В статье проведена количественная и качественная оценка экономического вклада рыбохозяйственного сектора Китая в мировое устойчивое развитие на основе данных официальной мировой и китайской статистики рыбохозяйственной деятельности. Установлено, что на долю продукции из водных биоресурсов, добытой и культивированной в КНР, в общем объеме продукции мирового рыболовства и аквакультуры в 2023 году приходится более 38 %. Разработан методический подход, в основу которого положено применение системы известных экономических показателей в новом направлении - для оценки экономического вклада рыбохозяйственного сектора Китая в мировое устойчивое развитие. Выявлено, что объём потребления продукции водного происхождения в эквиваленте живого веса в КНР более чем в два раза превышает мировой показатель, следовательно, рыбохозяйственный комплекс Китая обеспечивает продовольственную безопасность в государстве на стабильно высоком уровне и вносит существенный вклад в продовольственную безопасность мирового масштаба, являясь ведущим экспортером рыбной продукции в мире. Представлена характеристика вклада рыбохозяйственного сектора КНР в реализацию таких целей устойчивого развития мирового сообщества, как ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте; содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех; обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства. Изучены факторы и выявлены тенденции развития рыбохозяйственного комплекса Китая, связанные, в частности, с переориентацией рыбохозяйственной деятельности на экологизацию, что способствует достижению таких целей, как борьба с изменением климата, сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития. Полученные результаты анализа могут быть полезны при определении ключевых направлений развития рыбохозяйственной практики Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
Устойчивое развитие – базовая концепция и основной тренд развития современного общества, определяющие его целевые установки (экономический рост, социальный прогресс и экологическая устойчивость), закладывающие основу существования и процветания будущих поколений и требующие реализации всего комплекса целей устойчивого развития, сформулированных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/70/25 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой 25 сентября 2015 года [1]. Субъектами реализации обусловленных целей, в первую очередь, являются мировые державы и Китай (Китайская Народная Республика), занимающий лидирующие позиции в их составе, немаловажную роль в первенстве которого играет рыбохозяйственная деятельность, включая рыболовство и аквакультуру.
Список литературы
1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. A/RES/70/1. ООН, 2015. - 44 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/publications/2030_Agenda_ru.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
2. Тимчук Е.Г., Глебова Е.В., Лаптева Е.П. Разработка модели концепции устойчивого развития предприятий рыбной отрасли на основе систем менеджмента // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. - 2024. - № 1. - С. 147-158. -. DOI: 10.26296/2619-0605.2024.5.1.015 EDN: EYXTOU
3. Яркина Н.Н., Логунова Н.А. Устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: факторы и тенденции // Труды ВНИРО. - 2023. - Т. 192. - С. 192-201. DOI: 10.36038/2307-3497-2023-192-192-201 EDN: LSQXPA
4. Лосева А.В., Гаджимирзоев Г.И. Динамика и перспективы развития рыбной отрасли Китая и ее роль в мировой экономике // Труды ВНИРО. - 2023. - Т. 194. - С. 218-227. DOI: 10.36038/2307-3497-2023-194-218-227 EDN: XCETKS
5. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2018. [Электронный ресурс] // Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. - URL: https://openknowledge.fao.org/handle/20.500.14283/i9540ru (дата обращения: 15.02.2025). 6. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2020 [Электронный ресурс] // Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. -URL: https://openknowledge.fao.org/handle/20.500.14283/ca9229ru (дата обращения: 15.02.2025). 7. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2022. [Электронный ресурс] // Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. - 10.4060/cc0461ru (дата обращения: 15.02.2025). DOI: 10.4060/cc0461ru(
8. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2024. [Электронный ресурс] // Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. - 10.4060/cd0683ru (дата обращения: 15.02.2025). DOI: 10.4060/cd0683ru(
9. Бюллетень национальной экономической статистики рыболовства за 2017 год КНР. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moa.gov.cn/xw/bmdt/201809/t20180920_6157684.htm (дата обращения: 15.02.2025).
10. Бюллетень национальной экономической статистики рыболовства за 2018 год КНР. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.china-cfa.org/xwzx/xydt/2019/0605/141.html (дата обращения: 15.02.2025).
