Монгольское нашествие — событие, расколовшее историю Руси на время «до» и «после» вторжения. Однако в жизни древнерусской церковной организации нашествие сказалось особым образом. Высшая церковная иерархия смогла не только сохранить свою целостность, но и укрепить свое положение. Данная особенность прослеживается в том числе в области каноническо-правовых отношений. В представленной статье предпринята попытка осмыслить церковноправовую ситуацию на Руси накануне монгольского нашествия. Предварительные наблюдения позволяют заключить, что проблема грядущих потрясений в принципе отсутствовала в церковно-канонических текстах. Темы ожидания грядущих бедствий и страхов никак не прослеживаются в текстах эпохи. Собственно, и последующие события убеждают, что, невзирая на грандиозное вторжение и последовавшие за ним бедствия, канонический строй церкви и протекавшие в ней правовые процессы характеризовались поступательностью и преемственностью в развитии
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
В последние годы прилагаются существенные усилия по изучению древнерусского церковного права. Наверное, главным результатом проделанной работы помимо появления ряда интереснейших источниковедческих публикаций и исследований, посвященных каноническо-правовым аспектам деятельности Русской церкви, можно считать осознание того, что эта часть русской средневековой жизни полна лакун. При всем сравнительно небольшом корпусе актов, регулировавших деятельность Русской церкви, изученность большинства из них позволяет больше говорить не о результатах проделанного труда, а о перспективах таковых намерений. Впрочем, нельзя не признать, что в последние годы ряд памятников канонического права стал предметом особого осмысления исследователей. Этот интерес нашел отражение в нескольких примечательных монографиях, посвященных «Вопрошанию Кирика Новгородца, Закону Судному людем, Мерилу праведному и Кормчей» [Мильков, Симонов, 2011; Максимович, 2004; Корогодина, 2017a; Корогодина, 2017b]. Практически все эти канонические своды получили распространение на Руси в эпоху, так или иначе связанную с драматическими событиями первой трети XIII в.
Список литературы
1. Белякова Е.В., Мошкова Л.В., Опарина Т.А. Кормчая книга: от рукописной традиции к первому печатному изданию. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 496 c. EDN: ZIPVOB
2. Будовниц И.У. Духовенство и татарское иго // Религия и церковь в истории России: (Советские историки о православной церкви в России). М.: Мысль, 1975. С. 97-106.
3. Вершинин К. В. Мерило Праведное в истории древнерусской книжности и права. М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 296 с. EDN: MEXLUX
4. Гайденко П.И. Насилие татар над митрополитом Максимом и разграбление Киева в 1299 г.: причины, обстоятельства и последствия событий, которых “не было” // Золотоордынское обозрение. 2021. Т. 9. № 1. С. 76-89. EDN: JWNASV
5. Галимов Т.Р. Киевские митрополиты между Русью и Ордой (вторая половина XIII в.). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. 256 с. EDN: BOGDWO
6. Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV веках: Пути политического развития. М.: Изд. центр ИРИ, 1996. 128 с. EDN: RCGVGR
7. Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2004. 276 с. EDN: QOWBQF
8. Губин Д.В. Рязанская Кормчая 1284 года: проблема древнейшего русского датированного списка Сербской редакции и местный контекст // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Рязань: Политех, 2005. С. 32-46.
9. Демин А.С. Поэтика древнерусской литературы (XI-XIII в.). М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 403 с. EDN: RUJGLV
10. Кайзер Д.Х. Рост права в средневековой России. М.: Весь мир, 2024. 357 с.
11. Корогодина М.В. Кормчие книги XIV-первой половины XVII века. В 2 т. Т. 1: Исследование. СПб.: Альянс-Архео, 2017а. 598 с. EDN: URXINU
12. Корогодина М.В. Кормчие книги XIV-первой половины XVII века. В 2 т. Т. 2: Описание редакций. СПб.: Альянс-Архео, 2017b. 647 с. EDN: NAHGAL
13. Корогодина М.В. Новгородская (Климентовская) Кормчая // Православная энциклопедия. Т. 51. М.: Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, 2018. С. 451-453.
14. Корогодина М.В. О происхождении Мерила праведного // Современные проблемы археографии. СПб.: Библиотека Академии Наук, 2011. С. 126-131. EDN: UCSNIX
15. Корогодина М.В. О составе Мерила праведного // Историография и источниковедение отечественной истории. Материалы всероссийской научной конференции. Т. 7. М.: Альянс-Архео, 2014. С. 94-110. EDN: ZUKIXD
16. Костромин К.А. Развитие антилатинской полемики в Киевской Руси (XI -сер. XII вв.): страницы истории межцерковных отношений. Saarbrüken: Sanktus, 2013. 148 с. EDN: XAVUSH
17. Костромин К., прот., Волужков Д.В. К вопросу об отношении антилатинской полемики к церковному праву Древней Руси (ХI-ХII века) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2019. № 1 (11). С. 44-56. EDN: GAUELY
18. Максимович К.А. Законъ соудьныи людьмъ: Источниковедческие и лингвистические аспекты исследования славянского юридического памятника. М.: Древлехранилище, 2004. 240 с.
19. Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругъ, 2011. 544 с. EDN: SBVQJJ
20. Михеев С. Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в XIII-XVвв. // Прихожанин. Православный Интернет-журнал. URL: https://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/2587-perenesenie-mitropolichej-kafedry-iz-kieva-v-moskvu-kak-rezultat-politiki-konstantinopolya-v-xiii-xvvv.html (дата обращения - 23 мая 2020 г.).
21. Михеев С.М. Кто писал “Повесть временных лет”?. М.: Индрик, 2011. 280 с. EDN: YGZRIT
22. Определение патриаршего собора о перенесении кафедры русской митрополии из Киева во Владимир // Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией: Памятники древнерусского канонического права. Т. 6: (Памятники XI-XV в.). Ч. 1. Приложение. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908. Стб. 63-70.
23. Определения Владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла II // Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией: Памятники древнерусского канонического права. Т. 6: (Памятники XI-XV в.). Ч. 1. Приложение. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908.. Стб. 83-102.
24. Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки славянской культуры, 2001. 496 с.
25. Полонский Д. Г. Антилатинская полемика в Киеве XII в. и деятельность Феодосия “Грека” в контексте политики князя Изяслава Мстиславича // Восточная Европа в древности и средневековье: XXX Юбилейные Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто, Москва, 17-20 апреля 2018 г., материалы конференции. 2018. С. 247-251 с. EDN: XZHMFV
26. Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды. Казань: Фэн, 2009. 260 с.
27. Приселков М.Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг.: Тип. Науч. дело, 1916. 116 с.
28. Рудаков В.Н. “Погибель” или “пленение” Русской земли? Два способа осмысления повседневности русскими книжниками второй половины XIII в. // Многоликая повседневность. Микроисторические подходы к изучению прошлого: материалы конференции памяти Ю.Л. Бессмертного (1923-2000). М.: ИВИ РАН, 2014a. С. 111-130.
29. Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV в. М.: Квадрига, 2014b. 280 c.
30. Слово о погибели Русской Земли // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб.: Наука, 1997. C. 88-89.
31. Столярова Л.В. Еще раз о протографе Рязанской Кормчей, 1284 г. // История и культура Ростовской земли. Ростов: б. и., 2006. С. 118-138. EDN: WFRMJT
32. Столярова Л.В., Каштанов С.М. Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.). М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2010. 448 с.
33. Флоря Б.Н. Кирилл II // Православная энциклопедия. Т. 34. М.: Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, 2014. С. 547-551.
34. Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII в. М.: Наука, 1978. 291 с. EDN: SMYSBL
35. Belyakova E.V., Moshkova L.V., Oparina T.A. Kormchaya kniga: ot rukopisnoj tradicii k pervomu pechatnomu izdaniyu [The Kormchaya Kniga: from the Manuscript Tradition to the First Printed Edition]. Moscow; St. Petersburg: Centr gumanitarny’x iniciativ, 2017. 496 p. (in Russian).
36. Budovnits I.U. Duxovenstvo i tatarskoe igo [The Clergy and the Tatar Yoke], in Religiya i cerkov’ v istorii Rossii: (Sov. istoriki o pravoslavnoj cerkvi v Rossii). Moscow: Mysl’, 1975. Pp. 97-106 (in Russian).
37. Vershinin K.V. Merilo Pravednoe v istorii drevnerusskoj knizhnosti i prava [The Measure of Righteousness in the History of Old Russian Literature and Law]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2019. 296 p. (in Russian).
38. Gajdenko P.I. Nasilie tatar nad mitropolitom Maksimom i razgrablenie Kieva v 1299 g.: prichiny’, obstoyatel’stva i posledstviya soby’tij, kotory’kh “ne by’lo” [Tatar Violence against Metropolitan Maxim and the Pillaging of Kyiv in 1299: Causes, Circumstances, and Consequences of Events That “Did Not Happen”], in Zolotoordy’nskoe obozrenie. 2021. Vol. 9. No. 1. Pp. 76-89 (in Russian). EDN: JWNASV
39. Galimov T.R. Kievskie mitropolity’ mezhdu Rus’yu i Ordoj (vtoraya polovina XIII v.) [Kievan Metropolitans between Rus’ and the Horde (Second Half of the 13th Century)]. Kazan’: Institut istorii im. Sh.Mardzhani AN RT, 2019. 256 p. (in Russian).
40. Gorskiy A.A. Russkie zemli v XIII-XIV vekax: Puti Politicheskogo Razvitiya [Russian Lands in the 13th-14th Centuries: Paths of Political Development]. Moscow: Izd. centr IRI, 1996. 128 p. (in Russian).
41. Grigor’ev A.P. Sbornik khanskix yarly’kov russkim mitropolitam: istochnikovedcheskiy analiz zolotoordy’nskikh dokumentov [Collection of Khan’s Labels to Russian Metropolitans: Source Study Analysis of Golden Horde Documents]. St. Petersburg: S.-Peterb. un-t, 2004. 276 p. (in Russian).
42. Gubin D.V. Ryazanskaya Kormchaya 1284 goda: problema drevnejshego russkogo datirovannogo spiska Serbskoj redakcii i mestny’j kontekst [Ryazan Kormchaya of 1284: The Problem of the Oldest Russian Dated List of the Serbian Redaction and the Local Context], in Materialy’ i issledovaniya po ryazanskomu kraevedeniyu. Ryazan’: Politekh, 2005. Pp. 32-46 (in Russian).
