Рассматривается вопрос развития транс региональных отношений между Специальным административным районом Китайской Народной Республики Аомэнь (Макао) и странами и регионами Европы. Обосновано, что Макао имеет особые права, открывающие региону возможности самостоятельной международной деятельности в экономической и культурной сферах. Доказано, что в настоящее время Макао стремится к диверсификации экономики и расширению возможных международных партнеров, прежде всего к сотрудничеству с лузофонными странами и регионами. Сотрудничество с регионами Европы является относительно небольшим, за исключением экономического партнерства с федеральными землями Германии, а также традиционного сотрудничества с Португалией. Установлено, что важнейшим элементом культурной политики и международного культурного сотрудничества Макао является лузофония, поддержка и распространение португальского языка и культуры, что исторически обусловлено и имеет тенденцию к развитию в рамках Содружества лузофонных стран. Выявлено, что в настоящее время Макао предпринимает активные попытки расширить контакты с регионами Европы, прежде всего в экономической, культурной и образовательной сферах. Показано, что особую активность в этом про являет действующее правительство Макао, которое пользуется полной поддержкой центрального правительства Китайской Народной Республики.
Рассматривается вопрос формирования и развития трансрегиональных отношений федеральных земель Австрии со странами и регионами Востока. Уделяется внимание взаимодействию земель с федеральным правительством в сфере формирования региональных внешнеполитических стратегий. Представлены результаты анализа нормативных основ международной и внешнеполитической деятельности регионов Австрии (проведено исследование национального законодательства). Поднимается вопрос о традиционных тесных связях австрийских регионов с партнерами из сопредельных государств. Отдельно рассмотрено партнерство с отдаленными восточными территориями: китайскими провинциями, японскими префектурами, Ираном, Турцией, Израилем, государствами Ближнего Востока. Исследование базируется на авторской комплексной методологии, включающей принципы динамизма, системности и целостности, историко-системный и историко-сравнительный подходы, а также теоретические основы теории многоуровневого управления и федерализма. Установлено, что приоритетным партнером для многих австрийских земель является Китай. Показано, что при этом в качестве партнеров выступают разные провинции Китая в соответствии с ресурсной и инфраструктурной базой регионов Австрии.