Материальное наследие крымских армян ХIII-XVIII вв., обширно и многообразно, в археологическом плане оно включает культурные напластования и строительные остатки древних городов, селений, монастырей и могильников. Объектом данного исследования выступает материальная культура средневековых армян Крыма, а его предметом - древности, вмещающие археологические комплексы и отдельные артефакты, связанные в этнокультурном плане с армянским населением на полуострове. В публикации, с привлечением фактологического материала, выделяется проблематика вопроса и на этой основе формулируются актуальные задачи и цели дальнейшего исследования.
Идентификаторы и классификаторы
По данным массарии 1381 г., в Каффе армяне проживали в кварталах у церквей св. Георгия, св. Саркиса, св. Иоанна Крестителя [Понамарев, 2000, с. 431]. Численность армянского населения компании Каффы и консульства Солдайского, была весьма значительна – в письменных латинских источниках, применимо к региону дается название «Большая Армения» и указывается «что эта земля, большей частью населена армянами». В. А. Микаелян, основываясь на официальной переписке генуэзских властей, допускал, что в 1470 гг. из 70 тыс. населения Каффы 2/3 составляли армяне [Микаелян, 2004, с.20–23]. Эти сведения, явно преувеличены. По данным тех же массариев, армяне Каффы в 1381, 1423, 1461 гг. находились на третьем месте по численности – после западноевропейцев (латинян) и греков (ортодоксов), и в процентном соотношении составляли соответственно лишь 19,9 % населения города. При этом, как отмечает Е. А. Хвальков армяне были «более [чем греки – Б. А. М.] состоятельны, занимали более высокое положение в обществе и…более социально активны» [Хвальков, 2023, с. 149–151]. 11Тарханный ярлык – выдан населению крепости в Кырк-Оре ханом Нур-Девлет-Гиреем в 1468 г. В нем упоминаются «армяне во главе с Оганесом Танекэ».
Список литературы
1. Адаксина С.Б., Мыц В.Л. Отчёт об археологических исследованиях средневековой крепости Чембало (г. Балаклава) в 2014 году. СПб., Севастополь, 2015. 204 с. (Материалы Южно-Крымской археологической экспедиции. Вып. XII).
2. Адаксина С.Б., Мыц В.Л. Отчёт об археологических исследованиях средневековой крепости Чембало (г. Балаклава) в 2015 году. СПб., Севастополь, 2016. 166 с. (Материалы Южно-Крымской археологической экспедиции. Вып. XIII).
3. Адаксина С.Б., Мыц В.Л. Отчёт об археологических исследованиях средневековой крепости Чембало (г. Балаклава) в 2016 году. СПб., Севастополь, 2017. 153 с. (Материалы Южно-Крымской археологической экспедиции. Вып. XIV).
4. Айбабина Е.А. Раскопки средневековой армянской церкви Иоанна Богослова в Феодосии // Тезисы IV Республиканской научной конференции по проблемам культуры и искусства Армении. Ереван, 1979. С. 153-154.
5. Айбабина Е.А. Плиты с рельефами из раскопок церкви Иоанна Предтечи в Феодосии // Вестник общественных наук. Ереван, 1981. № 6. С. 86-92.
6. Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Раскопки в Феодосии // Археологические исследования в Крыму. 1994 год. Симферополь, 1997. С. 16-18.
7. Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Новые материалы по истории средневековой армянской колонии Каффы // Византийский временник. 1998. Т. 57. С. 211-233.
8. Айбабина Е.А. Декоративная каменная резьба Каффы XIV-XVIII вв. Симферополь, 2001. 280 с. EDN: UAPGHV
9. Айбабина Е.А. Рельефы и архитектурные орнаменты средневековых армянских храмов Крыма // Историческое наследие Крыма. Симферополь, 2004. № 5. С. 6-16.
10. Акопян А.В., Каретников О.В. Новые памятники армянской эпиграфики XVII-XIX вв. из Крыма (подписная мелкая пластика). Часть I // Эпиграфика Востока. 2020. Вып. XXXV. С. 3-36. EDN: AHOOLK
11. Архимандрит Антонин. Заметки XII-XV века, относящиеся к Крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре // Записки Одесского общества истории и древностей. 1863. Т. V. С. 595-628.
