Исследуются социальные и культурные условия интеграции проектного подхода в университетский образовательный и научно-исследовательский процесс. Выводы авторов опираются на результаты проведенного социологического исследования методом сплошного анкетного online опроса студентов 1-4 курсов Уфимского университета науки и технологий, принимающих участие в инновационных проектах. Задачами исследования выступают: выявление отношения студентов к выделенным ключевым факторам успешности инновационных проектов и их готовности учитывать эти факторы в своей будущей проектной деятельности; определение влияния профессионально-трудовой ориентации студентов на отношение к ключевым факторам успешного осуществления инновационных проектов; обоснование и разработка средств и форм развития культуры взаимодействия участников студенческой проектной деятельности в университете. В ходе исследования использовался комплекс индикаторов, описывающих ключевые факторы успешного осуществления инновационных студенческих проектов и измеряющих с помощью шкалы Р. Лайкерта восприятие респондентами этих факторов. Авторы предлагают организовать проектное взаимодействие в следующих направлениях: обеспечение обучения студентов инженерных специальностей основам проектно-управленческой деятельности; получение студентами обязательных навыков командной работы над реальными проектами; ориентация подготовки студентов, в том числе и инженерных специальностей, на развитие личной предпринимательской инициативы; корреляция мер поддержки студенческих инновационных проектов, предоставляемых университетами, с профессионально-трудовой ориентацией студентов. Сделан вывод, что взаимодействие в проектировании имеет духовно-коммуникационную природу, поэтому необходима разработка технологий, средств понимания и взаимопонимания участников, что предполагает подключение культурно-интеллектуального потенциала социума. Указанный подход к проектированию предполагает учет технологии творчества, а также не только рационального, но и морального фактора выбора решений. Проектирование должно включать конструирование оптимального удовлетворения потребностей субъектов преобразовательной деятельности, прогнозирование и оценку последствий управленческих, технических решений при определенном комплексе социальных и культурных условий. Применение коммуникационных средств и форм взаимодействия в студенческой проектной деятельности позволяет формировать компетентного, мотивированного и инициативного конструктора, технолога и проектного менеджера в соответствующих профессиональных отраслях.
Обоснована ключевая роль элемента «People» (люди) в модели маркетинга «7P», составляющего основу интегрирования деловых и маркетинговых коммуникаций организации в условиях конкурентного рынка. Основная идея заключается в том, что успешная реализация организационной маркетинговой стратегии во многом зависит от коммуникационного взаимодействия с клиентами, как внутренними, так и внешними. Авторами актуализируется необходимость создания действенных коммуникационных средств и каналов, обеспечивающих взаимодействие с внутренними клиентами (сотрудниками) и связи с внешними клиентами (потребителями). Координация основных блоков управления организационными коммуникациями (маркетингового, креативно-медийного и административно-управленческого) направлена на создание синергетического эффекта в реализации стратегических задач формирования потребительской лояльности и вовлеченности персонала. В статье раскрыты различия между внутренними и внешними клиентами. Выявлено, что сотрудники играют ключевую роль в создании корпоративных ценностей, определяющих управленческие решения, влияющие на репутацию. В связи с этим предложены методы повышения вовлеченности сотрудников, такие как командообразование, цифровизация организационных управленческих процессов и разработка HR-бренда. Эффективная стратегия привлечения сотрудников является залогом получения конкурентных преимуществ и обеспечения устойчивого развития. Чтобы победить в «битве за таланты», организациям необходимо планомерно развивать свой HR-бренд с помощью деловых коммуникаций. Это особенно важно для организаций, стратегия которых основана на компетенциях сотрудников. Установлено, что чем более емким по содержанию брендом работодателя обладает организация, тем более привлекательным местом работы она является. Брендинг работодателя, как правило, связан с двумя функциональными направлениями деятельности: маркетингом и управлением персоналом. По мнению авторов, брендинг работодателя сопряжен и со стратегическим управлением. Поэтому необходимо воспринимать брендинг работодателя как важную часть организационной маркетинговой стратегии организации и ее конкурентоспособности. Предложенные авторами рекомендации по созданию эффективных каналов коммуникации, внедрению программ мотивации, а также созданию и развитию HR-бренда актуализируют особую значимость этих аспектов в условиях изменчивого рынка. Применение взаимосвязанных и взаимодополняющих деловых и маркетинговых коммуникаций, в основе которых лежат интересы и ценности человека, способствует созданию долгосрочных взаимовыгодных отношений со всеми группами клиентов, поскольку социальный потенциал выступает основным источником конкурентных преимуществ организации.