11. Бюллетень национальной экономической статистики рыболовства за 2019 год КНР. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cnafun.moa.gov.cn/kx/gn/202006/t20200619_6346974.html (дата обращения: 15.02.2025).
12. Бюллетень национальной экономической статистики рыболовства за 2020 год КНР. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.yyj.moa.gov.cn/gzdt/202107/t20210728_6372958.htm (дата обращения: 15.02.2025).
13. Бюллетень национальной экономической статистики рыболовства за 2021 год КНР. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moa.gov.cn/xw/bmdt/202207/t20220721_6405222.htm (дата обращения: 15.02.2025).
14. Бюллетень национальной экономической статистики рыболовства за 2022 год КНР. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.yyj.moa.gov.cn/yqxx/202306/t20230628_6431131.htm (дата обращения: 15.02.2025).
15. Мировое производство рыбы - рыболовство и аквакультура 2007-2023. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.statista.com/statistics/272311/world-fish-production-by-fishing-and-aquaculture-since-2004/#statisticContainer (дата обращения: 15.02.2025).
16. Бюллетень национальной экономической статистики рыболовства за 2023 год КНР. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.yyj.moa.gov.cn/gzdt/202407/t20240705_6458486 (дата обращения: 15.02.2025).
17. Foreign agricultural service. 2023 China Fishery Products Annual. [Электронный ресурс] // United States Department of agriculture. - URL: https://apps.fas.usda.gov/newgainapi/api/Report/DownloadReportByFileName?fileName=2024%20 China%20Fishery%20Products%20Report_Beijing_China%20-%20People%27s%20Republic%20of_CH2024-0044.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
18. Foreign agricultural service. 2019 China Fishery Products Annual. [Электронный ресурс] // United States Department of agriculture. - URL: https://apps.fas.usda.gov/newgainapi/api/Report/DownloadReportByFileName?fileName=Continued%20Seafood%20Import%20Growth%20in%202019_Beijing_China%20-%20Peoples%20Republic%20of_05-08-2020 (дата обращения: 15.02.2025).
19. GDP, PPP (current international $) from The World Bank: Data. [Электронный ресурс]. - URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. MKTP.PP.CD (дата обращения: 15.02.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В Российской Федерации лесопромышленный комплекс (ЛПК) выступает одной из приоритетных секторов национального хозяйства, что обусловлено высокой концентрацией на территории страны возобновляемых лесных ресурсов (около 20% мировых запасов леса приходится на Россию). В современных условиях для повышения конкурентоспособности ЛПК не так давно стали использоваться такие цифровые решения, как цифровая аналитика, цифровое планирование и прогнозирование. В работе российских предприятий ЛПК набирают актуальность космические и спутниковые системы, применение которых позволяет получить наиболее точную информацию о состоянии отрасли с минимальными временными издержками, что необходимо для своевременного принятия мер по минимизации и ликвидации негативных последствий различного рода угроз. Цифровые технологии в ЛПК используются для решения широкого спектра задач, в том числе мониторинга состояния лесных насаждений, оценки качества продукции, своевременного реагирования в чрезвычайных ситуациях, прогнозирования развития отрасли лесного хозяйства и других. В статье проанализирована динамика объемов производства продукции лесопромышленного комплекса Российской Федерации, обозначены регионы, выступающие ключевыми игроками лесной промышленности, а также определены крупнейшие лесопромышленные компании. Авторами проведена характеристика основных типов цифровых решений, которые используются в производственных процессах в лесопромышленном комплексе страны.
В современных экономических условиях рынок рекламы активно развивается и определяет эффективность ведения бизнеса. В статье представлены результаты анализа состояния, структуры и особенностей современного рынка рекламы России. Рассмотрены особенности характеристик рекламных инструментов - опрос мнения рекламных агентств и потребителей рекламы в сегменте «Retail media» для оценки перспектив нового тренда рынка рекламы. Оценена роль инструмента размещения рекламы «Retail media» как катализатора роста цифровой рекламы. В планах предполагается оценка перспектив данного инструмента размещения рекламы для малого и среднего бизнеса в сравнении с существующими инструментами продвижения. Сформулированы выводы, а также определены направления дальнейших исследований для повышения эффективности инструментов цифровой трансформации экономики региона и страны в целом.
