Исследование посвящено определению влияния периода пандемии на динамику, уровень и темпы развития основных физических качеств обучающихся I-II курсов. Дистанционное обучение проводилось во время весеннего семестра I курса и осеннего семестра II курса. Установлено, что за период от начала учебного года I курса до начала учебного года II курса не выявлено негативного влияния дистанционного обучения в весеннем семестре 2020 г. на динамику показателей ОФП девушек I курса. У юношей I курса отмечается достоверное снижение отдельных показателей ОФП (сила мышц - сгибателей рук и гибкость). Самоизоляция в осеннем семестре II курса привела к достоверному снижению выносливости как у юношей, так и у девушек. Не выявлено негативного влияния периода пандемии в весеннем семестре учебного года I курса и последующего периода летних каникул на уровень развития основных физических качеств девушек, зарегистрированный в начале учебного года II курса. Дистанционное обучение в осеннем семестре II курса привело к достоверному снижению уровня развития изучаемых показателей ОФП девушек, зарегистрированного в конце учебного года. Период пандемии в весеннем семестре учебного года I курса и последующий период летних каникул оказали негативное влияние на уровень развития силы мышц - сгибателей рук и гибкости юношей, зарегистрированный в начале учебного года II курса. Самоизоляция в осеннем семестре II курса оказала негативное влияние на уровень развития выносливости юношей, зарегистрированный в конце учебного года. Дистанционное обучение в осеннем семестре учебного года не повлияло на темпы развития основных физических качеств юношей и девушек II курса.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. Установлено существенное негативное влияние дистанционного обучения на двигательную активность российских студентов [10]. По мнению Е. А. Мазуренко с соавторами, Т. В. Тихомировой [9; 13], физическую культуру как учебную дисциплину практически невозможно реализовать дистанционно. Организация занятий по физической культуре в дистанционном режиме не может восполнить необходимый уровень физической активности студентов [6]. Занятия физическими упражнениями в дистанционном формате снижают эффективность процесса физической подготовки студентов [14].
Список литературы
1. Аксенова, А. Н. Оптимизация учебного процесса дисциплин по физическому воспитанию у стдентов в период пандемии / А. Н. Аксенова, Е. Г. Монахова, Н. В. Перегудова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 3-8. EDN: AXPPPV
2. Баранцев, С. А. Планирование содержания учебных занятий дисциплины “Физическая культура” / С. А. Баранцев. - М., 2015. - 112 с.
3. Болдов, А. С. Возможности реализации практических занятий по физической культуре в вузах в период пандемии / А. С. Болдов, А. В. Гусев, К. Б. Илькевич, Л. Ю. Климова, Г. С. Афонина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 15-23. EDN: SLXCPG
4. Егорычев, А. О. Влияние режима самоизоляции на показатели физической подготовленности студентов-мужчин / А. О. Егорычев, С. П. Мещеряков, Н. В. Зырянова, Н. В. Титушина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 116-121. EDN: BHSSER
5. Зайцева, Н. В. Динамика уровня физической подготовленности юношей Северо-Восточного государственного университета в период пандемии COVID-19 / Н. В. Зайцева, E. E. Кудлова, С. Т. Шевченко, М. П. Десенева, А. В. Никитин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. - Т 16, № 2. - С. 84-89. EDN: IPBFRL
6. Костов, Ф. Ф. Физическая активность и психолого-педагогическая нагрузка студентов в условиях дистанционного обучения / Ф. Ф. Костов, Н. Л. Волкова, П. В. Родичкин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 70-71. EDN: NMUAXA
7. Кузьмина, О. И. Влияние дистанционного обучения на уровень физической подготовленности студентов технического вуза / О. И. Кузьмина, С. С. Ашимов, А. В. Сидоренко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - C. 183-186. EDN: PJWELG
8. Львова, Т. Г. Условия и содержание занятий по физической культуре студентов вуза во время самоизоляции и дистанционного обучения в 2020-2021 гг. в период пандемии COVID-19 / Т. Г. Львова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 158-164. EDN: OBDDXM
9. Мазуренко, Е. А. Влияние самоизоляции в период пандемии на физическую активность студентов вуза / Е. А. Мазуренко, А. А. Левченко, В. Н. Еременко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 215-219. EDN: EXSGQV