43. Demin A. S. Poe’tika drevnerusskoj literatury’ (XI-XIII v.) [Poetics of Old Russian Literature (11th-13th Centuries)]. Moscow: Rukopisny’e pamyatniki Drevnej Rusi, 2009. 403 p. (in Russian).
44. Kajzer D.X. Rost prava v srednevekovoj Rossii [The Growth of Law in Medieval Russia]. Moscow: Ves’ mir, 2024. 357 p. (in Russian).
45. Korogodina M.V. Kormchie knigi XIV-pervoj poloviny’ XVII veka. V 2 t. Vol. 1: Issledovanie [The Helmsmen’s Books of the 14th-First Half of the 17th Century. In 2 volumes. Vol. 1: Research]. St. Petersburg: Al’yans-Arxeo, 2017a. 598 p. (in Russian).
46. Korogodina M. V. Kormchie knigi XIV-pervoj poloviny’ XVII veka. V 2 t. Vol. 2: Opisanie redakciy [The Helmsmen’s Books of the 14th-First Half of the 17th Century. In 2 volumes. Vol. 2: Description of the Editions]. St. Petersburg: Al’yans-Arxeo, 2017b. 647 p. (in Russian).
47. Korogodina M.V. Novgorodskaya (Klimentovskaya) Kormchaya [Novgorod (Klimentovskaya) Helmsmen], in Pravoslavnaya entsiklopediya. Vol. 51. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr “Pravoslavnaya entsiklopendiya”, 2018. Pp. 451-453 (in Russian).
48. Korogodina M.V. O proiskhozhdenii Merila pravednogo [On the Origin of the Standard of the Righteous], in Sovremenny’e problemy’ arkheografii. St. Petersburg: Biblioteka Akademii Nauk, 2011. Pp. 126-131 (in Russian).
49. Korogodina M. V. O sostave Merila pravednogo [On the Composition of the Standard of the Righteous], in Istoriografiya i istochnikovedenie otechestvennoj istorii. Materialy’ vserossijskoj nauchnoj konferencii. Vol. 7. Moscow: Al’yans-Arxeo, 2014. Pp. 94-110 (in Russian).
50. Kostromin K.A. Razvitie antilatinskoy polemiki v Kievskoy Rusi (XI-ser. XII vv.): stranicy istorii mezhcerkovny’x otnoshenyj [Development of anti-Latin polemics in Kievan Rus (11th-mid.12th centuries): pages of the history of interchurch relations]. Saarbrüken: Sanktus, 2013. 148 p. (in Russian). EDN: XAVUSH
51. Kostromin K., prot., Voluzhkov D.V. K voprosu ob otnoshenii antilatinskoj polemiki k cerkovnomu pravu Drevnej Rusi (XI-XII veka) [On the Issue of the Relationship of Anti-Latin Polemics to the Church Law of Ancient Rus’ (11th-12th Centuries)], in Paleorosiya. Drevnyaya Rus’: vo vremeni, v lichnostyax, v ideyakh. 2019. No. 1 (11). Pp. 44-56 (in Russian). EDN: GAUELY
52. Maksimovich K.A. Zakon sudnyi lyudem: Istochnikovedcheskie i lingvisticheskie aspekty’ issledovaniya slavyanskogo yuridicheskogo pamyatnika [Judicial Law for the People: Source Studies and Linguistic Aspects of the Study of a Slavic Legal Monument]. Moscow: Drevlekhranilische, 2004. 240 p. (in Russian).
53. Mil’kov V.V., Simonov R.A. Kirik Novgorodets: ucheny’i i my’slitel’ [Kirik Novgorodets: Scientist and Thinker]. Moscow: Krug, 2011. 544 p. (in Russian).
54. Mixeev S. Perenesenie mitropolich’ey kafedry iz Kieva v Moskvu kak rezul’tat politiki Konstantinopolya v XIII-XV vv. [Transfer of the Metropolitan See from Kiev to Moscow as a Result of Constantinople’s Policy in the 13th-15th Centuries], in Prikhozhanin. Pravoslavnyi Internet-zhurnal. Availible at: https://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/2587-perenesenie-mitropolichej-kafedry-iz-kieva-v-moskvu-kak-rezultat-politiki-konstantinopolya-v-xiii-xvvv.html (accessed 5 May 2020).
55. Mikheev S. M. Kto pisal “Povest’ vremenny’rh let”? [Who wrote the “Tale of Bygone Years”?]. Moscow: Indrik, 2011. 280 p. (in Russian).
56. Opredelenie patriarshego sobora o perenesenii kafedry’ russkoj mitropolii iz Kieva vo Vladimir [Decision of the Patriarchal Council on the Transfer of the See of the Russian Metropolitanate from Kiev to Vladimir], in Russkaya istoricheskaya biblioteka, izdannaya Imperatorskoy Arxeograficheskoy komissiey: Pamyatniki drevnerusskogo kanonicheskogo prava. Vol. 6: (Pamyatniki XI-XV v.) Part. 1: Prilozhenie. St. Petersburg: Tip. M.A. Aleksandrova, 1908. Column 63-70 (in Russian).
