Цель исследования выявить особенности корпоративной социальной ответственности и ESG стандартов как фактора устойчивого развития и роста конкурентоспособности предпринимательского и общественного секторов. Анализ тенденций становления корпоративной социальной ответственности в российской и зарубежной бизнес-практике, определение особенностей становления и развития социально ответственного бизнеса в государствах Африки, в том числе, в нефтегазовой отрасли, а также исследование систем взаимосвязей концепции корпоративной социальной ответственности с концепциями устойчивого развития, социально ответственного инвестирования, корпоративной эффективности, корпоративного гражданства, создания общих ценностей, экологической ответственности позволило прийти к следующим выводам. Выводы. Для оптимизации стратегии устойчивого развития необходима национальная модель корпоративной социальной ответственности, основанная на единых правилах социальной ответственности для всех участников предпринимательского и социального взаимодействия. Государственная регуляторная политика должна сосредоточиться на совершенствовании законодательной базы, стимулирующей компании и организации к развитию стратегий социальной ответственности. Для создания предпосылок устойчивого развития в нефтегазовой отрасли необходимо разработать модель корпоративной социальной ответственности, которая учитывает как национальные, так и международные аспекты. Предложено рассматривать ESG концепцию как инструмент, с помощью которого компании интегрируют принципы социальной ответственности в свою основную деятельность.