Проекты государственно-частного партнерства в медицинской промышленности являются довольно затратными и рискованными с учетом большой продолжительности процесса разработки, создания, испытания, сертификации, внедрения в производство и вывода на рынок медицинских изделий, оборудования и препаратов, а также соблюдения установленных процедур, практик и стандартов. Понятие успешности партнерства является относительным ввиду того, что каждый из его членов по-разному формулирует для себя цели участия в нем. Отсутствие общепринятой методологии оценки эффективности финансирования такого рода проектов негативно отражается на развитии российской медицинской промышленности, вынужденной работать в условиях санкционных ограничений. В работе проведен анализ применения международных практик оценки, приведены конкретные примеры их результативности. Выработаны рекомендации по процедуре анализа эффективности финансирования проектов с учетом их жизненного цикла, концепции соответствия продукта рынку и модели призмы эффективности деятельности применительно к медицинской промышленности, которые предлагается использовать при обновлении нормативной базы по оценке эффективности проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
Рассматривается роль туристической модели как метода исследования экономического развития региона. Туризм представлен как ключевой драйвер социально-экономического роста, влияющий на различные сферы деятельности, включая строительство, транспорт и торговлю. Подчеркивается важность учета межотраслевых связей, устойчивого развития и повышения качества жизни населения при применении туристической модели. Анализируются методологические аспекты использования данной модели, включая экономико-математические методы (мультипликаторные модели, модели ввода-вывода), статистические подходы и географические информационные системы. Основные компоненты туристической модели охватывают оценку потенциала региона, стратегическое планирование, развитие инфраструктуры, продвижение территории, обеспечение экологической устойчивости и социальной ответственности. Приводятся примеры успешного применения туристической модели в Бали, Барселоне и Санкт-Петербурге, демонстрирующие экономическую, социальную и культурную выгоду от правильно выстроенной стратегии развития туризма.
Статья посвящена результатам эмпирического исследования рынка труда молодежи. Молодые специалисты обеспечивают значительный ресурс для будущего любой компании, и их удовлетворенность работой может повлиять на атмосферу в коллективе и его производительность. В ходе исследования были проведены онлайн-опросы и глубинные интервью с молодыми сотрудниками банков и крупных финансовых компаний. Результаты опроса и интервью позволили выявить основные факторы, формирующие удовлетворенность молодых сотрудников компанией-работодателем. Исследование не только освещает аспекты взаимодействия современных тенденций с рабочей средой, но и предлагает конкретные рекомендации по повышению удовлетворенности молодежи и их вовлеченности в рабочий процесс. Результаты имеют практическое значение для работодателей, стремящихся повысить уровень удовлетворенности своих сотрудников. Они могут быть использованы для разработки эффективных программ мотивации и адаптации молодых специалистов, создание условий для карьерного роста и активное внедрение социальных инициатив.
В статье предпринята попытка обобщить роль государства в развитии инновационного предпринимательства в условиях цифровой экономики. Показано, что инновационное предпринимательство выступает фундаментальным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, что особенно актуально в сложившихся реалиях функционирования российской экономики. Выделены характерные черты и особенности инновационного предпринимательства. Приведены взгляды различных авторов на сущность и специфику инновационного предпринимательства, а также на роль государственной поддержки в его стимулировании и развитии. Подчеркивается, что государство способно создавать благоприятную среду для инновационной деятельности посредством прямых и косвенных мер её поддержки. Описаны изменения, происходящие в инновационной деятельности бизнес-субъектов под влиянием цифровой экономики; выявлено появление феномена цифровых инноваций, которые тесно связаны с цифровыми технологиями и существенно влияют на продукты, услуги и бизнес-процессы современных предприятий. Подчёркнута необходимость условного разделения инноваций на реальные и цифровые, несмотря на их взаимное влияние и тесную связанность (фактическую неразрывность в цифровой экономике). По итогам проведенного исследования обоснована необходимость занятия государством активной и системной роли в постепенном формировании, стимулировании и развитии инновационного предпринимательства в условиях цифровой экономики.