12. Бабков И.И. Очерки по исторической и культурной географии Крыма. I. Водоснабжение армянского монастыря XV века в Двухякорной бухте у Феодосии (к истории древних водопроводов в Крыму) // Известия Государственного Географического общества. 1939. № 71, вып. 7. С. 1043 -1049.
13. Баранов И.А. Вновь открытый храм генуэзской колонии в Солдайе // Четвертый международный симпозиум по армянскому искусству. Ереван, 1985. С. 48-49.
14. Байбуртский А.М. Новые данные по истории средневековой армянской общины в Кишлавской котловине. Поселения Бор-Кая и Сала // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2008. Вып. 1. C. 77-88. EDN: RRRPRL
15. Байбуртский А.М., Тимиргазин А.Д. Армянские древности горных массивов Святого Креста и Мачук в Восточном Крыму. Монастыри Сурб Хач и Сурб Степанос, поселения Эски-Юрт и Алан-Тепе 2. Симферополь, 2008. 180 с.
16. Байбуртский А.М. “Цаты” - армяно-ромеи, в средневековом Крыму (к историографии вопроса) // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: империя и полис. XII Международный Византийский Семинар (Севастополь - Балаклава 25-29 мая 2020 г.): Материалы научной конференции. Симферополь, 2020. С. 59-64.
17. Байбуртский А.М. Храм Григория Просветителя XVII-XVIII вв. с армянским кладбищем на улице Пушкина в Бахчисарае: краткий обзор результатов археологического исследования культового комплекса в 1996-2003, 2020 г. // История и археология Крыма. 2021. Вып. XIV. C. 259-292. EDN: NBUXXX
18. Байбуртский А. М. О переселение армян в Крым XIII - XIV вв. К историографии вопроса и археологический аспект // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока. Материалы VII Международной научной конференции (Севастополь, 29-5 июня 2023 г.). М., 2023. Т. 1. С. 18-22.
19. Байбуртский А.М. Печатный перстень с армянской надписью с монастыря Сурб Степанос вблизи Старого Крыма // История и археология Крыма. 2023. Вып. XX. С. 291-295. EDN: TKRGEO
20. Белый, А.В., Манучарян А.А. Печать-перстень с армянской надписью из Крыма // Советская археология. 1982. № 3. С. 229-231.
21. Бжшкянц М. Путешествие в Польшу и другие места, населенные армянами, выходцами из древнего столичного города Ани. Венеция, 1830. 424 с. (на арм. языке).
22. Бочаров С.Г. Армянское население османской провинции Кефе в XVI веке // Сборник тезисов Международной научно-практической конференции, посвященной 650-летию со дня основания монастыря Сурб-Хач “Армяне Крыма: вчера, сегодня, завтра”. Старый Крым: Крымское армянское общество, 2008. С. 3-4.
23. Бочаров С.Г. Генуэзский замок Калиера // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Казань, Симферополь, Кишинев, 2015. С. 47-99. EDN: TQLZFN
24. Бочаров С.Г. Историческая география крымских территорий Генуэзской Газарии (1275-1475 гг.) // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Казань, Кишинев, 2019. Т. 2. С. 741-770. EDN: NNPGDA
25. Виноградов Ю.Г., Кадеев В.И. Армянские лучники на службе Митридата Евпатора // II Всесоюзный симпозиум по проблемам эллинистической культуры на Востоке. Тезисы докладов. Ереван, 1984. С. 12-13.
26. Волков И.В. Армяне в Золотой Орде (археологические свидетельства) // Сборник тезисов региональной научной конференции “Проблемы взаимодействия национальных культур”. Астрахань, 1995. Ч. 2. С. 24-27. EDN: QEBHGG
27. Волков И.В. Армяне // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. Казань, 2009. С. 390-392.
28. Гаврилов А.В. Средневековые памятники Юго-Восточного Крыма // Сугдейский сборник. Киев, Судак, 2008. С. 331-384.
29. Григорян Г.М. Новые данные об армянских эпиграфических надписях из Крыма и Северного Кавказа // Историко-филологический журнал. Ереван, 1970. № 3(50). С. 297-301.
