Цель исследования выявить особенности корпоративной социальной ответственности и ESG стандартов как фактора устойчивого развития и роста конкурентоспособности предпринимательского и общественного секторов. Анализ тенденций становления корпоративной социальной ответственности в российской и зарубежной бизнес-практике, определение особенностей становления и развития социально ответственного бизнеса в государствах Африки, в том числе, в нефтегазовой отрасли, а также исследование систем взаимосвязей концепции корпоративной социальной ответственности с концепциями устойчивого развития, социально ответственного инвестирования, корпоративной эффективности, корпоративного гражданства, создания общих ценностей, экологической ответственности позволило прийти к следующим выводам. Выводы. Для оптимизации стратегии устойчивого развития необходима национальная модель корпоративной социальной ответственности, основанная на единых правилах социальной ответственности для всех участников предпринимательского и социального взаимодействия. Государственная регуляторная политика должна сосредоточиться на совершенствовании законодательной базы, стимулирующей компании и организации к развитию стратегий социальной ответственности. Для создания предпосылок устойчивого развития в нефтегазовой отрасли необходимо разработать модель корпоративной социальной ответственности, которая учитывает как национальные, так и международные аспекты. Предложено рассматривать ESG концепцию как инструмент, с помощью которого компании интегрируют принципы социальной ответственности в свою основную деятельность.
Целью исследования является рассмотрение правовых аспектов и актуальных вопросов кибербезопасности и особенностей киберпреступности в сфере информационно-коммуникационных технологий в российском и зарубежном праве. Методы исследования заключаются в сравнительно-правовом анализе действующего российского и зарубежного законодательства и практики его применения, а также формально-логическом исследовании понятийного аппарата, содержания и структуры предмета исследования.Результаты исследования позволяют авторам сформулировать оригинальное понимание правового содержания киберпреступности, которое охватывает не только правонарушения, совершенные с использованием компьютерной техники, но и иного информационно-коммуникационного оборудования и средств, включая компьютерные программные средства. Стремительное распространение киберпреступности, появление новых форм организованной преступности, использующей глобальную сеть Интернет, спланированные и хорошо организованные кибератаки на критическую инфраструктуру государства и частных компаний свидетельствует о формировании особого направления преступности - преступность в сфере кибербезопасности и информационных технологий, которая выходит за рамки традиционного понимания преступности в сфере информационных технологий и средств связи. Авторы пришли к выводу о необходимости концептуального оформления теоретических и методологических начал, разработки основ правопорядка в сфере кибербезопасности, уточнение понятийного аппарата и специфики регулирования как в сфере публично-правового, так и частно-правового регулирования сферы кибербезопасности, а также формирования нового направления криминологии в сфере киберпреступности (киберкриминологии) как социального феномена, во многом порожденного цифровизацией и информатизацией общества.Научная новизна исследования заключается в обосновании концептуальной оценки противодействия киберпреступности как элемента национальной кибербезопасности, а также обоснованию специального направления криминологии - киберкриминологии.
Цель работы: показать правовые проблемы при развитии и внедрении искусственного интеллекта в российской действительности.
Результат. Сделан обзор темы для России, США и Китая. Хотя Россия по использованию искусственного интеллекта находится на 10-м месте в мире, однако его внедрение идет быстрыми темпами. Авторам хотелось показать (и предостеречь), что внедрение того, что называют искусственным интеллектом, развивалось еще в СССР. Один из авторов еще в 1970 году создал лабораторию машинного проектирования для автоматического
проектирования 13-слойных печатных плат бортовых вычислительных машин (авиакосмических комплексов).
К 1980 году в СССР были сотни подразделений в самых разных областях техники, которые занимались автоматизацией проектирования и управления. Развитие автоматизации остановилось в России в связи с остановкой развития промышленности в стране — практически полностью было ликвидировано пассажирское самолетостроение, станкостроение, приборостроение и только в последние годы страна опомнилась и начала говорить о развитии промышленности. Правда, на примере самолетостроения мы видим, что даже давно испытанные и ранее выпускавшиеся пассажирские самолеты никак не начнут выпускаться.
На пути внедрения искусственного интеллекта — не только искусственные преграды в лице нерадивых чиновников, но и объективные обстоятельства: отсутствие правовой базы.
Практическая ценность: настоящая работа является дополнением статьи авторов «Правовые горизонты технологий искусственного интеллекта: национальный и международный аспект» (журнал «Вопросы кибербезопасности», № 1 за 2024 год) и может быть полезной при разработке правовой базы.