10. Осипов, А. Ю. Влияние пандемии COVID-19 на физическую активность студенческой молодежи / А. Ю. Осипов, Т. Н. Клепцова, Т. В. Лепилина [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 313-317. EDN: VLKNHT
11. Пягай, Л. П. Влияние режима самоизоляции в период коронавирусной инфекции на физическую подготовленность студентов, обучающихся в Омске / Л. П. Пягай, Е. А. Сергиевич // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2021. - Т. 15, № 2. - С. 165-176. EDN: CMLLGR
12. Сокунова, С. Ф. Развитие физических качеств студентов в условиях “Новой нормальности” / С. Ф. Сокунова, В. П. Косихин, И. И. Корнишин, С. А. Фроловин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 72-73. EDN: BKFZTR
13. Тихомирова, Т. В. Физическая подготовка студентов в рамках занятий физической культурой в период дистанционного обучения / Т. В. Тихомирова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 326-329. EDN: YUBBWH
14. Черкасов, В. В. Оценка физической подготовленности студентов в условиях пандемии COVID-19 / В. В. Черкасов, А. Ю. Семёнова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2022. - Т. 7, № 1. - С. 19-24. EDN: IKGJIU
15. Яковенко, Д. В. Анализ показателей уровня физической подготовленности в период пандемии COVID-19 студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого / Д. В. Яковенко, С. Н. Михайлова, Е. В. Ефимова, Д. Л. Демченко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 444-449. EDN: OMPORW
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей физического развития школьников за период 2018-2021 гг., т. е. полученных до начала и после широкого применения дистанционных форм обучения, обусловленных распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
В статье рассматривается тема тенденции развития специальной Олимпиады для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Научное исследование статистики летних и зимних специальных Олимпийских игр было проведено в целях отслеживания тенденции развития специальной Олимпиады - организации, которая позволяет в полной мере участвовать в спорте лицам с ограниченными возможностями здоровья. Целью работы является изучение тенденций развития специальной Олимпиады для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: рассмотреть идеологию принятия обществом людей с ограничениями интеллекта и здоровья, а также идеологию инклюзивности и инклюзивного спорта; дать определения понятиям «специальная Олимпиада» и «Паралимпийские игры» с описанием разницы между данными мероприятиями; изучить историю возникновения специальной Олимпиады. Тенденции развития специальной Олимпиады напрямую зависят от показателей популярности идеи инклюзивности, с увеличением количества видов спорта наблюдается тенденция к увеличению количества спортсменов, участвующих в соревнованиях. Фактором повышения популярности является увеличение количества спортивных дисциплин в соревнованиях.
В статье рассмотрена проблема повышения уровня развития детей с ОВЗ в процессе занятий фитнесом. При применении фитнеса как средства физической культуры необходимо использовать дифференцированный подход в процессе обучения, воспитания и развития. В занятия фитнесом для детей с ОВЗ необходимо выключать различные средства физической культуры: гимнастические упражнения, элементы хореографии, аэробики, йоги, пилатес. Занятия фитнесом с детьми проводились в игровой форме, что способствовало быстрому включению всех детей в процесс обучения. В ходе исследования была разработана фитнес-программа, включающая в себя различные средства, нацеленные на повышение двигательного потенциала и развития детей с ОВЗ. Проведено исследование эффективности применения фитнеса для развития детей с ОВЗ.
В статье дана характеристика программы по спортивно-оздоровительному туризму, которая была реализована в одной из общеобразовательных школ города Магнитогорска. Занятия, спланированные как внеурочная деятельность обучающихся начальной школы, не только способствовали повышению уровня физического развития занимающихся, их технической подготовленности, но и позволили решить специальные образовательные и общепедагогические задачи по формированию разносторонне развитой личности школьника.
Спортивная педагогика воспитания представлена в категориях импровизации и реализации на практике компенсаторного общения. Последнее представлено в виде определенной структуры гармонизации творческой личности. Особое внимание уделено результатам опроса ППС ряда вузов Южного Урала относительно воспитательных действий в вузе физкультурно-спортивного профиля.