57. Opredeleniya Vladimirskogo sobora, izlozhennye v gramote mitropolita Kirilla II [Decisions of the Vladimir Cathedral, set out in the charter of Metropolitan Kirill II], in Russkaya istoricheskaya biblioteka, izdannaya Imperatorskoy Arxeograficheskoy komissiey: Pamyatniki drevnerusskogo kanonicheskogo prava. Vol. 6: (Pamyatniki XI-XV v.) Part. 1: Prilozhenie. St. Petersburg: Tip. M.A. Aleksandrova, 1908. Column 83-102 (in Russian).
58. Polnoe sobranie russkirh letopisey. Vol. 1: Lavrent’evskaya letopis’ [Complete Collection of Russian Chronicles. Vol. 1: Laurentian Chronicle]. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul’tury, 2001. 496 p. (in Russian).
59. Polonskiy D.G. Antilatinskaya polemika v Kieve XII v. i deyatel’nost’ Feodosiya “Greka” v kontekste politiki knyazya Izyaslava Mstislavicha [Anti-Latin Polemics in Kiev in the 12th Century and the Activities of Theodosius “the Greek” in the Context of the Holicy of Prince Izyaslav Mstislavich], in Vostochnaya Evropa v drevnosti i srednevekov’e: XXX Anniversary Readings in memory of Corresponding Member of the USSR Academy of Sciences Vladimir Terentyevich Pashuto, Moscow, April 17-20, 2018, conference proceedings. 2018. Pp. 247-251 (in Russian).
60. Pochekaev R.Yu. Pravo Zolotoy Ordy [Law of the Golden Hord]. Kazan’: Fen, 2009. 260 p. (in Russian).
61. Priselkov M. D. Khanskie yarlyki russkim mitropolitam [Khan’s labels to Russian metropolitans]. Petrograd: Tip. Nauch. delo, 1916. 116 p. (in Russian).
62. Rudakov V.N. “Pogibel’” ili “plenenie” Russkoy zemli? Dva sposoba osmysleniya povsednevnosti russkimi knizhnikami vtoroj poloviny’ XIII v. [“Perishment” or “captivity” of the Russian land? Two Ways of Understanding Everyday Life by Russian Scribes of the Second Half of the 13th Century], in Mnogolikaya povsednevnost’. Mikroistoricheskie podkhody k izucheniyu proshlogo: materialy konferentsii pamyati Yu.L. Bessmertnogo (1923-2000). Moscow: IVI RAN, 2014a. Pp. 111-130 (in Russian).
63. Rudakov V.N. Mongolo-tatary glazami drevnerusskikh knizhnikov serediny XIII-XV v. [The Mongol-Tatars through the eyes of ancient Russian scribes of the mid-13th-15th centuries]. Moscow: Kvadriga, 2014b. 280 p. (in Russian).
64. Slovo o pogibeli Russkoy Zemli [A Tale on the Death of the Russian Land], in Biblioteka Literatury Drevney Rusi. Vol. 5. St. Petersburg: Nauka, 1997. Pp. 88-89 (in Russian).
65. Stolyarova L.V. Esche raz o protografe Ryazanskoy Kormchey, 1284 g. [Once Again about the Protograph of the Ryazan Kormchaia, 1284], in Istoriya i kul’tura Rostovskoy zemli. Rostov: [b. i.], 2006. Pp. 118-138. (in Russian).
66. Stolyarova L.V., Kashtanov S.M. Kniga v Drevnej Rusi (XI-XVI vv.) [The Book in Ancient Rus’ (11th-16th Centuries)]. Moscow: Un-t Dmitriya Pozharskogo, 2010. 448 p. (in Russian).
67. Florya B.N. Kirill II [Kirill II], in Pravoslavnaya entsiklopediya. Vol. 34. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr “Pravoslavnaya entsiklopendiya”, 2014. Pp. 547-551 (in Russian).
68. Schapov Ya.N. Vizantiyskoe i yuzhnoslavyanskoe pravovoe nasledie na Rusi v XI-XIII v. [Byzantine and South Slavic Legal Heritage in Rus’ in the 11th-13th Centuries]. Moscow: Nauka, 1978. 291 p. (in Russian).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена 75-летнему юбилею выдающегося российского историка Николая Александровича Мининкова. На формирование личности и мировоззрения ученого и педагога оказали влияние семейные традиции. Приоритетным направлением исследований Н. А. Мининкова стала история донского казачества. Этой большой теме были посвящены его кандидатская и докторская диссертации. Чтение лекций по теоретическим проблемам исторической науки предопределило новое направление его научной работы, посвященное вопросам теории и методологии истории. Еще одним направлением его исследования стали биографии и научная деятельность историков Дона, а также жизнь, судьба, академические труды и литературное творчество известного советского историка Д. Н. Альшица. Совместно с Л. В. Мининковой он подготовил и выпустил монографию, посвященную трудам о российских историках, с обоснованием воздействия личности историка на результаты его научной работы. Как лектор и преподаватель Н. А. Мининков вел и продолжает вести курсы по специальным историческим дисциплинам для студентов и магистрантов Института истории и международных отношений Южного федерального университета.