30. Григорян Г.М. Историографическое значение армянских лапидарных надписей Крыма // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 1993. № 3. С. 286-288.
31. Домбровский О. И. Фрески средневекового Крыма. Киев, 1966. 110 с.
32. Домбровский О. И., Сидоренко В.А. Солхат и Сурб-Хач. Симферополь, 1978. 126 с.
33. Дубровин. Н. Присоединение Крыма к России. Рескрипты, письма, реляции и донесения. Т. II. СПб., 1885. 924 с.
34. Казарян А.Ю. Стилистическое развитие армянской архитектуры в Крыму на примере порталов XIII-XV веков // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2018. Вып. 11. С. 79-97. EDN: YXPMTZ
35. Каковкин А. Я. Новый памятник армянской эпиграфики из Крыма // Историко-филологический журнал. Ереван, 1983. № 3. С. 231-234.
36. Кеппен П. Крымский сборник. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. СПб., 1837. 408 с.
37. Кирилко В.П. Крепостной ансамбль Фуны (1423-1475 гг.). Киев, 2005. 269 с.
38. Кирилко В.П. Памятники армянской архитектуры Солхата // Исследования по арменистике в Украине. Симферополь, 2008. № 1. С. 37-43.
39. Кирилко В.П. Архитектура Золотоордынского Крыма // МИРАС - НАСЛЕДИЕ. Татарстан - Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923-1929 годах: в 3 т. Казань, 2016. Том 1. С. 420 - 497. EDN: XOIDKH
40. Колли Л.П. Из “Путешествия по Южной России” о. Минаса Медицы // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1910. № 44. С. 30-38.
41. Корхмазян Э.М. Армянская миниатюра Крыма. Ереван, 1978. 133 с.
42. Корхмазян Э.М. Крымская армянская миниатюра. Симферополь, 2008. 144 с.
43. Коу П. Религиозное значение армянской общины в Крыму в ХIII-XV столетиях // Исследования по арменистике в Украине. Симферополь, 2008. № 1. С. 54-59.
44. Крамаровский М.Г. Солхат-Крым: к вопросу о населении и топографии города в XIII-XIV вв. // Итоги работ археологических экспедиций Государственного Эрмитажа. Л., 1989. С. 141-157.
45. Крамаровский М.Г. Средневековая базилика на городище Солхата // Византия в контексте мировой истории. СПб., 2004. С. 68-76.
46. Крамаровский М.Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда, Византия, Италия. СПб., 2012. 496 с. EDN: QPVGER
47. Крамаровский М.Г. Христианская община Солхата XIII-XIV веков: принципы формирования и векторы развития // Труды Государственного Эрмитажа. 2022. Т. СXIII: Византия в контексте мировой культуры. С. 223-252. EDN: DRVXQK
48. Кучук-Иоаннесов Хр. Старинные армянские надписи и старинные рукописи в пределах Юго-западной Руси и в Крыму // Древности восточные: Труды Восточной комиссии МАО. М., 1903. Т. 2. Вып. 3. С. 67-75.
49. Кушнеров Х. Армянские древности Таврического полуострова // Записки Одесского общества истории и древностей. 1877. Т. X, отд. 3. С. 441-451.
50. Майко В.В. Средневековая Посидима. Штрихи к археологическому портрету // Сугдейский сборник. Киев, Судак, 2008. № 3. С. 466-480.
51. Майко В.В., Фарбей А.М. Армянские памятники средневекового Судака // Исследования по арменистике в Украине. Симферополь, 2008. № 1. С. 60-65.
52. Майко В.В. Джанов А.В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. Симферополь, 2015. 448 с.
53. Майко В.В. Пятигранные апсиды христианских храмов Крыма // Археология античного и средневекового города. Севастополь, Калининград, 2018. С. 142-148. EDN: YRGMKL
54. Макаров И.А. Эпитафия командира армянских лучников из Херсонеса Таврического // Херсонесский сборник. 2005. Вып. XIV. С. 239-248.
55. Марр Н.Я. Заметки о двух армянских надписях, найденных в Херсонесе // Известия Имп. Археологической комиссии. СПб., 1904. Т. 10. С. 106-108.
