ISSN 1818-6653 · EISSN 2713-1327
Язык: ru

Статья: Профессиональная адаптация обучающихся СПО по ИТ-специальностям в условиях требований работодателей (2024)

Читать онлайн

Введение. Цифровая трансформация мировой экономики, включая экономику Российской Федерации, стремительно развивается. Запущен национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», целью которого является создание цифровых платформ в ключевых отраслях к 2030 г. С ростом цифровизации экономики возникают проблемы нехватки специалистов с ИТ-компетенциями. Кадровый голод в ИТ-специалистах оценивается примерно в 500–700 тыс. человек. Молодые ИТ-специалисты зачастую обладают только общими профессиональными компетенциями и не имеют достаточного опыта в использовании узкоспециализированных профессиональных инструментов. Такая ситуация удлиняет и усложняет процесс профессиональной адаптации молодых специалистов, что и влечет за собой желание работодателей нанимать опытных сотрудников. Указанные противоречия определяют необходимость модернизации системы среднего профессионального образования в области информационных технологий с целью повышения востребованности выпускников рынком труда и сокращения сроков профессиональной адаптации молодых ИТ-специалистов на рабочем месте.

Материалы и методы. В качестве метода определения проблем профессиональной подготовки обучающихся, степени профессиональной ориентации и уровня знаний требований будущих работодателей в области информационных технологий был выбран опрос обучающихся по ИТ-специальностям информационно-технологического профиля. В 2024 г. были произведены опросы обучающихся среднего профессионального образования укрупненной группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» на предмет понимания востребованности различных средств разработки в области информационных технологий, в которых приняли участие 93 из вузов Санкт-Петербурга.

Результаты. В рамках опросов обучающихся среднего профессионального образования информационно-технологического профиля были заданы вопросы на тему знаний обучающимися различных языков программирования и систем управления базами данных, необходимости и желания их изучения, их востребованности будущими работодателями. Было выявлено, что обучающиеся знакомы только с самыми популярными средствами разработки ИТ-решений, а реальный опыт их использования имеет только каждый пятый респондент. При этом более 90 % опрошенных уверены, что изучение различных программных средств работы будущего ИТ-специалиста необходимо для успешной профессиональной деятельности. Сделать вывод, что обучающиеся не в полной мере представляют себе реальные требования будущего рынка труда и обладают недостаточным уровнем начальной профессиональной адаптации к условиям будущей профессии ИТ-специалиста. Решением проблемы профессиональной адаптации обучающихся СПО по ИТ-специальностям предлагается модель процесса формирования профессиональных компетенций ИТ-специалистов.

Обсуждение и выводы. Результаты исследования позволяют утверждать о наличии кадрового голода на рынке труда в области информационных технологий и тенденции на его усиление. Для преодоления сложившихся разрывов между результатами профессиональной подготовки ИТ-специалистов и требованиями рынка труда была представлена модель процесса формирования профессиональных компетенций ИТ-специалистов среднего звена, учитывающая необходимость профессиональной адаптации студентов к условиям будущих работодателей. Ключевым звеном модели выступает практическая подготовка обучающихся, представители работодателей формируют банк проектных задач и сопровождают процесс их решения в роли наставников.

Ключевые фразы: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профессиональная адаптация, ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, наставничество, требования работодателей
Автор (ы): Нуретдинов Роман Игоревич
Соавтор (ы): Бороненко Татьяна Алексеевна
Журнал: ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.С. ПУШКИНА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
004.9. Прикладные информационные (компьютерные) технологии
377.5. Среднее специальное образование для подготовки кадров средней квалификации. Средние специальные учебные заведения. Техникумы. Училища. Художественные школы
Для цитирования:
НУРЕТДИНОВ Р. И., БОРОНЕНКО Т. А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО ПО ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ // ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.С. ПУШКИНА . 2024. 4
Текстовый фрагмент статьи