В статье предпринята попытка обобщить роль государства в развитии инновационного предпринимательства в условиях цифровой экономики. Показано, что инновационное предпринимательство выступает фундаментальным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, что особенно актуально в сложившихся реалиях функционирования российской экономики. Выделены характерные черты и особенности инновационного предпринимательства. Приведены взгляды различных авторов на сущность и специфику инновационного предпринимательства, а также на роль государственной поддержки в его стимулировании и развитии. Подчеркивается, что государство способно создавать благоприятную среду для инновационной деятельности посредством прямых и косвенных мер её поддержки. Описаны изменения, происходящие в инновационной деятельности бизнес-субъектов под влиянием цифровой экономики; выявлено появление феномена цифровых инноваций, которые тесно связаны с цифровыми технологиями и существенно влияют на продукты, услуги и бизнес-процессы современных предприятий. Подчёркнута необходимость условного разделения инноваций на реальные и цифровые, несмотря на их взаимное влияние и тесную связанность (фактическую неразрывность в цифровой экономике). По итогам проведенного исследования обоснована необходимость занятия государством активной и системной роли в постепенном формировании, стимулировании и развитии инновационного предпринимательства в условиях цифровой экономики.
Идентификаторы и классификаторы
В реалиях происходящих трансформационных процессов в российской экономике, устремленных на повышение качества функционирования организаций, обеспечение независимости, стабильности, а также преодоление внешних политико-экономических ограничений, особую актуальность приобретает исследование проблематики экономического развития, связанного с переходом на потенциально новый уровень изменений в деятельности бизнес-структур. Так, основополагающим фактором экономического роста становится переход к инновационной парадигме развития, предполагающей выдвижение на первый план целей и задач управления инновациями в деятельности хозяйствующего субъекта, с разработкой и внедрением инноваций – уникальных новшеств, положительно сказывающихся на конкурентоспособности компаний. Соответствующим образом формируется потребность в развитии инновационного предпринимательства и стимулирования государством перехода бизнес-субъектов на инновационно-ориентированные модели функционирования. В основе заявленных процессов находится проблематика создания условий повышения конкурентоспособности национальной экономики на фоне комплекса происходящих трансформационных процессов и существующих вызовов, что актуализирует рассмотрение роли государства в стимулировании и развитии инновационного предпринимательства. Кроме того, очевидной видится фундаментальная значимость инновационного предпринимательства как в реальном секторе экономики, так и в структуре происходящих цифровых трансформаций. Иными словами, возникает потребность не просто в создании условий развития инновационного предпринимательства в реалиях цифровой экономики, но и укрепление и совершенствование мер поддержки, доступных для субъектов предпринимательства в инновационной сфере, исходящих от государства как ключевого драйвера экономического роста и развития в современных обстоятельствах функционирования российской экономики.
Список литературы
1. Комиссаров С.А. Сущность инновационного предпринимательства // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 8. - С. 1-5. EDN: OGXVTB
2. Корсун Т.А., Бадмаева С.Ю. Инновационное предпринимательство: сущность и особенности // Вестник ЗабГУ. - 2022. - № 2. - С. 84-91.
3. Лебедев В.В. Развитие российского инновационного предпринимательства // РСЭУ. - 2022. - № 4 (59). - С. 117-121.
4. Симонов С.В., Терпугов А.Е. Развитие инновационного малого предпринимательства // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 6 (53). - С. 254-257. EDN: AWUJUW
5. Силкина Г.Ю., Шабан А.П. Цифровые инновации: сущностные характеристики и особенности // π-Economy. - 2023. - № 5. - С. 51-62.
6. Громова Е.А. Предпринимательская деятельность в сфере цифровых инноваций и технологий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. - 2023. - № 4. - С. 45-51.