56. Косцюшко-Валюжинич К.К. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе в 1902 году// Известия Имп. Археологической комиссии. СПб., 1904. Т. 10. С. 1-62.
57. Масловский А.Н. Армяне в золотоордынском Азаке // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы III Международной научной конференции. Ростов на Дону, 2018. С. 136-139.
58. Микаелян В.А. История крымских армян. Киев, 2004. 224 с.
59. Неверов О.Я. Бронзовый перстень из Фанагории с портретом армянского царя // Вестник общественных наук. Ереван, 1981. № 3. С. 73-78.
60. Осипян А.Л. Транзитная торговля и формирование сети армянских колоний на юге Восточной Европы во второй половине XIII - XIV вв. // Исследования по арменистике в Украине. Симферополь, 2011. № 3. С. 47-55.
61. Орбели И.А. Два серебряных ковша XVI века с армянской и греческой надписями // Христианский Восток. Петроград, 1916. Т. 5, вып. 1. 13 с. Отд. оттиск.
62. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства / Пер. с нем. М., 1999. 246 с.
63. Пономарев Л.А. Территория и население генуэзской Каффы по данным бухгалтерской книги - массарии казначейства за 1381-1382 гг. // Причерноморье в Средние века. 2000. Вып. 4. С. 317-443.
64. Пятышева Н.В. Раскопки Государственного Исторического музея в Херсонесе // Экспедиции Государственного Исторического музея. Доклады на сессии Ученого Совета ГИМ 5-7 февраля 1969 г. М., 1969. С. 141-158.
65. Саргсян Т.Э. Армяне средневекового Сурхата и их церкви // Историко-филологический журнал. Ереван, 2000. № 1. С. 107-123. (на арм. языке).
66. Саргсян Т.Э., Петросян М. В. Крым: Монастырь Сурб-Хач. Симферополь, 2008. 144 с.
67. Свод армянских надписей. Вып. VII. Украина, Молдова / Сост. Г. М. Григорян. Ереван, 1996. 404 с. (на арм. языке).
68. Свод армянских памятных записей 14-15 вв., относящихся к Крыму и сопредельным регионам / Сост., русский перевод, введение и примеч. Т. Э. Саргсян. Симферополь, 2010. 312 c.
69. Седикова Л.В. Керамический комплекс XIII в. из слоя разрушения усадеб 2 и 3 в квартале L Херсонесского городища // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2018. Вып. XXIII. С. 402-458. EDN: VNPAQU
70. Смирнов В.Д. Татаро-ханские ярлыки из коллекции Таврической Ученой Архивной Комиссии // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1918. № 54. С. 1-19.
71. Халпахчьян О.Х. Архитектура крымских армян / сост., автор коммент. и научн. ред. Т. Э. Саргсян. Симферополь, 2019. 380 с.
72. Хачикян Л.Х. Армяне в древней Москве и на путях ведущих в Москву. Ереван, 2014. 164 с.
73. Хвальков Е.А. Этноконфессиональной состав населения генуэзской Каффы в XV в. // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока. Материалы VII Международной научной конференции (Севастополь, 29-5 июня 2023 г.). М., 2023. Т. 2. С. 147-151.
74. Якобсон А.Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму // Византийский временник. 1956. Т. VIII. С. 166-191.
75. Якобсон А.Л., Таманян Ю.А. Армянская архитектура в Крыму. Ереван, 1992. 60 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья содержит наиболее полный на сегодняшний день свод научных работ профессора Г. Р. Цецхладзе (1962-2022 гг.) Список включает около 230 работ, которые почти полностью охватывают тему торгово-экономических, политических и культурных контактов между пришлым греческим и местным варварским населением античного Причерноморья, включая удалённые от побережья внутренние районы на териториях современных Грузии, Абхазии, Турции, Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины и России.
Курганный некрополь Нимфея и его хоры насчитывает 13 курганных групп. Археологические исследования погребальных насыпей, возведённых в округе этого античного полиса, начались в 1876 г. За 148 лет исследований этих курганов получено большое количество информации, позволяющей судить о быте и погребальных обрядах древних эллинов в данном регионе. Многие находки, сделанные при официальных или грабительских раскопках, хранятся в различных музеях мира, в том числе в музее Ashmolean в Оксфорде. На сегодняшний день курганный некрополь Нимфея является одним из самых исследованных на территории европейской части Боспора Киммерийского.
