Высокая дифференциация уровня жизни в границах сложноустроенного субъекта РФ актуализирует проблематику исследования детерминант финансового благосостояния населения. В статье проведён анализ четырёх групп данных по Тюменской области с входящими в её состав автономными округами за период 2013-2021 гг., включая: среднедушевые денежные доходы населения; структурные показатели баланса денежных доходов и расходов населения; объем вкладов и других привлечённых средства физических лиц (без учёта счетов эскроу); объем задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам-резидентам. Использованы методы сопоставления, построения диаграмм рассеяния, определения трендов. В итоге выявлен ряд детерминант финансового благосостояния. У населения автономных округов преобладает стремление к накоплению сбережений в виде наличных денежных средств (к 2021 г. сумма достигла 393 млрд рублей). Устойчивый дефицит сбережений в виде наличных денег на Юге Тюменской области (- 164 млрд рублей) покрывается избытком, образующимся в округах. Во всех трёх субъектах РФ происходит значительное снижение соотношения объёма вкладов населения относительно объёма задолженности по кредитам, что соответствует общероссийскому тренду. Благосостояние населения Юга Тюменской области следует рассматривать с учётом эффекта показательного потребления, обусловленного дифференциацией доходов приезжего и местного населения, а также различий поведенческих моделей, которые заключаются в более высокой расточительности у приезжих. Предложена возможность использования полученных результатов в рамках математического и нейросетевого моделирования процесса динамики благосостояния населения Тюменской области.
Социально-экономические условия Севера России оказывают значительное влияние на формирование финансовых отношений. Важное значение имеет специфика бюджетного механизма в сложноустроенных субъектах Российской Федерации, примером которых является Тюменская область с входящими в ее состав автономными округами. В данном макрорегионе существует уникальный пример перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами субъектов, организационно закрепленный в формате программы «Сотрудничество». Целью статьи является выявление особенностей перераспределения финансовых ресурсов между субъектами РФ в период 2015–2025 гг. в формате горизонтального бюджетного регулирования в рамках данной программы. Основными траекториями перераспределения являются: перемещение финансовых ресурсов в виде налога на прибыль организаций от места генерирования налога на Севере к месту его использования на Юге; частичный возврат в виде бюджетных инвестиций, оказания государственных услуг и иных межбюджетных трансфертов бюджетам автономных округов. В последние годы произошло полное вытеснение расходов на капитальное строительство и нарастание иных межбюджетных трансферов. Обнаружена прямая пропорциональность между объемом финансирования программы и коэффициентом перераспределения, который предложено рассчитывать как отношение иных межбюджетных трансфертов к налогу на прибыль организаций, поступающий в бюджет Тюменской области с территории автономных округов. Если тенденция на замещение финансирования в форме бюджетных инвестиций и оказания государственных услуг иными межбюджетными трансфертами сохранится, можно предположить изменение самого формата программы или пересмотр размера источника ее финансирования. Рассмотренный пример межрегионального горизонтального перераспределения финансовых ресурсов может быть интересен регионам Дальнего Востока, имеющим схожую отраслевую структуру с преобладанием добывающего сектора экономики. Отдельные элементы механизма перераспределения финансовых ресурсов могут быть полезны в рамках интеграционных процессов в новых регионах России.