В статье рассматриваются основные этапы становления и использования концепта идеологии в гуманитарном знании и общественно-политических практиках. Автор прослеживает развитие понятия идеология в качестве теории и практики, начиная с первого упоминания у Дестюта де Траси, затем в текстах мыслителей эпохи Просвещения, авторов XIX в. и теоретиков марксизма XX в. Автор показывает, что интерес западного Просвещения к идеологии был связан с либеральной философией, основанной на поддержке свободы личности, частной собственности, рынка и ограниченной государственной власти. Особое внимание уделяется роли глубоких социальных конфликтов в возникновении идеологий, а также языку как фактору формирования идеологем. Наконец, автор останавливается на иллюзиях конца холодной войны об исчезновении идеологий, рассматривая эти представления как новую идеологию. Автор приходит к выводу, что забвение идеологии и отказ от ее изучения делает невозможным формирование целостной исследовательской практики в области гуманитарных наук, основанной на изучении общеразделяемого сознания
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
- УДК
- 93/94. История
В 1974 г. испанский историк Гонсало Пуэнте Охеа опубликовал исследование «Идеология и история: формирование христианства», центральной темой которой было предположение, что без «идейного прочтения» невозможно выявить «смысл истории» [Ojea, 1974, p. 7]. При этом, согласно принципу объективности, одному из «великой триады» принципов исторического знания, для историка идеология должна быть не инструментом, а, скорее, перспективой, определяющей предмет исследования. Из этого вытекает идея, что, анализируя прошлое, мотивы и поступки людей, составляющих его, исследователь должен сосредотачиваться на идеологии, определявшей нормы и правила поведения людей в обществе.
Список литературы
1. Abercrombie N., Hill S., Turner B.S. The Dominant Ideology Thesis. Boston; London: Allen and Unwin, 1980. 211 p.
2. Althusser L. Lenin and Philosophy, and others essays. New York: Monthly Review Press, 1972. 253 p.
3. Arato A., Gebhardt E. The Essential Frankfurt School Reader. New York: Urizen Books, 1977. 559 p.
4. Aron R. L’opium des intellectuels. Paris: Calmann-Levy, 1955. 337 p.
5. Balibar E. The non-contemporaneity of Althusser, in The Althusserian Legacy. London: Verso, 1993. Pp. 1-16.
6. Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. New York: Free Press, 1960. 416 p.
7. Bentham J. A Comment on the Commentaries and A Fragment on Government. London: University of London Athlone Press, 1977. 576 p.
8. Beresford P. All Our Welfare: Towards Participatory Social Policy. Bristol: Policy Press, 2016. 468 p.
9. Clarendon E. H. The history of the rebellion and civil wars in England begun in the year 1641. Oxford: Theater An. Dom, 1702-1704. Vol. I-III.
10. Destutt de Tracy A. L. C. Éléments d’idéologie. Idéologie proprement dite. Paris: Courcier, 1817. 424 p.
11. Eagleton T. Ideology: An Introduction. London; New York: Verso, 2007. 268 p.
12. Foucault M. The Foucault Reader. New York: Pantheon Books, 1984. 390 p.
13. Freeden M., Sargent L., Stears M. The Oxford Handbook of Political Ideologies. Oxford: Oxford University Press, 2013. 736 p.
14. Gramsci A. Prison Notebooks. New York: Columbia University Press, 1992. 675 p.
15. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston: Beacon Press, 1984. Vol. I. 465 p.
16. Hawkes D. Ideology. London; New York: Routledge. 2003. 228 p.
17. Hill C. The English revolution 1640. London: Lawrence and Wishart LTD, 1940. 136 p.
18. Laclau E., Mouffe, C. Hegemony & Socialist Strategy: Towards a radical democratic politics. London: Verso, 1985. 197 p.
19. Lalinde J. Notas sobre el papel de las fuerzas políticas y sociales en el desarrollo de los sitemas iushistóricos españoles, in Anuario de Historia del Derecho Espanol. 1978. Vol. XLVIII. Pp. 249-268.