Охвативший мир вирус пандемии Covid-19 оказал влияние на качество и уровень жизни населения всех стран. Происходящие на этом фоне трансформации требуют подробного количественного изучения степени воздействия вируса на важнейшие территориальные сферы жизнедеятельности. Цель работы заключается в исследовании влияния стрессовых факторов пандемии на показатели жизнедеятельности на примере регионов РФ. Мониторинг ситуации предлагается осуществить в разрезе экономических, демографических и инновационных процессов за последние два десятилетия. Каждый из указанных процессов характеризуется двумя относительными показателями. В свою очередь, по ним возможно получение статистических зависимостей для выявления отклонений реальных значений пандемийного 2020 года от показателей на математическом тренде предшествующего периода (с 2000 по 2019 гг.). В работе используется информация из официальной статистики по регионам ЦФО. Ключевыми показателями для анализа выступают: среднедушевые инвестиции, износ основных фондов, уровень демографической нагрузки, смертность населения, эффективность инновационной деятельности, удельные затраты на научно-исследовательские работы. Для выявления отклонений указанных индикаторов в различные периоды (соответственно, за 2000-2019 гг. и 2020 г.) предлагается воспользоваться средними значениями, полученными в виде разницы фактически достигнутых показателей от заданного тренда. Нормирование данных для интерпретации соразмерных величин в сводных расчетах можно реализовать через вычисление процента отклонений. При положительной разнице между фактически достигнутым и ожидаемым значением конкретной индикативной характеристики целесообразно сформулировать вывод об эффективных социально-экономических мерах государства по снижению последствий от ковидного кризиса. В случае отрицательных отклонений будет очевидна недостаточность средств и инструментов, принимаемых в стране для сглаживания эпидемиологической ситуации. Выполненные расчеты позволили выявить ухудшения в постпандемийную фазу на фоне допандемийной по двум социально-экономическим индикаторам из шести рассматриваемых: уровню смертности (с ростом на 17,57 процентов); удельным затратам на научную деятельность (с сокращением на 34,25 процентов). Говоря о зафиксированных трансформациях, можно отметить, что рост смертности вполне логичен в период активного распространения инфекции. Но сокращение финансирования научного сектора в расчете на одного исследователя однозначно ставит вопросы в отношении идентификации тех барьеров, которые дестимулируют фундаментальную науку. Выполненные количественные сопоставления важнейших социально-экономических результатов функционирования регионов свидетельствуют, что пандемия не катастрофически изменила большинство намеченных траекторий развития. Ухудшение ряда показателей может быть связано с системными провалами на протяжении всего анализируемого периода времени, которые вполне реально исправить в обозримой перспективе. Сформированные количественные положения для определения влияния ковидных ограничений на социально-экономическое развитие территории могут использоваться образовательными и научными структурами в исследовательской работе, а также профильными департаментами региональных администраций при формировании, контроле и корректировке стратегических программ пост-пандемийного развития.
В статье изучается роль процессов организации предоставления государственных услуг, их описание в административных регламентах на примере административных регламентов предоставления государственных услуг, размещенных на сайтах Правительства Севастополя и Правительства Москвы. В статье анализируется изменение структуры административного регламента, утвержденного законодательством. В результате исследований и практического опыта, с использованием клиентоцентричного подхода, автор предлагает рассматривать предоставление государственной услуги как комплекс процессов, который включает семь процессов, состоящих из подпроцессов, в некоторых случаях, переплетенных между собой. Автором предлагается трехсторонний подход к описанию предоставления государственных услуг: для граждан; для сотрудника органа власти; при цифровой трансформации процесса. В результате исследования предлагаются методические основы совершенствования подготовки административных регламентов с применением принципов клиентоцентричности в современных условиях, а именно как со стороны гражданина (заявителя), так и со стороны сотрудников органа власти (ведомства), участвующих в предоставлении государственной услуги.
Издательство
- Издательство
- СевГУ
- Регион
- Россия, Севастополь
- Почтовый адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- Юр. адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- ФИО
- Нечаев Владимир Дмитриевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@sevsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (786) 9243501