Распад СССР, либеральные реформы, «война историографий» нанесли большей урон советской традиции плодотворного взаимодействия ученых и педагогов Юга России, заложенной Ю. А. Ждановым — выдающимся организатором науки и образования, ректором Ростовского университета и Председателем Северо-Кавказского научного центра высшей школы. В статье рассказывается о научно-педагогической деятельности известного ростовского ученого и педагога Андрея Вадимовича Венкова, которому 15 декабря 2024 г. исполнилось 70 лет, рассматривается вклад новой генерации ученых, подхвативших эстафетную палочку старших товарищей по дальнейшему углублению интеграции деятельности научных и образовательных учреждений в интересах сохранения и укрепления российской государственности на Северном Кавказе.
Материал представляет собой обзор Всероссийской научной конференции «Древнерусская книжность: опыты прочтения и источниковедческого осмысления. Памяти Владимира Владимировича Милькова (1951–2021) и Рэма Александровича Симонова (1929–2023)», прошедшей 16 декабря 2024 г. в Москве, в Институте философии РАН. Организаторами конференции выступили сектор истории русской философии Института философии РАН и редакция журнала «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях». Конференция стала междисциплинарной площадкой для обсуждения широкого спектра вопросов, связанных с древнерусской книжностью и ее влиянием на историю и культуру России. Участниками конференции обсуждались церковно-правовые вопросы отечественного Средневековья, были рассмотрены философские и богословские аспекты древнерусской книжности (диофизитстские и сотериологические взгляды Иосифа Волоцкого, «интеллектуальный ресурс» Симеона Полоцкого и его методы работы с библиографическими источниками, наследие Кирилла Туровского и др.), затронуты новые перспективы изучения Жития Арсения Коневского, образ «Великого Города» в книжности Владимиро-Суздальской Руси, славяно-русский политеизм и возможность осмысления «Диоптры» Филиппа Монотропа в контексте проблем современного образования
В статье впервые публикуется журнал заседания педагогического совета Новочеркасской мужской гимназии от 1883 г. Документ представляет интерес с позиции оценки процессов развития образовательной системы в Российской империи рубежа XIX–XX вв. и взаимосвязи его с общегосударственными процессами: «еврейским вопросом», некоторыми социальными проблемами и тенденциями управления. Содержание журнала дает комплексное представление об особенностях работы такого органа самоуправления в средних образовательных учреждениях, как педагогический совет, работа которого вскрывает типичные социальные тенденции в обществе рубежа веков: падение профессиональной дисциплины, рост государственного контроля, бюрократизация. Изучение данного источника позволяет охватить диапазон вопросов внутренней жизни среднего образовательного учреждения конца XIX в. В этих материалах можно видеть рост проблем воспитательного характера в гимназии, которые предлагается решать административными методами. Изучение источника ставит вопрос о типологии и широте решаемых образовательными учреждениями проблем в стране на рубеже веков и связи этих вопросов с революционными событиями последующего времени
Конструирование альтернатив свершившимся историческим событиям относится к популярному у историков, политологов и журналистов жанру размышления о прошлом. Особенно показательны многочисленные рассуждения об альтернативном исходе различных ключевых исторических событий: войн, мятежей, революций, заговоров. В этой статье вопросы альтернативности прошлого, поставленные перед участниками дискуссии, рассмотрены на примере истории Российской империи. Именно такая оптика позволяет не только показать аналитические возможности подхода, связанного с рассмотрением исторических альтернатив, но и определить дискуссионные пространства современной историографии сравнительного изучения империй. В этом отношении можно выделить несколько тем для обсуждения: последствия распада империй, общественные ожидания, связанные с крахом «старого режима», альтернативные возможности развития империй. Как показывают специальные исследования, Российская империя имела несколько точек политического и социально-экономического роста в межреволюционный период 1906–1916 гг. Во-первых, в империи Романовых быстро формировался широкий политический класс и развивалась политическая культура. Именно эти обстоятельства могли стать залогом трансформации империи в конституционную монархию. Во-вторых, российская система образования и научная мысль способствовали складыванию условий для масштабного рывка в техническом, производственном и инфраструктурном отношении. Спустя годы после революции 1917 года именно этот потенциал был отчасти реализован в советской индустриализации, а также в развитии инженерной мысли в Европе и Северной Америке
Проблема гипотетических рассуждений об альтернативности прошлого и необходимости изучения образов будущего в прошлом рассматривается сквозь призму теории современных социогуманитарных наук. Отмечается важность факторов непредвиденного в жизни людей и законность профессионального интереса историка как к мотивам исторических акторов, так и к альтернативным реконструкциям прошлого, вызывающим дискуссии о закономерности тех или иных явлений прошлого. Отмечается роль Р. Козеллека, привнесшего в историографию феноменологическую трактовку исторического времени как смены «теперь» — цепи событий, связанных «пространством опыта» и «горизонтами ожидания» живущих поколений, подчеркивается также значимость его представлений о рекурсивной связи «слоев времени», вбирающих в себя и жизнь человека, и бытование длительно существующих социальных структур. Тема проживания исторических канунов современниками представлена в логике рассуждения о темпоральных дискурсах. Историк имеет свободу выбора: уделять ему внимание «подводным течениям» коллективного бессознательного или посвятить себя постфактуальному моделированию, руководствуясь непреложным знанием исходов. Историю победителей и побежденных следует, по мнению автора, писать с позиций симметричного их представления, с обозначением всех значимых контекстуальных нюансов их существования, а историю утопических дискурсов — с позиций того, что разделяемые массой людей убеждения сами становятся влиятельным фактором формирования будущего, даже если грядущее сформируется отличным от ожидаемого образом
