Для туристов разных возрастов все большую популярность приобретает экстремальный туризм. Многие туристы предпочитают активный отдых и экстремальные виды спорта вместо традиционного отдыха на пляже. В России нет ни одного субъекта федерации, где не было бы возможности развивать те или иные виды экстремального туризма. Регионы, не обладающие большими водными объектами, горными вершинами и вулканами, пещерами, выходом к морю и т. д., имеют возможности развивать на своей территории некоторые виды экстремального туризма. К их числу относится и Республика Мордовия. Экстремальный туризм в республике находится в стадии становления. Получили определенное развитие лишь отдельные виды туризма. Вместе с тем имеются благоприятные предпосылки для развития водного, наземного, воздушного и горного видов экстремального туризма. В статье показаны возможности развития сапсерфингом, сплавами на байдарках, каноэ, катамаранах, катания на вейкборде, водных лыжах, гидроциклах и т. д. Однако есть ряд сдерживающих факторов – отсутствие соответствующей инфраструктуры, низкий уровень информированности населения о возможностях региона, необходимость проведения маркетинговых исследований и широкой рекламной кампании, дефицит квалифицированных инструкторов и др. Цель статьи — охарактеризовать возможности республики для развития экстремального туризма. Объектом исследования выступает Республика Мордовия.
Мировой рынок услуг - это сектор мировой экономики, где осуществляется купля-продажа разных видов услуг. Услуги, представляя собой динамично развивающуюся отрасль, играют важную роль как в национальной, так и в мировой экономике, способствуя не только удовлетворению тех или иных потребностей людей и роста их благосостояния, но и содействуя привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, повышению конкурентоспособности отдельных предприятий и стран и т.д. Мировой рынок услуг отличается от товарного рынка вследствие особенностей производства и потребления самих услуг. Однако не все услуги могут быть объектом мирового рынка, а только те, которые относятся к категории «торгуемые услуги», т. е. они могут производиться в одной стране, а приобретаться - в другой. При этом в условиях глобализации мирового хозяйства и развития научно-технического прогресса всё большее число услуг переходит в разряд торгуемых услуг, и они отражаются в платёжном балансе страны. К их числу относятся и туристские услуги, которые включаются в статью платёжного баланса «Поездки». Услуги, несмотря на все барьеры, стоящие перед ними в последние годы (экономические, политические, медико-биологические и др.), продолжают оставаться в числе наиболее успешных секторов мирового хозяйства. В связи с этим, изучение структуры и тенденций развития сферы услуг способствует выработке более эффективной социально-экономической политики в стране.