Актуальность определяется возможностью оценки параметрических показателей памяти как полимодального когнитивного, познавательного процесса у юных спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта (водное поло), в зависимости от спортивного периода. Цель - оценить объем различных видов памяти юных ватерполистов в условиях соревновательного периода. Материалы и методы исследования. Применялись бланковые вербализированные, визуализированные методики оценки параметров памяти, методики опосредованного запоминания: память на числа (слуховая, зрительная); пиктограммы, двигательный ряд. Результаты и их обсуждение. Определены объемные показатели оперативной слуховой, зрительной, ассоциативной, двигательной памяти в тренировочный период (8,43 ± 1,1; 8,80 ± 1,11; 4,19 ± 1,4; 44,12 ± 2,41) и в период соревнований (7,39 ± 1,2; 7,54 ± 1,7; 13,63 ± 1,5; 53,27 ± 3,01). Выводы и заключение. Оценка кратковременной памяти косвенно отражает нарушение психической работоспособности спортсменов, что может быть доминирующим признаком генерализированного утомления как реакция на стресс-фактор периода соревнований. При отсутствии адекватного восстановления это состояние иррадирует на показатели физической работоспособности (точность броска, техника упражнения, повышение сухожильных рефлексов, адинамия, апатия), снижая индивидуальную эффективность спортсмена.
В данной статье рассматривается вопрос развития взрывной силы нападающих в хоккее на этапе высшего спортивного мастерства в рамках разработанной методики. Раскрывается система реализации составляющих ее компонентов, дается обоснование качественного повышения уровня специальной технической подготовленности, приводится алгоритм реализации методологической составляющей в годичном подготовительном макроцикле.
Исследование посвящено результатам использования спортсменами-самбистами различных стратегий предсоревновательного снижения веса тела. Проведен опрос квалифицированных самбистов (n = 42), выступающих в спортивном/пляжном и боевом самбо. Выявлено, что большинство атлетов используют стратегии быстрого снижения веса тела (rapid weight loss - RWL) в течение 5-9 дней (в среднем 7,45 ± 2,17 дней) перед соревнованиями. Положительное влияние стратегий RWL на соревновательный результат оказалось достоверно ( p < 0,05) больше среди спортсменов, соревнующихся в боевом самбо.
В статье рассмотрены особенности спортивной подготовки паратхэквондистов юношеского возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отмечено, что научно-методической литературы по вопросам спортивной подготовки по тхэквондо для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата недостаточно. Систематизированы направления изучения данной проблемы в российской и зарубежной практике. Выявлены основные факторы влияния на эффективность спортивной подготовки паратхэквондистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сделан вывод о том, что к основными особенностям спортивной подготовки паратхэквондистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся: необходимость медицинской консультации спортсменов и родителей, разработка адаптивной спортивной программы, гибкий подход к организации тренировочного процесса с учетом ограничений и возможностей спортсмена, направленность тренировочного процесса на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, контроль за состоянием спортсмена, сочетание группового и индивидуального подхода, своевременная и постоянная психологическая поддержка спортсменов.
Обосновано системное представление комплексного контроля в подготовке высококвалифицированных спортсменов - студентов вуза физической культуры. Определены основополагающие понятия в рамках данной системы. Особое внимание уделено вопросам обеспечения контроля, его показателям и эффектам комплексного контроля в подготовке высококвалифицированных спортсменов в рамках «двойной карьеры».
В статье рассматривается способ совершенствования студентов-боксеров на примере применения индивидуальной системы подготовки, разработанной в Уральском государственном лесотехническом университете г. Екатеринбурга и используемой в тренировочном процессе для достижения высших спортивных результатов. В работе обосновывается положение о том, что индивидуальное совершенствование боксеров является одним из способов достижения высших спортивных результатов. В ходе исследования проводится эксперимент в группе спортивного совершенствования, направленный на выявление взаимосвязи между методами индивидуального совершенствования боксеров и показанными ими результатами. В заключение сделаны выводы, утверждающие теорию данной взаимосвязи.
Автор показывает значение развернутого анализа игры баскетбольной команды для оптимизации тренировочного процесса и подготовки команды с целью повышения эффективности игры. С помощью корреляционного анализа выявлена взаимосвязь отдельных игровых показателей баскетбольного клуба «Челбаскет» с количеством набранных и пропущенных очков. На основе полученных результатов сформулированы практические рекомендации для команды.