Вопрос об альтернативности, вариативности, «осевых моментах» и поворотных точках в истории больше относится к сфере историографии, чем реально свершившейся истории. Такие оценки и гипотезы часто возникают «задним числом», когда известен результат, и теперь под результат подгоняют якобы имевшиеся раньше причины, по которым история пошла именно этим путем, а не другим. Как правило, в подобных исследованиях рассматриваются не собственно исторические альтернативы, а сюжеты из области борьбы идей и дискурсов. В этом плане такие оценки заслуживают изучения, потому что борьба идей и дискурсов имеет вполне реальное влияние на материальную сторону исторического процесса, и без учета этого влияния невозможен поиск причин исторических деяний, событий, процессов
Одной из важнейших методологических дискуссий, на протяжении долгого времени разворачивавшейся как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке, является полемика о праве на существование альтернативной истории, праве историка на моделирование и анализ нереализовавшихся возможностей, самой принципиальной возможности встроить сослагательное наклонение в толщу исторического нарратива. Представленная статья посвящена осмыслению тех перспектив и возможностей, которые открываются перед исследователем при его взгляде на прошлое как на многовариантное пространство, где, кроме свершившихся фактов, существует широкое поле нереализованных исторических сценариев. Исторические альтернативы выступают не только в качестве продукта исследовательского анализа, но и в качестве реально ожидаемых перспектив общественного развития, которые прогнозируются, ожидаются, но по каким-то причинам не реализуются. В статье рассматривается влияние данных прогнозов и ожиданий на общественные настроения и поведенческие траектории, индивидуальные и коллективные реакции на их реальное (не)воплощение, искажение либо подмену. В качестве основного примера взяты явления русского XIX века как своеобразного затянувшегося кануна великих перемен или столетия несбывшихся надежд и несостоявшихся героев. Делается вывод о том, что несостоявшаяся история, представленная огромным количеством нереализованных проектов и пророчеств, вариантов и альтернатив, является такой же Magistra vitae, как и «реальная» история, выступая в качестве необходимого контекста последней, комментария и ключа к ее пониманию и объяснению.
Статья предлагает обратить внимание на ранее почти неисследованную часть потребления в Советском Союзе — создание советской мужской моды. В фокусе исследования находится деятельность домов моделей одежды и их роль в формировании советской официальной мужской моды. Посредством включения в анализ делопроизводственных материалов домов моделей одежды статья акцентирует внимание на ключевых диалогах и дискуссиях, возникавших в стенах этих учреждений, которые стали площадками для обмена идеями о стиле, моде и идентичности. В рамках исследования рассмотрены вопросы, связанные со сложными отношениями между мужчинами, модой и потреблением, балансом между официальной идеологией и реальными потребностями потребителей, а также влиянием международных модных тенденций на советскую моду. В статье показано, что советская мужская мода всегда находилась в тени моды женской, но при этом предполагалось, что она должна быть разнообразной и динамично меняться вслед за изменением политического курса. Однако ввиду технологических ограничений советской текстильной промышленности, а также условий системного товарного дефицита советская мужская мода имела мало общего с повседневной реальностью, с которой сталкивались советские мужчины
Статья посвящена рассмотрению вопроса о вероятности создания дела «антикоминтерновского блока» — судебного процесса в отношении ряда руководящих деятелей Коминтерна: О. А. Пятницкого, В. Г. Кнорина, А. Л. Абрамова-Мирова, Б. Н. Мельникова и др. Цель, которую преследовал автор — изучить имеющиеся оценки подготовки этого процесса в отечественной и зарубежной историографии, а также документальные источники, в том числе «расстрельные списки», и обобщить полученный материал. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что данный вопрос комплексно в отечественной историографии не изучался; арест сотрудников Коминтерна входил в перечень сталинских репрессий, которые являются неотъемлемой частью истории нашей страны XX в.; также данное дело связано с самой международной организацией, без рассмотрения деятельности которой невозможно комплексно изучить внешнюю политику СССР первой половины прошлого века. Новизна работы состоит в попытке обобщить в одном исследовании факты, связанные с исследуемым судебным процессом. Статья основывается на принципе системности, использованы хронологический и историко-сравнительный подходы. Автор пришел к выводу о том, что деятели Коминтерна вполне могли бы предстать перед судом, однако отказ Пятницкого дать показания о существовании «антикоминтерновского блока», слишком большое число арестованных «коминтерновцев», а также чрезмерная перегруженность НКВД и смещение Н. И. Ежова с поста Народного комиссара внутренних дел не позволили состояться новому московскому процессу
В статье рассматривается, как изображались и какое место занимали турки-османы и крымские татары в проповедях и полемических произведениях одного из выдающихся деятелей униатской церкви в Речи Посполитой — Киприана Жоховского, униатского митрополита «всея Руси» в 1674–1693 гг. Отмечается, что в рамках заочной полемики с конфессиональными противниками Жоховский часто апеллировал к бедственному положению христиан под властью мусульман, изображая тех орудиями Божественного гнева, направленного против «схизматиков» и «еретиков», тем самым призывая всех сплотиться вокруг «истинной» католической церкви. С другой стороны, василианин отмечал полное подчинение Константинопольского патриархата османским властям, их покровительство по отношению к православным в Речи Посполитой, а также симпатии самих православных по отношению к Османской империи. Исходя из этого, он оправдывал ограничения и репрессии по отношению к не-католикам, дабы обезопасить саму Польшу от Божественного наказания и оградить от опасного влияния со стороны Стамбула. Констатируется, что, несмотря на данные апелляции, сами турки-османы и крымские татары мало интересовали Киприана Жоховского, а их образы были ему важны в первую очередь именно для утверждения «истинности» и «праведности» католической веры. В рамках подобного дискурса он также прославлял католиков, боровшихся против «магометан», как бы противопоставляя их в этом православным, которые, наоборот, молятся за главного врага всех христиан — османского султана
В работе рассматриваются зафиксированные в древнерусских летописях описания молитв предков за живых князей в династии Рюриковичей (XII–XIII вв.). Целью статьи является выявление основных причин и обстоятельств обращения князей к высшим силам в молитвах за живых представителей княжеского рода. На основе анализа древнерусских нарративных источников делается вывод о христианском характере молитвенных обращений. Большинство описаний княжеских молитв связано с владимирскими князьями — потомками Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого. Упоминание как живых, так и умерших правителей при описании молитв свидетельствует о распространении в родовом сознании владимирских Юрьевичей культа княжеских предков — ближайших родственников живых князей по мужской линии. Данное обстоятельство является показателем выделения владимирской ветви как отдельной линии в общей династии Рюриковичей, занимающей особое положение в новом политическом центре русских земель — Владимиро-Суздальской земле и претендующей во второй половине ХІІ–начале ХІІІ в. на политическое верховенство на землях Руси
Обосновывается гипотеза о том, что презентизм является имманентной характеристикой исторического познания XX–первой четверти XXI в., а также предлагаются альтернативы его экстремальным формам в современной исторической культуре (с середины 2000-х гг.). Проблема презентизма рассматривается в соотнесении с концептом историческая культура. Актуальность данной проблематики обусловлена в первую очередь усилением необходимости экспликации имманентных характеристик научного/профессионального исторического познания в условиях расширения границ исторической культуры и разрыва внутри нее социально ориентированного историописания и истории как строгой науки. Теоретическую рамку исследования задает смена типов рациональности/моделей науки: от классической к неклассической, затем к постнеклассической в ситуации постмодерна, — и предпринимается попытка концептуализации новой исторической культуры в ситуации постпостмодерна. При анализе презентизма последней трети XX в. концепция «режимов историчности» Ф. Артога дополняется идеей «конца истории» Ф. Фукуямы и теорией нарратива (Х. Уайт, Ф. Анкерсмит). Сделан вывод о концептуальных различиях презентизма первой трети XX в., жестко обусловленного становлением неклассической модели науки, и презентизма последних десятилетий XX в., обусловленного постнеклассической моделью науки и исторической культурой постмодерна. Предлагается гипотеза нового варианта презентизма в исторической культуре первой четверти XXI в., фактором формирования которого является постпостмодерн и соответствующая ему историческая культура, базовым свойством которой стал процесс ренарративизации после кризиса метанарратива эпохи постмодерна
Статья посвящена чтению литературы о «новых людях», живущих накануне великих перемен, которые и начнутся благодаря им. Несмотря на то, что влияние такого рода текстов на формирование народнического движения и — шире — поколения 1870-х гг. давно стало общим местом в историографии, историки, как правило, обращались к отдельным произведениям, доказательством «влияния» которых служила частота их упоминаний в автобиографических текстах. Исследователи анализировали содержание романов и повестей о «новых людях», предполагая, что описанные в них герои создавали модели жизнестроительства для своих читателей, чтобы они могли преобразовать сначала свои жизни, а затем социальный и политический порядок Российской империи. Статья предлагает отказаться от прямолинейных представлений о том, что тексты оказывают непосредственное влияние на читателей. Анализ двух читательских дневников и переписки молодых людей первой половины 1870-х гг. позволил проследить как широкий репертуар прочитанных книг, так и правила их интерпретации. Автор приходит к заключению, что читатели поколения 1870-х гг. воспроизводили особую модель чтения, представления о которой были наиболее отчетливо сформулированы в статье Д. И. Писарева «Наша университетская наука». Она предполагала самостоятельную интеллектуальную работу над осмыслением прочитанного, причем содержание литературы оказывалось вторично по отношению к интерпретации. Многочисленные романы воспитания, наводнившие российский книжный рынок, закрепили предложенную критиком модель: их герои читали по аналогичным правилам и, избежав падения, превращались в «настоящих людей». Установка на самостоятельный интеллектуальный труд приводила к тому, что восприятие прочитанного могло выходить далеко за пределы привычной современному исследователю интерпретации значимых текстов, таких как романы И. В. Омулевского или Д. Л. Мордовцева, а «новые люди» — подвергаться критике. Главным, чему передовая литература учила читателей 1870-х гг., было собственно чтение
