Публикации автора

Социальные последствия платформенной самозанятости (2025)

Современный рынок труда трансформируется под воздействием ускоренного развития цифровых технологий и внедрения цифровых платформ. Цифровая платформа представляет собой информационную систему, объединяющую различные типы акторов (представители государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, физические лица и др.) и позволяющую им обмениваться цифровыми продуктами, услугами и информацией в цифровом пространстве. Платформенная занятость представляет собой гибкую форму организации труда, при которой взаимодействие между акторами осуществляется через такие цифровые платформы. Наиболее распространенными видами платформенной занятости являются онлайн-фриланс, доставка, логистика и образование. Современные самозанятые частично или полностью перенесли часть своих трудовых функций на цифровые платформы. Важно отметить, что не все самозанятые трудятся на цифровых платформах. И в платформенную занятость включены не только самозанятые, но и другие категории работников. Рост платформенной самозанятости влечет за собой многочисленные социальные последствия: как положительные, так и отрицательные. Среди них: снижение уровня социальной защиты, ухудшение условий труда, рост неравенства и отсутствие стабильности труда. Данная статья основана на результатах опроса тех самозанятых, кто осуществляет свою профессиональную деятельность через цифровые платформы и столкнулся с первым опытом анализа и оценки опыта своей профессиональной деятельности на цифровой экосистеме самозанятости. Главный вывод исследования: большинство самозанятых согласны (62,32%) с утверждением, что сегодня в России созданы благоприятные условия осуществления профессиональной деятельности. Основными социальными последствиями платформенной самозанятости можно назвать следующие. Среди платформенных самозанятых женщин больше, чем мужчин (70,43% и 29,57%). Средний возраст самозанятых — 35 лет. Основными видами деятельности для опрошенных платформенных самозанятых являются: информационные услуги (23,1), бытовые (12,5) и образовательные (11,7). Самозанятые активно пользуются цифровыми платформами и сервисами в своей профессиональной деятельности (52,49%). Основными цифровыми сервисами для них являются соцсети, видеохостинги, мессенджеры, почта, связь (приложения МТС, “Билайн”, “Мегафон”, “ВКонтакте”, “Одноклассники”, Telegram, Rutube, “Почта Mail. ru”, “Яндекс почта” и др.) (73,42%). Главными преимуществами в использовании цифровых платформ и сервисов по сравнению с традиционными (без использования интернета) названы: удобство и доступность 24/7 (68,77%), экономия времени (55,48%), возможность работы удаленно (44,85%). Самозанятым не хватает следующих цифровых ресурсов: для поиска заказчиков и клиентов (42,75%), образовательных курсов и тренингов по развитию своего дела (35,69%), платформ для оформления и подписания договоров онлайн и сервисов для продвижения товаров и услуг через социальные сети (по 20,78%). При этом, большинство самозанятых (64,12%) не пользуются никакими мерами социальной поддержки, но нуждаются в следующих видах поддержки: финансовой (субсидии, гранты и др.) (16,94%), в аренде рабочего пространства (9,97%), содействии в продвижении в интернете (8,97%), в образовательных программах, в тренингах, налоговых льготах и вычетах (по 8,64%).

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 31 № 4 (2025)
Автор(ы): СВЕРДЛИКОВА ЕЛЕНА АЛЬБЕРТОВНА, Селезнёва Алёна Сергеевна
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА (2025)

Статья посвящена анализу социально-экономического воздействия регионального спорта и физической культуры на здоровье населения и производительность труда. Основной задачей исследования является выявление взаимосвязи между физической активностью, уровнем заболеваемости и экономической эффективностью, а также оценка роли инвестиций в спортивную инфраструктуру. В работе применены методы статистического анализа, сравнительное исследование данных, а также изучение существующих государственных стратегий и корпоративных инициатив по развитию физической активности среди населения. Авторы приходят к выводу, что регионы с высоким уровнем вовлеченности населения в физическую культуру демонстрируют относительно низкий уровень заболеваемости, который способствует снижению нагрузки на систему здравоохранения и социальных выплат. Развитие спортивной инфраструктуры оказывает положительное влияние на рост производительности труда за счет сокращения больничных дней, повышения физической и психоэмоциональной устойчивости работников. Кроме того, инвестиции в массовый спорт и проведение крупных спортивных мероприятий благоприятно сказывается на привлечении инвестиций, развитии туризма и создании рабочих мест.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 2 (2025)
Автор(ы): Косников Сергей Николаевич, СВЕРДЛИКОВА ЕЛЕНА АЛЬБЕРТОВНА, Михайлова Ольга Николаевна, Минайченкова Екатерина Игоревна
Сохранить в закладках
УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЛОЯЛЬНОСТЬЮ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (2025)