20. Lasky M. Utopia and Revolution: On the Origins of a Metaphor. Chicago: University of Chicago Press, 1976. 726 p.
21. Lukas G. History and Class Consciousness: Studies in Marxist dialectics. Cambridge: MIT Press, 1971. 356 p.
22. McGuire R. H., Wurst L. Struggling with the past, in International Journal of Historical Archaeology. 2002. Vol. VI. No. 2. Pp. 85-94. EDN: AZSZCJ
23. Ojea G.P. Ideología e historia. La formación del Cristianismo como fenómeno ideológico. Madrid: Siglo Veintiuno Editores, 1974. 401 p.
24. Polowetzky M. A Bond Never Broken: The relations between Napoleon and the authors of France. London: Associated University Presses, 1993. 191 p.
25. Reddaway P. Leonard Bertram Schapiro (1908-1983): An Intellectual Memoir. Woodrow: Wilson International Center for Scholars, 1984. 36 p.
26. Rush F. The Cambridge Companion to Critical Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 376 p.
27. Safranski R. Romanticism: A German Affair. Evanston: Northwestern University Press, 2014. 376 p.
28. Saunders F.S. Who Paid the Piper? CIA and the Cultural Cold War, 2nd. London: Granta Books, 2000. 509 p.
29. Scott J. Domination and the Arts of Resistance: Hidden transcripts. New Haven; London: Yale University Press, 1990. 251 p.
30. Shklar J.N. After Utopia: The Decline of Political Faith. Princeton: Princeton University Press, 1957. 309 p.
31. The war of the rebellion: a compilation of the official records of the Union and Confederate Armies. Washington: Government Printing Office, 1880-1901. Available at: https://catalog.hathitrust.org/Record/000625514 (accessed 11 May 2023).
32. Thomas J. Archaeology and Modernity. London: Routledge, 2004. 275 p.
33. Zizek S. In Defense of Lost Causes. London; New York: Verso, 2008. 528 p.
34. Zizek S. Mapping Ideology. London: Verso, 1994. 341 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современный кризис Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений побуждает обращаться к истокам современных европейских проблем. В данной статье рассматривается политика США в отношении депортации немцев с территории Польши и бывших восточногерманских земель в первые послевоенные годы. Исследуются основные мотивы американского руководства при переселении немецкого населения с территорий к востоку от линии Одер-Нейсе. Предпринимается попытка оценить влияние данного вопроса на генезис Холодной войны. Автором проанализирован большой объем фактологического материала и сделаны выводы о двойственности политики США по вопросу депортации немцев с присоединенных к Польше земель Восточной Германии. Установлено, что в мотивах американского руководства доминировал прагматизм, а экономические факторы играли решающую роль в выборе политической тактики. Ответственность за антигуманные методы переселения немцев, используемые польским правительством, руководство США возлагало на СССР, что в немалой степени способствовало эскалации разноггласий в отношениях двух держав. Обосновывается, что политика США носила амбивалентный характер и ограничивалась в основном дипломатическими методами, которые не всегда сопровождались адекватными административными и финансово-экономическими мерами
В статье рассмотрены причины, проведение и результаты военно-научной экспедиции к Эльбрусу в 1829 г., организованной командующим войсками на Кавказской линии, в Черномории и Астрахани, начальником Кавказской области генералом Г. А. Емануелем. Новизна и актуальность представленного исследования заключается в том, что нет подробного описания данной экспедиции с научными выводами, несмотря на интерес к этому событию. В статье исследована тщательная подготовка и проведение этого мероприятия. Показано, что в экспедиции принимали участие как ученые из Российской Академии наук, так и представители северокавказских этносов. Выявлено, что во время экспедиции были проведены исследования в области географии, геологии, физики, зоологии и ботаники, что является значительным вкладом в науку. Во время экспедиции было совершено первое восхождение на г. Эльбрус, ставшее событием международного уровня. На основе анализа источников и первоисточников, некоторые из которых вводятся в научный оборот впервые, в данной работе показано, что первовосхождение на гору Эльбрус совершил кабардинец Килар Хаширов. Кроме того, проведен анализ ряда публикаций, в которых утверждается другое имя и фамилия первовосходителя на Эльбрус. Их сопоставление с первоисточниками позволяют сделать вывод об ошибочности данного утверждения