В статье представлены новые, ранее неизвестные, сведения из истории открытия знаменитого боспорского склепа «Сорака». Благодаря небольшой публикации в одном из майских номеров 1890 г. «Полицейского листка Керчь-Еникальского градоначальства» под авторством К. Г. Касцова и последующим действиям директора Керченского музея древностей Ф. И. Гросса исследованием занялся Ю. А. Кулаковский, сделавший впоследствии большой доклад на IX Археологическом съезде 1893 г. Были начаты активные исследования расписных склепов и их публикации, которые прервала Первая мировая война и последующие революционные события. Что примечательно, едва ли не сразу Ю. А. Кулаковский попытался принять меры к сохранению расписных склепов и их музеефикации. Однако эта задача так и осталась не осуществленной до сих пор.
Публикуются материалы исследований мужского грунтового погребения из раскопок некрополя боспорского города Нимфей. В могиле погребальный инвентарь практически отсутствовал, лишь возле черепа погребенного найдены две бронзовые монеты Пантикапея 314-310 гг. до н. э. В тоже время в области локтевой вырезки левой лучевой кости погребенного отмечено проникающее ранение тонким острым предметом, на глубину до 3 мм. Небольшой фрагмент железного наконечника стрелы остался в кости. Описываемый погребальный комплекс интересен в первую очередь тем, что является усыпальницей мужчины, погибшего от ранения стрелой, полученного, вероятно, в ходе какого-то военного столкновения. Авторы считают возможным связывать это событие с междоусобной борьбой сыновей боспорского царя Перисада I за престол в 310/309 гг. до н. э., известной по сообщениям Диодора. В ходе битвы на реке Фат боспоро-скифская армия царевича Сатира штурмовала крепость сираков. Сатир был смертельно ранен отравленным копьем в руку, а многие воины погибли от стрел. в числе их вероятно и был, раненный в руку стрелой, мужчина из Нимфея.
В статье представлены основные результаты археологических разведок, проведенных сотрудниками Института археологии и культурного наследия СГУ на античном памятнике «Поселение-3» у станицы Тамань и его окрестностях в августе 2023 г. Работы включали в себя сбор подъемного материала и его топографическую фиксацию на небольших однородных участках. Полученные данные были объединены на единой картографической основе с топографическим планом и актуальными данными дистанционного зондирования. Разработанный классификатор находок позволил свести детальную информацию об обнаруженном подъемном материале в единую базу данных. На ее основе с применением инструментария ГИС проведены пространственный (картографический) и статистический анализ всех находок, получен ряд тематических карт. Анализ информации дает возможность высказать осторожное предположение о том, что на данном участке присутствовала некая застройка, характер и точные хронологические рамки существования которой можно будет установить только после проведения инвазивных исследований. При этом зафиксированные керамические материалы позволяют говорить, что пик активной жизни этого участка поселения приходится на период с начала V по конец IV в. до н. э.
Археологические и письменные источники свидетельствуют о том, что нефть на Керченском полуострове добывали в местах ее естественного выхода на поверхность на протяжении всего средневековья. Некоторые из этих источников упомянули путешественники и ученые конца XVIII - первой половины XIX вв. Однако в каких из них добывали нефть в средневековый период установить невозможно. Извлекали ее примитивными способами, поэтому на археологическом материале следы этого промысла в окрестностях нефтяных источников зафиксировать вряд ли когда удастся. Капитальных сооружений, за исключением неглубоких ям и колодцев не возводили, к тому же собирали нефть периодически по мере накопления на поверхности. Что касается торговли нефтью, ее добывавшийся объем, скорее всего, вполне обеспечивал потребности внутреннего рынка (Крым и Таманский полуостров). Однако мог ли он покрыть экспортные запросы, этот вопрос остается предметом дискуссии.
