Публикации автора

Творчество В. В. Розанова: взаимодействие публичного и приватного миров как реализованное понимание (2025)

Творчество В. В. Розанова рассматривается как смысловое единство, в котором интенция понимания сближает между собой стилистически и содержательно различные миры трактата «О понимании» и поздних произведений мыслителя. Это сближение осуществляется на основе общекультурной оппозиции публичного и приватного, особенности которой реконструируются в соответствии с методологическими установками М. М. Бахтина. Мир В. В Розанова изучается как диалогическое взаимодействие двух противоположных тенденций: тенденции экстериоризации (приватное понимание становится частью публичного мира ) и тенденции интериоризации (сюжеты, смысловые ходы и образы поздних произведений мыслителя интерпретируются в соответствии с имманентными характеристиками понимания, тем самым отражая приватный мир мыслителя). Специфика творчества В. В. Розанова заключается в том, что в нем реализован взаимный переход обеих тенденций как их взаимное становление, в котором ни одна из них не является преобладающей. В работе используется метод историко-философской реконструкции(рассмотрение особенностей трактата «О понимании» в контексте европейского рационализма) диахронический метод (изучение рецепции наследия Розанова в работах В. В. Бибихина, А. А. Грякалова) герменевтический метод( интерпретация творчества Розанова в контексте установок М. М. Бахтина). Научная новизна исследования заключается в том, что творчество В. В. Розанова рассматривается в диалогической парадигме, с одной стороны как спонтанный диалог раннего трактата мыслителя «О понимании» и поздних работ мыслителя, а с другой стороны, как трансвременной диалог миров В. В. Розанова и М. М. Бахтина, основаниями которого являются интуиции М. М. Бахтина, нашедшее отражение в его работе «К методологии гуманитарных наук» и образы поздних произведений Розанова, которые мыслитель, интерпретируя, связывал с мирами друзей и современников, тем самым положив начало их диалогической интерпретации. Специфика нашего подхода состоит в том, что наметившаяся в специальной литературе тенденция сближения миров Розанова и Бахтина конкретизируется не только посредством выявления сходства этих миров, но и как экспликация их различия. Это позволяет показать, что мир Розанова несмотря на новаторство используемых мыслителем приемов остается в рамках бинарных оппозиций, характерных для традиционной культуры.

Издание: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Акимов Олег Юрьевич
Сохранить в закладках
МИФ ВАСИЛИЯ РОЗАНОВА КАК САМОВЫРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СУБЪЕКТА (2024)

Творчество В. В. Розанова интерпретируется как синтез конкретного и отвлеченного аспектов, реализованный в мифе мыслителя. Особенность подхода Розанова состоит в том, что конкретное в его духовных поисках существует как отвлеченное, а отвлеченное как конкретное. Уровень отвлеченного представлен религиозной метафизикой Розанова, уровень конкретного - жизнью Розанова. Миф мыслителя представляет собой их сближение. Изоляция одного из аспектов влечет за собой содержательное обеднение творчества философа. Специфика видения Розанова заключается в том, что целостный миф мыслителя демонстрирует в его творчестве свои разные стороны, что обусловливает возможность как акцентирования отвлеченного, так и акцентирования конкретного, осуществленную в творчестве мыслителя как его внутреннее противоречие, снятие которого зависит от позиции исследователя.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Акимов Олег Юрьевич
Сохранить в закладках
ИНТУИЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛИЯ РОЗАНОВА (2025)

Духовные искания В. В Розанова рассматриваются в контексте актуальной для европейской философии проблемы имманентизации Абсолюта. Творчество мыслителя эксплицируется как реализованная особым образом возможность имманентизации трансцендентного. Специфика реализации этой возможности в духовных исканиях мыслителя заключается в том, что основная категория метафизики Розанова - понимание - может быть интерпретирована и как трансцендентное миру, доказательством чего является его трансцендентность эмпирическому опыту и как имманентное ему, в пользу чего свидетельствует описанное мыслителем совпадение схем разума и сторон мира.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Акимов Олег Юрьевич
Сохранить в закладках