В статье рассмотрены обоснования эффективности дистанционного формата обучения по предмету «физическая культура» на основании положительного влияния используемых средств и методов физического воспитания студентами в период пандемии. Для научного эксперимента данного исследования подобраны разнообразные средства физической культуры, направленные на оказание положительного влияния на функциональные системы организма обучающихся в условиях самоизоляции при использовании современных цифровых технологий. Использовались следующие методы: анкетирование для определения источников стресса, способов адаптации к возникающим трудностям в организации самостоятельных занятий физической культурой в дистанционном формате обучения, определения общей работоспособности и уровня функционального состояния обучающихся специальной медицинской группы (пробы Штанге и Генчи); комплекс общеразвивающих упражнений на основе комплекса дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. В ходе эксперимента установлено достоверное улучшение показателей проб Штанге и Генчи, уровня гибкости испытуемых, свидетельствующее об эффективности работы в дистанционном формате обучения при применении специально разработанных комплексов физических упражнений. Результаты эксперимента и полученный опыт дистанционной работы может использоваться в дальнейшем как фактор развития человеческого капитала.
The author examines the trends in the development of fitness in the cities of Russia. Analyzes the factors behind the increased popularity of fitness and describes popular and new types of this direction. Relevance. Sports are essential for every person. It is fitness areas that have become popular for the vast majority of Russians, as they have a wide range of choices depending on the preparedness, goals and physical form of the client. Purpose, tasks. The purpose of the work is to review scientific publications on this topic. Get to know the factors behind the development of the fitness industry. Learn the fitness system directions and their meaning. Reveal the importance of fitness bracelets and applications for a successful healthy lifestyle. Materials and research methods. The research materials were scientific sources placed in the scientific electronic library (https://elibrary. ru). Research methods: study of scientific literature, review of scientific publications. Results and its discussion. Fitness is an affordable, interesting and effective method of maintaining a figure, health and emotional stability. All this causes the development of not only new directions, but also the widespread introduction of these programs into the daily life of Russian citizens. More than half of the people in Russia are engaged in this physical activity, which makes this industry continue to develop.
Conclusion. The desire to engage in fitness has different motives, from maintaining health to imitating your favorite idols. All of them have made a good contribution to maintenance of a healthy lifestyle by citizens. In turn, the popularity of this direction gave a huge impetus to the development of fitness. Practically useful properties of fitness have been identified even for athletes and professional players.
This article describes the history of sports schools, their development over the years, and their prospects in the future.
Данная статья посвящена рассмотрению актуального вопроса, касающегося обоснования содержания и характеристики каскадных элементов в спортивной аэробике. Каждая соревновательная композиция сильнейших спортсменов России и мира содержит последовательное выполнение двух или трех элементов сложности и акробатики, содержание которых зависит от степени физической и технической подготовленности гимнаста. Более того, демонстрация каскадных упражнений в соревновательной композиции дает спортсмену преимущество в виде дополнительных баллов, так называемой надбавки, за тот или иной вид каскада.
В статье рассмотрен вариант внедрения технологий виртуальной реальности в рамках подготовки начинающих боксеров, а также представителей групп спортивного совершенствования. Изложены основные стороны тренировки бойцов, которые могут быть не только эффективно заменены образами виртуальной реальности, но и восполнены ими в части компенсации дефицита кадровой составляющей спарринг-партнеров с уникальной манерой ведения боя.
Актуальность. Особую актуальность рассматриваемые вопросы приобретают в связи с участившимися случаями гибели профессиональных боксеров во время соревнований и тренировок. Проблема, цель, задачи. Необходимо изучить возможность и целесообразность использования существующих достижений технологий виртуальной реальности для подготовки боксеров. Материалы и методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс методов: анализ научной литературы, анализ технической документации, экспериментальный метод, совмещенный с методом экспертной оценки. Результаты и их обсуждение. По итогам проведенных испытаний симуляторы бокса в виртуальной реальности (СБвВР) были оценены по шкале от 0 до 10 баллов на соответствие имеющихся функциональных характеристик реальным боксерским параметрам. Выводы и заключение. На сегодняшний день имеется возможность внедрения технологий виртуальной реальности в практику подготовки боксеров. Полученные показатели свидетельствуют о необходимости продолжения совершенствования СБвВР.
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/