Работы автора

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА – 2025: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БЮДЖЕТА (2025)

Налоговая реформа 2025 г. стала одним из масштабных изменений за последние десятилетия. Радикальные изменения налогового законодательства, принятые в рамках налоговой реформы, вызывают множество вопросов среди представителей малого и среднего бизнеса. Этим обусловлена актуальность темы исследования.

Цель исследования – проанализировать наиболее важные изменения, вводимые в налогообложение бизнеса в связи с объявленной налоговой реформой. Задачи исследования – на основе изучения изменений в налоговом законодательстве, включая вопросы налогообложения малого бизнеса в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выявить как положительные, так и отрицательные стороны налоговой реформы, оценить степень их влияния на состояние бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Материалы и методы. Информационной базой исследования явились данные отчетов Федеральной налоговой службы Российской Федерации о начислении и поступлении налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы страны, отчеты о налоговой базе и структуре начислений по налогам, по которым предусмотрены изменения, федеральные законы, которыми внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Исследование проведено с применением общепринятых в экономике методов исследования: анализа и синтеза, обобщения, сравнения и др.

Результаты. Рассмотрены основные направления налоговой реформы – 2025. Произведена сравнительная оценка поступлений налогов в 2020 и 2023 гг. Выявлены следующие тенденции: налоговые изменения направлены на увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прежде всего федерального бюджета.

Выводы. Налоговые изменения в основном носят фискальный характер, повысится налоговая нагрузка не только на бизнес, а также на физических лиц (как прямо – с введением прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, так и опосредованно, через увеличение налогового бремени на бизнес с последующим перенесением его на конечных потребителей), что в итоге приведет к увеличению поступлений в бюджет. В связи с проведением налоговой реформы нагрузка на бизнес возрастет, доходы бюджетов увеличатся, однако положение региональных и местных бюджетов не улучшится.

Издание: OECONOMIA ET JUS
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Зотиков Николай Зотикович
Сохранить в закладках
СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)

Актуальность темы исследования обусловлена ролью и местом налога на прибыль в доходах региональных бюджетов. В отличие от других налогов налог на прибыль предусматривает множество методов оптимизации налога, применение которых снизит налоговую нагрузку на налогоплательщика и в то же время уменьшит налоговые доходы региональных бюджетов. Государство признает и принимает оптимизацию налога, если она основана на положениях действующего налогового законодательства. Под налоговой оптимизацией понимается деятельность налогоплательщика, направленная на снижение налоговых платежей и приводящая к увеличению финансового результата, включающая использование всех предоставленных действующим законодательством налоговых льгот, налоговых освобождений и других законных преимуществ. Применение отдельных методов оптимизации зависит от самого налогоплательщика, а некоторых - от органов региональной власти, например, инвестиционный налоговый вычет. Цель статьи - исследование практики применения методов оптимизации налога на прибыль и их влияния на доходы бюджетов, доходы организаций. Применены общепринятые методы исследования: анализ и синтез, обобщение, группировка, табличный метод и др. Статья основывается на официальных данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, чем обеспечивается достоверность использованных в исследовании данных.


Издание: УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: Т. 12 № 1 (2024)
Автор(ы): Зотиков Николай Зотикович
Сохранить в закладках
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ (2024)

В Российской Федерации (далее - РФ, Россия), являющейся федеративным государством, имеющей трехуровневую бюджетную систему, предполагается наличие налогового потенциала на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. С помощью налогов формируется финансовая основа органов местного самоуправления, обеспечивается социально-экономическое развитие муниципальных образований. В развитых странах муниципальные бюджеты формируются в основном за счет налогов, закрепленных за ними. В России же они продолжают оставаться наиболее проблемным звеном в бюджетной системе страны. Цель статьи - исследование влияния закрепленных за местными бюджетами налогов на формирование налогового потенциала муниципальных образований. Задачи - анализ и оценка доходов местных бюджетов РФ в динамике, обоснование направлений увеличения налогового потенциала. Методологическая база исследования основывается на системном подходе, в рамках которого использовались следующие методы: анализ и синтез, обобщение, группировка, табличный и др. Исследованием установлено, что на протяжении последних лет с введением Налогового кодекса России для большинства муниципальных образований сохраняются проблемы недостаточности налоговых и неналоговых поступлений, низкий уровень налогового потенциала, преобладание в их бюджетах межбюджетных трансфертов. Вследствие усиливающейся централизации налоговых доходов повышается степень зависимости муниципальных образований от федерального центра. Без фактического увеличения налогового потенциала муниципалитетов развитие региональной экономики невозможно. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности при разработке экономической политики муниципального развития.

Издание: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 7 (2024)
Автор(ы): Зотиков Николай Зотикович
Сохранить в закладках