В условиях нарастающих экономических вызовов важной задачей становится оценка устойчивости регионов России. Целью настоящего исследования является моделирование уровня экономической безопасности на основе формализованного анализа ключевых социально-экономических показателей. Применены методы корреляционного анализа, нормализации, главных компонент PCA (Principal Component Analysis) и кластеризации KMeans. В результате проведена типологизация восьми регионов по уровню устойчивости, выявлены взаимосвязи между показателями бедности, безработицы, доходов и инвестиций. Работа имеет прикладной характер и может быть использована для разработки аналитических инструментов стратегического планирования и оценки региональных рисков.
Цель исследования - построение формализованной модели оценки уровня экономической безопасности регионов России. Для этого проводится структурный анализ взаимосвязанных индикаторов, характеризующих социально-экономическое положение территорий, с последующей типологизацией субъектов по степени устойчивости к внутренним и внешним вызовам.
Методы исследования. В методологической части применяются современные инструменты обработки многомерных данных: корреляционный анализ для выявления зависимостей между показателями, масштабирование данных и нормализация, метод главных компонент (PCA) для сокращения размерности признаков без потери информации, а также алгоритм кластеризации KMeans для группировки регионов по сходству структурных характеристик.
Результаты. На основе статистических данных за 2022 год выполнена классификация 8 регионов по уровню экономической стабильности и выявлены устойчивые взаимосвязи между показателями. В ходе исследования проведены отбор и обоснование индикаторов, отражающих состояние региональной устойчивости, построена корреляционная матрица для выявления взаимосвязей между показателями, сокращения размерности данных с использованием метода главных компонент (PCA), а также кластеризация субъектов Российской Федерации с целью типологизации по уровням экономической безопасности. Полученные результаты интерпретированы с учетом структуры данных для формирования выводов, отражающих устойчивость и специфику социально-экономического развития регионов.
Выводы. Результаты исследования обладают высокой прикладной значимостью и могут быть использованы при разработке региональной социально-экономической политики, формировании инструментов стратегического планирования и принятия управленческих решений в условиях макроэкономической нестабильности. Построенная кластерная модель позволяет учитывать структурные различия между регионами, а выявленные взаимосвязи между показателями - формировать более точные прогнозы устойчивости. Методологический подход, использованный в исследовании, может быть масштабирован на другие группы субъектов и адаптирован к различным временным периодам для мониторинга динамики устойчивости.
Статья посвящена актуальным проблемам оценки роли демографического фактора в ментальных войнах, которые ориентированы на сознательное, постепенное и целенаправленное формирование новых смыслов бытия. Авторы обращают внимание на приемы и способы популяризации и навязывания новых негативных демографических установок, принципов и правил демографического поведения (чайлдфри, смена пола, разрушение устоев традиционной семьи, изменение родительских статусов и ролей, миграционная экспансия).
Цели. Рассмотрены вопросы ментальных войн и определено место демографического фактора в их ведении.
Методология. Применяются методы теоретического исследования в форме обобщения, сравнения и специальных аналитических процедур. Уточнена сущность ментальных войн, выявлены направления их ведения, определено место демографического фактора, даны рекомендации по формированию правовой базы.
Область применения полученных результатов. Материал может быть полезен при разработке демографической политики, подготовке правовой базы, чтении лекций по демографии и демографической статистике.
Результаты. В статье приводится обзор литературы, посвященной вопросам демографического фактора в ментальных войнах. Отмечается, что активное и целенаправленное распространение демографических установок, ориентированных на изменение исторически сложившихся культурных и семейных ценностей потенциального противника, можно рассматривать как составной элемент ментальных войн.
Выводы. Проблемы оценки демографического фактора в ментальных войнах в современном мире приобретают особую актуальность, так как у молодежи наблюдаются формирование негативных стандартов, влияющих на снижение рождаемости, а также миграционная экспансия.
В настоящее время наблюдается быстрое расширение информационного пространства. Это дает обществу новые возможности и создает новые проблемы. Так, зачастую информация используется не по прямому назначению, а как инструмент информационных войн, которые оказывают психологическое воздействие на сознание населения. Вместе тем понятие «информационная война» трактуется по-разному, соответственно, нет единого мнения в оценке влияния информационных войн на сознание человека. В связи с вышесказанным актуальными являются исследования, направленные на оценку этого влияния и разработку мероприятий по противодействию ментальным информационно-статистическим диверсиям.
Цель. Уточнить сущность понятий «информационная война», «ментальные информационно-статистические диверсии», рассмотреть методологические вопросы использования информации в ментальных войнах, в результате которых возможно изменение мировоззрения.
Методология. Применяются методы теоретического исследования в форме обобщения, сравнения и специальных аналитических процедур. Результаты. В статье приводится обзор литературы, посвященной проблемам ментальных информационно-статистических диверсий. Отмечается, что в информационном воздействии важное место отводится статистическим данным, которые позволяют наглядно продемонстрировать правоту тех или иных идей. Рассмотрены способы манипуляций статистическими данными.
Выводы. Проблемы ментальных информационно-статистических диверсий в современном мире приобретают особую актуальность. Выявлены особенности ментальных информационно-статистических диверсий, определены причины и направления противодействия им. Во-первых, система единого государственного экзамена имела позитивные и негативные последствия. В силу тестовой системы подготовки и накопления знаний, подразумевающей не творчество, а натаскивание на правильные ответы, многие исторические, литературные, культурные и прочие ценности остались за бортом. Это подготовило почву для проведения информационно-статистических диверсий. Во-вторых, недостаточная статистическая грамотность. Население не располагает специальными знаниями, позволяющими быстро и успешно разбираться в откровенной статистической дезинформации, а тем более в завуалированных статистических диверсиях ментального характера.
Область применения полученных результатов. Материал может быть полезен при разработке мероприятий по противодействию ментальным информационно-статистическим диверсиям.