7. Бургонов О.В., Круглов Д.В. Цифровая среда предпринимательства: перспективы и вызовы для развития экономических систем // Экономика и управление. - 2020. - № 4 (174). - С. 407-414. EDN: ISUCDH
8. Алексеев Н.С. Проблемы правового положения малых и средних инновационных предприятий в Российской Федерации // Образование и право. - 2022. - № 11.- С. 130-134. EDN: NLLHRQ
9. Преображенский Б.Г., Толстых Т.О., Пестов В.Ю. Развитие инновационный инфраструктуры бизнес-проектов цифрового предпринимательства // РСЭУ. - 2017. - № 2 (37). - С. 52-58.
10. Громова Е.А. Стимулирующий правовой режим предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере цифровых инноваций и технологий // Московский юридический журнал. - 2024. - № 1. - С. 37-44. EDN: BCLPVF
11. Поддержка инновационных субъектов МСП. [Электронный ресурс]. - URL: https://corpmsp.ru/podderzhka-innovatsionnykh-subektov-msp/ (дата обращения: 02.11.2024).
12. Поддержка инновационного предпринимательства. [Электронный ресурс]. - URL: https://msp03.ru/get_supports/podderzhka-innovatsionnogo-predprinimatelstva/(дата обращения: 02.11.2024).
13. Сухоруков А.В. Меры государственной поддержки инновационной предпринимательской деятельности и проблемы их реализации // Образование и право. - 2022. - № 1. - С. 144-149. EDN: OQGTCQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проведена количественная и качественная оценка экономического вклада рыбохозяйственного сектора Китая в мировое устойчивое развитие на основе данных официальной мировой и китайской статистики рыбохозяйственной деятельности. Установлено, что на долю продукции из водных биоресурсов, добытой и культивированной в КНР, в общем объеме продукции мирового рыболовства и аквакультуры в 2023 году приходится более 38 %. Разработан методический подход, в основу которого положено применение системы известных экономических показателей в новом направлении - для оценки экономического вклада рыбохозяйственного сектора Китая в мировое устойчивое развитие. Выявлено, что объём потребления продукции водного происхождения в эквиваленте живого веса в КНР более чем в два раза превышает мировой показатель, следовательно, рыбохозяйственный комплекс Китая обеспечивает продовольственную безопасность в государстве на стабильно высоком уровне и вносит существенный вклад в продовольственную безопасность мирового масштаба, являясь ведущим экспортером рыбной продукции в мире. Представлена характеристика вклада рыбохозяйственного сектора КНР в реализацию таких целей устойчивого развития мирового сообщества, как ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте; содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех; обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства. Изучены факторы и выявлены тенденции развития рыбохозяйственного комплекса Китая, связанные, в частности, с переориентацией рыбохозяйственной деятельности на экологизацию, что способствует достижению таких целей, как борьба с изменением климата, сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития. Полученные результаты анализа могут быть полезны при определении ключевых направлений развития рыбохозяйственной практики Российской Федерации.
В Российской Федерации лесопромышленный комплекс (ЛПК) выступает одной из приоритетных секторов национального хозяйства, что обусловлено высокой концентрацией на территории страны возобновляемых лесных ресурсов (около 20% мировых запасов леса приходится на Россию). В современных условиях для повышения конкурентоспособности ЛПК не так давно стали использоваться такие цифровые решения, как цифровая аналитика, цифровое планирование и прогнозирование. В работе российских предприятий ЛПК набирают актуальность космические и спутниковые системы, применение которых позволяет получить наиболее точную информацию о состоянии отрасли с минимальными временными издержками, что необходимо для своевременного принятия мер по минимизации и ликвидации негативных последствий различного рода угроз. Цифровые технологии в ЛПК используются для решения широкого спектра задач, в том числе мониторинга состояния лесных насаждений, оценки качества продукции, своевременного реагирования в чрезвычайных ситуациях, прогнозирования развития отрасли лесного хозяйства и других. В статье проанализирована динамика объемов производства продукции лесопромышленного комплекса Российской Федерации, обозначены регионы, выступающие ключевыми игроками лесной промышленности, а также определены крупнейшие лесопромышленные компании. Авторами проведена характеристика основных типов цифровых решений, которые используются в производственных процессах в лесопромышленном комплексе страны.