Статья посвящена полемике с католическим клерикализмом, которую вел в последние годы жизни забытый публицист — Константин Осипович Де-Скроховский (1836–1906). Проживая в этот период в Варшаве, он активно публиковал на польском и русском языках обширные компиляции из трудов западных протестантских и антиклерикальных, а также отечественных славянофильских публицистов: от Ш. Шиники и Л. Таксиля до Ю. Ф. Самарина и А. А. Киреева. Но стремление публициста отвратить от «папизма» широкие польские массы не встретило понимания цензурного ведомства — точно так же, как и его попытка основать в столице Привислянского края «пророссийскую» еврейскую газету на идиш. Выступая по преимуществу на страницах славянофильских и консервативных изданий, Де-Скроховский не проявил себя как самостоятельный политический или религиозный мыслитель. Вместе с тем, именно обращаясь к текстам подобных авторов, мы видим, как преломлялись славянофильские и панславистские идеи в мировоззрении и биографии рядового интеллигента второй половины XIX столетия, насколько сложным и «не консервативным» — в бытовом смысле этого слова — был тогдашний русский «консерватизм»
Национальные фобии рассматриваются в статье с точки зрения их отображения в языке. Составные слова, построенные по модели «наименование народа/страны» + «фобия», такие как англо- и франкофобия, появились в XVIII в., а широкое распространение в различных европейских языках получили с 1830–1840-х гг. Значение этих слов бывало весьма различным, а связанный с ними ассоциативный ряд заметно отличался от современного. Обычно они встречались во внешнеполитическом контексте, существенно реже — применительно к обычаям, культуре, населению данной страны. Почти все они имели антонимы с морфемой «филия». В полемическом плане национальные фобии изображались как болезни особого рода, чаще всего — в виде перемежающейся лихорадки, которой сопутствуют галлюцинации. Встречалось также сближение национальных фобий с бешенством («гидрофобией»). Самый широкий репертуар наименований национальных фобий существовал в немецком языке. «Юдофобия» и — в еще большей степени — «антисемитизм» стояли особняком среди обозначений национальных фобий: они не имели внешнеполитического измерения, а антисемитизм претендовал на роль своего рода идеологии. Общее понятие «ксенофобия» почти не использовалось вплоть до конца XIX в
В статье рассматриваются данные социологического исследования, выполненного среди русско-украинских биэтноров в России в 2021 г., об их исторических представлениях (оценке ключевых персоналий истории России и Украины) и представлениях об ответственности тех или иных сторон в российско-украинском конфликте, начавшемся в 2014 г. Результаты показывают, что подавляющее большинство биэтноров следуют в русле российского исторического нарратива, проукраинские исторические взгляды имеют лишь около 14 % опрошенных. При этом их взгляды на историю отнюдь не всегда коррелируют с оценкой российско-украинского конфликта. От четверти до трети респондентов дает не совсем логичные ответы, т. е., например, положительно оценивает роль Екатерины II и Сталина — и обвиняет в конфликте в том числе и Россию, а опрошенные, называющие положительными личностями Мазепу и Бандеру, нередко обвиняют в конфликте страны Запада и отчасти Украину. Это свидетельствует о высоком уровне неопределенности в исторических и политических представлениях российско-украинских биэтноров, их, как правило, поверхностном знании истории России и особенно Украины.
