Развитие вспомогательных репродуктивных технологий, особенно суррогатного материнства, требует переосмысления материнства как феномена и понимания логики встраивания гестанционного материнства в структуры родства, поскольку материнство вышло за рамки диады «мать-ребенок» и расширилось до системы «суррогатная мать-ребенок-биологическая мать», что пошатнуло традиционные основы и смыслы, казалось бы, устойчивой и незыблемой конструкции родительства. Новые реалии формируют новые трактовки и новые роли материнства, ставя перед исследователями задачу описания тех, кто сегодня принимает решение стать суррогатной матерью, а именно - ее социального портрета и социального статуса. Социальный портрет помогает понять, кто становится суррогатной матерью и почему, - авторы перечисляют ряд демографических характеристик (возраст, место жительства, семейное положение, уровень образования и т. д.) и личностных черт, которые позволяют женщине выполнять эту сложную роль. Также авторы пытаются реконструировать общественное восприятие суррогатного материнства и то, как вовлеченные стороны (суррогатные матери, биологические родители, специалисты по репродукции) определяют позицию суррогатной матери в структуре родства. Проведенное авторами эмпирическое исследование позволило описать среднестатистическую суррогатную мать и ее статус в системе семейных отношений на основе сочетания методов экспертного интервью (с репродуктологами, репродуктивными психологами и агентами по рекрутингу, N=6) и репрезентативного опроса (N=1300). Согласно полученным данным, суррогатная мать в России - это, как правило, женщина 25-33 лет, имеющая 1-2 здоровых детей, часто одинокая мама или состоящая в повторном браке, со средним профессиональным образованием и невысоким доходом, проживающая в регионе. С психологической точки зрения эксперты отмечают ее «легкий взгляд на жизнь», простоту, ответственность и адекватное понимание ситуации. В общественном мнении суррогатная мать не включена в структуру родства, а выполняет временную функцию, после чего ее договорные обязательства считаются завершенными, т. е. суррогатная мать выполняет роль помощника в решении проблемы бесплодия (оказывает услуги по вынашиванию и рождению генетического ребенка пары), факт обращения к которому часто анонимизируется обеими сторонами для создания «нормального» образа семьи и снижения социального давления на суррогатную мать.
Статья посвящена анализу новейших англоязычных публикаций по исследованиям материнства (глубина поиска – три года, научная база – researchgate. net). В результате сформулированы основные исследовательские тренды: влияние материнства на карьеру и уровень доходов, влияние материнства на психосоциальное самочувствие женщины, материнство и цифровые технологии, одинокое материнство, материнство и возрастные особенности, материнство и вспомогательные репродуктивные технологии. Автор приходит к выводу, что исследования материнства имеют эволюционную направленность от биологического редукционизма к осмыслению социально-психологических факторов его становления и функционирования, обращены к субъектности матери. Ученые оперативно реагируют на общественные изменения и феномены, вносящие коррективы в привычные практики (пандемия, цифровизация, новые технологии, принимаемые законы и т. д.). Однако существенное влияние на формирование исследовательских полей и тональность дискурса имеет идеология и стремление соответствовать общественному и политическому запросу (что можно обнаружить в игнорировании одних проблем и избыточном анализе других, а также декларируемых принципах научных журналов). Ключевые слова
Исследование современного материнства приобретает особую актуальность, если ракурс рассмотрения смещается с сугубо медицинских и психологических тем в сторону социально-политического анализа. Увидеть мать не только в качестве репродуктивной единицы или субъекта заботы о ребенке, но и как полноценного участника социальных отношений со своими специфическими потребностями, потенциалом и практиками означает сделать шаг в сторону адекватных мер поддержки российских женщин.
Обращение к концепту «госфеминизм» в качестве исследовательской оптики позволяет оценить дискурсивное наполнение официальной, доминирующей позиции по вопросу материнства в России. Конкретизация способов воплощения категории «материнство» в государственной политике и массовом сознании требует внимания к трем группам маркеров, которые позволяют изучить специфическую динамику этого явления: нормативный, публичный и научный дискурсы.
В результате установлено, что российский госфеминизм носит синкретический характер с точки зрения идеологических паттернов, которые определяют его содержание. Так, на нормативном уровне традиционалистские ориентации соседствуют с проблематизацией гендерной асимметрии, социал-феминистскими трендами.
Публичный дискурс обнаруживает несколько вариантов «гендерного контракта» или моделей взаимодействия женщин-матерей со своими детьми, большинство из которых формируют сложные социальные ожидания, ставящие женщину в трудное положение.
Научный дискурс чаще ориентирован на исследование демографических аспектов идентичности матерей, нежели на анализ их культурных, религиозных или психологических различий, включая миноритарные параметры телесности, сексуальности, гендерной идентичности. Далеко не всегда авторы стремятся изучать анализируемую реальность как сложную и гетерогенную, допуская редукционистские подходы.
В некоторых случаях теоретические материалы носят подчеркнуто схоластический или спекулятивный характер.
Можно сделать вывод о невозможности универсальной доктрины, которая бы выражала всеобщие интересы или претендовала на разрешение всех противоречий, что побуждает к дальнейшему анализу реальных социальных практик матерей как комплексной характеристики нестабильной персональной идентичности.
Современное материнство структурно и содержательно отличается от опыта матерей предшествующих поколений, что во многом обусловлено технологиче-скими решениями, расширяющими границы семейной приватности и позволяющими жен-щинам балансировать между материнством и профессиональной сферой. Цель статьи — охарактеризовать и аналитически осмыслить значение цифровых площадок и виртуальных практик в жизни современных российских женщин, имеющих детей до 3 лет. Данное возрастное ограничение связано, во-первых, с институциональным закреплением трех-летнего периода как периода приоритета материнских функций над трудовыми, а во-вторых, с фактическим погружением матери в жизнь ребенка, максимальным сосредоточением на заботе и уходе за ним. На материалах авторского исследования (изучение социальных сетей и сообществ, онлайн-опрос, серия глубинных интервью) рассмотрены основные практики молодых российских матерей, реализуемые ими в виртуальной среде: обще-ние, обмен опытом и интеграция в материнское сообщество; поиск информации, товаров и услуг; репрезентация материнства; дистанционная занятость. Показано, что интерпре-тация значений цифровых материнских практик, определение их потенциала и рисков осложняются нехваткой данных о реальной повседневности российских матерей, а так-же отсутствием дискурсивной канвы и методологии.