Статья посвящена нарративам темпорализации Судебной реформы современниками, что позволяет пересмотреть политически ангажированные и неочевидные трактовки реформы как «либеральной». С опорой на методологию Билефельдской школы истории понятий в статье анализируются наиболее полемические высказывания о преобразовании судебной системы в ведомственных документах и периодической печати 1860–1870-х гг. Конструируемые в них темпоральные ряды развития правосудия в России и мире исследуются как историческая аргументация для легитимизации реформы или, наоборот, ее критики. В заключение делается вывод о том, что пересборка структур судебной власти, включивших в себя экспертов и представителей общественности в роли присяжных заседателей и поверенных, означала, что именно от их понимания сути реформ зависела работа преобразованных судов. Поэтому важно отметить, что оптимистический прогрессивный дискурс новой судебной власти, сохранившийся в архивных документах и официальной печати, был далеко не единственным и встречал много сомневающихся голосов. Конструирование прогрессивной темпоральности развития цивилизации и утверждения о том, что народ «приноровится» к полезным нововведениям, встречали большое сопротивление
Целью статьи является рассмотрение кануна Пугачевщины не как преддверия бунта, а как самостоятельного научного объекта. Изучение этой проблемы поставлено в контекст категорий «случайность», «закономерность», «возможность», «вероятность» исторического процесса. Местом действия, вобравшем в себя ключевые события и персонажи, выбран Таловой умёт (постоялый двор) недалеко от Яицкого городка. Дело происходило в августе 1773 г., т. е. за несколько недель до бунта, начавшегося 17 сентября того же года. На основе различных источников, прежде всего судебно-следственных материалов, тщательно проанализировано поведение нескольких конкретных людей. От них зависело, вспыхнет ли Пугачевский бунт или история пойдет по другому пути. Большая часть документов не опубликована, находится в архиве и представляет собой протоколы допросов действующих лиц. Главное внимание обращено на личность С. М. Оболяева — хозяина умёта. На его примере показана роль «маленького» человека как актора событий большой истории. Выявлены и проанализированы существовавшие тогда на Яике исторические альтернативы. Исследованы индивидуальные и коллективные жизненные стратегии незаметных ранее персонажей в условиях кризиса, когда не только их действия формировали будущее, но они сами становились заложниками затеянного. Таким образом, показана самоценность переходного времени между сегодня и еще не наступившим завтра
Выдвигается и обосновывается тезис, согласно которому процессы ранней европейской модернизации (то есть период накануне современности) были неразрывно связаны с насилием, выражением которого стала, в частности, «социальная дисциплинаризация». Приводятся характерные примеры из истории провинции Артуа во Франции в XV в. (на основе исследований Р. Мюшамбле) и польской деревни в XVII–XVIII вв. (на основе исследований М. А. Корзо), подтверждающие, что запреты, ограничения и репрессии «социальной дисциплинаризации» получали религиозное обоснование. Эти мрачные стороны ранней модернизации оставили отпечаток на развитии Европы в XIX–XX вв. Подчеркивается, что, во-первых, репрессивные тенденции в культуре раннего модерна развернулись уже в зрелое Средневековье; во-вторых, они, как представляется, коррелировали со специфически католической, «августиновской» системой представлений о человеке (антропологией); в-третьих, они не связаны с переходом к «раннему капитализму», происходя в зоне и первичной (Франция, Нидерланды), и вторичной (Польша) модернизации, потому что «социальная дисциплинаризация» предстает как процесс, имманентно связанный с развертыванием заложенных в «латинском» христианстве собственно религиозных начал
Статья представляет собой введение к теме номера, сфокусированной на проблеме исторической ретроспекции и тех аберрациях, которые порождает трактовка исторических фактов безотносительно анализа ситуации, непосредственно предшествовавшей произошедшему событию. Обосновывается тезис об эвристических возможностях исследовательской оптики «будущее в прошедшем», когда вероятность и значение исторического явления оценивается в соотнесении с его преддверием, кануном как точкой перехода совокупности событий-причин в событие-следствие. Взгляд на исторический факт в той темпоральной проекции, в которой событие воспринималось современниками, абстрагируясь от знания исследователя о реальных его последствиях, позволяет увидеть исследуемое явление как реализованный сценарий развития на фоне множества нереализованных возможностей, во всей полноте причинно-следственных связей и в соотнесении закономерностей, случайностей и человеческого фактора. Рассмотрение события из точки его кануна также дает возможность более полного понимания мотивации исторических акторов без искажающего эффекта, сопряженного с априорным представлением о реализованных исторических сценариях как наиболее вероятных. Кроме того, применение исследовательской оптики «будущее в прошедшем» дает основания для пересмотра представления о «черных лебедях» — аномальных и непредсказуемых событиях, радикально изменивших действительность и post factum истолкованных в качестве закономерных — как ключевом маркере современности. С позиций применения данного подхода становится очевидным, что подобные события происходили и в прошлом, однако их восприятие современниками было заслонено в исторической памяти более поздними трактовками
Издательство
- Издательство
- ЮФУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- Юр. адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- ФИО
- Боровская Марина Александровна (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@sfedu.ru
- Контактный телефон
- +7 (863) 3051990
- Сайт
- https://sfedu.ru