Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Статья затрагивает проблемы аксиологической интеграции конкурсов профессионального мастерства в структуру психологической системы профессиональной деятельности молодых педагогов. Обозначена проблема того, что в некоторых ситуациях конкурсы профессионального мастерства, являясь формой дополнительного непрерывного профессионального образования, создают внутреннюю конфликтность у педагогов, тем самым препятствуя профессиональному и личностному развитию. Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются с позиции системогенеза деятельности, как способствующие повышению эффективности деятельности и социализации в профессии. Цель исследования. Установить взаимосвязь аксиологических составляющих профессионального мышления и результативности неформального непрерывного профессионального образования молодых педагогов. Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования являются системогенетический и ресурсный подходы. В качестве психологического диагностического инструментария использовался «Опросник терминальных ценностей» (И. Г. Сенин) и описание педагогической проблемной ситуации (М. М. Кашапов, И. В. Серафимович). Основным статистическим методом обработки полученных данных стал коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. Результаты. Установлено, что повышение у конкурсантов ценности креативных решений совместно с духовным удовлетворением, а также высокой значимостью профессиональной сферы сопряжены с увеличением результативности деятельности в конкурсе профессионального мастерства. На основании теоретического анализа и полученных эмпирических данных делается вывод о том, что принципы непрерывного неформального образования, реализующиеся в конкурсном движении, являются необходимыми, но не достаточными условиями для трансформации внешней мотивации молодого педагога во внутреннюю мотивационную детерминацию профессионального развития. Показано, что аксиологические составляющие профессионального мышления молодых педагогов могут рассматриваться как одно из условий преобразования внешней мотивации профессионального развития во внутреннюю, что способствует, в свою очередь преодолению внутренней конфликтности.
Публикация посвящена проблемным ракурсам и перспективным тенденциям современного непрерывного профессионального педагогического образования в России. Сегодня вопрос профессионального развития педагогов является актуальным, поскольку выстраивается единое образовательное пространство в Российской Федерации. Единая федеральная система научного методического сопровождения носит многовекторный и полисубъектный характер. В нее входят федеральные, региональные, муниципальные организации, элементы формального и информального образования, в том числе и на уровне образовательной организации. В таком многообразии педагогу достаточно сложно сориентироваться и выбрать те формы и направления, которые обеспечат его непрерывное профессиональное развитие. В статье представлены результаты исследования педагогических работников из разных регионов РФ, включая новые территории (n=6616). Уделено внимание рассмотрению представлений педагогов об используемых форматах непрерывного профессионального образования и внешних ресурсах профессионального развития. Акцентирована, с одной стороны, многоаспектность форматов постдипломного профессионального образования, с другой - эклектичность и неструктурированность при построении индивидуального образовательного маршрута. Как показывают результаты исследования, педагог более мотивирован на непрерывное профессиональное развитие внешней мотивацией (материальное и моральное стимулирование), чем внутренней. Приведены аргументы в пользу необходимости усиления и трансформации методического сопровождения педагогического сообщества - работников системы дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений и школ, системы профессионального образования. Полученные результаты могут представлять интерес для региональных органов исполнительной власти, органов муниципального самоуправления, системы дополнительного профессионального образования в целях создания эффективных условий непрерывного профессионального развития педагогических кадров.
Публикация посвящена анализу коллаборации регионального института развития образования и педагогического вуза в рамках сопровождения психолого-педагогических классов. Особое внимание уделяется интерсубъектности формирующегося при таком сотрудничестве ресурса, обеспечивающего необходимые условиях не только для создания классов психолого-педагогической направленности, но и для целостного сопровождения участников образовательных отношений. Сопровождение психолого-педагогических классов рассматривается как открытая и сложная система. В качестве методологической основы используется концепция системогенеза деятельности, при этом информационная основа для совместной деятельности эксплицируется через функциональные роли субъектов единой федеральной системы научно-методического сопровождения. В статье описываются роли субъектов в рамках взаимодействия и делается акцент на информационном и методическом, психолого-педагогическом, административно-управленческом сопровождении взрослых участников образовательных отношений. В процессе исследования заостряется внимание на изучении образовательного пространства непрерывной подготовки педагогических кадров, в том числе и для педагогических классов, показывается обеспечение преемственности различных этапов подготовки и профессионализации будущих педагогов, сопровождение администрации и учителей школ с профильными психолого-педагогическими классами. Раскрывается задача интегрирования в единую систему разнонаправленных форматов взаимодействия института развития образования с ключевым партнёром по сопровождению деятельности педагогических классов - педагогическим вузом. Также в статье анализируются функции, реализуемые ИРО в отношении сопровождения педагогов и руководящих работников школ с классами психолого-педагогической направленности. Детализированы три структурных компонента субсистемы взаимодействия регионального ИРО с педагогическим вузом при сопровождении психолого-педагогических классов. Результат взаимодействия школы с ИРО и педагогическим вузом рассматривается как индивидуальный маршрут интерсубъектного взаимодействия школы, обобщается накопленный общеобразовательными организациями опыт подобных маршрутов и его диссеминация. Сформулированы выводы о том, что субъекты единой федеральной системы научно-методического сопровождения, функции ИРО, направленные на консолидацию усилий и дополнение деятельности педагогического вуза, условия сотрудничества, определяющие тактические и стратегические ориентиры командной работы образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования являются структурными компонентами субсистемы взаимодействия регионального ИРО с педагогическим вузом при сопровождении психолого-педагогических классов.