует о высоком уровне неопределенности в исторических и политических представлениях российско-украинских биэтноров, их, как правило, поверхностном знании истории России и особенно Украины.
Вниманию читателя предлагается анализ малоизвестной работы англоирландского консервативного политического деятеля Эдмунда Бёрка «Краткая история Англии». Эта одна из ранних его работ остается практически неизученной как в отечественной, так и зарубежной историографии, в то время как она дает ясное представление о его исторических взглядах. Автор статьи сосредоточивает свое внимание на интерпретации Э. Бёрком роли и места его малой родины, Ирландии, в контексте истории Британии и приходит к выводу о глубокой личной вовлеченности Э. Бёрка в проблематику англо-ирландских взаимоотношений. Исторические события общего прошлого становятся для публициста аргументом в обсуждении политики Великобритании в настоящем. Как показано в статье, несмотря на то, что Э. Бёрк выступал за либерализацию британской политики в Ирландии, он не видит иных альтернатив для «изумрудного острова», кроме как сосуществования Ирландии и Англии внутри одной политической системы, и выступает поборником имперского проекта Великобритании. Сквозь призму данного сочинения Э. Бёрка удается не только рассмотреть его политические взгляды, но и составить представление о сложном положении Ирландии в XVIII в
На протяжении раннего Нового времени авторы все больше внимания уделяют конструированию собственного образа. Примером может служить творчество Маргарет Кавендиш (1603–1673 гг.), активно использовавшей в своих трудах автобиографические зарисовки, рассуждающей о статусе автора и необходимой оригинальности его сочинений. Современники часто воспринимали ее стремление к оригинальности как проявление тщеславия и лицемерия. В статье будут рассмотрены примеры нарушения М. Кавендиш традиционных литературных форм, ее отношение к статусу индивидуальности и конструирование представления о научном знании как инструменте формирования независимой личности. Эпоха, в которой жила М. Кавендиш, накладывала ограничения как на творческие, так и личностные ее амбиции. В условиях, когда идеи абсолютизма порицались, М. Кавендиш создает свой воображаемый мир, в котором главенствуют один язык, одна вера и один правитель. Посвященных М. Кавендиш исследований на русском языке практически нет, как нет и переводов ее сочинений. При этом в ее работах раскрывается мировоззрение автора, вхожего в интеллектуальные круги своего времени, и прослеживается стремление сохранить свою индивидуальность. С целью решения конфликта личных устремлений и общественных условностей Маргарет создает в сочинении «Пылающий мир» свою собственную реальность и призывает всех активней использовать собственное воображение для трансформации неприглядного мира
Исследуется формирование риторики мученической смерти «за веру, царя и отечество» в русской публицистике раннего Нового времени. Приравнивание погибших воинов к мученикам стало общим местом еще в воинских повестях эпохи татаро-монгольского нашествия, однако в период государственного и имперского строительства намечается секуляризация дискурса мученичества, выраженная в его манипулятивном использовании в идеологических целях. Наряду с обоснованием душеспасительной смерти за церковь, веру и Русскую землю авторами т. н. «лагерных проповедей» рубежа XVII–XVIII вв. используется патриотическая государственная риторика, приравнивающая к ней смерть за репрезентирующие общее благо отечество, государство, государя. Мученическая топика актуализируется в проповедях, адресованных участникам русско-турецких войн, при этом разные авторы (Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Игнатий Римский-Корсаков, Стефан Яворский и др.) по-разному вводят в свои тексты актуальное идеологическое содержание. Уже в петровскую эпоху в текстах панегирического направления закрепляется самостоятельная светская патриотическая риторика, в которой готовность к мученической смерти становится критерием преданности отечеству и частью новой имперско-государственной мифологии и идеологии
Статья посвящена исследованию дискурсивного поля заключения Унии 1707 г. между Англией и Шотландией, союза, имевшего длительную историю во взаимоотношениях двух королевств. Авторы статьи рассматривают два конкурирующих взгляда на заключение унии. Первый был представлен шотландскими интеллектуалами и предполагал следование федералистским принципам устройства объединенного королевства. Эта позиция рассматривается на примере сочинений Фрэнсиса Гранта, Эндрю Флетчера и Джеймса Ходжеса. Им противостоял в своих искусно отточенных сочинениях широко известный сегодня писатель Д. Дефо, специально присланный в Эдинбург с целью пропаганды идеи инкорпорации Шотландии в Соединенное Королевство. Позиция Дефо реконструирована на основе серии написанных по этому поводу эссе, издаваемой им в Эдинбурге газеты «Review» (1706–1707 гг.), а также обширного сочинения «История Унии» (1709). Данная дискуссия отражает «механизмы» инкорпорирования кельтских «окраин» в состав единого политического тела могущественной Британской империи
В статье рассматриваются основные этапы становления и использования концепта идеологии в гуманитарном знании и общественно-политических практиках. Автор прослеживает развитие понятия идеология в качестве теории и практики, начиная с первого упоминания у Дестюта де Траси, затем в текстах мыслителей эпохи Просвещения, авторов XIX в. и теоретиков марксизма XX в. Автор показывает, что интерес западного Просвещения к идеологии был связан с либеральной философией, основанной на поддержке свободы личности, частной собственности, рынка и ограниченной государственной власти. Особое внимание уделяется роли глубоких социальных конфликтов в возникновении идеологий, а также языку как фактору формирования идеологем. Наконец, автор останавливается на иллюзиях конца холодной войны об исчезновении идеологий, рассматривая эти представления как новую идеологию. Автор приходит к выводу, что забвение идеологии и отказ от ее изучения делает невозможным формирование целостной исследовательской практики в области гуманитарных наук, основанной на изучении общеразделяемого сознания
Издательство
- Издательство
- ЮФУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- Юр. адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- ФИО
- Боровская Марина Александровна (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@sfedu.ru
- Контактный телефон
- +7 (863) 3051990
- Сайт
- https://sfedu.ru