В современных экономических условиях рынок рекламы активно развивается и определяет эффективность ведения бизнеса. В статье представлены результаты анализа состояния, структуры и особенностей современного рынка рекламы России. Рассмотрены особенности характеристик рекламных инструментов - опрос мнения рекламных агентств и потребителей рекламы в сегменте «Retail media» для оценки перспектив нового тренда рынка рекламы. Оценена роль инструмента размещения рекламы «Retail media» как катализатора роста цифровой рекламы. В планах предполагается оценка перспектив данного инструмента размещения рекламы для малого и среднего бизнеса в сравнении с существующими инструментами продвижения. Сформулированы выводы, а также определены направления дальнейших исследований для повышения эффективности инструментов цифровой трансформации экономики региона и страны в целом.
Проекты государственно-частного партнерства в медицинской промышленности являются довольно затратными и рискованными с учетом большой продолжительности процесса разработки, создания, испытания, сертификации, внедрения в производство и вывода на рынок медицинских изделий, оборудования и препаратов, а также соблюдения установленных процедур, практик и стандартов. Понятие успешности партнерства является относительным ввиду того, что каждый из его членов по-разному формулирует для себя цели участия в нем. Отсутствие общепринятой методологии оценки эффективности финансирования такого рода проектов негативно отражается на развитии российской медицинской промышленности, вынужденной работать в условиях санкционных ограничений. В работе проведен анализ применения международных практик оценки, приведены конкретные примеры их результативности. Выработаны рекомендации по процедуре анализа эффективности финансирования проектов с учетом их жизненного цикла, концепции соответствия продукта рынку и модели призмы эффективности деятельности применительно к медицинской промышленности, которые предлагается использовать при обновлении нормативной базы по оценке эффективности проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
Рассматривается роль туристической модели как метода исследования экономического развития региона. Туризм представлен как ключевой драйвер социально-экономического роста, влияющий на различные сферы деятельности, включая строительство, транспорт и торговлю. Подчеркивается важность учета межотраслевых связей, устойчивого развития и повышения качества жизни населения при применении туристической модели. Анализируются методологические аспекты использования данной модели, включая экономико-математические методы (мультипликаторные модели, модели ввода-вывода), статистические подходы и географические информационные системы. Основные компоненты туристической модели охватывают оценку потенциала региона, стратегическое планирование, развитие инфраструктуры, продвижение территории, обеспечение экологической устойчивости и социальной ответственности. Приводятся примеры успешного применения туристической модели в Бали, Барселоне и Санкт-Петербурге, демонстрирующие экономическую, социальную и культурную выгоду от правильно выстроенной стратегии развития туризма.
Статья посвящена результатам эмпирического исследования рынка труда молодежи. Молодые специалисты обеспечивают значительный ресурс для будущего любой компании, и их удовлетворенность работой может повлиять на атмосферу в коллективе и его производительность. В ходе исследования были проведены онлайн-опросы и глубинные интервью с молодыми сотрудниками банков и крупных финансовых компаний. Результаты опроса и интервью позволили выявить основные факторы, формирующие удовлетворенность молодых сотрудников компанией-работодателем. Исследование не только освещает аспекты взаимодействия современных тенденций с рабочей средой, но и предлагает конкретные рекомендации по повышению удовлетворенности молодежи и их вовлеченности в рабочий процесс. Результаты имеют практическое значение для работодателей, стремящихся повысить уровень удовлетворенности своих сотрудников. Они могут быть использованы для разработки эффективных программ мотивации и адаптации молодых специалистов, создание условий для карьерного роста и активное внедрение социальных инициатив.