В статье уточняются базовые аспекты сущностной составляющей потребительской лояльности, способствующие расширению теоретико-методологического пространства для построения эффективного управленческого механизма в данной области. Лояльность потребителей обладает максимальной актуальностью для предприятий всех направлений предпринимательской деятельности в условиях макроэкономической неопределенности и агрессивной конкуренции. В работе уделено внимание исследованию управления потребительской лояльностью в гостиничном бизнесе в рамках региональной экономической системы. Лояльность потребителей играет важнейшую роль в достижении коммерческого успеха предприятий гостиничной индустрии. Лояльность представляет собой процесс формирования длительных отношений с клиентом на основе его эмоциональной привязки к бренду, имеющей выражение в системной потребительской активности. Важным аспектом существующих закономерностей в гостиничном бизнесе является осознание необходимости создания условий не только для привлечения клиентов, но и для их удержания. Генерирование эффекта разовой покупки не принесет устойчивости компании в конкурентном пространстве, но выстраивание стратегических коммуникаций с клиентами позволит гарантировать потенциал долгосрочного успеха. Потребительская лояльность в гостиничном пространстве является инструментом антикризисного управления и источником приобретения дополнительной клиентской активности, она выступает в качестве инвестиционного актива стратегического успеха, позволяет тиражировать положительный контент в потребительской среде, участвует в создании благоприятного имиджа, позволяет стабилизировать финансовые потоки. Каждый из представленных аспектов проявляет свою значимость по-разному на длительном этапе жизненного цикла гостиничного предприятия, но в целом они создают синергетический эффект, который расширяет потенциал коммерческого развития. Таким образом, фундаментальная основа лояльности формируется в рамках устойчивого психологического образа потребителя относительно благоприятных последствий использования того или иного продукта или услуги.

Издание: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Выпуск: Том 16, №1 (46) (2025)
Автор(ы): Золкин Александр Леонидович, Чунихина Анна Александровна, СВЕРДЛИКОВА ЕЛЕНА АЛЬБЕРТОВНА, Колосова Ольга Анатольевна
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ САМОЗАНЯТЫХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА (2024)

В статье анализируется опыт исследования феномена социального самочувствия на примере самозанятого населения. Социальное самочувствие является многомерным феноменом. Данный феномен включает в себя несколько значимых характеристик. Социальное самочувствие является одним из основных показателей оценки состояния общества, различных социальных групп и отдельных людей. В частности, ценностно-эмоциональное отношение индивида к своему социальному положению, возможности удовлетворения своих потребностей, интересов, а также совокупность оценок, которые люди дают себе, своим повседневным взаимодействиям друг с другом, с социальными институтами, сообществами и обществом в целом. В условиях цифровизации и трансформации рынка труда процесс легализации самозанятых в виде налога на профессиональный доход создает большие возможности развития данного института. Представляется актуальным и мониторинг исследования социального самочувствия самозанятых в ходе этого эксперимента, что, безусловно, повлияет на его эффективность и результативность. Дизайн данного исследования представляет собой анализ социального самочувствия самозанятых в Российской Федерации. Целью данного исследования было выявление взаимосвязи между различными характеристиками социального самочувствия самозанятых в России: субъективными оценками своего социального положения, уровнем удовлетворения своих потребностей и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Основным методом эмпирического исследования послужил анкетный опрос в онлайн формате (N=504). В нем участвовали самозанятые граждане РФ, уплачивающие НПД. В ходе исследования выявлены следующие основные взаимосвязи между субъективными оценками социального самочувствия самозанятых и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Уровень материального благосостояния у большинства - средний, при этом доступ к формам досуга и свободного времени варьируется от просмотра ТВ, чтения книг и журналов до занятий спортом, рукоделия, посещения кино, театра. Жизненные стратегии у самозанятых связаны с дальнейшим наращиванием потенциала самозанятости, увеличением дохода, свободного графика, планированием своей дальнейшей деятельности. Эмоциональное состояние самозанятых - положительное. Доступ к основным ресурсам развития - высокий. Самоидентификацию связывают со свободным доступом к различным источникам развития: образовательным платформам, наличию средств для приобщения к ценностям науки и искусства, а также с причастностью к традиционным ценностям российской культуры: любовью к стране (большинство не собирается уезжать из страны), государству, семье, обществу (друзьям, коллегам). Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что исследование социального самочувствия является важным критерием и показателем адаптации самозанятого населения к новым условиям, сложившимся за последние годы на российском рынке труда и связанным, прежде всего, с процессами цифровизации российской экономики. Исследование феномена социального самочувствия самозанятых в условиях цифровизации и изменений на рынке труда позволяет также выявить отдельные проблемы и тенденции развития процесса институционализации самозанятости в российском обществе.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 1 (2024)
Автор(ы): Селезнёва Полина Юрьевна, СВЕРДЛИКОВА ЕЛЕНА АЛЬБЕРТОВНА
Сохранить в закладках