В статье рассматривается бытие как неразрывная целостность человека и его окружающего мира. Подлинное бытие выделяется через индивидуальные переживания, представляя собой основу для экзистенциального опыта существования в мире. Отдельное внимание уделяется понятию «хронотоп», введенному российскими мыслителями М. М. Бахтиным и А. А. Ухтомским.
Хронотоп рассматривается как единство пространства и времени с определенной пространственно-временной глубиной, выражающей культурные и художественные смыслы. В контексте современной философии авторы обращаются к идеям Бахтина через призму теории хронотопа, представленной Ю. Кристевой. Структура восприятия, описанная Ухтомским, анализируется с точки зрения физиологического восприятия, выступая основой для общей бытийной структуры предвосхищения будущего состояния или события.
В общефилософском контексте хронотоп рассматривается как пространственно-временная глубина, выраженная в индивидуальных и общих аспектах бытия.
Исследование подчеркивает важность хронотопа как неотъемлемой черты сущности бытия, анализируя его в свете физических теорий относительности Эйнштейна и пространственно-временного континуума Минковского. Время и пространство рассматриваются как взаимозависимые модусы, несмотря на их относительный характер.
Таким образом, предлагается понимание хронотопа в контексте социокультурных и философских изменений.
Одним из максимально выраженных специфических параметров современной социокультурной ситуации выступает ее трансгрессивный характер. Хотя исследование культурной трансгрессии имеет долгую и плодотворную историю (включая работы таких признанных авторитетов, как Гегель, Батай, Фуко и др.), в новых исторических реалиях этот вопрос обретает и новые смысловые разрешения ‒ например, в сфере исследования повседневности, поскольку сегодняшняя повседневность сама по себе демонстрирует выраженную трансгрессивность. Проблемой современного исследования трансгрессивных практик повседневной жизни является недостаточная разработанность концептуально-теоретического и эмпирического инструментария таких исследований. Мы предлагаем рассматривать трансгрессии повседневности на двух взаимосвязанных уровнях: прагматическом и метафизическом.