Охвативший мир вирус пандемии Covid-19 оказал влияние на качество и уровень жизни населения всех стран. Происходящие на этом фоне трансформации требуют подробного количественного изучения степени воздействия вируса на важнейшие территориальные сферы жизнедеятельности. Цель работы заключается в исследовании влияния стрессовых факторов пандемии на показатели жизнедеятельности на примере регионов РФ. Мониторинг ситуации предлагается осуществить в разрезе экономических, демографических и инновационных процессов за последние два десятилетия. Каждый из указанных процессов характеризуется двумя относительными показателями. В свою очередь, по ним возможно получение статистических зависимостей для выявления отклонений реальных значений пандемийного 2020 года от показателей на математическом тренде предшествующего периода (с 2000 по 2019 гг.). В работе используется информация из официальной статистики по регионам ЦФО. Ключевыми показателями для анализа выступают: среднедушевые инвестиции, износ основных фондов, уровень демографической нагрузки, смертность населения, эффективность инновационной деятельности, удельные затраты на научно-исследовательские работы. Для выявления отклонений указанных индикаторов в различные периоды (соответственно, за 2000-2019 гг. и 2020 г.) предлагается воспользоваться средними значениями, полученными в виде разницы фактически достигнутых показателей от заданного тренда. Нормирование данных для интерпретации соразмерных величин в сводных расчетах можно реализовать через вычисление процента отклонений. При положительной разнице между фактически достигнутым и ожидаемым значением конкретной индикативной характеристики целесообразно сформулировать вывод об эффективных социально-экономических мерах государства по снижению последствий от ковидного кризиса. В случае отрицательных отклонений будет очевидна недостаточность средств и инструментов, принимаемых в стране для сглаживания эпидемиологической ситуации. Выполненные расчеты позволили выявить ухудшения в постпандемийную фазу на фоне допандемийной по двум социально-экономическим индикаторам из шести рассматриваемых: уровню смертности (с ростом на 17,57 процентов); удельным затратам на научную деятельность (с сокращением на 34,25 процентов). Говоря о зафиксированных трансформациях, можно отметить, что рост смертности вполне логичен в период активного распространения инфекции. Но сокращение финансирования научного сектора в расчете на одного исследователя однозначно ставит вопросы в отношении идентификации тех барьеров, которые дестимулируют фундаментальную науку. Выполненные количественные сопоставления важнейших социально-экономических результатов функционирования регионов свидетельствуют, что пандемия не катастрофически изменила большинство намеченных траекторий развития. Ухудшение ряда показателей может быть связано с системными провалами на протяжении всего анализируемого периода времени, которые вполне реально исправить в обозримой перспективе. Сформированные количественные положения для определения влияния ковидных ограничений на социально-экономическое развитие территории могут использоваться образовательными и научными структурами в исследовательской работе, а также профильными департаментами региональных администраций при формировании, контроле и корректировке стратегических программ пост-пандемийного развития.
В статье изучается роль процессов организации предоставления государственных услуг, их описание в административных регламентах на примере административных регламентов предоставления государственных услуг, размещенных на сайтах Правительства Севастополя и Правительства Москвы. В статье анализируется изменение структуры административного регламента, утвержденного законодательством. В результате исследований и практического опыта, с использованием клиентоцентричного подхода, автор предлагает рассматривать предоставление государственной услуги как комплекс процессов, который включает семь процессов, состоящих из подпроцессов, в некоторых случаях, переплетенных между собой. Автором предлагается трехсторонний подход к описанию предоставления государственных услуг: для граждан; для сотрудника органа власти; при цифровой трансформации процесса. В результате исследования предлагаются методические основы совершенствования подготовки административных регламентов с применением принципов клиентоцентричности в современных условиях, а именно как со стороны гражданина (заявителя), так и со стороны сотрудников органа власти (ведомства), участвующих в предоставлении государственной услуги.
Издательство
- Издательство
- СевГУ
- Регион
- Россия, Севастополь
- Почтовый адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- Юр. адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- ФИО
- Нечаев Владимир Дмитриевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@sevsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (786) 9243501