Вниманию читателя предлагается анализ малоизвестной работы англоирландского консервативного политического деятеля Эдмунда Бёрка «Краткая история Англии». Эта одна из ранних его работ остается практически неизученной как в отечественной, так и зарубежной историографии, в то время как она дает ясное представление о его исторических взглядах. Автор статьи сосредоточивает свое внимание на интерпретации Э. Бёрком роли и места его малой родины, Ирландии, в контексте истории Британии и приходит к выводу о глубокой личной вовлеченности Э. Бёрка в проблематику англо-ирландских взаимоотношений. Исторические события общего прошлого становятся для публициста аргументом в обсуждении политики Великобритании в настоящем. Как показано в статье, несмотря на то, что Э. Бёрк выступал за либерализацию британской политики в Ирландии, он не видит иных альтернатив для «изумрудного острова», кроме как сосуществования Ирландии и Англии внутри одной политической системы, и выступает поборником имперского проекта Великобритании. Сквозь призму данного сочинения Э. Бёрка удается не только рассмотреть его политические взгляды, но и составить представление о сложном положении Ирландии в XVIII в
На протяжении раннего Нового времени авторы все больше внимания уделяют конструированию собственного образа. Примером может служить творчество Маргарет Кавендиш (1603–1673 гг.), активно использовавшей в своих трудах автобиографические зарисовки, рассуждающей о статусе автора и необходимой оригинальности его сочинений. Современники часто воспринимали ее стремление к оригинальности как проявление тщеславия и лицемерия. В статье будут рассмотрены примеры нарушения М. Кавендиш традиционных литературных форм, ее отношение к статусу индивидуальности и конструирование представления о научном знании как инструменте формирования независимой личности. Эпоха, в которой жила М. Кавендиш, накладывала ограничения как на творческие, так и личностные ее амбиции. В условиях, когда идеи абсолютизма порицались, М. Кавендиш создает свой воображаемый мир, в котором главенствуют один язык, одна вера и один правитель. Посвященных М. Кавендиш исследований на русском языке практически нет, как нет и переводов ее сочинений. При этом в ее работах раскрывается мировоззрение автора, вхожего в интеллектуальные круги своего времени, и прослеживается стремление сохранить свою индивидуальность. С целью решения конфликта личных устремлений и общественных условностей Маргарет создает в сочинении «Пылающий мир» свою собственную реальность и призывает всех активней использовать собственное воображение для трансформации неприглядного мира
Исследуется формирование риторики мученической смерти «за веру, царя и отечество» в русской публицистике раннего Нового времени. Приравнивание погибших воинов к мученикам стало общим местом еще в воинских повестях эпохи татаро-монгольского нашествия, однако в период государственного и имперского строительства намечается секуляризация дискурса мученичества, выраженная в его манипулятивном использовании в идеологических целях. Наряду с обоснованием душеспасительной смерти за церковь, веру и Русскую землю авторами т. н. «лагерных проповедей» рубежа XVII–XVIII вв. используется патриотическая государственная риторика, приравнивающая к ней смерть за репрезентирующие общее благо отечество, государство, государя. Мученическая топика актуализируется в проповедях, адресованных участникам русско-турецких войн, при этом разные авторы (Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Игнатий Римский-Корсаков, Стефан Яворский и др.) по-разному вводят в свои тексты актуальное идеологическое содержание. Уже в петровскую эпоху в текстах панегирического направления закрепляется самостоятельная светская патриотическая риторика, в которой готовность к мученической смерти становится критерием преданности отечеству и частью новой имперско-государственной мифологии и идеологии
Статья посвящена исследованию дискурсивного поля заключения Унии 1707 г. между Англией и Шотландией, союза, имевшего длительную историю во взаимоотношениях двух королевств. Авторы статьи рассматривают два конкурирующих взгляда на заключение унии. Первый был представлен шотландскими интеллектуалами и предполагал следование федералистским принципам устройства объединенного королевства. Эта позиция рассматривается на примере сочинений Фрэнсиса Гранта, Эндрю Флетчера и Джеймса Ходжеса. Им противостоял в своих искусно отточенных сочинениях широко известный сегодня писатель Д. Дефо, специально присланный в Эдинбург с целью пропаганды идеи инкорпорации Шотландии в Соединенное Королевство. Позиция Дефо реконструирована на основе серии написанных по этому поводу эссе, издаваемой им в Эдинбурге газеты «Review» (1706–1707 гг.), а также обширного сочинения «История Унии» (1709). Данная дискуссия отражает «механизмы» инкорпорирования кельтских «окраин» в состав единого политического тела могущественной Британской империи
Издательство
- Издательство
- ЮФУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- Юр. адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- ФИО
- Боровская Марина Александровна (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@sfedu.ru
- Контактный телефон
- +7 (863) 3051990
- Сайт
- https://sfedu.ru