Работы автора

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ (2024)

Мировое сообщество довольно давно пытается разрешить возникшие экологические проблемы, сократить и предотвратить последствия изменения климата. За последние десятилетия в этот процесс все больше включаются и университеты. Это связано с осознанием общемировых экологических проблем и собственного влияния на состояние экологии.

В статье подчеркивается необходимость скорейшего перехода вузов в раздел «зеленых» по ряду причин. Во-первых, этого требует экологическая ситуация и текущая степень экологического кризиса. Во-вторых, разработанные в России программы по сокращению углеродного следа и иные договоры международного уровня в сфере климатических изменений вынуждают различные институции менять подход к организации своей деятельности. В-третьих, всегда стоит помнить о том, что вузы готовят специалистов будущего и непосредственно в самой деятельности вузов должен отражаться данный подход – учет текущей работы в долгосрочной перспективе.

На данный момент в России процесс перехода вузов на рельсы устойчивости недостаточно широк, хотя из года в год наблюдается положительная динамика. Цель данной статьи – восполнить этот пробел, проанализировав российский и зарубежный опыт внедрения одного из принципов устойчивого развития (экологический) в образовательный процесс с различных точек зрения: студенческие движения, администрация вузов, правительство и бизнес. В качестве материала изучены практики российских вузов преимущественно за последние 5 лет.

В основной части статьи рассмотрена основная движущая сила вузов – студенты. Показаны возможности позитивных изменений за счет расширения влияния инициатив «снизу». Далее рассмотрены действия по экологизации со стороны администрации вузов, описаны траектории развития по двум направлениям работы: внешние – связанные с подготовкой будущих кадров, и внутренние – связанные с организацией собственной деятельности.

В заключение приведены данные о повышении интереса к инвестициям в сферу образования, связанным с устойчивым развитием, со стороны правительства и бизнеса, что обусловлено ежегодным усилением экологической повестки в национальной политике. Описаны реализованные проекты подобных коллабораций в регионах страны. В результате исследования выявлен потенциал для масштабирования аналогичных практик в других вузах. Приводятся рекомендации по внедрению в образовательный процесс принципов устойчивого развития, которые обеспечат передовое образование, по разработке экологической политики на основе существующих примеров из российской и зарубежной университетской практики.

Издание: УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ
Выпуск: № 2 (10) (2024)
Автор(ы): Шлентова Анастасия Артемовна
Сохранить в закладках