Публикации автора

ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА (2024)

Проведен анализ теоретических подходов, рассматривающих потенциал лидерства в системе управленческих отношений. Обоснована необходимость применения социологического опроса в качестве основного методологического инструментария для определения внутриколлективных процессов проявления потенциала управленческого лидерства в воинских подразделениях. Доказывается, что для своевременного выявления и диагностирования формальных и неформальных управленческих лидеров, а также определения лидерского управленческого потенциала у членов воинского коллектива необходимо применение универсальных критериев, основанных на атракции и репульсии. При применении референтометрии было важно выделение доминирующей лидерской группы в коллективе, к которой тяготеет военнослужащий, определить систему преобладающих разделяемых управленческих норм, принципов, ценностей военнослужащих. Проведен анализ данных полученных социологическим опросом, где респондентами выступили курсанты Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Саратов, 2023 г. Опрошено 305 курсантов, охват респондентов проведен на всех курсах обучения. В результате анализа уточнена сущность потенциала управленческого лидерства военнослужащих как формы военного профессионального потенциала, который включает в себя не только военно-профессиональные знания, умения, навыки, но и способность влиять на людей, эффективно управлять ими, принимать решения в сложных ситуациях и быть примером для подражания подчиненных. Доказано, что потенциал управленческого лидерства как процесс представляет собой практику реализации лидерских способностей, где осуществляется их применение военнослужащими в повседневной профессиональной и бытовой деятельности. Процесс реализации потенциала управленческого лидерства способствует занятию военнослужащим более высокого карьерного положения, его продвижению по специфичной системе подчинения воинского коллектива.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Быченко Юрий Григорьевич, Корчагин Максим Владимирович
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2025)

Проанализированы основные научные разработки, посвященные социологической оценке социокультурного пространства современной организации. Предлагается универсальная методика оценки социокультурного пространства организации, обосновывается необходимость уточнения широкого его понимания как компонента пространства жизнедеятельности человека, определяющего область и сферу его трудовой деятельности и характеризующего социальную культуру в контексте ее преобладающих ценностей, норм, принципов поведения, а также устойчивых черт действующей модели организационного поведения и взаимодействия. Доказывается, что методология рамочной конструкции конкурирующих ценностей представляет собой мощный инструмент для анализа и оценки социокультурного пространства организации. В то же время данная методика должна дополняться диагностикой культурного пространства по следующим параметрам: общие ценности сотрудников (динамика изменений); особенности трудовых поведенческих практик (динамика изменений); основные социокультурные характеристики организации (текущее и перспективное состояние); стиль трудового лидерства (текущее и перспективное состояние); стиль управленческого взаимодействия (текущее и перспективное состояние); характеристики связующей сущности организации (текущее и перспективное состояние); стратегические цели трудового коллектива (текущее и перспективное состояние). Каждое состояние должно оцениваться по наличию характеристик одного из четырех типов организационного культурного пространства: 1) клановый - организация как семья, акцент на общности; 2) адхократический - динамичная, предпринимательская, готовность к риску; 3) иерархический - строгая структура, контроль, правила; 4) рыночный - ориентация на результат, конкуренция. Обосновывается, что предложенная методология позволяет комплексно оценить текущее и желаемое состояние социокультурного пространства организации, учитывая как формальные, так и неформальные аспекты. Это ориентировано на выявление слабых мест и разработку стратегии для достижения предпочтительного развития культурного пространства, создания условий для повышения эффективности труда и удовлетворенности сотрудников, где осуществляется их применение военнослужащими в повседневной профессиональной и бытовой деятельности. Процесс реализации потенциала управленческого лидерства способствует занятию военнослужащим более высокого карьерного положения, его продвижению по специфичной системе подчинения воинского коллектива.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Быченко Юрий Григорьевич
Сохранить в закладках