В работе предпринимается попытка реконструкции тактических приемов боспорского войска в III - VI вв. н. э. на суше, море и при осаде. Представляется, что тактика боспорских воинских контингентов в период поздней античности находилась под влиянием соседствующих с Боспором этнических групп. Связано это с демографическим и социальным кризисом Боспора, и зависимостью от выходцев из варварской среды Северного Причерноморья, которые в указанное время составляют костяк боспорской армии. Развитие тактических приемов боспорского войска в указанный период можно разделить на два этапа: до появления гуннских племен в Северном Причерноморье и после. На первом этапе ключевую роль играла сармато-аланская конница и ее взаимодействие с силами пехотного ополчения. На втором этапе сармато-аланская тактика становится неэффективной, вместе с гуннами в Северном Причерноморье доминирует гуннская тактика. Боспор старается инкорпорировать в состав своей армии гуннские наемные отряды.
Благодаря постоянно вводимым в научный оборот новым кладам и отдельным монетам, были проанализированы и выявлены монеты - статеры боспорских царей Савромата II и Рискупорида II с необычными характеристиками - существенно повышенный вес, проба золота, цвет, некоторые признаки вторичного использования. Показана системность чеканки и оборота таких «особенных» монет. Чеканка особенных статеров связана с победой Боспорского царства в войне (215-220 гг. н. э.). Особенные статера чеканятся и ранее - в 198 г. н. э., что также связывается с окончанием военных действий Савроматом II. Наиболее вероятным является назначение «особенных» монет, которые благодаря своей более высокой стоимости выполняли функцию не столько дорогих денег, сколько символической награды. Отмечается, что дифферент «звезда» связан с финансированием военных действий и/или победоносными событиями прошедшей войны.
В данной работе рассматриваются элементы оборонительных укреплений позднемеотских нижнедонских поселений на примере Крепостного и Подазовского городищ, расположенных на территории г. Азова Ростовской области. В первые века нашей эры вокруг Танаиса существовала агломерация из небольших поселений, вовлеченных в активные экономико-культурные отношения как с центром округи, так и с другими Боспорскими городами. Мирные годы существования в регионе чередовались с военными конфликтами как с соседями - кочевниками, так и с вовлеченностью во внутриполитическую борьбу Боспорского царства. Для собственной обороны и защиты жители нижнедонских поселений возводили фортификационные сооружения вокруг своих городищ - валы, рвы, частоколы. Традиция возведения оборонительных укреплений у меотов берет начало из Закубанья в V-IV вв. до н. э., практически не претерпев изменений вплоть до гибели большинства городищ Нижнего Подонья в III в. н. э.
Подавляющее большинство предметов коропластики эллинистического времени, обнаруженных при исследовании Елизаветовского городища и Танаиса, изображают женские божества или имеют отношение к женским культам. Напротив, в римское время подобные терракоты составляют меньшинство. Цель данного исследования выяснить, насколько согласуются выводы известного швейцарского исследователя античной мифологии и письменной традиции Иоганна Якоба Бахофена о признаках древнего материнского права с археологическими находками античной эпохи на Нижнем Дону в контексте культурологического подхода изучения роли женщин в архаических обществах.
В ходе исследования юго-западного пригорода Нимфея был обнаружен предмет, первоначально определенный как фрагмент алтаря. Изучение и поиск аналогий дали основание интерпретировать его как фрагмент подставки периррантерия - сосуда для ритуальных омовений, которые, как правильно, стояли у входа в храмы. В работе предприняты попытки реконструкции общего вида подставки по найденному фрагменту, а также поднимается проблема назначения и использования периррантериев и лутериев, по которой среди исследователей до сих пор нет единого мнения.
С 2000 г. Таманский отряд Боспорской экспедиции ИИМК РАН проводит археологические работы на поселении и некрополе Артющенко-2. Памятники расположены в южной части Таманского полуострова. В 2021 г. на «Поселении Артющенко-2» при обследовании берегового обрыва была обнаружена хозяйственная яма 1/2021. Юго-западная часть ямы разрушена береговым обвалом. Яма имела в сечении форму близкую к грушевидной и уплощенное дно. Диаметр устья около 1,2 м, диаметр дна 2,2 м, зафиксированная глубина 1,56 м. В заполнении ямы обнаружены фрагменты керамики, которые можно датировать последней четвертью VI в. до н. э. Это самые ранние находки, обнаруженные на поселении.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru