Работы автора

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ХРОНОТОП ПОВСЕДНЕВНОСТИ (2024)

В статье рассматривается бытие как неразрывная целостность человека и его окружающего мира. Подлинное бытие выделяется через индивидуальные переживания, представляя собой основу для экзистенциального опыта существования в мире. Отдельное внимание уделяется понятию «хронотоп», введенному российскими мыслителями М. М. Бахтиным и А. А. Ухтомским.

Хронотоп рассматривается как единство пространства и времени с определенной пространственно-временной глубиной, выражающей культурные и художественные смыслы. В контексте современной философии авторы обращаются к идеям Бахтина через призму теории хронотопа, представленной Ю. Кристевой. Структура восприятия, описанная Ухтомским, анализируется с точки зрения физиологического восприятия, выступая основой для общей бытийной структуры предвосхищения будущего состояния или события.

В общефилософском контексте хронотоп рассматривается как пространственно-временная глубина, выраженная в индивидуальных и общих аспектах бытия.

Исследование подчеркивает важность хронотопа как неотъемлемой черты сущности бытия, анализируя его в свете физических теорий относительности Эйнштейна и пространственно-временного континуума Минковского. Время и пространство рассматриваются как взаимозависимые модусы, несмотря на их относительный характер.

Таким образом, предлагается понимание хронотопа в контексте социокультурных и философских изменений.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Автор(ы): Селюков Сергей Александрович, ВОЛКОВА В. А.
Сохранить в закладках
Трансформации «традиционной повседневности» в парадигме современной трансгрессивной культуры (2024)

Одним из максимально выраженных специфических параметров современной социокультурной ситуации выступает ее трансгрессивный характер. Хотя исследование культурной трансгрессии имеет долгую и плодотворную историю (включая работы таких признанных авторитетов, как Гегель, Батай, Фуко и др.), в новых исторических реалиях этот вопрос обретает и новые смысловые разрешения ‒ например, в сфере исследования повседневности, поскольку сегодняшняя повседневность сама по себе демонстрирует выраженную трансгрессивность. Проблемой современного исследования трансгрессивных практик повседневной жизни является недостаточная разработанность концептуально-теоретического и эмпирического инструментария таких исследований. Мы предлагаем рассматривать трансгрессии повседневности на двух взаимосвязанных уровнях: прагматическом и метафизическом.

Издание: НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 10, Выпуск №2 (2024)
Автор(ы): Селюков Сергей Александрович
Сохранить в закладках